Воспитание в ОУ
Хлеб души
Хороший учитель, воспитывая,
становится стилистом, дипломатом и адвокатом
Поначалу безразличие удивляло и
раздражало, теперь даже пугает. Государство
продолжает игнорировать российские гимназии.
Никак не решается вопрос о месте этого вида ОУ в
современном образовательном пространстве,
замалчиваются перспективы развития… У гимназий
в такой ситуации надежный спасательный круг –
вековые традиции гимназического образования и
категоричная позиция не снижать высокое
качество обучения и воспитания. Поэтому они не
ждут у моря погоды, а подходят к этой «погоде»
стратегически. Чтобы задать очередное
направление своей деятельности, руководители
гимназий встретились в Санкт-Петербурге.
Общались друг с другом, с коллегами из
общеобразовательных школ и людьми из мира науки.
Вполне оправданную надежду выразил
один из выступавших на открытии Третьей
Всероссийской конференции по проблемам
гимназического образования*,
сказав, что собравшихся представителей 26-ти
регионов город на Неве «привлек не дворцами и
магазинами, а тем, что может дать только
Петербург». В его шутке доля правды как никогда
велика: опыт петербургской школы всегда занимал
особое место в педагогической практике России. И
на конференции, которая в нынешнем году
проходила по теме «Воспитательные подходы и
системы в современном гимназическом
образовании», в этом снова можно было
убедиться, побывав в многочисленных
гостеприимных гимназиях – от центра до окраин
Петербурга.
…А сначала состоялось пленарное
заседание, где при всей торжественности момента
обошлись без высокопарных рассуждений. К
микрофону выходили те, для кого воспитание
школьника – предмет ежедневных размышлений и
приложения сил: директор Второй
Санкт-Петербургской гимназии (в чьих стенах
проходила большая часть конференции) Людмила
Мардер; профессор СПбГУ Елена Казакова;
профессор, научный руководитель Ассоциации
гимназий СПб Наталья Свирина; профессор РГПУ им.
Герцена Раиса Богданова и др.
Петербург всегда хранил и развивал
самые лучшие традиции воспитания – этого «хлеба
души», как его именуют. Более того, в годы
перестройки, когда даже на уровне министерства
отрицалось воспитание в школе, здесь не только
сохранили воспитательную службу, но и возвели ее
на новый уровень. Сейчас, в ХХI веке, юный
петербуржец воспитывается согласно концепции, в
основу которой положены четыре принципа. С ними
приезжих участников конференции ознакомила
начальник отдела воспитательной работы и
дополнительного образования Комитета по
образованию Правительства Санкт-Петербурга
Надежда Зубрилова:
«Первый принцип – это
поликультурность, которая определяется
существованием разнообразных культурных
особенностей нашего города.
Второй – инновационный и творческий
характер петербургского стиля жизни. Город
изначально был творческой педагогической
лабораторией, где всегда рождались новые
проекты.
Третий принцип тоже специфичен. Это
устремленность петербуржцев к большим и
труднодостижимым целям.
И четвертый – открытость города миру:
наши педагоги с удовольствием делятся
педагогическими идеями со всеми».
На конференции предлагалось взглянуть
на воспитание в максимально широком, бытийном
смысле и принять его как часть образовательного
процесса. В частности, при рассмотрении сущности
воспитания в рамках системы образования было
сделано несколько акцентов.
Так, говорилось о воспитательной
направленности образовательного процесса. В 2002
году Минобразования разработало стандарт,
определяющий минимальный объем социальных услуг
по воспитанию в общеобразовательных учреждениях
общего образования. В этом стандарте воспитание
рассматривается как создание условий,
позволяющих обеспечить духовно-нравственное
становление ребенка, его готовность к жизненному
самоопределению. Поскольку воспитание по своей
сути есть влияние на сферу ценностей и смыслов,
это позволяет (разумеется, условно) развести
обучение и воспитание. Если в ОУ дети осваивают
ЗУНы, расширяется поле их возможностей – значит,
они обучены. А если ученики ценят родину,
здоровье, город, общение, то они воспитаны. То
есть главный смысл воспитательной
направленности – появление у ребенка ценностных
приоритетов.
Другой момент организации воспитания
в ОУ связан с понятием воспитательной
деятельности. И его можно относить как ко всему
образовательному процессу в школе, так и к
решению воспитательных задач в процессе
внеурочной деятельности.
И, наконец, само образовательное
учреждение может стать воспитателем. Появился
даже получивший широкое распространение термин
«воспитательная система ОУ». Под ним понимается
рассмотрение ОУ в качестве субъекта
воспитательного процесса. Все наши усилия
интегрируются в одно целое. И для этого
необходимо создать общешкольные средства
воспитания: единство норм и правил, единый уклад
школьной жизни, единое пространство совместной
деятельности…
Награда
|
Путешествие из
Москвы в Петербург проделал диплом о присвоении научному
руководителю Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга Наталье Михайловне Свириной
Знака отличия ХIV Международной профессиональной
выставки «Пресса–2007» «Золотой фонд прессы» за
вклад в совершенствование газеты «Управление
школой». Благодаря Наталье Михайловне мы стали
сотрудничать с замечательными авторами из числа
директоров гимназий. |
О том, куда может быть
направлено воспитание в конкретной гимназии,
рассуждал доцент кафедры педагогики социального
творчества СПбАППО Евгений Барышников. По его
словам, анализ работы различных гимназий
показал, что с условием того или иного приоритета
можно говорить о возникновении некой точки
выбора между четырьмя моделями: «Первую модель
мы обозначили «интеллектуально развивающая
гимназия», где на первое место ставится
воспитание как развитие интеллекта ребенка.
Вторая модель сориентирована на
определенные ценности, поэтому ее название – «ценностно-ориентационная
гимназия». В ней в качестве воспитания видится
воспитание интеллигенции.
Третья связана с созданием «гимназии
социального успеха».
Четвертая модель – «гимназия
самоопределения», направленная на воспитание
человека, способного выбрать свой
индивидуальный жизненный маршрут.
Какая из этих моделей независимо от
нас проросла в нашей гимназии, какую из них нам
хотелось бы поддержать, а с какой поспорить, и
является основой той политики в области
воспитания, которую необходимо строить в
условиях гимназии».
Конечно, собравшихся занимал и такой
вопрос: как следует влиять на ребенка? История
воспитательной деятельности указывает на ряд
уже сформированных и активно используемых
культур влияния.
Культура педагогического
воздействия обеспечивает внешнее управление
развитием ребенка. Здесь воспитатель играет роль
«стилиста», который хочет задать стиль жизни и
общественно-принимаемое поведение. В культуре
педагогического взаимодействия
предполагается педагог, равный ребенку. Взрослый
– «дипломат», который хочет найти общий язык
между гражданами двух достаточно разных «стран»
– страны взрослых и страны детей. Культура
педагогического содействия создает условия
для самоопределения воспитанника. В этом случае
педагог-воспитатель может считаться
«адвокатом», способствующим защите интересов
ребенка.
«Мне кажется, в рамках ОУ важно не
противопоставлять эти культуры, а разобраться, в
чем и где мы готовы воздействовать на ребенка», –
уверен Евгений Барышников.
…Конференция поставила немало
вопросов. Но дискуссии закончились, а часть
вопросов по воспитанию так и осталась без
ответов. Строить ли воспитательную деятельность
по старинке, опираясь на опыт, сложившийся в
отечественной и зарубежной школе, или правомерно
начать с нуля, учитывая происходящие сегодня
существенные изменения в нашей жизни – и рынке
труда, и в обществе, и в самой системе
образования?.. Должны ли программы воспитания в
гимназии иметь свою специфику?..
Есть целый год, чтобы к следующей
конференции ответить для себя на эти вопросы,
задать другие и снова собраться с
коллегами-управленцами. Директора не скрывали:
большинству из них Ассоциация гимназий
Санкт-Петербурга позволяет побороть подчас
возникающее чувство неуверенности. Гимназиям
без ценного опыта, вынесенного из общения, никак
нельзя – из всего педагогического коллектива в
первую очередь именно директору нужно
расставить все точки над «i», ведь, как метко
заметила профессор Елена Казакова, «гимназия –
это директор, это те лидеры, которые способны
увлечь, понять, поддержать, пожурить и
собственным примером увести коллег в новое
время».
Конференция
в газете
|
В ходе конференции директора
ОУ и их заместители имели возможность поработать
на «круглых столах» и секциях по следующим темам:
«Современные проблемы формирования
кадровой политики и пути их преодоления»;
«Перспективы гимназического
образования: мифы и реальность»;
«Общественное самоуправление,
ученическое самоуправление в гимназии и других
ОУ»;
«Школьник – общество: взаимосвязи и
перспективы»;
«Роль психолого-педагогических
инициатив в воспитательном процессе ОУ»;
«Воспитание интеллигенции в рамках
ОУ»;
«Управление качеством
воспитательного процесса в ОУ»;
«Исследовательская и проектная
деятельность»;
«Воспитание как реализация
социальных проектов»;
«Роль классного руководителя в
воспитательном процессе»;
«Место информационных технологий в
воспитательном процессе гимназии» и др.
Наиболее яркие материалы участников
этих мероприятий, а также решение конференции
будут опубликованы на страницах «Управления
школой». |
Инна АЛЕЙНИКОВА,
Москва – Санкт-Петербург –
Москва
______________
* Организатор
конференции – Ассоциация гимназий
Санкт-Петербурга (при поддержке Комитета по
образованию Правительства СПб,
Санкт-Петербургского государственного
университета и РГПУ им. Герцена). |