Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2006

Из принципов педагогической поддержки инициативы учащихся: «Немало можно добиться строгостью, много – любовью, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И. Гёте)

В самом начале книги автор приводит слова А.С.Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». В наше время не очень часто можно встретить ссылки на классиков педагогики советской эпохи, а еще более редкими стали попытки построения с опорой на созданные ими теории (кстати, верность которых была доказана практикой) собственных образовательных и воспитательных систем. И такое возвращение идей лишний раз убеждает в возможности если не полного принятия, то хотя бы не огульного отрицания того, что досталось нам в наследство от прошлого века.

В приведенной цитате из А.С.Макаренко содержится ответ по крайней мере на два вопроса: о чем эта книга и какова мировоззренческая позиция авторов-составителей. В методическом пособии речь идет о создании школьных коллективов – об их полезности и необходимости для успешной социализации детей и подростков. По сложившейся традиции вопросами внеурочной деятельности ребят, организацией внеклассных мероприятий занимается классный руководитель (или, как сейчас принято говорить, классный воспитатель), поэтому ему и предназначено данное издание.

Однако школьная жизнь устроена таким образом, что в рамках одного учебного учреждения невозможно независимое существование классных коллективов. В силу этого издания, адресованные классным руководителям, представляют интерес и для руководителей образовательных учреждений, и для их заместителей по воспитательной работе.

В данной книге представлен опыт работы педагогов Псковской области: основное место занимают практические разработки учителей по организации деятельности школьных коллективов. Причем в названиях классных объединений отражено содержание совместной деятельности учеников и педагогов: «Кукольный театр», «Страна Дружляндия», «Издательский дом», «Классное братство» и др.

Чтобы понять главную идею и выделить то общее, что объединяет все практические рекомендации, целесообразно познакомиться с первой главой «Самоуправление в классе: теоретические основы». Педагоги, желающие поделиться накопленным опытом работы, нередко слышат обвинения в свой адрес по поводу недостаточной научной обоснованности предлагаемых программ и как следствие – их субъективности и уязвимости для критики. Теоретическое обобщение в данном пособии небольшое по объему и потому наверняка может быть подвергнуто критической оценке. Но очень хочется, чтобы попытка авторов отрефлексировать основания педагогической деятельности не осталась незамеченной. Сущность самоуправления, цели и принципы самоуправленческой деятельности, ее содержание, организация и структура – вот те проблемы, которые обсуждаются в теоретическом введении и помогают лучше понять, почему под одной обложкой оказались материалы о работе разных школ Псковской области.

Это методическое пособие вряд ли может быть рассмотрено как настольная книга по проблемам самоуправления в классе, но привлечение внимания современных педагогов к поставленной проблеме и обозначение конкретных путей ее решения – факт, безусловно, положительный.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru