Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Управление образовательным процессом

Проектная деятельность учащихся

Принципы организации и управления

Елена Константиновна
ИВАНОВА,
заместитель директора
по проектно-исследовательской
деятельности

 

 

 

Метод проектов, в модернизированной форме возвращенный в российское образование из прошлого педагогического опыта, с каждым годом все более распространяется и укрепляется в практике современной школы. Достаточно успешно развивается проектная деятельность и в нашей гимназии.  Уже можно говорить как об определенных этапах формирования этого процесса, через которые прошло образовательное учреждение, так и о самой сложившейся  в эти годы системе проектной деятельности и ее действенных результатах.

Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность органично вошла в гимназический образовательный процесс и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное и даже внегимназическое время обучающегося.

По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в гимназической практике широко используются:

открытые проекты – работа над ними идет в течение нескольких лет и выполняется разными творческими коллективами (примером такого проекта может стать работа на кафедре второго иностранного языка «Русские в Париже»);

– долгосрочные проекты – это основное количество работ, выполняемых в гимназии в течение учебного года;

– краткосрочные проекты – достаточное количество работ (от урока до нескольких месяцев), выполняемое разными возрастными группами для самых разных образовательных целей.

По своей форме проектные работы – это компьютерные программы, различные мультимедийные пособия. Именно такая форма проектных работ обусловлена двумя факторами: гимназия владеет отличной компьютерной базой и самой современной мультимедийной техникой, к тому же это направление, как современное и активно формирующее необходимые ключевые компетенции обучающихся, сознательно принято педагогическим коллективом.

Среди компьютерных форм жанровая форма презентации освоена и широко используется практически всем контингентом обучающихся. В меньшей степени совершенства наши гимназисты владеют пока такими жанровыми формами, как фильм и сайт.

Число вовлеченных в проектную работу растет с каждым годом. Сегодня это практически 85–90 % обучающихся и 90 % обучающих. Столь же стремительно растет и качественный уровень этого процесса – творческая инициатива участников.

Состав творческих групп разнообразен: в гимназии создаются индивидуальные проекты, коллективные – среди которых есть работы и одновозрастных творческих групп (одного классного коллектива или параллели, например), и разновозрастных групп; особо ценим мы семейные проекты – работы, созданные нашими учащимися под руководством своих родителей.

В течение последних нескольких лет сложились традиционные теперь уже для нашего образовательного учреждения направления проектной деятельности. Приоритеты здесь отданы работе по созданию электронных учебников, мультимедийных пособий современного уровня. В этом направлении гимназия является городской экспериментальной площадкой при НИИ ИСРОО (Научно-исследовательском институте развития современных образовательных систем).

Работы, выполненные гимназистами в этой области, отмечены высокими наградами окружных, городских и региональных конкурсов. Уже разрабатываются учебные пособия нового поколения – с межпредметными связями, например полилингвистического характера.

Кроме основного направления, гимназия сосредоточила свое внимание на проектах историко-краеведческой тематики (например, открытый проект по истории учебного заведения или семейные проекты, посвященные истории московских родов, семей наших учеников) и общественно значимых тем (например, проект создания Российского интернет-клуба старшеклассников, с которым гимназия выступила на заключительном этапе конкурса «Лучшая школа России – 2006»).

Серьезное внимание уделяется содержанию проектных работ. Глубина научного исследования и объективного обобщения, самостоятельный взгляд на тему и свои комментарии к ней, современная позиция и оригинальная трактовка обозначенной проблемы, высокий уровень компьютерного оформления – этим отличаются лучшие проектные работы гимназии, к этому результату ведут свои творческие группы учителя – руководители проектной деятельности.

Выполненная в 2005/2006 учебном году в гимназии проектная работа «100-летию М.А. Шолохова посвящается…» получила Диплом первой степени Городского конкурса проектных работ по МХК «Искусство ХХI века: между прошлым и будущим» с таким уровнем аттестации: «за глубину освоения значительного пласта культуры ХХ века, высокий исследовательский уровень, создание мультимедийного пособия и разработку формы «проекта–эпопеи» «Личность – судьба – творчество».

Сложившаяся в гимназии структура процесса проектной деятельности включает в себя несколько этапов и подчиняется циклу учебного года.

