Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Нацпроект

«Лучшие – это особая формация людей»

Национальный проект, как и любое другое явление, получает положительные и отрицательные отклики одновременно. Но что скрывать, читатели средств массовой информации гораздо больше интереса проявляют к шумному негативу, чем к мирному перечислению заслуг. Стоит ли удивляться, что статьи с хулой в прессе преобладают? В результате создается впечатление, будто нацпроект – собрание сплошных ошибок и недоработок… И тем не менее в этом обвинительном потоке периодически слышны ободряющие голоса. На тему положительных эффектов конкурса в рамках национального проекта рассуждает директор СОШ № 354 г. Москвы Татьяна РОДИОНОВА*.

Факт идеи реализации нацпроекта, несомненно, является примером социального партнерства государства, то есть власти, и общества – граждан. Каждый из национальных проектов, которые были заявлены, связан с важнейшими сферами жизни и затрагивает интересы миллионов людей. И принципиальная их особенность – это, конечно, развитие на основе инновационных процессов.

Мы наблюдаем переход государства от пустых деклараций в области образования к конкретному проекту с реальным финансированием, что свидетельствует о понимании важности той сферы, которая обеспечивает формирование и развитие человеческого капитала. Это прежде всего уровень общекультурного развития личности, определяемый системой убеждений, мотиваций, поступков. А также уровень профессиональной компетентности, который заключается в способности эффективно использовать имеющиеся знания, способы деятельности и некоторые другие ресурсы, позволяющие добиться максимально высоких результатов в какой-либо профессиональной области.

Правительство пришло к осознанию, что именно это становится важнейшим фактором роста национальной экономики – не только в новейших, интеллектуально зависимых областях, но и в традиционных, производственно-технологических. Быть может, инвестиции в человека – важнейшее условие, обеспечивающее повышение значимости человеческого капитала страны, – и есть та самая заветная национальная идея России XXI века, которую мы давно пытаемся обрести.

Совершенно очевидно, что в информационный период развития земной цивилизации статусом великой державы обладает вовсе не та страна, чей ядерный потенциал способен уничтожить всю планету. Великой державой может быть только то государство, которое, во-первых, на десятилетия и столетия создает нравственные, культурные, научные, технологические ценности, становящиеся неотъемлемой частью всего человечества, а во-вторых, являясь признанным авторитетом в этих областях, обеспечивает через свою систему образования трансляцию накопленного и вновь создаваемого знания потребителям из других государств.

Несомненным достоинством национального проекта, на мой взгляд, является ставка на лучших – лучших педагогов и лучшие образовательные учреждения. Руководители нашего министерства, может быть интуитивно (но мы надеемся, абсолютно сознательно), отмечают, что в современных условиях трудиться честно и добросовестно, реализовывать поставленные перед школой задачи – необходимое, но отнюдь не достаточное условие успеха. Только лучшие школы в условиях депопуляции способны заполнить свои кабинеты учащимися, сохранить рабочие места и обеспечить свою деятельность необходимым финансовым ресурсом.

Но мы понимаем: лучшие – не просто победители. Это особая формация людей, стремящихся учиться, открытых для конструктивного общения, готовых приумножать свои профессиональные достижения и целенаправленно передавать накопленный опыт коллегам. Таким образом, ставка на них является мощнейшим мотивирующим фактором, который способствует росту числа заинтересованных в своей работе специалистов.

Следует отметить строгий принцип отбора лучших – положительные результаты школы не должны быть случайными: предоставляется информация об их неотрицательной динамике в течение последних трех лет и требуются отзывы и рекомендации незаинтересованных, сторонних организаций. Такой принцип важен с позиции предоставления равных условий для всех, ведь учитываются не былые заслуги, уже оплаченные в прежние времена, а именно сегодняшние достижения. Поэтому если проект является стратегической, долговременной политикой государства, стать участником конкурса могут все педагоги и все учреждения – и каждый претендент может рассчитывать на победу.

Отдельно я хотела бы сказать о необходимости достижения высоких результатов в течение трехлетнего периода. Это означает не только неслучайность успеха, но и свидетельствует о том, что учитель либо школа может многократно воспроизводить продукт своей деятельности, то есть осуществляет свою работу на технологической основе. Следовательно, обеспечение высокого качества образовательного потенциала зависит не от исключительных способностей или творческого порыва небольшого числа талантливых личностей, а от уровня профессиональной подготовки, компетентности учителей и управленцев.

