Практика
Организация социальногуманитарного
профиля в средней школе1
Появление сетки часов
социально-гуманитарного профиля в Федеральном
базисном учебном плане говорит о важности и
значении гуманитарного образования: предметы
социально-гуманитарного цикла позволяют
сформировать у учащихся школы необходимые
«жизненно важные» компетентности2.
Итак, что это за компетентности, в
каких сферах они лежат?
– В семейно-бытовой (вести себя
сообразно нравственным и правовым нормам,
активно участвовать в жизни семьи и решении ее
проблем);
– в сфере трудовой деятельности
(быть способным самостоятельно заключать и
добросовестно исполнять трудовой договор,
соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно
пользоваться льготами для работников,
совмещающих работу с учебой);
– в сфере гражданско-общественной
деятельности и межличностных отношений (поступать
в соответствии с нравственными и правовыми
нормами, грамотно взаимодействовать с
государством и важнейшими институтами
гражданского общества);
– в сфере отношений в
многонациональном и многоконфессиональном
обществе (проявлять толерантность,
конструктивно взаимодействовать с людьми
различных национальностей и вероисповеданий);
– в сфере массовой коммуникации
(быть способным находить необходимую социальную
информацию, критически воспринимать информацию
и рекламу, передаваемую по каналам СМИ)3.
Кроме того, по мнению академика Л.Н.
Боголюбова4, возраст
старшеклассников 15–17 лет представляет собой
особый этап социализации. Именно в этот период
«существенно расширяется дееспособность
индивида: в 14 лет он получает паспорт, с 15 лет
может поступать на работу и самостоятельно
заключать трудовой договор с работодателем; с 14
лет вправе самостоятельно, без согласия
родителей распоряжаться своим заработком,
стипендией и иными доходами, вносить вклады в
кредитные учреждения и распоряжаться ими,
совершать мелкие бытовые сделки и
самостоятельно нести по ним имущественную
ответственность; с 14 лет подлежит уголовной
ответственности за многие преступления, включая
убийство, грабеж, кражу, хулиганство и т.п., а с 16
лет – уголовную ответственность по любым
преступлениям; с 16 лет, если он работает по
трудовому договору или если в соответствии с
законом он до 18 лет вступил в брак, – он может
быть объявлен полностью дееспособным, т.е. своими
действиями приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их; наконец,
вскоре после окончания школы, с 18 лет, он может в
полном объеме осуществлять свои права и
обязанности. Иными словами – это рубеж, когда
человек, от рождения обладающий основными
правами и свободами, должен без скидок на возраст
оправдать ожидания общества, выступая в типичных
ролях члена семьи, собственника, потребителя,
гражданина, работника, непрерывно
совершенствующего свою квалификацию».
С другой стороны, переход современной
цивилизации от индустриального к
постиндустриальному обществу приводит к тому,
что на смену навыкам работы с материальными
объектами приходит умение работать с людьми.
Основным объектом манипуляции человека
становится то, что невидимо глазу, – социальные и
технические символы, власть, престиж, эмоции,
интеллект. А обеспечивают необходимые умения и
способы деятельности именно
социально-гуманитарные дисциплины. Они же служат
каналом подготовки к политической деятельности,
к вступлению в аппарат государственного
управления, дают возможность человеку
приобрести высокий социальный статус.
Публикация статьи произведена при поддержке металлургического портала «Металл Плейс». На сайте опубликованы каталоги металлургических ГОСТов, статьи о различных металлургических отраслях, еженедельные отчёты рынка металлов, финансовые новости, индекс цен, онлайн расчёт стоимости и веса сортового проката, металлургический справочник и другая важная информация. А также доступна доска объявлений и возможность подать своё объявление. Подробную информацию смотрите на сайте портала: metallplace.ru.
Социально-гуманитарный профиль
предоставляет учащимся старшей школы
возможность широкого выбора будущей
профессиональной деятельности. На с. 26
приводится таблица, где представлены
специальности, на которые может рассчитывать
выпускник класса социально-гуманитарного
профиля, и возможности построения его дальнейшей
профессиональной карьеры (на примере высших
учебных заведений г. Омска).
Таким образом, мы видим, что основными
сферами, в которых будет реализовывать себя
выпускник класса социально-гуманитарного
профиля, являются сферы труда, политики,
потребления, «гражданское общество» и
инициативный сектор социального развития. А
значит, этим сферам необходим человек-деятель,
способный ставить цели, планировать и
программировать способы их достижения,
мобильный и грамотный.
