Рецензии
О. Ю. Заславская, М. А. Сергеева.
Информационные технологии в управлении
образовательным учреждением М., Центр
гуманитарной литературы, 2006
Эффективная интеграция
информационных технологий в образование
является ключом к решению главной проблемы –
повышения уровня образования в целом. Решение
этой задачи требует соблюдения четкого баланса
между лучшими методами традиционного обучения и
управления и новым пониманием самого процесса
обучения.
|
Педагогическая литература,
посвященная современным информационным
технологиям, по большей части акцентирует то
негативное влияние, которое способен оказать
компьютер на подрастающее поколение.
Беспокойство педагогов по этому поводу отчасти
не лишено оснований (хотя и представляется
несколько преувеличенным; «компьютерная
зависимость» и сопутствующие ей беды –
явление далеко не массовое: большинству детей и
подростков в нашей стране компьютер просто
недоступен). Но при этом нелишне было бы
вспомнить афоризм античных времен: «Большинство
несчастий происходят не от употребления плохого,
а от злоупотребления хорошим».
Да, современные информационные
технологии способны приносить вред. Но польза,
которую из них можно извлечь, неизмеримо больше.
Хотя педагоги склонны ее недооценивать –
вероятно, в силу того, что сами в большинстве
своем новыми технологиями владеют слабо либо и
вовсе знакомы с ними понаслышке.
Новое пособие О.Ю.Заславской и М.А.
Сергеевой призвано познакомить работников
образования с тем широчайшим спектром
возможностей, которые открывает перед ними
использование информационных технологий в
образовательном процессе. Фактически книга
представляет собой изложение учебного курса,
который, как можно понять из текста, организован
в МПГУ в целях профессиональной переподготовки
работников образования. Совершенно очевидно, что
этот учебный курс чрезвычайно актуален,
информационно насыщен и практически полезен. При
том, что очное его освоение доступно немногим,
издание соответствующего пособия для широкого
круга заинтересованных читателей
представляется важным и ценным.
Особенно подкупает в книге ее сугубо
практическая направленность – вплоть до
детально расписанных инструкций по
использованию компьютерных средств для решения
различных образовательных задач – как учебных,
так и в первую очередь управленческих. Книга
небогата высокими фразами, зато полна
конкретными рекомендациями – буквально на какую
клавишу нажимать для достижения того или иного
результата.
Пожалуй, единственное критическое
замечание можно высказать в связи с тем, что
книга совершенно явно рассчитана на читателя с
определенным уровнем подготовки в области
информационных технологий, точнее – уровнем не
нулевым, но самым элементарным. Тем, кто с
компьютером давно «на ты», пошаговые
практические рекомендации могут показаться
банальными и просто лишними.
Те же, кто только приступает к
освоению компьютерной премудрости, могут
столкнуться со многими затруднениями,
так как даже такие рекомендации для них
нуждаются в уточнениях и пояснениях.
Поэтому первые примерно половину книги
могут лишь бегло просмотреть, тогда как для
вторых именно эта половина потребует нелегкого
кропотливого изучения. Тем не менее каждому эта
книга окажется по-своему полезна. Ведь она не
просто декларирует, как полезен компьютер в
современной школе, но и непосредственно
указывает, как эту пользу можно извлечь.
Сергей СТЕПАНОВ
|