Формирование методической базы
образовательного процесса
Формирование речевых компетенций
учащихся
Людмила Васильевна
БУРЦЕВА,
заведующая кафедрой
русского языка
и литературы
Мы, учителя-словесники, особенно
болезненно реагируем на оскудение лексики,
«словесное худосочие», как писал К. И. Чуковский.
Это является следствием падения интереса к
чтению и приводит к издержкам в
интеллектуальном, духовном и эстетическом
развитии подрастающего поколения. Именно
поэтому логичным для кафедры гуманитарных
предметов оказался выбор методической темы:
«Формирование речевых компетенций учащихся».
Как же реализуются поставленные
задачи? Вспомним концептуальную основу
образовательного стандарта по русскому языку:
главная цель образования – развитие личности
ребенка путем включения его в различные виды
деятельности. Именно с этих позиций учителя
выстраивают систему уроков, будучи убежденными в
том, что обучение русскому языку – это не просто
процесс овладения определенной системой знаний,
умений и навыков, а процесс речевого, духовного
развития школьника.
Дети должны четко знать: то, что
приобретено на уроке, можно будет использовать в
практической деятельности и повседневной жизни.
Наша жизнь и работа неразрывно связаны с
общением, а значит – с языком, с речевой
деятельностью. Таким образом, коммуникативная
компетенция – одна из основных. Она включает в
себя все виды речевой деятельности (чтение,
слушание, говорение, письмо), а также овладение
основами культуры устной и письменной речи.
Каждый учитель-словесник нашей
гимназии в соответствии с разработанным планом
исследовательской работы занимается той или
иной проблемой, накапливая необходимый материал,
составляя задания в тестовой форме,
карточки-задания, лингвистические задачи,
орфоэпические диктанты, включая в урок рубрики
«Как правильно», «Почему мы так говорим» и т. д.
Особое внимание уделяется подбору практических
материалов по культуре речи, стилистике и
основам риторики. Учителя разрабатывают такие
темы, как «Качества хорошей речи»,
«Орфоэпические и акцентологические нормы
русского языка», «Нормы литературного языка и
разговорной речи», «Каким должно быть публичное
выступление». Важны такие темы, как «Композиция
речи», «Культура диалога».
Последняя тема особенно актуальна –
ведь очень важно умение слушать доводы
оппонента, не замыкаться на собственной речи –
иными словами, уметь слушать и слышать своего
собеседника. Кроме того, изучение этой темы
помогает школьникам грамотно, со знанием дела
отстаивать свою точку зрения. Навыки
дискутивно-полемической речи старшеклассники
демонстрируют, обсуждая на уроках литературы
различные темы, например: «Гибель Катерины –
сила или слабость характера?» (драма
А.Н.Островского «Гроза») или «Можно ли считать
Штольца положительным героем?» (роман И.А.
Гончарова «Обломов»).
Выполнение различных упражнений,
связанных с культурой речи, – необходимая
составляющая уроков русского языка каждого
учителя-словесника.
Задача формирования коммуникативных
навыков реализуется на всех этапах обучения, но
особенно важен заключительный этап (старшая
школа), ведь выпускникам предстоит сдавать
Единый государственный экзамен. Не следует
забывать тот факт, что наиболее трудным этапом
экзамена остается написание сочинения –
создание собственного текста на уровне
предъявляемых требований. Условием же получения
высокого балла за работу является грамотная,
логичная, выразительная речь учащихся, умение не
только находить в авторском тексте
художественно-изобразительные средства,
определять их роль в раскрытии основной идеи, но
самостоятельно использовать в своем сочинении, а
это предполагает высокий уровень владения
языком.
Именно поэтому так важна и трудна
задача, стоящая перед учителем русского языка:
научить ребят видеть, как работает слово
писателя, поэта, какие смыслы таит оно в себе,
какова эстетическая ценность художественного
высказывания.
Для того чтобы воспитать у школьников
«языковое чутье», необходима целенаправленная
работа с текстом. Это важнейший аспект
деятельности кафедры и каждого учителя.
Комплексный анализ текста в старшей школе
предполагает не только творческую работу, в
процессе которой повторяется, обобщается,
систематизируется то, что было изучено, но и
углубляются знания о языке, о том, как живет язык
в нашей речи.
В настоящее время существует много
пособий, в которых предлагаются тексты для
многоаспектного анализа. Мы охотно используем
хорошие пособия в своей практике, но, разумеется,
и сами подбираем тексты из различных
произведений художественной литературы, а также
публицистические.
«Погружение» в стихию языка
происходит и на уроках русского языка, и при
изучении литературы, когда ребята пишут
рефераты, сочинения разных жанров, выступают с
докладами, сообщениями, участвуют в
аналитической беседе, устно рецензируют ответы
своих одноклассников.
Один из видов деятельности, который
приобретает все большую популярность, –
создание проектов. Развитие исследовательских,
информационных, организационных,
интеллектуальных навыков школьника – вот
задачи, которые решаются в процессе
осуществления проектной деятельности. Здесь нет
возрастных ограничений: участниками становятся
ребята с 5-го по 11-й класс. Привлекательна такая
номинация, как «Электронный учебник». Например,
проект «Нет, я не Байрон, я другой…» состоит из
следующих разделов: жизненный и творческий путь
М.Ю.Лермонтова; галерея (портреты, рисунки самого
поэта, иллюстрации к его произведениям); «живые
страницы» (воспоминания современников); в помощь
учащимся (фрагменты критических статей,
необходимые материалы для подготовки к
сочинению и выступлению на уроке, образцы
анализа поэтических текстов); «для
любознательных»; викторина, которая может быть
использована для проверки знаний на уроке, а
также для проведения внеклассного мероприятия.
Завершающий этап – защита проекта.
Публичное выступление ученика (часто перед
незнакомой аудиторией на окружном или городском
конкурсе) – это возможность реализовать в полной
мере свои речевые навыки.
Я остановилась только на некоторых
аспектах работы кафедры. Осталась за скобками
внеклассная работа, которая содержит огромные
ресурсы интеллектуального и воспитательного
значения, но это уже другая тема…
Итак, формирование коммуникативных
компетенций учащихся происходит в течение всего
времени обучения в различных сферах
деятельности. В соответствии с потребностями
времени необходимо не только обеспечивать
школьников теоретическими знаниями, но и
формировать умения, востребованные в
практической деятельности и в повседневной
жизни. Овладевая стилистическими возможностями
русского языка, всем его многообразием, учащиеся
должны уметь моделировать собственное
высказывание в той или иной ситуации общения,
понимая, что речь – это своеобразная «визитная
карточка» человека, тут же указывающая на его
интеллектуальный уровень. Свою миссию мы видим в
том, чтобы воспитать языковую личность, как
теперь говорят, личность, способную ценить
красоту слова и понимающую, что язык – это
духовная, нравственная и культурная ценность
народа. И.А. Бунин когда-то написал:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. |