Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

О. Ю. Заславская, М. А. Сергеева. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением М., Центр гуманитарной литературы, 2006

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению главной проблемы – повышения уровня образования в целом. Решение этой задачи требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и управления и новым пониманием самого процесса обучения.

Педагогическая литература, посвященная современным информационным технологиям, по большей части акцентирует то негативное влияние, которое способен оказать компьютер на подрастающее поколение. Беспокойство педагогов по этому поводу отчасти не лишено оснований (хотя и представляется несколько преувеличенным; «компьютерная зависимость» и сопутствующие ей беды – явление далеко не массовое: большинству детей и подростков в нашей стране компьютер просто недоступен). Но при этом нелишне было бы вспомнить афоризм античных времен: «Большинство несчастий происходят не от употребления плохого, а от злоупотребления хорошим».

Да, современные информационные технологии способны приносить вред. Но польза, которую из них можно извлечь, неизмеримо больше. Хотя педагоги склонны ее недооценивать – вероятно, в силу того, что сами в большинстве своем новыми технологиями владеют слабо либо и вовсе знакомы с ними понаслышке.

Новое пособие О.Ю.Заславской и М.А. Сергеевой призвано познакомить работников образования с тем широчайшим спектром возможностей, которые открывает перед ними использование информационных технологий в образовательном процессе. Фактически книга представляет собой изложение учебного курса, который, как можно понять из текста, организован в МПГУ в целях профессиональной переподготовки работников образования. Совершенно очевидно, что этот учебный курс чрезвычайно актуален, информационно насыщен и практически полезен. При том, что очное его освоение доступно немногим, издание соответствующего пособия для широкого круга заинтересованных читателей представляется важным и ценным.

Особенно подкупает в книге ее сугубо практическая направленность – вплоть до детально расписанных инструкций по использованию компьютерных средств для решения различных образовательных задач – как учебных, так и в первую очередь управленческих. Книга небогата высокими фразами, зато полна конкретными рекомендациями – буквально на какую клавишу нажимать для достижения того или иного результата.

Пожалуй, единственное критическое замечание можно высказать в связи с тем, что книга совершенно явно рассчитана на читателя с определенным уровнем подготовки в области информационных технологий, точнее – уровнем не нулевым, но самым элементарным. Тем, кто с компьютером давно «на ты», пошаговые практические рекомендации могут показаться банальными и просто лишними.

Те же, кто только приступает к освоению компьютерной премудрости, могут столкнуться со многими затруднениями, так как даже такие рекомендации для них нуждаются в уточнениях и пояснениях.

Поэтому первые примерно половину книги могут лишь бегло просмотреть, тогда как для вторых именно эта половина потребует нелегкого кропотливого изучения. Тем не менее каждому эта книга окажется по-своему полезна. Ведь она не просто декларирует, как полезен компьютер в современной школе, но и непосредственно указывает, как эту пользу можно извлечь.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru