Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Управление образовательным процессом

Новый этап информатизации

15_1.jpg (2795 bytes)Татьяна Анатольевна   ЛЕПЕ,
заместитель директора
по информационным
технологиям,
учитель математики
и информатики

 

 

 

Информатизация учебного процесса… Вопрос, который не обходит сегодня стороной ни одна школа. Проблема лишь в том, насколько серьезное внимание уделяется данной работе. В нашей гимназии это направление выбрано как одно из основных в спектре образовательных услуг.

Безусловно, в гимназии созданы хорошие условия для работы в этом направлении: 4 компьютерных кабинета (2 кабинета информатики, кабинеты математики и английского языка), автоматизированные рабочие места администраторов и учителей, локальная сеть, объединяющая все компьютеры гимназии, возможность неограниченного выхода в Интернет. Есть информационно-библиотечный центр. В медиатеке, входящей в его состав, можно найти электронные учебные пособия по всем предметам, методические материалы для внеклассной деятельности и проекты, подготовленные учащимися и учителями гимназии.

За последние два-три года в гимназии появилось 10 интерактивных досок c мультимедиапроекторами, которые активно используются на разных уроках. Но самая последняя наша техническая новинка – это планшет Smart Simpodium. Он стал просто-таки любимцем гимназистов. Поэтому остановлюсь на его описании подробнее. Smart Simpodium – это настольный интерактивный дисплей (планшет), обладающий всеми возможностями интерактивной доски, но значительно меньший по размеру. Управление работой компьютера осуществляется прикосновением к экрану специальной ручкой. Планшет позволяет демонстрировать самые разные материалы и одновременно делать пометки «от руки» поверх открытых приложений, чертить схемы, рисовать, выделять какие-то детали, стирать. Все это в режиме реального времени через проектор выводится на экран, что позволяет вовлечь в урок даже самых незаинтересованных учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в таких уроках, а от желающих поработать с планшетом самостоятельно нет отбоя. Размеры дисплея Simpodium позволяют в течение перемены перенести его в другой класс, чтобы следующий увлекательный урок прошел там. Устройство очень просто в обращении. Дети могут работать за планшетом самостоятельно, без помощи учителя. На доску выносятся все записи отвечающего в данный момент ученика. Любые пометки можно сохранять в компьютере.

Другой инструмент, позволяющий сделать процесс обучения наглядным и захватывающим, – это цифровые микроскопы. Их особенно любят наши преподаватели биологии. Микроскопы снабжены преобразователем визуальной информации в цифровую, который обеспечивает ее передачу на компьютер в реальном времени и последующее хранение. С помощью этих микроскопов гимназисты исследуют разные объекты: прозрачные и непрозрачные, фиксированные и нефиксированные (большой интерес вызывает изучение структуры своей кожи, волос и т.д.); можно также рассмотреть лапку комара или крылышко бабочки (насекомые при этом остаются живы), можно увидеть движение живых объектов (дождевого червя, личинки мотыля). Но самое главное – все это можно фотографировать, снимать на видеокамеру, выводить затем на экран, совместно обсуждать и использовать результаты увиденного в дальнейшей работе. Все созданные слайд-шоу и презентации хранятся в нашей медиатеке, и учащиеся впоследствии используют их при подготовке проектных работ.

Лабораторные работы по химии, физике и биологии учителям и учащимся помогает проводить цифровая лаборатория «Архимед». Это набор измерительных приборов, позволяющий с помощью цифровых датчиков передавать данные на компьютер, а затем по ним строить графики зависимостей различных параметров и видеть результаты опытов на проекционном экране. Остановлюсь на одном из опытов, который можно провести с помощью «Архимеда» и который всегда убедительно действует на детей. Перед уроком в классе дети измеряют влажность и температуру с помощью специальных датчиков; после урока измерения повторяются, и дети видят, что показатели возрастают, а измерение в конце перемены демонстрирует, что показатели приходят в норму. Замечу: после такого опыта не приходится заставлять учащихся выходить из класса и проветривать кабинет.

Разумеется, все технические новинки предоставляют нам большие возможности, но, подчеркну, реализовать их можно только при желании всего коллектива работать в направлении информатизации образовательного процесса. Практически все наши учителя прошли первичное обучение работе на компьютере. И сейчас педагоги повышают свою квалификацию в этой области дифференцированно, с учетом уровня своей подготовки и личных потребностей. Но уроки, во время которых учитель использует специальные компьютерные устройства (интерактивную доску, интерактивный дисплей, дистанционный пульт управления и т.д.), проводит видеоэкскурсии, показывает отобранные видеоматериалы, различные трехмерные модели, проводит компьютерные эксперименты в самых разных предметных областях, компьютерное тестирование и многое другое, в нашей гимназии уже стали нормой. Кроме того, все учителя гимназии работают в офисных программах, создают базы данных по предметам, в электронном виде оформляют контрольные и тестовые работы.

Вошел в привычную систему и цикл интегративных уроков (например, история–литература – «К 100-летию М. Шолохова. Время – личность – судьба – творчество»; математика–физика–информатика – «Решение прикладных задач в геометрии. Радиолокация»; литература–иностранные языки – «Шекспир – писатель, принадлежащий к мировой культуре с XVI по XXI век»).

Одним из важных направлений информатизации образовательного процесса является развитие информационных ресурсов гимназии. Мы давно перешли от использования готовых информационных продуктов к созданию собственных. В этой работе участвуют все предметные кафедры, все преподаватели, учащиеся и даже некоторые родители. Создание учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для внеклассной работы – с этими задачами у нас справляются разновозрастные группы учащихся под руководством учителей. Зачастую такое творчество решает не только педагогические проблемы, но и вопросы развития информационной грамотности педагогов и детей. Ведь гимназисты порой владеют техникой лучше учителей. Но зато учителя, конечно, тщательнее отбирают и систематизируют информацию. Поэтому результат совместной деятельности бывает интересным и плодотворным для обеих сторон.

Информатизация школы включает в себя, конечно же, не только образовательные направления. Традиционное школьное делопроизводство тоже надо переводить на «компьютерные рельсы». Для создания единого информационного пространства гимназии у нас активно используется пакет программ «Школьный офис». В его рамках объединены все сферы деятельности ОУ, и информация накапливается централизованно, без дублирования. В настоящее время в гимназии заполнены все данные в модулях «Паспорт образовательного учреждения», «Кадры», «Контингент», «Тарификация». С помощью «Школьного офиса» нам удается быстро находить необходимую информацию для различных отчетов, готовить статистические материалы для проведения педсоветов, родительских собраний и т.д.

Информатизация образовательного процесса – дело не одного дня. Это целый ряд шагов, взаимосвязанных друг с другом, перетекающих один в другой. Благодаря постепенно выстроенной работе в гимназии в настоящее время:

  • подготовлены кадры педагогов, способные обеспечить развитие этого процесса;

  • созданы условия для полноценной работы учащихся на современной компьютерной технике;

  • повышается качество образования посредством использования информационных ресурсов;

  • развиваются личностно ориентированные технологии в обучении;

  • стимулируется интерес педагогов и учащихся в развитии гимназических информационных ресурсов.

Информатизация образования – мобильный, развивающийся процесс. Главное в нем, на наш взгляд, поймать определенный ритм, выстроить программу действий и быть в постоянном поиске.

Рейтинг@Mail.ru