Управление образовательным
процессом
Новый этап информатизации
Татьяна Анатольевна
ЛЕПЕ,
заместитель директора
по информационным
технологиям,
учитель математики
и информатики
Информатизация учебного процесса…
Вопрос, который не обходит сегодня стороной ни
одна школа. Проблема лишь в том, насколько
серьезное внимание уделяется данной работе. В
нашей гимназии это направление выбрано как одно
из основных в спектре образовательных услуг.
Безусловно, в гимназии созданы хорошие
условия для работы в этом направлении: 4
компьютерных кабинета (2 кабинета информатики,
кабинеты математики и английского языка),
автоматизированные рабочие места
администраторов и учителей, локальная сеть,
объединяющая все компьютеры гимназии,
возможность неограниченного выхода в Интернет.
Есть информационно-библиотечный центр. В
медиатеке, входящей в его состав, можно найти
электронные учебные пособия по всем предметам,
методические материалы для внеклассной
деятельности и проекты, подготовленные
учащимися и учителями гимназии.
За последние два-три года в гимназии
появилось 10 интерактивных досок c
мультимедиапроекторами, которые активно
используются на разных уроках. Но самая
последняя наша техническая новинка – это
планшет Smart Simpodium. Он стал просто-таки любимцем
гимназистов. Поэтому остановлюсь на его описании
подробнее. Smart Simpodium – это настольный
интерактивный дисплей (планшет), обладающий
всеми возможностями интерактивной доски, но
значительно меньший по размеру. Управление
работой компьютера осуществляется
прикосновением к экрану специальной ручкой.
Планшет позволяет демонстрировать самые разные
материалы и одновременно делать пометки «от
руки» поверх открытых приложений, чертить схемы,
рисовать, выделять какие-то детали, стирать. Все
это в режиме реального времени через проектор
выводится на экран, что позволяет вовлечь в урок
даже самых незаинтересованных учащихся. Дети с
удовольствием принимают участие в таких уроках,
а от желающих поработать с планшетом
самостоятельно нет отбоя. Размеры дисплея Simpodium
позволяют в течение перемены перенести его в
другой класс, чтобы следующий увлекательный урок
прошел там. Устройство очень просто в обращении.
Дети могут работать за планшетом самостоятельно,
без помощи учителя. На доску выносятся все записи
отвечающего в данный момент ученика. Любые
пометки можно сохранять в компьютере.
Другой инструмент, позволяющий
сделать процесс обучения наглядным и
захватывающим, – это цифровые микроскопы. Их
особенно любят наши преподаватели биологии.
Микроскопы снабжены преобразователем
визуальной информации в цифровую, который
обеспечивает ее передачу на компьютер в реальном
времени и последующее хранение. С помощью этих
микроскопов гимназисты исследуют разные
объекты: прозрачные и непрозрачные,
фиксированные и нефиксированные (большой
интерес вызывает изучение структуры своей кожи,
волос и т.д.); можно также рассмотреть лапку
комара или крылышко бабочки (насекомые при этом
остаются живы), можно увидеть движение живых
объектов (дождевого червя, личинки мотыля). Но
самое главное – все это можно фотографировать,
снимать на видеокамеру, выводить затем на экран,
совместно обсуждать и использовать результаты
увиденного в дальнейшей работе. Все созданные
слайд-шоу и презентации хранятся в нашей
медиатеке, и учащиеся впоследствии используют их
при подготовке проектных работ.
Лабораторные работы по химии, физике и
биологии учителям и учащимся помогает проводить
цифровая лаборатория «Архимед». Это набор
измерительных приборов, позволяющий с помощью
цифровых датчиков передавать данные на
компьютер, а затем по ним строить графики
зависимостей различных параметров и видеть
результаты опытов на проекционном экране.
