Управление образовательным
процессом
Развитие творческой активности
Ирина Людвиговна
ПЕРЕВОЗЧИКОВА,
заместитель директора
по воспитательной работе
Попросите учителя сформулировать, в
чем смысл его жизни. И он взахлеб будет
рассказывать вам о том, как Танечка великолепно
защитила проектную работу по биологии, а Петя
стал обладателем кубка в каких-то спортивных
соревнованиях… Почему учитель говорит не о себе,
не о своих достижениях? Да потому, что самая
желанная победа любого педагога – успешность
его ученика. Без успешного ученика нет успешного
учителя.
Понятие «успешность» подразумевает
достижение хороших результатов в учебе, работе,
какого-либо общественного признания. Поэтому
цель, которую ставит перед собой педагогический
коллектив нашей гимназии, – выпустить из своих
стен компетентного, конкурентоспособного
молодого человека, имеющего уровень образования,
адекватный современным мировым требованиям.
Достижение этой цели невозможно без
кропотливой работы по становлению и развитию у
наших учеников таких качеств личности, как
самостоятельность и творческий подход к любому
делу. И потому особое внимание мы уделяем
внеурочной деятельности, направленной на
стимулирование творческой созидательной
инициативы учащихся, и считаем, что каждый
ребенок должен найти свою «сферу успеха».
Богатейшая история гимназии
Знакомство с историей нашей школы не
просто остается «страничкой» в учебнике жизни
гимназиста, а стимулирует творческую активность.
Начатое в середине 90-х годов ушедшего
столетия и получившее новое дыхание в начале XXI
века, восстановление исторических корней
гимназии (утерянных в советскую эпоху) должно
стать примером уважительного отношения к памяти
об основателе нашего учебного заведения. В
восстановлении имени и чести купеческой семьи
Капцовых принимали участие все члены
гимназического коллектива. А работа Константина
Капцова – выпускника 2005 года и прапраправнука
основателя гимназии – «История моей семьи»
стала одной из глав исторической летописи школы.
Но – что самое важное – эта работа
заинтересовала других учащихся и положила
начало изучению корней своей семьи, своего рода.
В результате появились творческие эссе и
проектные работы. Например, проект «Традиции и
праздники московской семьи конца XIX – начала XXI
века» ученика 6-го класса Антона Захарикова,
проект ученицы 10-го класса Виктории Баташевой
«История одного дома», коллективный проект
гимназистов «Леонтьевский переулок».
Клуб выпускников гимназии
Президент нашего клуба – фронтовик,
выпускник 1939 года, Народный учитель СССР,
Почетный гражданин города Москвы Леонид
Исидорович Мильграм. Встречи с ним и его
однокашниками побуждают учащихся к работе в
Музее истории гимназии, написанию эссе о
выпускниках гимназии. Интерес к личности
выпускницы 41-го года – поэту-фронтовику Юлии
Друниной тоже перерос в серьезную творческую
работу: знакомство со стихами поэтессы, работа с
архивными материалами, спектакль о ней,
проектная работа «Шагнувшие в вечность»…
Предметные недели
Предметные недели не только дают
ребенку дополнительные знания, но и увеличивают
интерес учащихся к предмету, побуждают к
самостоятельной творческой деятельности. В
рамках таких недель мы практикуем как
традиционные формы внеурочной работы по
предмету (олимпиады, конкурсы-соревнования, КВНы,
интеллектуальные игры и т.п.), так и новые:
интерактивную экскурсию, защиту компьютерных
проектов, конкурс презентаций. Яркий пример –
исследовательская работа с компьютерным
воплощением и театрализованной презентацией
«Ученые – фронту!», рассказывающая о достижениях
русских физиков и математиков в годы войны.
Система дополнительного
образования
Это прежде всего объединения,
развивающие познавательные интересы по
отдельным предметам – иностранным языкам,
истории, математике, географии, экономике.
Исторический клуб «КЛИО» кроме традиционных
форм активно использует театральную педагогику;
коллектив «Театр на английском языке» участвует
в социальных проектах гимназии (например,
выступление в детском доме № 45 г. Москвы).
Стимулом познавательной и творческой
активности стала и экскурсионная деятельность
гимназии. Экскурсии мы рассматриваем не только
как средство развлечения и времяпрепровождения.
Скажем, в исходной точке проекта-призера
окружного конкурса 2004 года «Дмитров – младший
брат Москвы», подготовленного
девятиклассниками, была экскурсия в этот
подмосковный город. В копилке этого же проекта –
пьеса «Рождение града Дмитрова», рисунки с
видами Дмитрова, летопись города, который мог бы
стать столицей нашего государства, репортаж об
экскурсии и фотогалерея.
Мы стараемся работать так, чтобы каждый
совместный шаг с гимназистами заканчивался их
творческой, самостоятельной деятельностью,
результаты которой они уж точно никогда не
забудут.
|