Управление образовательным
процессом
Портфолио как инструмент самоанализа
Ольга Вячеславовна
КРЕПКИХ,
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
Высокое качество обучения, прочность
и систематичность знаний, развитие интеллекта,
памяти, внимания, воспитание характера и воли –
все это вмещает в себя понятие «гимназическое
образование». Выпускники любой гимназии
отличаются широким кругозором, высоким уровнем
грамотности, знанием иностранных языков. И наши
гимназисты – не исключение. Но существующая
система оценивания не позволяет показать (на
уровне документа об общем среднем образовании)
весь диапазон и глубину развития учащегося.
Поэтому мы стали осваивать такой инструмент, как
портфолио.
Одним из существенных недостатков
традиционной системы оценивания является ее
неполнота и ограниченность. Ведь в настоящее
время информацию об ученике, его знаниях,
умениях, опыте и других достижениях может
предоставить не только школа. Мы считаем, что
внешкольные образовательные результаты не менее
важны для оценки учащегося. Поэтому разработка
индивидуальной накопительной оценки,
индивидуального портфеля учебных достижений –
портфолио – как раз такой механизм, который
позволяет сфокусировать внимание на объективном
оценивании достижений учащихся. Основной смысл
портфолио – показать все, на что способен
гимназист.
На педагогическом совете, а также на
Совете родительской общественности и
Ученическом совете в 2005/2006 учебном году мы
приняли общее решение о создании нового
документа, который назвали «портфолио
гимназиста». Также было утверждено «Положение о
портфолио гимназиста на второй и третьей
ступенях образования». Кроме этого, мы провели
анкетирование среди учащихся. Его результаты
показали, что наши дети проявляют к новой системе
оценивания большой интерес. По их словам, такой
документ непременно нужен, так как позволяет
взглянуть на ученика с разных сторон и
способствует активной внеклассной деятельности.
Цель введения портфолио в нашей
гимназии – это формирование ключевых
компетенций личности через рефлексию и анализ
своей деятельности. Портфолио позволяет
учитывать результаты, достигнутые учеником в
разнообразных ее видах – учебной, творческой,
социальной, коммуникативной, проектной и других
за какой-либо период, определяет рейтинг
выпускника. Являясь эффективной формой
оценивания, система портфолио позволяет также
решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную
мотивацию учащихся;
поощрять их активность и
самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и
оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить
цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
содействовать индивидуализации
образования;
закладывать дополнительные
предпосылки и возможности для успешной
социализации;
прослеживать индивидуальный
прогресс учащегося, достигнутый им в процессе
получения образования, причем вне прямого
сравнения с достижениями других учеников;
оценить его образовательные
достижения и дополнить (заменить) результаты
тестирования и других традиционных форм
контроля. В этом случае итоговый документ
портфолио может рассматриваться как аналог
аттестата о результатах тестирования.
Портфолио можно назвать и ближайшим
помощником учащегося, так как с его помощью
ребенок может:
оценивать свои реальные достижения;
анализировать свои возможности;
проводить самоконтроль;
понимать, насколько реальны его шансы
при поступлении в тот или иной профильный класс
(в нашей гимназии два профиля – экономический и
филологический);
осознавать личностный рост;
отчетливо представлять свои
достижения в профильных классах и выстраивать
дальнейшую траекторию получения образования.
Остановимся на структуре и механизме
управления портфолио. В нем собирается
информация по восьми разным блокам:
1) олимпиады различного уровня;
2) конкурсы различного уровня;
3) научно-исследовательская
деятельность;
4) дополнительное образование;
5) элективные курсы;
6) языковая практика;
7) спортивные достижения;
8) состояние здоровья.
Первый и второй блоки систематически
пополняются разнообразными копиями
сертифицированных документов. За этим следит
классный руководитель, а также сами гимназисты и
их родители.
В третьем блоке в течение учебного
года собираются творческие, исследовательские,
научные работы, материалы проектной
деятельности школьника, выполненные им с
учителями-предметниками, руководителями научных
проектов.
Четвертый блок – поле деятельности
педагогов дополнительного образования и
классных руководителей. Они вносят сюда
поощрительные записи, отражающие участие
гимназистов в работе клубов, кружков.
Пятый блок пополняют учителя, ведущие
элективные курсы.
За шестой блок отвечают учителя
иностранных языков. В этом разделе портфолио
можно найти сертификаты Кембриджского совета по
разным уровням, свидетельства об окончании
зарубежных языковых школ, отзывы преподавателей.
Заполнение седьмого блока – на
ответственности учителей физической культуры и
тренеров. Здесь фиксируются успехи ребенка при
сдаче нормативов, что позволяет отслеживать
динамику их физического развития; занятость в
спортивных секциях и отзывы тренеров.
В восьмом блоке собираются документы
от школьной медсестры, врачей детской
поликлиники (после проведения диспансеризации в
5, 7 и 9-х классах).
Ответственность за организацию
формирования портфолио возлагается на классных
руководителей и заместителя директора по
воспитательной работе. Контроль за ведением и
своевременностью пополнения портфолио, а также
за систематическим знакомством родителей с его
содержанием возложен на заместителей директора
по учебно-воспитательной работе.
Мы убеждены, что переход к новым формам
оценивания учащихся неизбежен. Хотя на этом пути
возникают и трудности. Скажем, неготовность
некоторых учителей принять это новшество,
трудоемкость процесса проверки и оценки
учебного портфолио и организационные сложности,
связанные с его хранением. Мы пробуем решить это,
например храня портфолио в электронном виде (на
сайте гимназии). Другая форма хранения –
творческие папки с файлами, которые находятся у
классных руководителей.
Заместители директора по
учебно-воспитательной работе проверяют
портфолио один раз в четверть вместе со
старостой класса, составляют справку о состоянии
портфолио. Кроме этого, один раз в полугодие
портфолио проверяет заместитель директора по
воспитательной работе вместе с классным
руководителем. А к Совету родительской
общественности в конце учебного года все
учащиеся готовят презентацию портфолио по
классам.
Мы уверены, что портфолио со временем
действительно станет формой целенаправленной,
систематической и непрерывной оценки и
самооценки результатов деятельности
гимназистов, а объективные трудности постепенно
будут разрешены. |