1 этап – подготовительный (конец августа – сентябрь) состоит из следующих действий:

1) формирование основных направлений работы, формулирование целей и задач учебного года, обсуждение их на августовском педсовете; утверждение плана мероприятий, включенных в проектную деятельность текущего учебного года;

2) в первые недели сентября – обсуждение намеченного в ученических и – через Совет родительской общественности – родительских коллективах;

3) в течение сентября – формирование творческих групп, уточнение и конкретизация темы исследований, распределение заданий между членами проектной группы;

4) формирование и утверждение директором гимназии детско-взрослой экспертной группы, в функции которой входят консультирование участников процесса и предварительная экспертиза создаваемых проектов, – первая половина сентября;

5) сбор и систематизация информации о реализации предложенных тем исследования, творческих инициативах в детско-взрослых проектных группах; утверждение директором гимназии перечня начатых проектных работ – конец сентября.

2 этап – основной (сентябрь – январь):

1) в творческих группах идет работа над темой проекта, корректируются направления поиска и исследования; подготовленный материал подвергается компьютерной обработке;

2) экспертная группа проводит еженедельные консультации, предварительные просмотры собранного и обработанного материала;

3) руководители проектов периодически отчитываются в том, как идет работа над выбранной темой;

4) проект готовится к сдаче в экспертную группу.

3 этап – кульминационный для проектной деятельности всего учебного года (2–3 дня конца января – начала февраля).

С 2006/2007 учебного года в практике проектной деятельности в образовательном учреждении утверждена планируемая для ежегодного проведения общегимназическая научно-практическая конференция-отчет по подготовленным проектам.

На конференции проходит публичная презентация – защита проектов, получивших предварительную положительную оценку экспертной группы. Проводимый в рамках конференции конкурс проектных работ (по согласованным в начале учебного года направлениям и номинациям) определяет лучшие и рекомендует их к участию во внегимназических мероприятиях, связанных с проектными работами.

Уже несколько лет подряд гимназия – яркий участник окружного конкурса проектных работ учащихся «На грант префекта Центрального округа Москвы» (в 2006 году представлено 17 работ и получено 11 призовых мест, в 2007 году – представлено 22 работы).

В 2007 году гимназия принимала участие в научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку ХХI века» (организованной гимназией № 56 Петроградского административного района г. Санкт-Петербурга) по теме «Общечеловеческие ценности в современном мире», где с успехом представила пять своих проектных работ в четырех творческих лабораториях.

4 этап – завершающий (февраль–июнь).

Вторая половина учебного года связана с разными аспектами процесса проектной деятельности и требует особого внимания и контроля:

1) подготовка проектов для участия во внегимназических конкурсах (оформление демонстрационного варианта проекта и документов на него, создание демоверсии и печатной сопроводительной информации, подготовка публичной защиты);

2) участие в конкурсных мероприятиях окружного, городского и регионального уровней;

3) подготовка проектных работ и их защиты к экзаменам по выборным предметам в выпускных классах;

4) доработка проектов, не получивших пока положительной оценки на гимназической конференции;

5) работа над открытыми проектами в гимназии;

6) оформление (в соответствии со сформированными в гимназии требованиями) проектов, победивших на конкурсах учебного года, для включения их в фонды гимназической медиатеки; разработка плана демонстрационной пропаганды и рекомендаций к использованию их в гимназии и за ее пределами;

7) подведение итогов проектной деятельности в учебном году – подготовка материалов аналитической справки, возможных публикаций, планирование работы на следующий учебный год.

Как и любое новое дело, вначале проектная деятельность занимала незначительное место в гимназическом образовательном процессе. Сказывалось незнание технологии и методик, отсутствие профессиональных знаний в компьютерной области, пугал большой объем времени, который занимала подготовка любого проекта, – все это не располагало к активизации начатого в образовательном учреждении процесса. О настороженности, недоверии, скептическом отношении к новому виду учебной деятельности говорят результаты первых анкетирований по этим вопросам (анкетирования по разным проблемам проводятся в гимназии постоянно).

Сегодня мини-проект, презентация – норма в образовательной деятельности как обучающихся любого возрастного уровня, так и их учителей.

В последние годы проведение устных выборных экзаменов по многим предметам постепенно и естественно переходит от форм традиционных к защите проектной работы.

Популярность и востребованность проектов, созданных в гимназии, мы особенно ощутили в 2005–2007 учебных годах, например на Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России – 2006», где не только жюри, но и участники (соперники) с огромным вниманием отнеслись к нашим подаркам, привезенным на конкурс, – гимназическим проектам.

Несколько факторов оказали серьезное воздействие на процесс формирования системы проектной деятельности в гимназии и определили его этапы.

Продолжающийся и сегодня открытый проект по истории учебного заведения сумел объединить коллектив в единое целое, а различные моменты его компьютерной презентации убедили, что яркая, наглядная форма подачи сжатой, но зрелищной информации привлекает к себе и лучше запоминается.

Пока еще хаотичный, но результативный процесс подготовки проектных работ (предыдущие годы были посвящены только работе над конкурсными проектами, фактически ограничивались только внеурочной и внеклассной деятельностью) дал осознание не только своих творческих сил, но прежде всего убедил, что проектное творчество учащихся современно и актуально как новая форма приобретения и освоения комплексных знаний и умений.

Значительную роль в становлении системы проектной деятельности в гимназии сыграла активная, увлеченная работа творческой группы педагогов-новаторов, опиравшихся сначала на небольшой разновозрастный коллектив учащихся, обладавших высоким уровнем компьютерной грамотности. Именно деятельность этой группы и постоянный рост ее сторонников постепенно поменяли психологию детско-взрослого коллектива, сломали недоверие и боязнь, активизировали процесс освоения компьютерной грамотности, проектной технологии, а также привлекли к соучастию в проектной работе родителей учащихся, увидевших в этом роде деятельности новые возможности формирования ключевых образовательных компетенций у своего ребенка, необходимых ему для будущей социальной адаптации в современном обществе.

Конечно, невозможно представить себе скорейшее решение всех проблем создания системы проектной деятельности без планомерного и мощного формирования мультимедийной базы гимназии – активного, действенного стимула к проектному творчеству.

Важным этапом в процессе формирования этой системы стали также организация и функционирование в гимназии ГЭП по теме «Организационные формы и образовательное содержание деятельности детско-взрослых проектных объединений» (научные руководители – НИИ ИСРОО г. Москвы), подвигнувшие педагогический коллектив к осознанному определению основных направлений проектной деятельности, необходимых самому гимназическому образовательному процессу, планированию этой деятельности и прогнозированию ее результатов.

Само руководство процессом проектной деятельности, ориентированное на четкий анализ достижений и определение путей разрешения возникающих проблем, планирование проектного творчества учащихся, определение его стратегической цели и конкретных задач на каждый учебный год также способствовали становлению системы работы.

Заключительным на сегодня моментом, фиксирующим факт реального существования основ системы проектной работы в гимназии, является создание основного документа, регламентирующего эту деятельность на основных ее этапах (см. «Положение о проектной деятельности»).

В заключение необходимо еще раз более четко обозначить уже имеющиеся в гимназии результаты активного внедрения в образовательный процесс системы проектной деятельности обучаемых.

Система проектной деятельности, созданная в гимназии:

1) активизировала процесс формирования ключевых компетенций обучаемых – выполнение основной образовательной цели Программы развития нашего образовательного учреждения, – это прежде всего результативное овладение гимназистов

– технологией и методами самообразования,

– методами общения с современным образовательным пространством,

– технологией создания интеллектуальной продукции высокого качества и общественной значимости;

2) открыла путь для формирования одной из важных составляющих личного портфолио гимназиста, основанной на свидетельствах о персональных наградах за его успехи в творческом интеллектуальном труде, а также для формирования современного общественно значимого статуса образовательного учреждения, создающего для своих обучающихся все условия к развитию их личностного потенциала и тем самым воспитывающего человека инициативного, интеллектуального, творческого, способного легко адаптироваться в социуме;

3) способствовала практической модернизации образовательного процесса, переставив акценты с традиционных форм обучения и воспитания на активные формы сотрудничества и партнерства обучающего и обучающегося, положившие начало их взаимообогащению и саморазвитию;

4) стимулировала процесс образования детско-взрослых творческих объединений, укрепляющих профессиональные и межличностные контакты, объединила в общую современную образовательную среду учительский, ученический, родительский коллективы и заинтересованную общественность.

Гимназия № 1520 имени Капцовых в проектной деятельности, органично вошедшей в ее образовательный процесс, видит свое будущее.

Рейтинг@Mail.ru