Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Частные школы

Двойной «стандарт»

Негосударственные образовательные учреждения востребованы обществом, но презираемы государством

Образовательное сообщество обсудило проблемы негосударственного образования в России. Сначала на пресс-конференции, затем – на слушаниях в Госдуме. Суть обоих встреч заключена в словах первого зампреда Комитета по образованию Госдумы РФ Олега Смолина: «Образовательная политика государства в отношении негосударственных образовательных учреждений (НОУ) не поддается никакой логике».

Наша страна выделяется в мировом сообществе по многим параметрам. Не является исключением и область негосударственного образования. Ну в каком еще государстве частные школы и вузы приравнены к казино по ставкам арендной платы, которая к тому же еще и растет каждые два–три года на 30 процентов?! Или, скажем, в какой стране учителя частных школ не могут получать доплаты по выслуге лет наравне с коллегами из обычных образовательных учреждений?! К сожалению, все это реалии, в которых живут сегодня частные учебные заведения России.

По мнению О. Смолина, образовательная политика государства не является ни социальной, ни либеральной. «Сокращая поддержку государственных образовательных учреждений, государство не поддерживает и частные, – подчеркнул он. – С 2005 года государство полностью прекратило финансирование негосударственных школ, одновременно обложив высокими налогами на землю и недвижимость тех, у кого они есть, и стремительно поднимая арендную плату для остальных».

А между тем именно негосударственные школы чаще занимаются инновационными программами обучения, руководствуются новейшими методиками преподавания (к примеру, 2/3 частных школ в Москве являются экспериментальными площадками по тому или иному направлению). Этим школам легче выстроить систему индивидуализации обучения, они мобильнее в плане внедрения авторских технологий обучения, более гибки в подходе к каждому ученику, зачастую имеют большие материальные возможности. К тому же львиная доля НОУ имеет точно такую же госаккредитацию и лицензию на право ведения преподавательской деятельности и учит по тем же самым образовательным стандартам, как и школы, принадлежащие государству.

При этом частные школы в отличие от государственных лишены федеральных поощрений. Таким образом, в России налицо двойные стандарты по отношению к частной школе. Скажем, учителей НОУ фактически не допустили к участию в конкурсах нацпроекта «Образование». Там же, где педагогам все-таки дали такую возможность, впрямую предупредили, что денежных премий они все равно не получат.

В Общественной палате РФ считают, что из-за невнятной политики государства нарушаются конституционные права и учащихся частных школ, и студентов негосударственных вузов. По словам члена Общественной палаты Любови Духаниной, их организация делает все для того, чтобы защитить НОУ, помогая отстаивать им свои права в суде и экспертируя всевозможные законопроекты, ограничивающие их права, но, к сожалению, пока суды чаще заканчиваются не в пользу частных образовательных учреждений.

«Сегодня родители платят деньги в частной школе только за качественное образование и за учителя – профессионала своего дела, – утверждает президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александр Вильсон. – Времена, когда в частной школе детям ставили отметки за кошелек их родителей, безвозвратно ушли». Но в нашем обществе существует негласная установка: все, что принадлежит частному лицу, не служит на благо людей. Будь то частная школа, частный дом или частная фирма. В сознании большинства наших соотечественников все негосударственное создается либо для отмывания денег, либо, наоборот, чтобы грести их лопатой с бедных граждан.

Наверное, именно поэтому чиновники с особым удовольствием посещают частные школы с проверками на соответствие госстандартам. Не давая, заметьте, этим школам ни рубля. О «проверках» можно и не говорить. Все образовательное сообщество знает, что негосударственная система образования является неисчерпаемым источником доходов для чиновников всевозможного ранга и уровня.

По словам А. Вильсона, он далек от мысли, что все проблемы негосударственных школ решатся после общественных слушаний. «Я лишь надеюсь, что подобные встречи будут способствовать привлечению внимания к проблемам негосударственного образования, высветят его очевидные преимущества и помогут добиться внятной позиции государства по отношению к частным школам и вузам», – отметил он.

Негосударственное образование востребовано определенной частью нашего общества и потому будет стараться выживать. Главное, чтобы аппетиты чиновников не превысили рост ставок арендной платы…

Яна САРТАН

Равняемся на победителей

Поздравляем регионы, победившие в конкурсном отборе субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»!

Напоминаем, что всего в конкурсе участвовал 51 регион, 3 из которых, по словам министра образования и науки РФ А. Фурсенко, с самого начала выделялись конкурсной комиссией из общего ряда. Это Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. «С одной стороны, эти регионы являются лидерами системы образования, с другой – они проигрывают по формальным признакам, ориентированным на динамику развития. Поэтому конкурсная комиссия приняла решение рассматривать эти регионы как базовые, на которых будет основана работа по распространению опыта», – особо отметил А. Фурсенко.

При выборе победителей, по словам членов конкурсной комиссии, главное внимание было сосредоточено на реформировании системы заработной платы, а также на развитии системы учебных заведений в сельских регионах.

В 2007 году общий объем финансирования данного направления нацпроекта из федерального бюджета составит более 4 млрд. рублей. Финансирование регионов-победителей рассчитано на 3 года при условии, что субъект РФ будет выполнять взятые на себя обязательства. По обещанию А.Фурсенко, все деньги регионы-победители должны получить в мае.

Программы развития будут опубликованы на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru

Напоминаем, что мы рассказывали на страницах нашей газеты о принципах, с которыми регионы подходят к проектам модернизации образования (см. № 23/2006 – Самарская обл., № 24/2006 – Астраханская обл.). И продолжаем публикацию материалов на эту тему уже в этом номере.

СПИСОК регионов-победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования:

Астраханская область
Белгородская область
Волгоградская область
Воронежская область
Ивановская область
Калининградская область
Краснодарский край/
Красноярский край
Московская область
Новгородская область
Новосибирская область
Псковская область
Республика Бурятия
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Саха (Якутия)
Самарская область
Свердловская область
Тамбовская область
Тверская область
Республика Чувашия

 

Рейтинг@Mail.ru