Частные школы
Двойной «стандарт»
Негосударственные
образовательные учреждения востребованы
обществом, но презираемы государством
Образовательное сообщество обсудило
проблемы негосударственного образования в
России. Сначала на пресс-конференции, затем – на
слушаниях в Госдуме. Суть обоих встреч заключена
в словах первого зампреда Комитета по
образованию Госдумы РФ Олега Смолина:
«Образовательная политика государства в
отношении негосударственных образовательных
учреждений (НОУ) не поддается никакой логике».
Наша страна выделяется в мировом
сообществе по многим параметрам. Не является
исключением и область негосударственного
образования. Ну в каком еще государстве частные
школы и вузы приравнены к казино по ставкам
арендной платы, которая к тому же еще и растет
каждые два–три года на 30 процентов?! Или, скажем,
в какой стране учителя частных школ не могут
получать доплаты по выслуге лет наравне с
коллегами из обычных образовательных
учреждений?! К сожалению, все это реалии, в
которых живут сегодня частные учебные заведения
России.
По мнению О. Смолина, образовательная
политика государства не является ни социальной,
ни либеральной. «Сокращая поддержку
государственных образовательных учреждений,
государство не поддерживает и частные, –
подчеркнул он. – С 2005 года государство полностью
прекратило финансирование негосударственных
школ, одновременно обложив высокими налогами на
землю и недвижимость тех, у кого они есть, и
стремительно поднимая арендную плату для
остальных».
А между тем именно негосударственные
школы чаще занимаются инновационными
программами обучения, руководствуются новейшими
методиками преподавания (к примеру, 2/3 частных
школ в Москве являются экспериментальными
площадками по тому или иному направлению). Этим
школам легче выстроить систему индивидуализации
обучения, они мобильнее в плане внедрения
авторских технологий обучения, более гибки в
подходе к каждому ученику, зачастую имеют
большие материальные возможности. К тому же
львиная доля НОУ имеет точно такую же
госаккредитацию и лицензию на право ведения
преподавательской деятельности и учит по тем же
самым образовательным стандартам, как и школы,
принадлежащие государству.
При этом частные школы в отличие от
государственных лишены федеральных поощрений.
Таким образом, в России налицо двойные стандарты
по отношению к частной школе. Скажем, учителей
НОУ фактически не допустили к участию в
конкурсах нацпроекта «Образование». Там же, где
педагогам все-таки дали такую возможность,
впрямую предупредили, что денежных премий они
все равно не получат.
В Общественной палате РФ считают, что
из-за невнятной политики государства нарушаются
конституционные права и учащихся частных школ, и
студентов негосударственных вузов. По словам
члена Общественной палаты Любови Духаниной, их
организация делает все для того, чтобы защитить
НОУ, помогая отстаивать им свои права в суде и
экспертируя всевозможные законопроекты,
ограничивающие их права, но, к сожалению, пока
суды чаще заканчиваются не в пользу частных
образовательных учреждений.
«Сегодня родители платят деньги в
частной школе только за качественное
образование и за учителя – профессионала своего
дела, – утверждает президент Ассоциации
негосударственных образовательных организаций
России Александр Вильсон. – Времена, когда в
частной школе детям ставили отметки за кошелек
их родителей, безвозвратно ушли». Но в нашем
обществе существует негласная установка: все,
что принадлежит частному лицу, не служит на благо
людей. Будь то частная школа, частный дом или
частная фирма. В сознании большинства наших
соотечественников все негосударственное
создается либо для отмывания денег, либо,
наоборот, чтобы грести их лопатой с бедных
граждан.
Наверное, именно поэтому чиновники с
особым удовольствием посещают частные школы с
проверками на соответствие госстандартам. Не
давая, заметьте, этим школам ни рубля. О
«проверках» можно и не говорить. Все
образовательное сообщество знает, что
негосударственная система образования является
неисчерпаемым источником доходов для чиновников
всевозможного ранга и уровня.
По словам А. Вильсона, он далек от
мысли, что все проблемы негосударственных школ
решатся после общественных слушаний. «Я лишь
надеюсь, что подобные встречи будут
способствовать привлечению внимания к проблемам
негосударственного образования, высветят его
очевидные преимущества и помогут добиться
внятной позиции государства по отношению к
частным школам и вузам», – отметил он.
Негосударственное образование
востребовано определенной частью нашего
общества и потому будет стараться выживать.
Главное, чтобы аппетиты чиновников не превысили
рост ставок арендной платы…
Яна САРТАН
Равняемся
на победителей
|
Поздравляем
регионы, победившие в конкурсном отборе
субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты
модернизации образования в рамках реализации
приоритетного национального проекта
«Образование»!
Напоминаем, что всего в конкурсе
участвовал 51 регион, 3 из которых, по словам
министра образования и науки РФ А. Фурсенко, с
самого начала выделялись конкурсной комиссией
из общего ряда. Это Москва, Санкт-Петербург и
Тюменская область. «С одной стороны, эти регионы
являются лидерами системы образования, с другой
– они проигрывают по формальным признакам,
ориентированным на динамику развития. Поэтому
конкурсная комиссия приняла решение
рассматривать эти регионы как базовые, на
которых будет основана работа по
распространению опыта», – особо отметил
А. Фурсенко.
При выборе победителей, по словам
членов конкурсной комиссии, главное внимание
было сосредоточено на реформировании системы
заработной платы, а также на развитии системы
учебных заведений в сельских регионах.
В 2007 году общий объем финансирования
данного направления нацпроекта из федерального
бюджета составит более 4 млрд. рублей.
Финансирование регионов-победителей рассчитано
на 3 года при условии, что субъект РФ будет
выполнять взятые на себя обязательства. По
обещанию А.Фурсенко, все деньги
регионы-победители должны получить в мае.
Программы развития будут опубликованы
на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru
Напоминаем, что мы рассказывали на
страницах нашей газеты о принципах, с которыми
регионы подходят к проектам модернизации
образования (см. № 23/2006 – Самарская обл., № 24/2006 –
Астраханская обл.). И продолжаем публикацию
материалов на эту тему уже в этом номере.
СПИСОК регионов-победителей
конкурсного отбора субъектов Российской
Федерации, внедряющих комплексные проекты
модернизации образования:
Астраханская область
Белгородская область
Волгоградская область
Воронежская область
Ивановская область
Калининградская область
Краснодарский край/
Красноярский край
Московская область
Новгородская область
Новосибирская область
Псковская область
Республика Бурятия
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Саха (Якутия)
Самарская область
Свердловская область
Тамбовская область
Тверская область
Республика Чувашия |
|