Следующая позиция, которую следовало бы выделить как положительную, – открытость процедуры. Сформулированы условия участия в конкурсе, выработаны критерии отбора претендентов. Они доступны для ознакомления профессиональному сообществу и, что очень важно, широкой общественности. Открыты сведения об участниках национального проекта и его победителях.

Важнейшим позитивным завоеванием национального проекта стало безусловное признание инновационной деятельности как обязательного условия успеха в профессиональной педагогической работе. Иными словами, практическая педагогика однозначно превращается из догматической и консервативной в непрерывно развивающуюся, современную. Образование становится не просто неотъемлемой, но и одной из важнейших отраслей информационного этапа развития общества.

Выбранный подход к определению лучших учителей и лучших ОУ – важнейший стимул для осмысления своей профессиональной деятельности каждым учителем и коллективом. Педагогу такая рефлексия позволяет получить четкое представление о достигнутом им уровне мастерства, сделать вывод о необходимости повышения квалификации или о возможности предоставления накопленного опыта коллегам. Учреждению же образования это поможет определить свое место в образовательном пространстве региона, выбрать вектор дальнейшего развития и, наметив тактические и стратегические приоритеты, начать действовать по их осуществлению.

На мой взгляд, нацпроект представляет собой хотя и предварительное, фрагментарное, но вполне весомое предложение национальной идеи страны, нацеленное прежде всего на гармонизацию общественных отношений, повышение уровня качества жизни и продвижение страны на передовые научно-технические, экономические и гуманитарные мировые рубежи.

В обществе сейчас ведется оживленная дискуссия не только об эффективности вводимых механизмов реализации проекта, но и об обоснованности некоторых лежащих в их основах принципиальных подходах. Нацпроект «Образование», можно сказать, стал катализатором, позволяющим ускорить модернизацию социальной сферы. Реализация нацпроекта обещает сопровождаться разработкой нормативно-правовой базы. И мы рады, что решаются следующие вопросы: введение обязательного одиннадцатилетнего образования, новые формы контроля за качеством образования, питание, диспансеризация школьников, доступность дошкольных учреждений, различные формы стимулирования педагогических работников…

Участие институтов гражданского сообщества в развитии образования – один из факторов эффективности национального проекта, способствующих открытости образовательной системы: расширяется практика создания в школах попечительских, управленческих и др. советов, гражданские институты участвуют в экспертизе, в ходе открытого обсуждения формируются критерии конкурсного отбора…

Школа, претендующая стать лидером, должна быть ресурсным центром для других школ, организаций социальной сферы или местных жителей. Это явная практика создания опорных школ.

Другая положительная тенденция – направление ассигнований на реализацию программ развития по итогам конкурса непосредственно в школы, что способствует становлению финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ.

Внедрением новой системы оплаты педагогического труда решается задача сместить акцент зависимости заработной платы учителя с количества на качество, то есть сделать оплату труда соотносимой с его результатами.

И, наконец, несколько слов о том, что мы уже имеем.

Происходит стимулирование образовательных учреждений; информатизация образования подразумевает подключение всех школ к Интернету; происходит поддержка инициативной и талантливой молодежи; выплачивается дополнительное вознаграждение за классное руководство, поощряются лучшие учителя. Если на федеральном уровне источником поддержки выступает финансирование в рамках нацпроекта, то на других уровнях, думается, имеет смысл по-новому, привязывая не к часам, а к результатам, установить местные надбавки плюс добавочные средства, выделяемые на повышение заработной платы педагогов.

Кроме того, национальный проект стимулировал создание школьных управленческих команд. Именно эта работа позволила многим лидерам выступить в конкурсе достойно.

А главным результатом нацпроекта стало создание положительного имиджа образовательного учреждения, что делает его более привлекательным и конкурентоспособным.

Новости

  • «Число школьников в стране уменьшается драматически. С 22 миллионов в 1998 году оно снизилось сегодня до менее 15 миллионов, а в 2008-м предполагается снижение до 13 миллионов, то есть больше чем на треть. Число педагогов почти не изменилось», – сообщил на пресс-конференции в Москве министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Это означает уменьшение нагрузки и отсутствие стимула у молодых специалистов работать в школе. Министр отметил, что во многих регионах РФ молодых учителей и вовсе никто не ждет, и это одна из проблем.

Кроме того, не исчезли вопросы и с заработной платой, которая сильно отличается от региона к региону.

