Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

СОБЫТИЕ

Воспитание в ОУ

Хлеб души

Хороший учитель, воспитывая, становится стилистом, дипломатом и адвокатом

Поначалу безразличие удивляло и раздражало, теперь даже пугает. Государство продолжает игнорировать российские гимназии. Никак не решается вопрос о месте этого вида ОУ в современном образовательном пространстве, замалчиваются перспективы развития… У гимназий в такой ситуации надежный спасательный круг – вековые традиции гимназического образования и категоричная позиция не снижать высокое качество обучения и воспитания. Поэтому они не ждут у моря погоды, а подходят к этой «погоде» стратегически. Чтобы задать очередное направление своей деятельности, руководители гимназий встретились в Санкт-Петербурге. Общались друг с другом, с коллегами из общеобразовательных школ и людьми из мира науки.

Вполне оправданную надежду выразил один из выступавших на открытии Третьей Всероссийской конференции по проблемам гимназического образования*, сказав, что собравшихся представителей 26-ти регионов город на Неве «привлек не дворцами и магазинами, а тем, что может дать только Петербург». В его шутке доля правды как никогда велика: опыт петербургской школы всегда занимал особое место в педагогической практике России. И на конференции, которая в нынешнем году проходила по теме «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании», в этом снова можно было убедиться, побывав в многочисленных гостеприимных гимназиях – от центра до окраин Петербурга.

…А сначала состоялось пленарное заседание, где при всей торжественности момента обошлись без высокопарных рассуждений. К микрофону выходили те, для кого воспитание школьника – предмет ежедневных размышлений и приложения сил: директор Второй Санкт-Петербургской гимназии (в чьих стенах проходила большая часть конференции) Людмила Мардер; профессор СПбГУ Елена Казакова; профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий СПб Наталья Свирина; профессор РГПУ им. Герцена Раиса Богданова и др.

Петербург всегда хранил и развивал самые лучшие традиции воспитания – этого «хлеба души», как его именуют. Более того, в годы перестройки, когда даже на уровне министерства отрицалось воспитание в школе, здесь не только сохранили воспитательную службу, но и возвели ее на новый уровень. Сейчас, в ХХI веке, юный петербуржец воспитывается согласно концепции, в основу которой положены четыре принципа. С ними приезжих участников конференции ознакомила начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Надежда Зубрилова:

«Первый принцип – это поликультурность, которая определяется существованием разнообразных культурных особенностей нашего города.

Второй – инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально был творческой педагогической лабораторией, где всегда рождались новые проекты.

Третий принцип тоже специфичен. Это устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям.

И четвертый – открытость города миру: наши педагоги с удовольствием делятся педагогическими идеями со всеми».

На конференции предлагалось взглянуть на воспитание в максимально широком, бытийном смысле и принять его как часть образовательного процесса. В частности, при рассмотрении сущности воспитания в рамках системы образования было сделано несколько акцентов.

Так, говорилось о воспитательной направленности образовательного процесса. В 2002 году Минобразования разработало стандарт, определяющий минимальный объем социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных учреждениях общего образования. В этом стандарте воспитание рассматривается как создание условий, позволяющих обеспечить духовно-нравственное становление ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. Поскольку воспитание по своей сути есть влияние на сферу ценностей и смыслов, это позволяет (разумеется, условно) развести обучение и воспитание. Если в ОУ дети осваивают ЗУНы, расширяется поле их возможностей – значит, они обучены. А если ученики ценят родину, здоровье, город, общение, то они воспитаны. То есть главный смысл воспитательной направленности – появление у ребенка ценностных приоритетов.

Другой момент организации воспитания в ОУ связан с понятием воспитательной деятельности. И его можно относить как ко всему образовательному процессу в школе, так и к решению воспитательных задач в процессе внеурочной деятельности.

И, наконец, само образовательное учреждение может стать воспитателем. Появился даже получивший широкое распространение термин «воспитательная система ОУ». Под ним понимается рассмотрение ОУ в качестве субъекта воспитательного процесса. Все наши усилия интегрируются в одно целое. И для этого необходимо создать общешкольные средства воспитания: единство норм и правил, единый уклад школьной жизни, единое пространство совместной деятельности…

Награда

Путешествие из Москвы в Петербург проделал диплом о присвоении научному руководителю Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Наталье Михайловне Свириной Знака отличия ХIV Международной профессиональной выставки «Пресса–2007» «Золотой фонд прессы» за вклад в совершенствование газеты «Управление школой». Благодаря Наталье Михайловне мы стали сотрудничать с замечательными авторами из числа директоров гимназий.

