Управление образовательным
процессом
Проектная деятельность учащихся
Принципы организации и управления
Елена Константиновна
ИВАНОВА,
заместитель директора
по проектно-исследовательской
деятельности
Метод проектов, в модернизированной
форме возвращенный в российское образование из
прошлого педагогического опыта, с каждым годом
все более распространяется и укрепляется в
практике современной школы. Достаточно успешно
развивается проектная деятельность и в нашей
гимназии. Уже можно говорить как об
определенных этапах формирования этого
процесса, через которые прошло образовательное
учреждение, так и о самой сложившейся в эти
годы системе проектной деятельности и ее
действенных результатах.
Можно с уверенностью сказать, что
проектная деятельность органично вошла в
гимназический образовательный процесс и стала
его неотъемлемой частью. Она объединяет все
предметные области и в зависимости от задач,
поставленных перед конкретной проектной
работой, занимает урочное, внеурочное,
внеклассное и даже внегимназическое время
обучающегося.
По объему времени, которое отводится
на выполнение проекта, в гимназической практике
широко используются:
– открытые проекты – работа над
ними идет в течение нескольких лет и выполняется
разными творческими коллективами (примером
такого проекта может стать работа на кафедре
второго иностранного языка «Русские в Париже»);
– долгосрочные проекты – это
основное количество работ, выполняемых в
гимназии в течение учебного года;
– краткосрочные проекты –
достаточное количество работ (от урока до
нескольких месяцев), выполняемое разными
возрастными группами для самых разных
образовательных целей.
По своей форме проектные работы – это
компьютерные программы, различные
мультимедийные пособия. Именно такая форма
проектных работ обусловлена двумя факторами:
гимназия владеет отличной компьютерной базой и
самой современной мультимедийной техникой, к
тому же это направление, как современное и
активно формирующее необходимые ключевые
компетенции обучающихся, сознательно принято
педагогическим коллективом.
Среди компьютерных форм жанровая
форма презентации освоена и широко используется
практически всем контингентом обучающихся. В
меньшей степени совершенства наши гимназисты
владеют пока такими жанровыми формами, как фильм
и сайт.
Число вовлеченных в проектную работу
растет с каждым годом. Сегодня это практически
85–90 % обучающихся и 90 % обучающих. Столь же
стремительно растет и качественный уровень
этого процесса – творческая инициатива
участников.
Состав творческих групп разнообразен:
в гимназии создаются индивидуальные проекты,
коллективные – среди которых есть работы и
одновозрастных творческих групп (одного
классного коллектива или параллели, например), и
разновозрастных групп; особо ценим мы семейные
проекты – работы, созданные нашими учащимися под
руководством своих родителей.
В течение последних нескольких лет
сложились традиционные теперь уже для нашего
образовательного учреждения направления
проектной деятельности. Приоритеты здесь отданы
работе по созданию электронных учебников,
мультимедийных пособий современного уровня. В
этом направлении гимназия является городской
экспериментальной площадкой при НИИ ИСРОО
(Научно-исследовательском институте развития
современных образовательных систем).
Работы, выполненные гимназистами в
этой области, отмечены высокими наградами
окружных, городских и региональных конкурсов.
Уже разрабатываются учебные пособия нового
поколения – с межпредметными связями, например
полилингвистического характера.
Кроме основного направления, гимназия
сосредоточила свое внимание на проектах
историко-краеведческой тематики (например,
открытый проект по истории учебного заведения
или семейные проекты, посвященные истории
московских родов, семей наших учеников) и
общественно значимых тем (например, проект
создания Российского интернет-клуба
старшеклассников, с которым гимназия выступила
на заключительном этапе конкурса «Лучшая школа
России – 2006»).
Серьезное внимание уделяется
содержанию проектных работ. Глубина научного
исследования и объективного обобщения,
самостоятельный взгляд на тему и свои
комментарии к ней, современная позиция и
оригинальная трактовка обозначенной проблемы,
высокий уровень компьютерного оформления – этим
отличаются лучшие проектные работы гимназии, к
этому результату ведут свои творческие группы
учителя – руководители проектной деятельности.
Выполненная в 2005/2006 учебном году в
гимназии проектная работа «100-летию М.А. Шолохова
посвящается…» получила Диплом первой степени
Городского конкурса проектных работ по МХК
«Искусство ХХI века: между прошлым и будущим» с
таким уровнем аттестации: «за глубину освоения
значительного пласта культуры ХХ века, высокий
исследовательский уровень, создание
мультимедийного пособия и разработку формы
«проекта–эпопеи» «Личность – судьба –
творчество».
Сложившаяся в гимназии структура
процесса проектной деятельности включает в себя
несколько этапов и подчиняется циклу учебного
года.
1 этап – подготовительный (конец
августа – сентябрь) состоит из следующих
действий:
1) формирование основных направлений
работы, формулирование целей и задач учебного
года, обсуждение их на августовском педсовете;
утверждение плана мероприятий, включенных в
проектную деятельность текущего учебного года;
2) в первые недели сентября –
обсуждение намеченного в ученических и – через
Совет родительской общественности –
родительских коллективах;
3) в течение сентября – формирование
творческих групп, уточнение и конкретизация темы
исследований, распределение заданий между
членами проектной группы;
4) формирование и утверждение
директором гимназии детско-взрослой экспертной
группы, в функции которой входят
консультирование участников процесса и
предварительная экспертиза создаваемых
проектов, – первая половина сентября;
5) сбор и систематизация информации о
реализации предложенных тем исследования,
творческих инициативах в детско-взрослых
проектных группах; утверждение директором
гимназии перечня начатых проектных работ –
конец сентября.
2 этап – основной (сентябрь –
январь):
1) в творческих группах идет работа над
темой проекта, корректируются направления
поиска и исследования; подготовленный материал
подвергается компьютерной обработке;
2) экспертная группа проводит
еженедельные консультации, предварительные
просмотры собранного и обработанного материала;
3) руководители проектов периодически
отчитываются в том, как идет работа над выбранной
темой;
4) проект готовится к сдаче в
экспертную группу.
3 этап – кульминационный для
проектной деятельности всего учебного года (2–3
дня конца января – начала февраля).
С 2006/2007 учебного года в практике
проектной деятельности в образовательном
учреждении утверждена планируемая для
ежегодного проведения общегимназическая
научно-практическая конференция-отчет по
подготовленным проектам.
На конференции проходит публичная
презентация – защита проектов, получивших
предварительную положительную оценку
экспертной группы. Проводимый в рамках
конференции конкурс проектных работ (по
согласованным в начале учебного года
направлениям и номинациям) определяет лучшие и
рекомендует их к участию во внегимназических
мероприятиях, связанных с проектными работами.
Уже несколько лет подряд гимназия –
яркий участник окружного конкурса проектных
работ учащихся «На грант префекта Центрального
округа Москвы» (в 2006 году представлено 17 работ и
получено 11 призовых мест, в 2007 году –
представлено 22 работы).
В 2007 году гимназия принимала участие в
научно-практической конференции
старшеклассников «Шаги в науку ХХI века»
(организованной гимназией № 56 Петроградского
административного района г. Санкт-Петербурга) по
теме «Общечеловеческие ценности в современном
мире», где с успехом представила пять своих
проектных работ в четырех творческих
лабораториях.
4 этап – завершающий (февраль–июнь).
Вторая половина учебного года связана
с разными аспектами процесса проектной
деятельности и требует особого внимания и
контроля:
1) подготовка проектов для участия во
внегимназических конкурсах (оформление
демонстрационного варианта проекта и документов
на него, создание демоверсии и печатной
сопроводительной информации, подготовка
публичной защиты);
2) участие в конкурсных мероприятиях
окружного, городского и регионального уровней;
3) подготовка проектных работ и их
защиты к экзаменам по выборным предметам в
выпускных классах;
4) доработка проектов, не получивших
пока положительной оценки на гимназической
конференции;
5) работа над открытыми проектами в
гимназии;
6) оформление (в соответствии со
сформированными в гимназии требованиями)
проектов, победивших на конкурсах учебного года,
для включения их в фонды гимназической
медиатеки; разработка плана демонстрационной
пропаганды и рекомендаций к использованию их в
гимназии и за ее пределами;
7) подведение итогов проектной
деятельности в учебном году – подготовка
материалов аналитической справки, возможных
публикаций, планирование работы на следующий
учебный год.
Как и любое новое дело, вначале
проектная деятельность занимала незначительное
место в гимназическом образовательном процессе.
Сказывалось незнание технологии и методик,
отсутствие профессиональных знаний в
компьютерной области, пугал большой объем
времени, который занимала подготовка любого
проекта, – все это не располагало к активизации
начатого в образовательном учреждении процесса.
О настороженности, недоверии, скептическом
отношении к новому виду учебной деятельности
говорят результаты первых анкетирований по этим
вопросам (анкетирования по разным проблемам
проводятся в гимназии постоянно).
Сегодня мини-проект, презентация –
норма в образовательной деятельности как
обучающихся любого возрастного уровня, так и их
учителей.
В последние годы проведение устных
выборных экзаменов по многим предметам
постепенно и естественно переходит от форм
традиционных к защите проектной работы.
Популярность и востребованность
проектов, созданных в гимназии, мы особенно
ощутили в 2005–2007 учебных годах, например на
Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России –
2006», где не только жюри, но и участники (соперники)
с огромным вниманием отнеслись к нашим подаркам,
привезенным на конкурс, – гимназическим
проектам.
Несколько факторов оказали серьезное
воздействие на процесс формирования системы
проектной деятельности в гимназии и определили
его этапы.
Продолжающийся и сегодня открытый
проект по истории учебного заведения сумел
объединить коллектив в единое целое, а различные
моменты его компьютерной презентации убедили,
что яркая, наглядная форма подачи сжатой, но
зрелищной информации привлекает к себе и лучше
запоминается.
Пока еще хаотичный, но результативный
процесс подготовки проектных работ (предыдущие
годы были посвящены только работе над
конкурсными проектами, фактически
ограничивались только внеурочной и внеклассной
деятельностью) дал осознание не только своих
творческих сил, но прежде всего убедил, что
проектное творчество учащихся современно и
актуально как новая форма приобретения и
освоения комплексных знаний и умений.
Значительную роль в становлении
системы проектной деятельности в гимназии
сыграла активная, увлеченная работа творческой
группы педагогов-новаторов, опиравшихся сначала
на небольшой разновозрастный коллектив
учащихся, обладавших высоким уровнем
компьютерной грамотности. Именно деятельность
этой группы и постоянный рост ее сторонников
постепенно поменяли психологию детско-взрослого
коллектива, сломали недоверие и боязнь,
активизировали процесс освоения компьютерной
грамотности, проектной технологии, а также
привлекли к соучастию в проектной работе
родителей учащихся, увидевших в этом роде
деятельности новые возможности формирования
ключевых образовательных компетенций у своего
ребенка, необходимых ему для будущей социальной
адаптации в современном обществе.
Конечно, невозможно представить себе
скорейшее решение всех проблем создания системы
проектной деятельности без планомерного и
мощного формирования мультимедийной базы
гимназии – активного, действенного стимула к
проектному творчеству.
Важным этапом в процессе формирования
этой системы стали также организация и
функционирование в гимназии ГЭП по теме
«Организационные формы и образовательное
содержание деятельности детско-взрослых
проектных объединений» (научные руководители –
НИИ ИСРОО г. Москвы), подвигнувшие педагогический
коллектив к осознанному определению основных
направлений проектной деятельности, необходимых
самому гимназическому образовательному
процессу, планированию этой деятельности и
прогнозированию ее результатов.
Само руководство процессом проектной
деятельности, ориентированное на четкий анализ
достижений и определение путей разрешения
возникающих проблем, планирование проектного
творчества учащихся, определение его
стратегической цели и конкретных задач на каждый
учебный год также способствовали становлению
системы работы.
Заключительным на сегодня моментом,
фиксирующим факт реального существования основ
системы проектной работы в гимназии, является
создание основного документа, регламентирующего
эту деятельность на основных ее этапах (см.
«Положение о проектной деятельности»).
В заключение необходимо еще раз более
четко обозначить уже имеющиеся в гимназии
результаты активного внедрения в
образовательный процесс системы проектной
деятельности обучаемых.
Система проектной деятельности,
созданная в гимназии:
1) активизировала процесс формирования
ключевых компетенций обучаемых – выполнение
основной образовательной цели Программы
развития нашего образовательного учреждения, –
это прежде всего результативное овладение
гимназистов
– технологией и методами
самообразования,
– методами общения с современным
образовательным пространством,
– технологией создания
интеллектуальной продукции высокого качества и
общественной значимости;
2) открыла путь для формирования одной
из важных составляющих личного портфолио
гимназиста, основанной на свидетельствах о
персональных наградах за его успехи в творческом
интеллектуальном труде, а также для формирования
современного общественно значимого статуса
образовательного учреждения, создающего для
своих обучающихся все условия к развитию их
личностного потенциала и тем самым
воспитывающего человека инициативного,
интеллектуального, творческого, способного
легко адаптироваться в социуме;
3) способствовала практической
модернизации образовательного процесса,
переставив акценты с традиционных форм обучения
и воспитания на активные формы сотрудничества и
партнерства обучающего и обучающегося,
положившие начало их взаимообогащению и
саморазвитию;
4) стимулировала процесс образования
детско-взрослых творческих объединений,
укрепляющих профессиональные и межличностные
контакты, объединила в общую современную
образовательную среду учительский, ученический,
родительский коллективы и заинтересованную
общественность.
Гимназия № 1520 имени Капцовых в проектной
деятельности, органично вошедшей в ее
образовательный процесс, видит свое будущее. |