Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Е.М. Смекалова. Школа лидерства: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2006 (Воспитание в школе)

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей…

Книги, обобщающие опыт работы в школе, по праву привлекают внимание педагогов, психологов, представителей школьной администрации. Таким изданиям доверяют, с опорой на них формулируют собственные образовательные концепции. Это легко объяснимо: рекомендации практического характера звучат значительно убедительнее, если основываются в первую очередь на положениях, получивших подтверждение в условиях школьной жизни.

Данное методическое пособие относится к разряду практико-ориентированных изданий, предназначенных прежде всего для заместителей директоров по воспитательной работе. Но поскольку воспитательная работа пронизывает все школьное обучение, материалы пособия окажутся полезными и классным воспитателям, и директорам учебных заведений.

В этом небольшом издании, вышедшем в серии «Воспитание в школе», речь идет о школьном самоуправлении, об овладении способами эффективного взаимодействия среди детей.

Педагоги одной из школ города Перми задали себе вопросы: какими должны быть цели, содержание и формы подготовки учащихся к организаторской деятельности? Как сделать этот процесс привлекательным для учащихся? Каким образом можно объединить педагогический коллектив школы для решения поставленных задач? Ответы на эти и другие вопросы и составляют содержание книги, посвященной описанию опыта создания и работы школы «Лидер».

Хотелось бы обратить внимание на некоторые утверждения, имеющие принципиальное значение для понимания вклада школы в становление личности ребенка. По мнению автора, значение лидерства в наши дни трудно переоценить. Во-первых, почему «в наши дни»? Или раньше лидерство не было столь желательным? И, во-вторых, почему задача формирования лидерских качеств выступает в качестве приоритетной? Не надо быть профессиональным психологом, достаточно иметь небольшой опыт общения с людьми, чтобы понять: далеко не всем следует стремиться к занятию лидерских позиций. Это не только противоречит психологическому складу многих людей, но и не совсем понятно с точки зрения организации такого общества, в котором нет рядовых, а есть только лидеры.

По-видимому, эти вопросы вставали и перед автором, так как название книги не совсем точно отражает ее содержание: в ней говорится не столько о способах завоевания лидерских позиций, сколько о путях и формах развития социальных качеств личности, значение которых для успешного вхождения во взрослую жизнь сомнений не вызывает.

В пособии сформулированы цель и задачи школы «Лидер», этапы ее организации и становления, выделены ступени обучения. В качестве основных направлений деятельности школы называются организаторское, информационно-библиотечное, оформительское, психологическое, туристское, игровое и музыкальное.

В соответствии с жанром издания его основную часть составляет описание деятельности школы «Лидер». К числу несомненных достоинств пособия относится возможность использования материалов книги не целиком, а отдельными фрагментами, с учетом стоящих перед педагогами задач. При этом вполне допустимо обращение к пособию как к отправной точке для самостоятельных разработок, причем не только завучами по ВР, но и школьными психологами.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru