Рецензии
Е.М. Смекалова. Школа лидерства:
Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2006
(Воспитание в школе)
Социальное воспитание будет
успешным лишь в том случае, если в
образовательном учреждении целенаправленно
создаются соответствующие условия для развития
творчества, поддерживаются инициативы детей…
|
Книги, обобщающие опыт работы в
школе, по праву привлекают внимание педагогов,
психологов, представителей школьной
администрации. Таким изданиям доверяют, с опорой
на них формулируют собственные образовательные
концепции. Это легко объяснимо: рекомендации
практического характера звучат значительно
убедительнее, если основываются в первую очередь
на положениях, получивших подтверждение в
условиях школьной жизни.
Данное методическое пособие относится к
разряду практико-ориентированных изданий,
предназначенных прежде всего для заместителей
директоров по воспитательной работе. Но
поскольку воспитательная работа пронизывает все
школьное обучение, материалы пособия окажутся
полезными и классным воспитателям, и директорам
учебных заведений.
В этом небольшом издании, вышедшем в
серии «Воспитание в школе», речь идет о школьном
самоуправлении, об овладении способами
эффективного взаимодействия среди детей.
Педагоги одной из школ города Перми
задали себе вопросы: какими должны быть цели,
содержание и формы подготовки учащихся к
организаторской деятельности? Как сделать этот
процесс привлекательным для учащихся? Каким
образом можно объединить педагогический
коллектив школы для решения поставленных задач?
Ответы на эти и другие вопросы и составляют
содержание книги, посвященной описанию опыта
создания и работы школы «Лидер».
Хотелось бы обратить внимание на
некоторые утверждения, имеющие принципиальное
значение для понимания вклада школы в
становление личности ребенка. По мнению автора,
значение лидерства в наши дни трудно
переоценить. Во-первых, почему «в наши дни»? Или
раньше лидерство не было столь желательным? И,
во-вторых, почему задача формирования лидерских
качеств выступает в качестве приоритетной? Не
надо быть профессиональным психологом,
достаточно иметь небольшой опыт общения с
людьми, чтобы понять: далеко не всем следует
стремиться к занятию лидерских позиций. Это не
только противоречит психологическому складу
многих людей, но и не совсем понятно с точки
зрения организации такого общества, в котором
нет рядовых, а есть только лидеры.
По-видимому, эти вопросы вставали и
перед автором, так как название книги не совсем
точно отражает ее содержание: в ней говорится не
столько о способах завоевания лидерских позиций,
сколько о путях и формах развития социальных
качеств личности, значение которых для успешного
вхождения во взрослую жизнь сомнений не
вызывает.
В пособии сформулированы цель и задачи
школы «Лидер», этапы ее организации и
становления, выделены ступени обучения. В
качестве основных направлений деятельности
школы называются организаторское,
информационно-библиотечное, оформительское,
психологическое, туристское, игровое и
музыкальное.
В соответствии с жанром издания его
основную часть составляет описание деятельности
школы «Лидер». К числу несомненных достоинств
пособия относится возможность использования
материалов книги не целиком, а отдельными
фрагментами, с учетом стоящих перед педагогами
задач. При этом вполне допустимо обращение к
пособию как к отправной точке для
самостоятельных разработок, причем не только
завучами по ВР, но и школьными психологами.
Марина СТЕПАНОВА
|