О том, куда может быть направлено воспитание в конкретной гимназии, рассуждал доцент кафедры педагогики социального творчества СПбАППО Евгений Барышников. По его словам, анализ работы различных гимназий показал, что с условием того или иного приоритета можно говорить о возникновении некой точки выбора между четырьмя моделями: «Первую модель мы обозначили «интеллектуально развивающая гимназия», где на первое место ставится воспитание как развитие интеллекта ребенка.

Вторая модель сориентирована на определенные ценности, поэтому ее название – «ценностно-ориентационная гимназия». В ней в качестве воспитания видится воспитание интеллигенции.

Третья связана с созданием «гимназии социального успеха».

Четвертая модель – «гимназия самоопределения», направленная на воспитание человека, способного выбрать свой индивидуальный жизненный маршрут.

Какая из этих моделей независимо от нас проросла в нашей гимназии, какую из них нам хотелось бы поддержать, а с какой поспорить, и является основой той политики в области воспитания, которую необходимо строить в условиях гимназии».

Конечно, собравшихся занимал и такой вопрос: как следует влиять на ребенка? История воспитательной деятельности указывает на ряд уже сформированных и активно используемых культур влияния.

Культура педагогического воздействия обеспечивает внешнее управление развитием ребенка. Здесь воспитатель играет роль «стилиста», который хочет задать стиль жизни и общественно-принимаемое поведение. В культуре педагогического взаимодействия предполагается педагог, равный ребенку. Взрослый – «дипломат», который хочет найти общий язык между гражданами двух достаточно разных «стран» – страны взрослых и страны детей. Культура педагогического содействия создает условия для самоопределения воспитанника. В этом случае педагог-воспитатель может считаться «адвокатом», способствующим защите интересов ребенка.

«Мне кажется, в рамках ОУ важно не противопоставлять эти культуры, а разобраться, в чем и где мы готовы воздействовать на ребенка», – уверен Евгений Барышников.

…Конференция поставила немало вопросов. Но дискуссии закончились, а часть вопросов по воспитанию так и осталась без ответов. Строить ли воспитательную деятельность по старинке, опираясь на опыт, сложившийся в отечественной и зарубежной школе, или правомерно начать с нуля, учитывая происходящие сегодня существенные изменения в нашей жизни – и рынке труда, и в обществе, и в самой системе образования?.. Должны ли программы воспитания в гимназии иметь свою специфику?..

Есть целый год, чтобы к следующей конференции ответить для себя на эти вопросы, задать другие и снова собраться с коллегами-управленцами. Директора не скрывали: большинству из них Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга позволяет побороть подчас возникающее чувство неуверенности. Гимназиям без ценного опыта, вынесенного из общения, никак нельзя – из всего педагогического коллектива в первую очередь именно директору нужно расставить все точки над «i», ведь, как метко заметила профессор Елена Казакова, «гимназия – это директор, это те лидеры, которые способны увлечь, понять, поддержать, пожурить и собственным примером увести коллег в новое время».

Конференция в газете

В ходе конференции директора ОУ и их заместители имели возможность поработать на «круглых столах» и секциях по следующим темам:

  • «Современные проблемы формирования кадровой политики и пути их преодоления»;

  • «Перспективы гимназического образования: мифы и реальность»;

  • «Общественное самоуправление, ученическое самоуправление в гимназии и других ОУ»;

  • «Школьник – общество: взаимосвязи и перспективы»;

  • «Роль психолого-педагогических инициатив в воспитательном процессе ОУ»;

  • «Воспитание интеллигенции в рамках ОУ»;

  • «Управление качеством воспитательного процесса в ОУ»;

  • «Исследовательская и проектная деятельность»;

  • «Воспитание как реализация социальных проектов»;

  • «Роль классного руководителя в воспитательном процессе»;

  • «Место информационных технологий в воспитательном процессе гимназии» и др.

Наиболее яркие материалы участников этих мероприятий, а также решение конференции будут опубликованы на страницах «Управления школой».

Инна АЛЕЙНИКОВА,
Москва – Санкт-Петербург –
Москва

______________

* Организатор конференции – Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга (при поддержке Комитета по образованию Правительства СПб, Санкт-Петербургского государственного университета и РГПУ им. Герцена).

Рейтинг@Mail.ru