Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования М., Весь мир, 2006

Мы должны придерживаться такого подхода, чтобы каждый имел шанс перейти мост, ведущий из начального образования в царство обучения в средней школе, где впереди светит маяк университета и новых возможностей на рынке труда.

Издательству «Весь мир» следовало бы, пожалуй, учредить приз тому самоотверженному читателю, который не пожалеет времени и сил, чтобы прочесть эту книгу от корки до корки. Почти уверен, что этот приз достался бы мне – при всем моем богатом воображении конкурентов представить затрудняюсь. Имея задание редакции отрецензировать эту книгу, я не смог пренебречь профессиональной этикой и посвятил этому занятию целый вечер, которого мне до сих пор жалко. Тем более считаю своим долгом выполнить поставленную задачу и известить потенциальных читателей о том, какую пользу они могут из книги извлечь, а каких ожиданий на нее возлагать не стоит.

Ответы на эти вопросы просты и лаконичны. Никакой. Никаких.

Неужели это можно сказать про книгу, которая имеет такое привлекательное название? Да, название способно заинтересовать любого работника образования. Но то, что под этим названием предлагается, не имеет ни малейшего отношения к тому, что происходит в российской школе или, если угодно, должно там происходить.

Содержание книги составляет доклад группы экспертов, выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный проблеме налаживания школьного дела в отсталых странах третьего мира.

Понять идейный посыл доклада можно хотя бы из следующей цитаты: «В странах со средним доходом и государствах с переходной экономикой, в частности в Восточной Европе…, уже достигнут высокий уровень охвата населения средним образованием. Их главной задачей является теперь улучшение качества образования, достижение его соответствия требованиям времени и эффективности, а также обеспечение большей согласованности с образовательными системами других демократических стран…» В которых, заметим от себя, например в США, до четверти населения, по оценкам американских же экспертов, функционально неграмотно. А вот что касается стран Восточной Европы, так на той же Украине, отчаянно рвущейся в НАТО, или в Болгарии, которая туда уже успешно дорвалась, поголовный уровень охвата населения средним образованием был достигнут еще в давние «недемократичные» времена и качество его нареканий не вызывало. Теперь предстоит подтянуть его до уровня штатов Монтана и Айдахо.

И чему, спрашивается, может научить этот доклад директора нашей школы, завуча, учителя? Глядеть в рот западным банкирам, от которых, глядишь, перепадет лишний доллар на окончательный демонтаж нашей школы?

К счастью, скромный тираж книги (1500 экз.) рассчитан, вероятно, не на то, чтобы навязать его истинным деятелям народного образования, работающим в школах, а предназначен для украшения полок в чиновных кабинетах. Что ж, им нелишне знать волю тех, кто «заказывает музыку». Позволили бы только остальным делать свое дело, вопреки всем новациям еще не окончательно загубленное!

Кое-какие положительные чувства книга все-таки вызвать может. Например, своим разделом «Примечание к статистическим данным». Здесь, в частности, читаем: «Миллиард (млрд) = тысяча миллионов (млн)». Спасибо, господа, – просветили нас, темных!

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru