Формирование методической базы
образовательного процесса
Исторический клуб «КЛИО»
Татьяна Владимировна
ЧЕРКАШИНА,
учитель истории
В течение девяти лет в гимназии успешно
действует исторический клуб «КЛИО». Инициатива
создания клуба исходила от самих ребят…
Поездив по другим школам и увидев
интересную клубную работу, они задались
вопросом: «Почему у нас нет такого?» Стало ясно,
что ребятам нужен клуб для расширения границ
познания, для реализации своих талантов, для
самовыражения, для общения, наконец. Так появился
«КЛИО» – Клуб Любителей Исторических Открытий.
Обсуждение плана работы привело меня в восторг. И
в результате всех мечтаний появились следующие
формы работы.
На заседаниях Дискуссионного клуба
старшеклассников (который вот уже три года
раз в четверть открывает свои двери всем
желающим из соседних школ) обсуждаются самые
разные вопросы, волнующие старшеклассников:
«Терроризм», «Причины кризиса современной
семьи», «Особенности молодежной культуры» и т.д.
Тему для дискуссии предлагают сами
ребята. Она объявляется заранее (за месяц-два),
формулируются 2–3 ключевых вопроса для
конкретизации обсуждения. Далее идет работа по
подбору фактов, примеров для аргументации
собственных позиций. Работаем с периодической
печатью, изучаем статистику. На заседания
Дискуссионного клуба приглашаем гостей –
ведущих политологов, журналистов, священников,
художников, писателей. Подготовка к заседаниям
идет по группам: одни ребята оформляют
электронную презентацию дискуссии, другие
проводят и обрабатывают результаты собственных
социологических опросов по проблеме, третьи
собирают информацию о деятельности
приглашенного гостя. В ходе подготовки
происходит отработка умений ознакомления с
периодикой, грамотного и четкого формулирования
вопросов, подбора аргументов для подкрепления
собственной позиции. А уже на самих заседаниях
учащиеся приобретают личный опыт формирования
ключевых компетенций, владение которыми
соответствует задачам гражданского образования
и воспитания: коммуникативной, кооперативной и
др. Постоянные участники заседаний клуба
свободнее и активнее на уроках – они без
затруднений вступают в обсуждение сложных
проблем исторического характера.
В работе Театральной мастерской
«КЛИО» осуществляется, в частности, проект
«Вехи российской истории», в рамках которого мы
ставим спектакли по нашим собственным сценариям:
«Сказ про то, как царь Иван еще грозным не бывал»,
«И быть стране моей великой» (о Петре I),
«Серебряного века силуэт»… Идет всестороннее
изучение эпохи, быта, костюмов, психологических
портретов исторических личностей, изготовление
декораций, шитье костюмов, подбор музыки и запись
фонограммы. Большое значение имеет участие в
спектаклях слабоуспевающих или недостаточно
дисциплинированных учеников, которые имеют
возможность почувствовать себя нужными,
успешными.
Нашу газету «По волнам истории»
ждут с нетерпением. У нее есть постоянные
рубрики: «За страницами учебника истории
(москвоведения)» – очень ценная рубрика,
позволяющая расширить, расцветить материал
урока, «Из истории вещей», «Из истории этикета» и
др. Автором статьи может стать любой ученик, даже
не член клуба. Работа над статьей – хороший
способ отработать умение подобрать и интересно
изложить материал, а в дальнейшем сделать
глубокий, содержательный доклад.
Интересно организуются подготовка и
проведение исторических игр. Для
пятиклассников – традиционные «Загадки
Древнего Востока», «Путешествие в Древнюю
Грецию», для шестиклассников – «Рыцарские
турниры», для 7–11-х классов – «От Руси к России».
В сочинении сценариев мне помогают ребята:
формулируют вопросы, предлагают темы для
сценок-загадок, сооружают декорации и костюмы,
готовят слайд-шоу. Ведущая игр – «муза Клио»,
одна из старшеклассниц. Игра, которая всегда
остается естественным состоянием любого
ребенка, помогает оттачивать навык работы с
проблемными, творческими и олимпиадными
вопросами. На занятиях клуба мы часто устраиваем
игры типа «Что? Где? Когда?», объединяя в команды
ребят 5–11-х классов.
Игровые формы помогают решать серьезные
учебные проблемы. Наш предмет изобилует датами,
огромным количеством понятий, имен. Решая
задания по «дешифровке» дат, составляя
кроссворды, придумывая логические вопросы, даже
слабые ученики запоминают сложный исторический
материал, который облегчает им работу на уроке. |