Важно понимать, что отношение к
гуманитарному знанию сегодня изменилось. «К нему
относятся уже не как к истине в ее законченном
виде, а как способу понимания сложно устроенных
объектов, таких, как человек, общество и, прежде
всего, сам субъект познания. Специфика
гуманитарного образования состоит в том, чтобы
научить человека действовать в ситуации
неопределенности и отсутствия «единственно
верного» решения. Гуманитарная проблема
заключается не в ответе, а в способе постановки
вопроса, в поиске ответа, его аргументации, в
способе презентации своего решения, в
позиционировании (т.е. выборе рациональной
позиции для решения ситуативной задачи), в
убеждении окружающих (близких и не очень близких)
в основательности собственных выводов и
положений. Гуманитарное образование помогает
научиться отвечать за принятые решения,
определять меру собственной компетентности и
ответственности, научиться планировать
собственные действия и проектировать желаемые
эффекты, разрешать проблемы из жизни, а не решать
задачи из учебника»5.
Специфика социально-гуманитарного
познания заключается в совпадении изучаемого
объекта и субъекта познавательной деятельности.
В отличие от естественно-научного
социально-гуманитарное знание характеризуется:
участием в общественных процессах
различных социальных сил;
переплетением многообразных
экономических, политических, духовных причин и
социальных процессов и явлений;
вторжением в общественные процессы
множества случайностей;
пересечением интересов множества
людей.
Следствием этих особенностей
социально-гуманитарного знания является высокая
степень субъективизма, несовпадение выводов и
оценок в существующих знаниях об одном и том же
общественном явлении. Во многих случаях
отсутствует не только однозначная оценка того
или иного явления, но не существует и
общепринятого определения понятия, его
обобщающего. В этом проявляется и сложность
объекта изучения, и различная методология
множества научных школ и направлений.
Важно отметить различия социальных и
гуманитарных знаний.
Социальные
знания |
Гуманитарные
знания |
Отражают
относительно устойчивые связи, общественные
тенденции в развитии человечества |
Обращены к миру
человека, целям и мотивам его деятельности, его
духовным ценностям, субъективному, личностному
восприятию мира |
При этом экономика,
социология несколько ближе к естественным
наукам, поскольку они отражают объективные
процессы; социальная философия, политология,
культурология, в которых более заметно влияние
субъективных факторов, несут больше признаков
гуманитарного знания; для правоведческой
составляющей курса характерна максимальная
степень формализации знаний, строгость языка,
присущая праву, точность определений.
Это учтено в содержании стандартов и
программ профильной школы по обществознанию. В
них также выделены общеучебные умения, навыки и
способы деятельности, которыми должны обладать
учащиеся по окончании профильной школы.
Рассмотрим сетку часов
социально-гуманитарного профиля (см. Примерный
учебный план).
В социально-гуманитарном
профиле на базовом уровне изучаются
иностранный язык, математика, экономика,
естествознание, мировая художественная
культура, физическая культура в соответствии с
инвариантной частью федерального компонента
БУПа.
Базовые общеобразовательные
предметы направлены на завершение
общеобразовательной подготовки обучающихся. Базовые
курсы не являются профилирующими; они
предназначены для завершения образования
учащихся в области базовых компетенций и
являются преимущественно интегративными,
обобщающими, с явно выраженной методологической
составляющей. Содержание базовых курсов
определяется стандартами базового образования
для старшей ступени школы. Базовый уровень
стандарта учебного предмета ориентирован на
формирование общей культуры и в большей степени
связан с мировоззренческими, воспитательными и
развивающими задачами общего образования,
задачами социализации.
Задача изучения интегрированного
предмета «Естествознание» в профиле
гуманитарной направленности – формирование
современного научного мировоззрения,
самоопределения личности в окружающем мире.
Следует заметить, что часто проблемы
возникают именно у учителей, ведущих базовые
общеобразовательные предметы. Стремление
педагогов представить свой предмет учащимся
наиболее полно, да еще и выйти за рамки курса,
общеизвестно. Переход на новую сетку часов, а
значит, и на принципиально новые учебные
программы, необходимость вести
систематизированные, обобщающие курсы базового
уровня, отсутствие на сегодняшний день
необходимого учебно-методического обеспечения
явно вызовут у части педагогов состояние
психологического и профессионального
дискомфорта. На наш взгляд, этой проблеме следует
уделить большое внимание и в системе повышения
квалификации педагогов, и в организации работы
муниципальных методических служб, а также
методической работы в образовательных
учреждениях (школах).
