Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Управление образовательным процессом

Портфолио как инструмент самоанализа

Ольга Вячеславовна

КРЕПКИХ,

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

 

Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний, развитие интеллекта, памяти, внимания, воспитание характера и воли – все это вмещает в себя понятие «гимназическое образование». Выпускники любой гимназии отличаются широким кругозором, высоким уровнем грамотности, знанием иностранных языков. И наши гимназисты – не исключение. Но существующая система оценивания не позволяет показать (на уровне документа об общем среднем образовании) весь диапазон и глубину развития учащегося. Поэтому мы стали осваивать такой инструмент, как портфолио.

Одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является ее неполнота и ограниченность. Ведь в настоящее время информацию об ученике, его знаниях, умениях, опыте и других достижениях может предоставить не только школа. Мы считаем, что внешкольные образовательные результаты не менее важны для оценки учащегося. Поэтому разработка индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений – портфолио – как раз такой механизм, который позволяет сфокусировать внимание на объективном оценивании достижений учащихся. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен гимназист.

На педагогическом совете, а также на Совете родительской общественности и Ученическом совете в 2005/2006 учебном году мы приняли общее решение о создании нового документа, который назвали «портфолио гимназиста». Также было утверждено «Положение о портфолио гимназиста на второй и третьей ступенях образования». Кроме этого, мы провели анкетирование среди учащихся. Его результаты показали, что наши дети проявляют к новой системе оценивания большой интерес. По их словам, такой документ непременно нужен, так как позволяет взглянуть на ученика с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.

Цель введения портфолио в нашей гимназии – это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ своей деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных ее видах – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, проектной и других за какой-либо период, определяет рейтинг выпускника. Являясь эффективной формой оценивания, система портфолио позволяет также решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

  • прослеживать индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

  • оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата о результатах тестирования.

Портфолио можно назвать и ближайшим помощником учащегося, так как с его помощью ребенок может:

  • оценивать свои реальные достижения;

  • анализировать свои возможности;

  • проводить самоконтроль;

  • понимать, насколько реальны его шансы при поступлении в тот или иной профильный класс
    (в нашей гимназии два профиля – экономический и филологический);

  • осознавать личностный рост;

  • отчетливо представлять свои достижения в профильных классах и выстраивать дальнейшую траекторию получения образования.

Остановимся на структуре и механизме управления портфолио. В нем собирается информация по восьми разным блокам:

1) олимпиады различного уровня;

2) конкурсы различного уровня;

3) научно-исследовательская деятельность;

4) дополнительное образование;

5) элективные курсы;

6) языковая практика;

7) спортивные достижения;

8) состояние здоровья.

Первый и второй блоки систематически пополняются разнообразными копиями сертифицированных документов. За этим следит классный руководитель, а также сами гимназисты и их родители.

В третьем блоке в течение учебного года собираются творческие, исследовательские, научные работы, материалы проектной деятельности школьника, выполненные им с учителями-предметниками, руководителями научных проектов.

Четвертый блок – поле деятельности педагогов дополнительного образования и классных руководителей. Они вносят сюда поощрительные записи, отражающие участие гимназистов в работе клубов, кружков.

Пятый блок пополняют учителя, ведущие элективные курсы.

За шестой блок отвечают учителя иностранных языков. В этом разделе портфолио можно найти сертификаты Кембриджского совета по разным уровням, свидетельства об окончании зарубежных языковых школ, отзывы преподавателей.

Заполнение седьмого блока – на ответственности учителей физической культуры и тренеров. Здесь фиксируются успехи ребенка при сдаче нормативов, что позволяет отслеживать динамику их физического развития; занятость в спортивных секциях и отзывы тренеров.

В восьмом блоке собираются документы от школьной медсестры, врачей детской поликлиники (после проведения диспансеризации в 5, 7 и 9-х классах).

Ответственность за организацию формирования портфолио возлагается на классных руководителей и заместителя директора по воспитательной работе. Контроль за ведением и своевременностью пополнения портфолио, а также за систематическим знакомством родителей с его содержанием возложен на заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

Мы убеждены, что переход к новым формам оценивания учащихся неизбежен. Хотя на этом пути возникают и трудности. Скажем, неготовность некоторых учителей принять это новшество, трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио и организационные сложности, связанные с его хранением. Мы пробуем решить это, например храня портфолио в электронном виде (на сайте гимназии). Другая форма хранения – творческие папки с файлами, которые находятся у классных руководителей.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе проверяют портфолио один раз в четверть вместе со старостой класса, составляют справку о состоянии портфолио. Кроме этого, один раз в полугодие портфолио проверяет заместитель директора по воспитательной работе вместе с классным руководителем. А к Совету родительской общественности в конце учебного года все учащиеся готовят презентацию портфолио по классам.

Мы уверены, что портфолио со временем действительно станет формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности гимназистов, а объективные трудности постепенно будут разрешены.

Рейтинг@Mail.ru