Рецензии
Классному руководителю о
самоуправлении в классе: Методические
рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2006
Из принципов педагогической
поддержки инициативы учащихся: «Немало можно
добиться строгостью, много – любовью, но всегда
– знанием дела и справедливостью, невзирая на
лица» (И. Гёте)
|
В самом начале книги автор
приводит слова А.С.Макаренко: «Я все свои 16 лет
советской педагогической работы потратил на
решение вопроса о строении коллектива, его
органов, о системе полномочий и о системе
ответственности». В наше время не очень часто
можно встретить ссылки на классиков педагогики
советской эпохи, а еще более редкими стали
попытки построения с опорой на созданные ими
теории (кстати, верность которых была доказана
практикой) собственных образовательных и
воспитательных систем. И такое возвращение идей
лишний раз убеждает в возможности если не
полного принятия, то хотя бы не огульного
отрицания того, что досталось нам в наследство от
прошлого века.
В приведенной цитате из А.С.Макаренко
содержится ответ по крайней мере на два вопроса:
о чем эта книга и какова мировоззренческая
позиция авторов-составителей. В методическом
пособии речь идет о создании школьных
коллективов – об их полезности и необходимости
для успешной социализации детей и подростков. По
сложившейся традиции вопросами внеурочной
деятельности ребят, организацией внеклассных
мероприятий занимается классный руководитель
(или, как сейчас принято говорить, классный
воспитатель), поэтому ему и предназначено данное
издание.
Однако школьная жизнь устроена таким
образом, что в рамках одного учебного учреждения
невозможно независимое существование классных
коллективов. В силу этого издания, адресованные
классным руководителям, представляют интерес и
для руководителей образовательных учреждений, и
для их заместителей по воспитательной работе.
В данной книге представлен опыт работы
педагогов Псковской области: основное место
занимают практические разработки учителей по
организации деятельности школьных коллективов.
Причем в названиях классных объединений
отражено содержание совместной деятельности
учеников и педагогов: «Кукольный театр», «Страна
Дружляндия», «Издательский дом», «Классное
братство» и др.
Чтобы понять главную идею и выделить то
общее, что объединяет все практические
рекомендации, целесообразно познакомиться с
первой главой «Самоуправление в классе:
теоретические основы». Педагоги, желающие
поделиться накопленным опытом работы, нередко
слышат обвинения в свой адрес по поводу
недостаточной научной обоснованности
предлагаемых программ и как следствие – их
субъективности и уязвимости для критики.
Теоретическое обобщение в данном пособии
небольшое по объему и потому наверняка может
быть подвергнуто критической оценке. Но очень
хочется, чтобы попытка авторов отрефлексировать
основания педагогической деятельности не
осталась незамеченной. Сущность самоуправления,
цели и принципы самоуправленческой
деятельности, ее содержание, организация и
структура – вот те проблемы, которые обсуждаются
в теоретическом введении и помогают лучше
понять, почему под одной обложкой оказались
материалы о работе разных школ Псковской
области.
Это методическое пособие вряд ли может быть
рассмотрено как настольная книга по проблемам
самоуправления в классе, но привлечение внимания
современных педагогов к поставленной проблеме и
обозначение конкретных путей ее решения – факт,
безусловно, положительный.
Марина СТЕПАНОВА
|