Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Здоровый образ жизни

Спортивные шаги по-башкирски

Школьный уклад – вещь тонкая. В каждой школе он имеет свой почерк. В нашей внушительных размеров стране это тем более заметно. В каждом регионе – свои особенности и свои привычки. В Республике Башкортостан тон школьному укладу задают здоровый образ жизни, любовь к спорту и стремление управленцев – от директоров школ до руководителей управлений образования – предоставить возможность детям и учителям проводить свой досуг с пользой для здоровья.

Что стоит за этими словами? Разве можно при небогатой нынче (а местами и вовсе позорно устаревшей) материальной базе школ по-настоящему вести речь о спорте? Оказывается, в Башкортостане можно. И дело здесь не только в деньгах (в Башкирии сосредоточено множество нефтеперерабатывающих и химических предприятий – это ни для кого не тайна). Дело именно в отношении к здоровью и спортивным занятиям, которые помогают любому человеку чувствовать себя успешным и счастливым.

Последний тезис полностью разделяют, к примеру, коллективы школ Советского района Уфы. Чем занимаются обычно руководители ОУ и педагоги в каникулы? Подтягивают «хвосты», заполняют журналы, пишут всевозможные отчеты. Ну а если уж время свободное осталось, то святое дело потратить его на семью, отдых, домашние дела. Однако в Советском районе директора и учителя школ находят время и для спортивных состязаний с коллегами. Вот уже шесть лет подряд каждые каникулы (кроме летних) в районе проводятся спартакиады работников образования (в соответствии со специальным Положением). Для состязаний между школьными учительскими командами и командой директоров каждый раз выбираются разные виды спорта. Скажем, в этом году зимой были лыжные гонки, волейбол, дартс, настольный теннис; в весенние каникулы – веселые старты со всевозможными эстафетами. Присутствуя на стартах, я от души порадовалась: забыв обо всем на свете, педагоги увлеченно бегали, соревновались и болели друг за друга, не испытывая ни малейшей неловкости от того, что кто-то вместо спортивных брюк надел джинсы, а вместо кроссовок – теплые носки.

Эстафеты учителей проходят под лозунгом «Спорт и труд рядом с учителем идут»

Организаторами действа из года в год выступают районный отдел образования, районная организация профсоюза, РМО учителей физкультуры и начальник ДОЭЦ «Чайка». Жюри, подводящее итоги состязаний, также состоит из представителей этих организаций. В процессе судейства выбираются как команды-победители в отдельных видах спорта, так и победители в общекомандном зачете. Для первых предусмотрены грамоты и сладкие призы, для вторых – призы посерьезнее. Так, команде школы-победительницы вручают атлетическую скамью, второе место поощряется велотренажером, за третье вручают степпер. Все эти тренажеры впоследствии устанавливаются в школах, и ими уже могут пользоваться все члены педколлектива. По словам начальника отдела образования администрации Советского района Уфы Ильдара Зулькарнаева, с каждым годом в спартакиаде принимают участие все больше педагогов и директоров школ. «Специальным призом мы стараемся поощрять и самого активного директора школы, чей коллектив в наиболее полном составе принимает участие в состязаниях, – рассказывает Ильдар Адгамович. – Благодаря таким соревнованиям наши учителя получают заряд бодрости и улыбок, время для общения с коллегами в неформальной обстановке. И, разумеется, мы благодарны коллективу школы № 27, который принимал всех участников спартакиады нынешнего сезона. Эта школа ведет свою историю с 1932 (!) года, но в новых стенах работает первый учебный год (взамен обветшавшего двухэтажного школе построили новое здание в четыре этажа). Оно сделано с учетом всех современных стандартов и требований к школьным зданиям и, помимо просторных холлов и великолепных кабинетов, имеет два прекрасных спортивных зала».

Другая новая школа Уфы – Национальная башкирская гимназия № 158 им. М.Карима – тоже распахнула свои двери только 1 сентября 2006 года. И так же, как и 27-я, может похвастаться двумя новенькими спортивными залами – большим и малым. Уникальность большого спортзала в том, что здесь установлен один из высочайших крытых скалодромов в России – его высота 14 метров. И хотя гимназия работает совсем недавно, она уже успела принять на своем скалодроме участников одного из этапов Чемпионата России по скалолазанию в октябре 2006 года. Идея установки скалодрома в гимназии принадлежит администрации Кировского района Уфы и Федерации скалолазания России. Все это сделано на их средства, и теперь федерация имеет прекрасную базу для тренировок, а гимназисты и учащиеся других школ Уфы, увлекающиеся этим видом спорта, – возможность для регулярных тренировок.

Гимназия является также обладателем прекрасного хореографического зала, замечательных светлых кабинетов, но главное – мощной оздоровительной базы, которая занимает нижний этаж одного из корпусов. Кабинеты, оснащенные современным оборудованием, начнут работать уже этим летом. Детям предложат такие процедуры, как фитолечение, ингаляции, прогревание, электросон и т.д. Начиная с нового учебного года оздоровительный блок станет работать постоянно, проводя профилактику простудных заболеваний, сколиоза, миопии. Директор гимназии Файзулла Абдрафиков убежден: возле кабинетов оздоровительного центра необходимо обустроить зону отдыха. «Мы поставим уютные диваны, развесим на стенах картины, украсим пространство комнатными растениями, – делится директор планами. – Хочется сделать этот уголок местом отдыха детей и педагогов. Пусть это будет такое пространство, где можно отдохнуть, побыть в тишине, расслабиться. И для детей, и для учителей это очень важно».

Школьный уклад уфимской школы № 34 – особая история. Особая потому, что в это образовательное учреждение каждое утро съезжаются дети из шести близлежащих поселков. Хотя школа и имеет статус городской, ее местоположение обязывает принимать ребят из окрестных сел.

Когда едешь из аэропорта в столицу Башкирии, первое, что видишь при въезде в город, – это современное здание школы, возвышающееся на небольшой горке, справа от дорожной магистрали. С одной стороны от школы – река Белая, с другой – ближайший к школе поселок. Дети из него приходят в школу пешком. Других привозят на школьном автобусе. В частности, из поселка Торфяной, в котором всего четыре дома.

«У нас есть трудные дети, – открыто признает директор школы Зайтуна Зайнашева. – Все они находятся на внутришкольном контроле. С такими учениками и их родителями у нас постоянная связь. Если ребенок в школу не пришел, мы начинаем разыскивать его, звонить родителям. Бывает и так, что едем в поселок, где он живет, находим его, скрывающегося от дома и учебы, и привозим в школу. Заставить таких детей учиться, конечно же, нельзя. Но их можно заинтересовать. Скажем, наши трудные ребята участвуют во всех спортивных секциях. Мы всегда посылаем их на туристические слеты. Один наш мальчик неоднократно занимал призовые места на республиканских шахматных состязаниях, хотя был из таких трудных детей».

В 44-й школе воспитывают будущих чемпионов бальных танцев

Школа не скрывает, что у ее воспитанников нет стопроцентной успеваемости. Но коллектив педагогов считает своим долгом заботиться о каждом ученике, находить для каждого такое занятие, в котором он сможет проявить себя и создавать в школьных стенах атмосферу добра, успеха и веры в свои силы. Спортивные секции, кружки, клубы по интересам, филиал музыкальной школы (он начнет работать со следующего учебного года) – все это выглядит как своеобразный культурный центр для окрестных сел.

Выполняет школа отчасти и роль поликлиники. Ведь в поселках с медицинским обслуживанием сейчас туговато. А тут работает оздоровительный центр, под который отведен целый блок на втором этаже. «Польза от нашей оздоровительной базы огромная, – рассказывает зам. директора по воспитательной работе Татьяна Гуняшова. – Когда в нынешнем году в школах Уфы была эпидемия гриппа, у нас явка детей оставалась на уровне 90 процентов, в то время как в других школах приходило на занятия около 60 процентов детей. Эту тенденцию мы отмечаем не первый год. План работы медиков утверждает директор, но подчиняются все наши врачи поликлинике. Там же получают и зарплату». Помощь от врачей, постоянно присутствующих в школе, – значительная. Есть кабинет со специальной мебелью для массажа, для учащихся организуется фитотерапия, электросон, лечебная гимнастика в специально оборудованном зале. В случае необходимости врачи привозят из поликлиники дополнительное оборудование, проводят узи.

Еще один яркий пример формирования спортивного школьного уклада – школа № 44 Уфы. Здание 1937 года постройки, в войну выполняло роль госпиталя. Впоследствии к нему была сделана пристройка, а еще позже – оборудованы специальные помещения под каток и теннисный корт. Они расположены рядом со школой, под специальными металлическими навесами. Таким образом, каток полностью защищен от идущего зимой снега и его не надо чистить, в помещении же корта есть и отопление, и вентиляция, и потому заниматься там можно круглогодично.

Директор школы Александр Толстоноженко убежден в том, что без партнерства сегодня школе ничего не осилить. Спортивная база школы – предмет его особой заботы. «Я создаю условия для занятий, чтобы ко мне приходили тренеры из детских спортивных школ, различных секций и мои ученики имели бы возможность заниматься у профессионалов, – говорит Александр Леонидович. – К примеру, на нашей спортивной базе буквально выросла команда по настольному теннису. Приобретение профессиональных столов для игры, формы, обучение ребят финансировала наша местная фирма «Башинформсвязь». Хоккей и фигурное катание, бальные танцы и кикбоксинг, занятия на силовых тренажерах – у нас есть масса возможностей для увлеченных спортом».

Забота о здоровье детей и воспитание будущих спортсменов – эти два направления в Башкортостане считаются приоритетными. Для этого выделяются средства, расширяются и оснащаются помещения давно построенных школ, строятся новые образовательные учреждения с современным оборудованием.

Обязана ли школа давать только знания или все же должна заботиться и о здоровье тоже? Очевидно, что не каждый ребенок станет «эйнштейном», и потому создание в школе оздоровительно-спортивного уклада видится весьма дальновидным и разумным шагом.

Яна САРТАН,
Москва – Уфа – Москва

Рейтинг@Mail.ru