Профильными учебными
предметами в классах социально-гуманитарной
направленности остаются: русский язык,
литература, история, обществоведение, право.
Профильные курсы предназначены
для расширения и углубления общеобразовательной
подготовки учащихся в той или иной области
образования, направленной на сферу будущей
профессиональной деятельности. Профильные курсы
призваны обеспечить преемственность со
следующей ступенью образования (среднего или
высшего профессионального) в избранном
направлении или области специализации.
Содержание профильных курсов определяется стандартами
профильного образования по каждому учебному
предмету.
В профильном классе необходимо
отказаться от обучения даже самых слабых
учащихся на уровне репродуктивного
воспроизведения фактов. Требуется создание
условий для максимального вовлечения учащихся в
процесс содержательного расширения и обобщения
знаний основной школы; формирование умений и
навыков разрешения проблемной ситуации;
обучение на основе практического применения
знаний в сходных предметно-образовательных
ситуациях. А также формирование умений и навыков
самостоятельного выхода из критической
жизненной проблемной ситуации на основе
консультирования или развития коммуникативных
компетентностей.
Результативностью деятельности
учащихся будет написание рефератов по общим
проблемам литературы, истории и обществознания
или по региональной тематике, творческих
сочинений, исторических эссе; выполнение
коллективных или специальных проектов в своей
профильной области, научных исследований,
творческих работ.
Предполагается, что выпускные
экзамены учащиеся будут сдавать именно по
профильным предметам.
Дальнейшая специализация учащихся
в рамках выбранного профиля или направления
образования проводится на основе углубленного
изучения элективных курсов – обязательных
учебных предметов по выбору учащегося из
компонента образовательного учреждения или
различных спецкурсов, спецпрактикумов,
модулей по выбору учащихся. Предлагаемый
перечень элективных курсов должен учитывать,
во-первых, необходимость дополнительной
подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов
деятельности, ведущую в будущей
профессиональной деятельности учащихся. На 2
года обучения в социально-гуманитарном профиле
предлагается 7 часов элективных курсов.
Так как итоговая аттестация
выпускников средней (полной) школы проводится по
5 предметам (из них 2 обязательных – русский язык
и математика, 3 по выбору учащихся) в формате
Единого государственного экзамена, то ученик
класса социально-гуманитарного профиля может
успешно сдать ЕГЭ по 4 профильным предметам:
русскому языку, литературе, истории,
обществознанию.
Для того чтобы он справился с
заданиями ЕГЭ по математике и в соответствии с
запросами учащихся, можно добавить в учебный
план дополнительный час на изучение этого
предмета за счет часов элективных курсов. Кроме
того, математика решает задачу формирования
специальных умений по предмету, необходимых для
гуманитариев: развитие логического мышления,
пространственного воображения, алгоритмической
культуры, а также проведения доказательных
рассуждений, логического обоснования выводов,
различения доказанных и недоказанных
утверждений, аргументированных и эмоционально
убедительных суждений.
Конечно, выбор элективных курсов
будет зависеть в большей степени от кадровых и
материально-технических возможностей школ и
запросов учащихся и их родителей. Однако можно
обозначить несколько вариантов формирования
учебного плана для классов
социально-гуманитарного профиля ОУ в части
элективных курсов. И мы обратимся к этому вопросу
в следующем номере.
