Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Позиция

«Публичный отчет – это трудный экзамен»

Пройдя через перипетии конкурса на президентский грант, гимназия № 1520 им. Капцовых во многом открыла себя заново. В частности, здесь поняли, как важно подводить итоги, чтобы посмотреть на образовательное учреждение со стороны. «Это залог новых сил, нового движения и правильности выбора», – считает директор Ольга Николаевна ОВСЕЙЧИК. И теперь, обзаведясь «каталогом» собственных достижений, гимназия представляет свой публичный отчет.

– С начала нацпроекта, призванного внести заметные изменения в отрасль, идет уже второй год. Ольга Николаевна, в чем он успел затронуть жизнь вашей гимназии?

– С момента объявления конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, и педагоги, и учащиеся, и родители задумались о том, каковы же наши шансы не только на участие, но и самое главное – на победу в конкурсе такого высокого уровня.

Наша школа известна в Москве как одно из старейших образовательных учреждений. Основанное в 1892 году на средства потомственного Почетного гражданина, гласного Московской городской думы Александра Сергеевича Капцова, оно имеет не только богатую историю, но и замечательные традиции по воспитанию и образованию многих поколений достойных граждан столицы и Государства российского.

Ежегодно учащиеся гимназии занимают призовые места в олимпиадах окружного, городского и федерального уровней. С 2002 года 3 учащихся – победители Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», 1 победитель телевизионной программы «Умники и умницы». Гимназия славится стабильно высоким качеством обучения, и ежегодно у нас около 20% медалистов от общего количества выпускников. Наши ребята более успешно адаптируются к студенческой жизни, занимаются серьезной научной работой в ведущих российских вузах. Выпускница 2005 года возглавляет студенческий научный совет Финансовой академии при Правительстве РФ.

В начале XXI века жизнь в гимназии значительно изменилась: школа получила статус городской экспериментальной площадки по таким направлениям, как «Инновационное поле языкового образования» и «Принципы организации детско-взрослых объединений в процессе ученического проектирования»; в гимназии открылись профильные классы по договорам с МГУ им. Ломоносова и Финансовой академией при Правительстве РФ. В образовательный процесс стали активно внедряться проектные технологии обучения, действенными помощниками учителей стали органы ученического и родительского самоуправления, двери гимназии широко раскрылись перед профессиональным педагогическим сообществом города и регионов России, материально-техническое оснащение школы стало набирать обороты.

Приоритетные национальные проекты – дело новое, и в начале пути для нас было много непонятного: от постоянно меняющихся условий и критериев конкурсного отбора до механизма расходования полученных денежных средств. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Теперь мы с гордостью говорим всем – и ученикам, и родителям, и гостям, – что в первый год реализации приоритетного национального проекта «Образование» гимназия получила пять президентских премий: по итогам конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, гимназия вошла в десятку лучших московских школ; три учителя стали лауреатами президентского гранта и одна ученица – победитель Всероссийской олимпиады школьников по литературе – также получила президентский грант. А еще президентский грант открыл нам дорогу на Всероссийский конкурс «Лучшие школы России–2006». Незабываемые впечатления, незабываемые встречи и открытия, незабываемая и настоящая победа – мы вошли в десятку лучших школ России 2006 года!

В общем, можно сказать, нацпроект резко изменил жизнь гимназии, вывел ее из спокойного и размеренного течения самодостаточности на открытый простор активного движения. Теперь надо соответствовать признанию, а значит, идти вперед!

– Успехи гимназии стали шансом получить президентский грант. Как вы доказали экспертам, что достойны его?

– Подготовкой документов на конкурс занимались все заинтересованные участники образовательного процесса – и учителя, и учащиеся, и их родители, и выпускники школы разных поколений, и социальные партнеры, и Управляющий совет гимназии. Стали собирать, систематизировать и анализировать документы и поняли: есть чем гордиться! В ежедневной суете и текучке не всегда можно оценить, как много сделано хорошего.

Главный критерий успешности школы – это, конечно же, востребованность образовательных услуг, предоставляемых школой. По количеству обучающихся мы занимаем лидирующее положение среди гимназий Центрального административного округа столицы. Сегодня к нам приезжают учиться ребята из всех районов города и даже из ближайшего Подмосковья. Мы, как и прежде, даем своим ученикам универсальное академическое образование. Школьная жизнь гимназистов наполнена не только учебой, но и интересными творческими делами, участием в проектной деятельности, предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, викторинах. Гимназия строит свою деятельность исходя из долгосрочной программы развития образовательного учреждения, которую мы назвали «Формирование ключевых компетенций обучающихся в системе гимназического образования».

В таком всестороннем анализе деятельности школы за три последних года есть один важный для каждого руководителя момент – появляется общее дело, объединяющее всех, и психологическая обстановка в коллективе становится более комфортной.

– Какие инновации гимназия представила в программе развития – главном конкурсном документе?

