Управление образовательным
процессом
Положение о проектной деятельности
(Извлечения)
Под проектной деятельностью ученическо-педагогический
коллектив гимназии понимает целенаправленно
организованную научно-исследовательскую работу
детско-взрослых творческих коллективов по
разрешению одной из актуальных проблем (или ее
аспектов) современной общественной жизни. При
этом происходит самостоятельное освоение
участниками объединения комплексных
научно-практических знаний и ключевых
компетенций и создается собственный
интеллектуальный продукт в современной
электронной форме, предназначенный для
активного применения в научно-познавательной
практике.
Цели и задачи проектной
деятельности в гимназии
Цель – полное и органичное
включение проектной деятельности в современный,
модернизированный, образовательный процесс,
изменение психологии его участников и
перестановка акцентов с традиционных
образовательных форм на сотрудничество,
партнерство учителя и ученика, их совместный
поиск новых комплексных знаний, овладение
умениями использовать эти знания при создании
своего интеллектуального продукта,
востребованного сообществом, формирование таким
путем ключевых компетенций, необходимых сегодня
каждому члену современного общества, воспитание
активного, ответственного гражданина и
творческого созидателя.
Задачи:
1. Укрепление, совершенствование и
дальнейшее творческое развитие сложившейся в
гимназии системы проектной деятельности.
2. Вовлечение в творческое
проектирование новых его членов – обучающих,
обучающихся и их родителей – и создание таким
образом единого творческого коллектива
единомышленников, занятых общим делом
воспитания и самовоспитания современной
творческой личности.
3. Расширение и совершенствование
области тематического исследования в проектной
деятельности; совершенствование электронной
формы проектов; поиски новых направлений и форм
творческого проектирования.
4. Расширение границ практического
использования проектных работ, созданных
гимназистами, укрепление престижа участия в
проектной деятельности, воспитание
сознательного, ответственного отношения к
занятиям в проектно-образовательной сфере.
5. Активный поиск партнеров по
проектной деятельности и укрепление
разнообразных взаимополезных контактов с
заинтересованными единомышленниками.
Требования к проектным работам,
создаваемым в гимназии
1. Организационные аспекты
– Тема проектной работы выбирается
творческой группой совместно с руководителем
самостоятельно, в процессе общего обсуждения, но
в рамках направлений, предложенных для
разработки в текущем учебном году.
– Творческой группой может быть
предложена своя тема проектной работы, не
совпадающая с исследовательскими направлениями
года. В этом случае необходимо представить ее
обоснование на заседании экспертной группы и
получить утверждение своей темы.
– С момента утверждения директором
гимназии перечня проектных работ, принятых к
разработке в текущем учебном году (сентябрь),
творческая группа и ее руководитель несут
ответственность за выполнение проектной работы.
– При «стихийном» рождении
проектной работы (например, из материалов
мини-проектов для цикла уроков) руководитель
творческой группы должен сообщить в экспертную
группу о решении своего коллектива участвовать в
гимназической конференции с оформляющимся
проектом (не позднее декабря).
Экспертная группа в этом случае, при
предоставлении ей материалов проекта, решает, на
какой основе – конкурсной или внеконкурсной –
данная работа может быть включена в конференцию.
– Для более четкого руководства
проектной деятельностью в гимназии необходим
периодический контроль за работой: отчет
руководителей и авторов проектов – на
заседаниях предметных кафедр и Ученического
совета (раз в месяц), руководителей проектов – на
заседаниях экспертной группы (конец первой,
второй учебных четвертей, далее – по
необходимости).
2. Требования к содержанию проектной
работы
– Проекты, создаваемые в гимназии,
должны быть посвящены одной из актуальных
проблем любой сферы жизни современного мирового
сообщества – научной, культурной, политической,
правовой, социальной, общественной.
– Проект должен представлять
серьезную (соответствующую возрастной группе
авторов-исследователей) исследовательскую –
индивидуальную или коллективную – работу
современного научного уровня.
– Проект может рассматривать один из
аспектов выбранной проблемы – тем самым быть
открытым, предоставляющим другим творческим
коллективам возможность продолжить изучение
новых граней этой проблемы.
– Проектная работа включает не только
сбор, обработку, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и
представляет собой вполне самостоятельное
научное исследование, демонстрирующее
авторское видение проблемы, ее оригинальное,
авторское толкование и решение, четкую
самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат
серьезного научного поиска и обобщения.
Проектная работа исключает какие-либо
виды плагиата.
– Проект должен иметь практическую
направленность, востребованность и возможность
применения в той или иной сфере (определенной
проблемой и ее решением) человеческой
деятельности.
– Проектная работа может
формироваться из тематических частей,
фрагментов, мини-проектов, выполненных для
конкретных учебных целей и уже успешно
использованных по своему назначению.
3. Требования к оформлению проектной
работы
– Проектная работа, выполненная в
гимназии и представляемая на общегимназическую
конференцию, обязательно должна быть оформлена в
электронном виде, жанровую форму которого
выбирает творческая группа, – презентация, сайт,
цифровой фильм и т.д.
– Проектная работа должна содержать:
1) оглавление (содержание) –
перечисление разделов и глав исследования,
2) определение цели и задач
исследования,
3) различного вида справочный аппарат,
4) ссылки на использованные, а также
рекомендуемые источники информации,
5) указание всех представленных в
проекте печатных, рисованных, графических, фото-,
видео-, музыкальных и электронных материалов;
иметь рекламное представление
всей творческой группы и руководителя,
работавших над ней;
делиться на разделы или главы,
выстроенные в логической последовательности для
более четкой передачи собранной информации.
– Проектная работа рассчитана на
просмотр, поэтому информационный материал в ней
должен быть подан ярко, занимательно, доступно,
но без ущерба для научно-исследовательского
уровня.
– Внешнее оформление – по
установленному образцу: диск – с рекламной
наклейкой и информацией о проекте и гимназии,
папка-футляр для DVD-диска с двойной цветной
обложкой – логотипом, центральная часть справа и
слева – информационные окна, посвященные
данному проекту.
– Перед сдачей в экспертную группу (на
защиту) в жюри конкурса диск с проектной работой
должен быть тщательно проверен в отношении
технико-демонстрационных параметров: системы
запуска, темпа движения, силы и чистоты звука.
Обязательно следует снабдить готовый
к просмотру диск пояснительной запиской с
перечислением программ, необходимых для запуска.
4. Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится
самим автором (если работа индивидуальная) или
двумя представителями творческой группы (как
правило, один из них – за компьютером, другой –
представляет работу).
– Представление-защита проводится в
устной форме, с обязательной демонстрацией или
фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для
выступления, – 7–10 минут (точное время
устанавливается ежегодным локальным документом,
посвященным организации и проведению
общегимназической конференции-конкурса, и
зависит от количества работ, участвующих в
конкурсе, и времени работы конференции).
– Содержание и композиция публичной
защиты проекта – инициативное и творческое
право его авторов, однако в выступлении
обязательно должны быть представлены следующие
вопросы:
1) обоснование выбранной темы –
актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач
представляемого проекта, а также степень их
выполнения;
3) краткое содержание (обзор)
выполненного исследования, с обязательными
акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических
параметров проекта (использованные компьютерные
программы, научные источники,
демонстрационно-справочный аппарат,
иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени
самостоятельности в разработке и решении
поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере
практического использования данного проекта.
После завершения своего выступления
участники творческой проектной группы,
представлявшие работу, должны суметь ответить на
вопросы жюри.
– В публичной защите проекта возможно
использовать различного рода дополнительную
печатную рекламно-пояснительную продукцию
(программа, аннотация, рекомендательные и
пояснительные записки и т.д.).
– К участию гимназического проекта в
конкурсных мероприятиях внегимназического
уровня оформляется сопровождающая проектную
работу документация, предусмотренная форматом
именно этого конкурса.
– Перед публичной защитой необходимо
провести экспертное тестирование
демонстрационной техники, записать проект или
его демонстрационную версию на компьютер,
который будет использоваться во время защиты,
проверить качество записи и условия
демонстрации.
– Публичная защита проекта
завершается обязательным предоставлением жюри
одного экземпляра проекта, оформленного
полностью в соответствии с установленными в
гимназии нормами (и одного экземпляра – при
наличии какой-либо дополнительной печатной
продукции), – для пополнения соответствующего
раздела гимназической медиатеки.
Организация рабочего процесса (в
течение учебного года)
1) Определение цели и задач проектного
движения на текущий учебный год, знакомство с
направлениями проектной деятельности.
Издание ежегодного приказа по
гимназии (основанного на настоящем Положении) об
организации и проведении проектной работы в
учебном году.
Педагогический совет, август
2) Планирование работы, обсуждение
возможных вариантов проектов, заседания
предметных кафедр, Совета родительской
общественности, обсуждение в ученических
коллективах.
Сентябрь
3) Организация и проведение процесса
проектной деятельности в творческих группах.
Участники – ученический, родительский и
педагогический коллективы гимназии.
Сентябрь–январь
4) Консультации специалистов и
предварительная экспертиза проектной работы.
Экспертная группа формируется
ежегодно из представителей педагогического
коллектива, родительского актива, гимназистов,
рекомендованных Ученическим советом.
Руководители группы – заместитель директора по
информационным технологиям, зам. директора по
проектно-исследовательской деятельности в
гимназии. Состав экспертной группы утверждается
директором гимназии.
Экспертная группа, октябрь–январь
5) Организация и проведение
гимназической научно-практической конференции
проектных работ «Новое поколение».
Внутригимназический конкурс проектов по
различным направлениям и номинациям.
Участники проектной деятельности,
экспертная группа, жюри конкурса, январь
6) Конкурсный отбор (в рамках
гимназической конференции) проектов для участия
в окружном конкурсе проектных работ «На грант
префекта ЦАО г. Москвы», в других мероприятиях
окружного, городского, федерального уровней.
Жюри конкурса, январь
7) Подготовка и оформление проектов,
выдвинутых гимназическим жюри конференции и
конкурса на внегимназические конкурсные
мероприятия. Итоговая экспертиза.
Участники проектной деятельности,
экспертная группа, январь–февраль
8) Подготовка демоверсии к защите
проекта, оформление сопроводительных
документов.
Участники проектной деятельности,
экспертная группа, февраль–апрель
9) Участие проектных работ в конкурсах
окружного, городского, федерального уровней.
Авторы проектов-победителей
гимназического конкурса, апрель–май
10) В гимназии – продолжение работы над
совершенствованием проектов, не признанных
гимназическим жюри готовыми к участию во внешних
конкурсах. Доработка и совершенствование
проектов предыдущих лет. Консультации.
Экспертная оценка.
Участники проектной деятельности,
экспертная группа, февраль–май
11) Подведение итогов года:
– анализ работы за год.
Педагогический совет, Совет
родительской общественности, Ученический совет,
апрель–июнь, август
– Подготовка материалов к публикации,
распространение накопленного опыта, различные
формы презентации гимназических проектов за
пределами ОУ.
Май–июнь текущего года, следующий
учебный год
Организация и проведение ежегодной
гимназической научно-практической конференции
проектных работ
1) Научно-практическая конференция
проектных работ учителей, учащихся и их
родителей проводится в гимназии ежегодно и
является отчетным смотром результатов проектной
деятельности в образовательном процессе школы.
2) Работа конференции организуется по
направлениям и номинациям, определенным в начале
учебного года. Ее организация и проведение
регламентируются настоящим Положением и
локальным ежегодным документом, создаваемым на
основе данного Положения и утвержденным
директором гимназии.
3) На конференцию подаются работы,
выполненные в гимназии в текущем учебном году,
рекомендованные предметными кафедрами,
Ученическим советом гимназистов, Советом
родительской общественности гимназии, прошедшие
предварительную экспертизу в экспертной группе
и получившие положительные отзывы на всех
предварительных этапах.
В конференции могут участвовать
проектные работы прошлых лет (условия и уровень
участия определяются оргкомитетом).
По решению оргкомитета, в работу
конференции на внеконкурсной (демонстрационной)
основе могут быть включены любые варианты
проектной деятельности в гимназии.
4) Порядок представления и защиты
проекта на конференции определен настоящим
Положением (см. пункт 2) и может
корректироваться оргкомитетом конференции в
зависимости от требований, выдвигаемых
внегимназическими конкурсами проектов текущего
года.
5) Организация и проведение
конференции возлагаются на оргкомитет в составе
представителей методического совета,
администрации, Ученического совета и Совета
родительской общественности гимназии. Руководит
деятельностью оргкомитета зам. директора по
проектно-исследовательской деятельности в
гимназии.