Еще одной проблемой остается статус учителя. Как сказал министр, в этом году ситуация преображается, «потому что всеобщий интерес к образованию, к учителю изменил отношение учителей к самим себе». По его словам, трудоустройство молодых специалистов является вопросом, который не может решиться в один год даже при очень существенном увеличении финансирования и серьезном изменении отношения общества к проблеме. «Мы долго не уделяли внимания этой сфере, как и другим социальным сферам. И я думаю, что изменение к лучшему потребует не одного и не двух лет, хотя ситуация начала меняться», – сказал министр.

  • А вот о чем сообщил Андрей Фурсенко на итоговой годовой коллегии своего ведомства. «Только на национальный проект «Образование» ассигнования увеличатся с 29 млрд. рублей в прошлом году до 49 млрд. рублей в этом», – отметил он.

Министр также сообщил, что в 2006 году в рамках нацпроекта доплаты за классное руководство получили 800 тысяч учителей, более 3 000 школ – гранты за инновационные программы, по 100 000 рублей – 10 тысяч учителей-новаторов.

В школы направлено 5 113 комплектов учебного оборудования, 1769 школьных автобусов. Более 18 тысяч школ подключены к Интернету. По словам Фурсенко, «опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян положительно оценивают ситуацию в сфере образования».

 

«Каждый пока конкурент»

«Что прошло – то прошло… А вот 2008-й, 2009-й годы – это нам обсуждать еще под силу», – считает директор НОУ Открытый институт «Развивающее образование» Алексей ВОРОНЦОВ*. Он предлагает выложить на стол властям конкретные предложения, чтобы после этого разговор протекал предметно: мы предложили – что было принято?

– Как может строиться работа школ-лидеров после того, как они получили миллион? Я вижу несколько вариантов…

Например, вас будут использовать разные структуры для проведения всевозможных мероприятий. Ты победил – отрабатывай теперь свой миллион.

Или на основе лидеров станет формироваться каркас комплексной региональной программы развития образования, то есть разработка, апробация региональных и федеральных проектов.

Школы могут продолжать двигаться в индивидуальном режиме или вступать в сетевые взаимоотношения с другими школами (не обязательно лидерами, тем самым их подтягивая). Но тогда возникает вопрос: а в чем директору интерес объединяться? «Я «миллионщик», самодостаточен, еще раз подам документы – снова миллион выиграю и буду двигать собственную школу». У школ нет потребности к объединению, нет проектов, которые вынуждали бы их вступать в сеть взаимодействия. Каждый пока другому конкурент, играем друг против друга. Но не может одна школа решить все необходимые вопросы исключительно за счет собственного ресурса!

И тут возникают вопросы, над которыми нужно работать сейчас – потом будет поздно! Где станут аккумулироваться материальные ресурсы? Как отбирать участников будущего проекта? Если мы объединимся в региональный сетевой проект, как распределятся деньги среди членов команды сети? Кому будет принадлежать авторское право на тот продукт, который мы получим? Кто возглавит проект? Кому нести ответственность за работу сети?.. И еще масса вопросов! Начнем думать о них, когда наступит 2008 год? Если мы решаем, что вектор движения – к инновационным проектам сетевого характера, нужно на все эти вопросы получить ответы как можно раньше.

Что еще, с моей точки зрения, должно происходить со школами-лидерами? Скажем, школа меняет статус и становится среди прочего центром повышения квалификации. Благодаря этому учитель сможет на протяжении жизни менять свой статус. Работать педагогом с 23 до 55 лет, мягко говоря, тяжело. А здесь учителю есть возможность попробовать себя в роли методиста. Он никуда не уходит, работает и получает деньги по-прежнему в родной школе. Меняя статус, человек будет чувствовать себя успешным, удовлетворенным, и у него не возникнет мысли, которая гложет многих учителей, простоявших всю жизнь у доски, что он больше ничего не умеет.

Более того, я уверен, должен быть конкурс на получение финансирования этого центра повышения квалификации: школа подает заявку наравне с ИПК, методическими центрами и так далее. Выигрывает школьная программа – школа получает деньги. А пока ИПК изначально стоит выше, и, даже если там работают люди, которые в состоянии повысить учителям лишь головную боль, повышать квалификацию едут туда. Конкурс же поставит всех в равные условия.

_________________

* А.Б. Воронцов – участник международной конференции «Тенденции развития образования».

 

 

Материалы подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

______________

* Т.К. Родионова – участница встречи директоров ОУ г. Москвы, победивших в конкурсе в рамках ПНПО и Московского городского конкурса «Строим школу будущего», прошедшей в гимназии № 1520 им. Капцовых.

Рейтинг@Mail.ru