Остановлюсь на одном из опытов, который можно
провести с помощью «Архимеда» и который всегда
убедительно действует на детей. Перед уроком в
классе дети измеряют влажность и температуру с
помощью специальных датчиков; после урока
измерения повторяются, и дети видят, что
показатели возрастают, а измерение в конце
перемены демонстрирует, что показатели приходят
в норму. Замечу: после такого опыта не приходится
заставлять учащихся выходить из класса и
проветривать кабинет.
Разумеется, все технические новинки
предоставляют нам большие возможности, но,
подчеркну, реализовать их можно только при
желании всего коллектива работать в направлении
информатизации образовательного процесса.
Практически все наши учителя прошли первичное
обучение работе на компьютере. И сейчас педагоги
повышают свою квалификацию в этой области
дифференцированно, с учетом уровня своей
подготовки и личных потребностей. Но уроки, во
время которых учитель использует специальные
компьютерные устройства (интерактивную доску,
интерактивный дисплей, дистанционный пульт
управления и т.д.), проводит видеоэкскурсии,
показывает отобранные видеоматериалы, различные
трехмерные модели, проводит компьютерные
эксперименты в самых разных предметных областях,
компьютерное тестирование и многое другое, в
нашей гимназии уже стали нормой. Кроме того, все
учителя гимназии работают в офисных программах,
создают базы данных по предметам, в электронном
виде оформляют контрольные и тестовые работы.
Вошел в привычную систему и цикл
интегративных уроков (например,
история–литература – «К 100-летию М. Шолохова.
Время – личность – судьба – творчество»;
математика–физика–информатика – «Решение
прикладных задач в геометрии. Радиолокация»;
литература–иностранные языки – «Шекспир –
писатель, принадлежащий к мировой культуре с XVI
по XXI век»).
Одним из важных направлений
информатизации образовательного процесса
является развитие информационных ресурсов
гимназии. Мы давно перешли от использования
готовых информационных продуктов к созданию
собственных. В этой работе участвуют все
предметные кафедры, все преподаватели, учащиеся
и даже некоторые родители. Создание учебных
пособий, творческих презентаций, информационных
материалов для внеклассной работы – с этими
задачами у нас справляются разновозрастные
группы учащихся под руководством учителей.
Зачастую такое творчество решает не только
педагогические проблемы, но и вопросы развития
информационной грамотности педагогов и детей.
Ведь гимназисты порой владеют техникой лучше
учителей. Но зато учителя, конечно, тщательнее
отбирают и систематизируют информацию. Поэтому
результат совместной деятельности бывает
интересным и плодотворным для обеих сторон.
Информатизация школы включает в себя,
конечно же, не только образовательные
направления. Традиционное школьное
делопроизводство тоже надо переводить на
«компьютерные рельсы». Для создания единого
информационного пространства гимназии у нас
активно используется пакет программ «Школьный
офис». В его рамках объединены все сферы
деятельности ОУ, и информация накапливается
централизованно, без дублирования. В настоящее
время в гимназии заполнены все данные в модулях
«Паспорт образовательного учреждения», «Кадры»,
«Контингент», «Тарификация». С помощью
«Школьного офиса» нам удается быстро находить
необходимую информацию для различных отчетов,
готовить статистические материалы для
проведения педсоветов, родительских собраний и
т.д.
Информатизация образовательного
процесса – дело не одного дня. Это целый ряд
шагов, взаимосвязанных друг с другом,
перетекающих один в другой. Благодаря постепенно
выстроенной работе в гимназии в настоящее время:
подготовлены кадры педагогов,
способные обеспечить развитие этого процесса;
созданы условия для полноценной
работы учащихся на современной компьютерной
технике;
повышается качество образования
посредством использования информационных
ресурсов;
развиваются личностно
ориентированные технологии в обучении;
стимулируется интерес педагогов и
учащихся в развитии гимназических
информационных ресурсов.
Информатизация образования –
мобильный, развивающийся процесс. Главное в нем,
на наш взгляд, поймать определенный ритм,
выстроить программу действий и быть в постоянном
поиске. |