Формы и продолжительность работы
конференции устанавливаются в зависимости от
количества проектов, представленных к защите.
План подготовки и проведения
конференции, состав участников и состав жюри
конкурса утверждаются директором гимназии.
6) В рамках конференции проходит
конкурс проектных работ, а также отборочный этап
для участия проектов-победителей в дальнейших
конкурсных мероприятиях окружного, городского,
регионального уровней.
По результатам внутригимназического
конкурса объявляются его победители и призеры и
проходит их награждение.
7) В состав жюри конкурса (конференции)
входят:
– представители педагогического
коллектива гимназии;
– учащиеся – победители конкурсов
проектных работ прошлых лет (не участвующие в
текущей конференции как конкурсанты);
– члены родительского актива;
– приглашенные специалисты.
Состав жюри утверждается приказом
директора гимназии. По решению оргкомитета, в
работе конкурса может принять участие
зрительское жюри.
8) Награды победителям
внутригимназического конкурса определяются
оргкомитетом конференции совместно с
администрацией, Советом родительской
общественности и Попечительским советом
гимназии (см. Приложение).
9) По итогам ежегодной конференции и
внутригимназического конкурса проектов в
гимназии формируется медиатека. Методический
совет при директоре утверждает рекомендации по
сфере использования вновь поступивших в
медиатеку проектов, а также решает вопросы
пропаганды этих работ в профессиональном и
ученическом сообществах.
10) Оргкомитет гимназической
конференции и конкурса совместно с руководством
гимназии могут рассмотреть вопрос об участии в
конференции и конкурсе на конкурсной
(внеконкурсной) основе работ, выполненных в
других ОУ.
Участие выполненных в гимназии
проектов в конкурсных мероприятиях
внегимназического уровня
1) Проектные работы, созданные в
гимназии, представляются к участию во
внегимназических конкурсных мероприятиях по
решению жюри гимназического конкурса
(конференции), если имеют предварительную
положительную оценку экспертной группы.
2) Во внегимназических мероприятиях
могут участвовать работы прошлых лет, вошедшие в
фонд гимназической медиатеки. Решение об этом,
принятое экспертной группой, утверждается на
методическом совете при директоре гимназии.
3) Одна и та же работа из медиатеки
может участвовать в нескольких внегимназических
мероприятиях.
4) Подготовка проекта к участию в
конкурсе внегимназического уровня проводится
авторами работы совместно с экспертной группой.
5) Результаты участия гимназии в проектных
мероприятиях внегимназического уровня строго
учитываются (зам. директора по
проектно-исследовательской деятельности в
гимназии), представляются к отчету и широкой
пропаганде.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Моральное и материальное поощрение
участников проектной деятельности в гимназии
1. Авторы и руководители проектных
работ – призеров ежегодной общегимназической
конференции-конкурса награждаются грамотами или
дипломами образца, устанавливаемого группой
подготовки конференции.
2. Вид и размер материального
поощрения, возможно сопровождающего награды,
определенные в пункте 1, устанавливает директор
гимназии в случае имеющегося в его распоряжении
к данному моменту фонда материальных и денежных
средств.
3. Авторы проектных работ, занявших
призовые места на внегимназических конкурсах,
кроме наград, полученных на этих конкурсах, могут
быть поощрены и в гимназии – по решению ее
администрации и в форме, определенной этим же
решением.
4. Авторы проектных работ – призеров
внегимназических конкурсов, учащиеся 9–11-х
классов гимназии, по решению педагогического
совета гимназии, за свою победу на конкурсе
освобождаются от сдачи выборного экзамена по
предмету, соответствующему образовательной
области своего проектного исследования, с
автоматической защитой им этого экзамена с
наивысшей оценкой.
5. Авторы проектных работ, победивших
на конкурсах различного уровня, могут быть
дополнительно поощрены совместным решением
руководителя проекта, классного руководителя
своего класса и родительского актива своего
класса в форме, выбранной по этому решению.
6. Возможное поощрение руководителей
проектных работ – победителей внегимназических
конкурсов может проходить по решению
администрации гимназии, Совета родительской
общественности в форме, определенной таким
решением. |
|