Таблица
№ |
Специальность |
Экзамены |
Возможности
для дальнейшей профессиональной карьеры |
1 |
Журналистика |
Русский язык
и литература |
Журналист –
работа в средствах массовой информации |
2 |
Издательское дело
и редактирование |
История России,
обществознание,
русский язык |
Издатель –
специалист в книгоиздательском
предпринимательстве, редактор |
3 |
Библиотечно-информационное
дело |
Русский язык
и литература |
Библиотекарь |
4 |
История,
музеология |
История России,
русский язык, обществознание |
Историк –
учитель в школе, преподаватель истории в вузе;
Историк-архивист – работа в
органах архивного и информационного управления,
ученый-исследователь
Музеология – работа в
государственных и частных музеях различных
профилей, в туристических агентствах (если есть
специализация), в организациях частного бизнеса |
5 |
Социальная работа |
Обществознание,
русский язык или история России,
обществознание,
русский язык |
Работа в органах
социальной защиты, фондах социальной помощи, в
сфере образования, здравоохранения, культуры и
спорта |
6 |
Политология,
социальная антропология |
Обществознание,
история России, русский язык |
Политолог –
работа в органах государственной власти и
управления; в структурах крупных современных
предприятий и организаций; в консультационных
фирмах по направлениям: руководство персоналом,
политический менеджмент и маркетинг; в
общественно-политических центрах и
партийно-политических структурах; в сферах
исследовательской деятельности
Социолог – в структурах, связанных
с государственным и социальным управлением;
правоохранительных органах и политических
организациях; коммерческих структурах и СМИ |
7 |
Культурология,
теология |
Обществознание,
история России, русский язык |
Культуролог
– работа в научно-исследовательских и проектных
организациях, связанных с изучением культуры; в
государственных учреждениях, занимающихся
управлением культурой и охраной памятников
истории и культуры; в образовательных
учреждениях различных уровней
Теолог – работа в органах
управления в сфере религии и межнациональных
отношений; в СМИ; в высшей и средней школе, где
могут преподавать историю мировой культуры,
этику, основы нравственности, философию, историю
религии и религиоведения, основы православной
культуры |
8 |
Филология |
Русский язык
и литература |
Филолог –
работа в образовательных учреждениях различных
уровней |
9 |
Психология |
Обществознание,
русский язык
или история России,
обществознание,
русский язык |
Психолог
– осуществляет индивидуальное психологическое
консультирование; личностную психодиагностику и
коррекцию; ведет социально-психологические
тренинги и психолого-методические семинары;
организует и проводит социально-психологические
исследования; решает психологические проблемы в
сфере производства; разрабатывает и проводит
индивидуальные развивающие программы; оказывает
психологическую помощь различным группам
населения и многое другое |
10 |
Философия |
История России,
обществознание,
русский язык |
Философ –
преподавание в системе высшего,
среднеспециального и общего образования;
научно-исследовательская деятельность; работа в
органах государственного управления, в сферах
политики и бизнеса, консалтинга и рекламы |
11 |
Связи
с общественностью |
История России,
обществознание,
русский язык
или русский язык,
иностранный язык,
математика |
Специалист по
связям с общественностью (PR) – работа в
госучреждениях, коммерческих фирмах,
политических партиях и общественных движениях:
пресс-секретарь, менеджер коммуникационной
структуры, эксперт, консультант, референт по
вопросам массовой информации и деловой
коммуникации, научных и культурных обменов;
формирование имиджа предприятий и его
руководителей; организация связей с
общественностью; планирование и проведение
рекламных, пропагандистских и информационных
компаний |
12 |
Юриспруденция |
Обществознание,
русский язык |
Работа в
государственных органах прокуратуры и судах,
адвокатуры и нотариата; в государственных и
негосударственных структурах; в сфере
предпринимательства и политики; в высшей школе
(преподавание и научно-исследовательская
деятельность) |
Примерный учебный план для классов
социально-гуманитарного профиля
Учебные
предметы |
Число
недельных учебных часов за два года обучения |
I.
Базовые учебные предметы |
Иностранный
язык |
6 |
Математика |
8 |
Экономика |
1 |
Естествознание |
6 |
Мировая
художественная
культура |
2 |
Физическая
культура |
4 |
II.
Профильные учебные предметы |
Русский
язык |
6 |
Литература
|
10 |
История
|
8 |
Обществоведение
|
6 |
Право |
4 |
III.
Элективные учебные предметы |
Курсы,
предлагаемые образовательным учреждением,
учебные практики, проекты, исследовательская
деятельность |
7 |
IV.
Региональный компонент |
По
усмотрению региона |
4 |
Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический
университет
___________
1 Материал
разработан для курсов повышения квалификации
руководителей ОУ.
2 Как указывается в
методических рекомендациях «О преподавании
учебного предмета «Обществознание» в
общеобразовательных учреждениях в 2004/2005 учебном
году в условиях перехода на новое содержание».
3 Болотина Т.
С. «О преподавании учебного предмета
«Обществознание» в общеобразовательных
учреждениях в 2004/05 уч. г. в условиях перехода
на новое содержание образования» / Т.С.
Болотина, С.И. Козленко, О.В. Кишенкова; в сб.:
Методическое обеспечение профильного обучения.
История и обществознание: методические
рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2004.
4 Боголюбов
Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в
профильных классах / В сб.: Профильное обучение в
условиях модернизации школьного образования. –
М.: ИОСО РАО, 2003.
5 Митрофанов
К.Г. Специфика содержания и способы
преподавания элективных курсов по общественным
дисциплинам / К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанов; в
сб.: Элективные курсы в профильном обучении:
Образовательная область «Обществознание». – М.:
Вита-Пресс, 2004. |