– Программа развития образовательного учреждения – сама по себе инновация. Ведь надо не просто «придумать» что-то, а представить обоснованную стратегию развития образовательного учреждения, расписать его этапы, цели и прогнозируемые результаты и связать все это с конкретным бизнес-планом сегодняшнего дня – то есть расчетом, на что потратим президентский миллион, если выиграем его.

Мы посвятили свою программу формированию ключевых компетенций обучающихся – тому, без чего современный молодой человек со всем багажом академических знаний не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в расширяющемся информационном пространстве. Проще говоря, тому, КАК научить выпускника самому выстраивать свою жизненную модель: добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями и т.д. Ну а бизнес-план мы связали с объектом, без которого сегодня в образовании не обойтись, – современным медиацентром.

– Были ли вы уверены, что инновации, о которых рассказывали, относятся к категории тех, которые государство обязательно поддержит?

– Ну кто сейчас может похвастаться уверенностью? Вера и расчет были. Правда ведь, что государству нужны умные, мобильные, творческие люди не с мертвым грузом знаний, а с интеллектуальной активностью. И хотя ключевые компетенции – это инновация из разряда «хорошо забытого старого», учить новое поколение надо немного опережая время, а не отставая от него.

– Известно, что существовала проблема написания программы развития. Во-первых, для школ непривычна разработка стратегических задач. Во-вторых, требования к программе были достаточно общими. Как вы решали эти трудности – писали «на авось» или искали специалиста?

– Для нас не существовало проблемы написания программы развития, так как программа выросла из методической темы гимназии, которой мы занимались несколько лет. Конечно, консультации с представителями современной педагогической науки происходили, но это были скорее беседы – слушали и нас.

«На авось» – хотя это и привычно для российского менталитета – мы не полагались: ведь за программой развития стояли наши дети – какое там «авось»! Еще раз повторю: мы не документы к конкурсу готовили, мы форматом конкурса воспользовались, чтобы уточнить свой путь развития.

– Гимназия подготовила публичный отчет. Был ли у вас уже опыт его составления?

– Опыта публичного отчета не было. Но к этой идее мы шли постепенно, например внося постоянно все больше открытости в образовательный процесс. Ежегодно на советах родительской общественности и педагогических советах в конце учебного года мы подводили итоги совместной деятельности, анализировали победы и просчеты прошедшего учебного года. Но это было не так масштабно, как теперь. Это во-первых.

Во-вторых, у нацпроекта тоже нет опыта. Идет грандиозный эксперимент. Без публичности, общественной аттестации достигнутого, открытой отчетности он едва ли достигнет своей цели.

И еще – опять о «хорошо забытом старом». Публичный отчет – это, конечно, трудный экзамен. Но помните устав Пушкинского лицея? Публичные открытые экзамены каждый год. А какое поколение Россия получила! Открытость российскому просвещению нужна и сегодня – иначе не будет движения вперед.

– Как часто вас ожидает такая работа и какие стороны школьной жизни вы считаете важным показать?

– Думаю, что на каждом этапе развития гимназии мы будем проводить интересные и содержательные отчеты о нашей деятельности, при этом каждый раз изменяя форму отчета. Время покажет…

А в целом открытость и публичность гимназической жизни – это принцип, который глубоко живет во мне как руководителе образовательного учреждения и к которому будем стремиться всем коллективом учителей, учащихся и их родителей.

Какие стороны жизни показать? Все! Иначе какая же публичность? А в общем-то надо, наверное, делиться интересным и наболевшим. Обычное едва ли кому-то нужно.

Конкретно же, что может войти в отчет, – смотрите на страницах этого номера «Управления школой».

– Насколько сегодня директор обеспечен информацией о том, как должен выглядеть публичный отчет?

– Строго говоря, информации о том, как должен выглядеть отчет школы, в какой форме и насколько часто проходить, нет. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждое образовательное учреждение обязано предоставлять широкой общественности отчет и о результатах педагогической работы, и о финансовой деятельности.

– Кто задействован в подготовке отчета?

Публичный отчет гимназии – это творческое дело всех участников образовательного процесса. В подготовке материалов задействованы не только администрация и учителя. Рядом с нами и наши дети, и родительский актив. Нас поддерживают и выпускники. Например, президент клуба выпускников школы, Почетный гражданин г. Москвы, Народный учитель СССР Леонид Исидорович Мильграм считает, что решение коллективом принято верное. Помогает и советом, а возможно, будет сам присутствовать на отчете... Вот и вы проявили к нам интерес. Спасибо! Значит, не пустое мы затеяли.

– Кого планируете ознакомить с отчетом?

– В первую очередь, на наш взгляд, представленный отчет заинтересует гимназистов и их родителей, выпускников школы разных поколений, а также наших социальных партнеров. Гостей мы наметили пригласить много. Но все это люди одной когорты – неравнодушные к судьбе российского образования и к судьбе нацпроекта. Они строгие судьи, но тем лучше: больше объективности будет в их оценках. А это, думается, нужно не только гимназии, но и образованию в целом.

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru