Позиция
«Публичный отчет – это трудный
экзамен»
Пройдя через перипетии конкурса на
президентский грант, гимназия № 1520 им. Капцовых
во многом открыла себя заново. В частности, здесь
поняли, как важно подводить итоги, чтобы
посмотреть на образовательное учреждение со
стороны. «Это залог новых сил, нового движения и
правильности выбора», – считает директор Ольга
Николаевна ОВСЕЙЧИК. И теперь, обзаведясь
«каталогом» собственных достижений, гимназия
представляет свой публичный отчет.
– С начала нацпроекта, призванного
внести заметные изменения в отрасль, идет уже
второй год. Ольга Николаевна, в чем он успел
затронуть жизнь вашей гимназии?
– С момента объявления конкурсного
отбора образовательных учреждений, внедряющих
инновационные программы, и педагоги, и учащиеся,
и родители задумались о том, каковы же наши шансы
не только на участие, но и самое главное – на
победу в конкурсе такого высокого уровня.
Наша школа известна в Москве как одно
из старейших образовательных учреждений.
Основанное в 1892 году на средства потомственного
Почетного гражданина, гласного Московской
городской думы Александра Сергеевича Капцова,
оно имеет не только богатую историю, но и
замечательные традиции по воспитанию и
образованию многих поколений достойных граждан
столицы и Государства российского.
Ежегодно учащиеся гимназии занимают
призовые места в олимпиадах окружного,
городского и федерального уровней. С 2002 года 3
учащихся – победители Всероссийской
научно-социальной программы для молодежи и
школьников «Шаг в будущее», 1 победитель
телевизионной программы «Умники и умницы».
Гимназия славится стабильно высоким качеством
обучения, и ежегодно у нас около 20% медалистов от
общего количества выпускников. Наши ребята более
успешно адаптируются к студенческой жизни,
занимаются серьезной научной работой в ведущих
российских вузах. Выпускница 2005 года возглавляет
студенческий научный совет Финансовой академии
при Правительстве РФ.
В начале XXI века жизнь в гимназии
значительно изменилась: школа получила статус
городской экспериментальной площадки по таким
направлениям, как «Инновационное поле языкового
образования» и «Принципы организации
детско-взрослых объединений в процессе
ученического проектирования»; в гимназии
открылись профильные классы по договорам с МГУ
им. Ломоносова и Финансовой академией при
Правительстве РФ. В образовательный процесс
стали активно внедряться проектные технологии
обучения, действенными помощниками учителей
стали органы ученического и родительского
самоуправления, двери гимназии широко
раскрылись перед профессиональным
педагогическим сообществом города и регионов
России, материально-техническое оснащение школы
стало набирать обороты.
Приоритетные национальные проекты –
дело новое, и в начале пути для нас было много
непонятного: от постоянно меняющихся условий и
критериев конкурсного отбора до механизма
расходования полученных денежных средств. Но,
как известно, дорогу осилит идущий. Теперь мы с
гордостью говорим всем – и ученикам, и родителям,
и гостям, – что в первый год реализации
приоритетного национального проекта
«Образование» гимназия получила пять
президентских премий: по итогам конкурсного
отбора образовательных учреждений, внедряющих
инновационные программы, гимназия вошла в
десятку лучших московских школ; три учителя
стали лауреатами президентского гранта и одна
ученица – победитель Всероссийской олимпиады
школьников по литературе – также получила
президентский грант. А еще президентский грант
открыл нам дорогу на Всероссийский конкурс
«Лучшие школы России–2006». Незабываемые
впечатления, незабываемые встречи и открытия,
незабываемая и настоящая победа – мы вошли в
десятку лучших школ России 2006 года!
В общем, можно сказать, нацпроект резко
изменил жизнь гимназии, вывел ее из спокойного и
размеренного течения самодостаточности на
открытый простор активного движения. Теперь надо
соответствовать признанию, а значит, идти вперед!
– Успехи гимназии стали
шансом получить президентский грант. Как вы
доказали экспертам, что достойны его?
– Подготовкой документов на конкурс
занимались все заинтересованные участники
образовательного процесса – и учителя, и
учащиеся, и их родители, и выпускники школы
разных поколений, и социальные партнеры, и
Управляющий совет гимназии. Стали собирать,
систематизировать и анализировать документы и
поняли: есть чем гордиться! В ежедневной суете и
текучке не всегда можно оценить, как много
сделано хорошего.
Главный критерий успешности школы –
это, конечно же, востребованность
образовательных услуг, предоставляемых школой.
По количеству обучающихся мы занимаем
лидирующее положение среди гимназий
Центрального административного округа столицы.
Сегодня к нам приезжают учиться ребята из всех
районов города и даже из ближайшего Подмосковья.
Мы, как и прежде, даем своим ученикам
универсальное академическое образование.
Школьная жизнь гимназистов наполнена не только
учебой, но и интересными творческими делами,
участием в проектной деятельности, предметных
неделях, олимпиадах, конкурсах, викторинах.
Гимназия строит свою деятельность исходя из
долгосрочной программы развития
образовательного учреждения, которую мы назвали
«Формирование ключевых компетенций обучающихся
в системе гимназического образования».
В таком всестороннем анализе
деятельности школы за три последних года есть
один важный для каждого руководителя момент –
появляется общее дело, объединяющее всех, и
психологическая обстановка в коллективе
становится более комфортной.
– Какие инновации гимназия
представила в программе развития – главном
конкурсном документе?
– Программа развития
образовательного учреждения – сама по себе
инновация. Ведь надо не просто «придумать»
что-то, а представить обоснованную стратегию
развития образовательного учреждения, расписать
его этапы, цели и прогнозируемые результаты и
связать все это с конкретным бизнес-планом
сегодняшнего дня – то есть расчетом, на что
потратим президентский миллион, если выиграем
его.
Мы посвятили свою программу
формированию ключевых компетенций обучающихся
– тому, без чего современный молодой человек со
всем багажом академических знаний не сумеет
сориентироваться ни в общественной жизни, ни в
расширяющемся информационном пространстве.
Проще говоря, тому, КАК научить выпускника
самому выстраивать свою жизненную модель:
добывать новые знания, использовать их, беречь
свою жизнь и здоровье, владеть современными
информационно-коммуникационными технологиями и
т.д. Ну а бизнес-план мы связали с объектом, без
которого сегодня в образовании не обойтись, –
современным медиацентром.
– Были ли вы уверены, что инновации, о
которых рассказывали, относятся к категории тех,
которые государство обязательно поддержит?
– Ну кто сейчас может похвастаться
уверенностью? Вера и расчет были. Правда ведь, что
государству нужны умные, мобильные, творческие
люди не с мертвым грузом знаний, а с
интеллектуальной активностью. И хотя ключевые
компетенции – это инновация из разряда «хорошо
забытого старого», учить новое поколение надо
немного опережая время, а не отставая от него.
– Известно, что существовала
проблема написания программы развития.
Во-первых, для школ непривычна разработка
стратегических задач. Во-вторых, требования к
программе были достаточно общими. Как вы решали
эти трудности – писали «на авось» или искали
специалиста?
– Для нас не существовало проблемы
написания программы развития, так как программа
выросла из методической темы гимназии, которой
мы занимались несколько лет. Конечно,
консультации с представителями современной
педагогической науки происходили, но это были
скорее беседы – слушали и нас.
«На авось» – хотя это и привычно для
российского менталитета – мы не полагались: ведь
за программой развития стояли наши дети – какое
там «авось»! Еще раз повторю: мы не документы к
конкурсу готовили, мы форматом конкурса
воспользовались, чтобы уточнить свой путь
развития.
– Гимназия подготовила публичный
отчет. Был ли у вас уже опыт его составления?
– Опыта публичного отчета не было. Но к
этой идее мы шли постепенно, например внося
постоянно все больше открытости в
образовательный процесс. Ежегодно на советах
родительской общественности и педагогических
советах в конце учебного года мы подводили итоги
совместной деятельности, анализировали победы и
просчеты прошедшего учебного года. Но это было не
так масштабно, как теперь. Это во-первых.
Во-вторых, у нацпроекта тоже нет опыта.
Идет грандиозный эксперимент. Без публичности,
общественной аттестации достигнутого, открытой
отчетности он едва ли достигнет своей цели.
И еще – опять о «хорошо забытом
старом». Публичный отчет – это, конечно, трудный
экзамен. Но помните устав Пушкинского лицея?
Публичные открытые экзамены каждый год. А какое
поколение Россия получила! Открытость
российскому просвещению нужна и сегодня – иначе
не будет движения вперед.
– Как часто вас ожидает такая работа
и какие стороны школьной жизни вы считаете
важным показать?
– Думаю, что на каждом этапе развития
гимназии мы будем проводить интересные и
содержательные отчеты о нашей деятельности, при
этом каждый раз изменяя форму отчета. Время
покажет…
А в целом открытость и публичность
гимназической жизни – это принцип, который
глубоко живет во мне как руководителе
образовательного учреждения и к которому будем
стремиться всем коллективом учителей, учащихся и
их родителей.
Какие стороны жизни показать? Все!
Иначе какая же публичность? А в общем-то надо,
наверное, делиться интересным и наболевшим.
Обычное едва ли кому-то нужно.
Конкретно же, что может войти в отчет,
– смотрите на страницах этого номера
«Управления школой».
– Насколько сегодня директор
обеспечен информацией о том, как должен
выглядеть публичный отчет?
– Строго говоря, информации о том, как
должен выглядеть отчет школы, в какой форме и
насколько часто проходить, нет. В соответствии с
Законом РФ «Об образовании» каждое
образовательное учреждение обязано
предоставлять широкой общественности отчет и о
результатах педагогической работы, и о
финансовой деятельности.
– Кто задействован в подготовке
отчета?
– Публичный отчет гимназии – это
творческое дело всех участников
образовательного процесса. В подготовке
материалов задействованы не только
администрация и учителя. Рядом с нами и наши дети,
и родительский актив. Нас поддерживают и
выпускники. Например, президент клуба
выпускников школы, Почетный гражданин г. Москвы,
Народный учитель СССР Леонид Исидорович
Мильграм считает, что решение коллективом
принято верное. Помогает и советом, а возможно,
будет сам присутствовать на отчете... Вот и вы
проявили к нам интерес. Спасибо! Значит, не пустое
мы затеяли.
– Кого планируете ознакомить с
отчетом?
– В первую очередь, на наш взгляд,
представленный отчет заинтересует гимназистов и
их родителей, выпускников школы разных
поколений, а также наших социальных партнеров.
Гостей мы наметили пригласить много. Но все это
люди одной когорты – неравнодушные к судьбе
российского образования и к судьбе нацпроекта.
Они строгие судьи, но тем лучше: больше
объективности будет в их оценках. А это, думается,
нужно не только гимназии, но и образованию в
целом.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|