Рецензии
Расширение возможностей и развитие
способностей молодежи. Новые задачи среднего
образования М., Весь мир, 2006
Мы должны придерживаться такого
подхода, чтобы каждый имел шанс перейти мост,
ведущий из начального образования в царство
обучения в средней школе, где впереди светит маяк
университета и новых возможностей на рынке
труда.
|
Издательству «Весь мир»
следовало бы, пожалуй, учредить приз тому
самоотверженному читателю, который не пожалеет
времени и сил, чтобы прочесть эту книгу от корки
до корки. Почти уверен, что этот приз достался бы
мне – при всем моем богатом воображении
конкурентов представить затрудняюсь. Имея
задание редакции отрецензировать эту книгу, я не
смог пренебречь профессиональной этикой и
посвятил этому занятию целый вечер, которого мне
до сих пор жалко. Тем более считаю своим долгом
выполнить поставленную задачу и известить
потенциальных читателей о том, какую пользу они
могут из книги извлечь, а каких ожиданий на нее
возлагать не стоит.
Ответы на эти вопросы просты и
лаконичны. Никакой. Никаких.
Неужели это можно сказать про книгу,
которая имеет такое привлекательное название?
Да, название способно заинтересовать любого
работника образования. Но то, что под этим
названием предлагается, не имеет ни малейшего
отношения к тому, что происходит в российской
школе или, если угодно, должно там происходить.
Содержание книги составляет доклад
группы экспертов, выполненный по заказу
Всемирного банка и посвященный проблеме
налаживания школьного дела в отсталых странах
третьего мира.
Понять идейный посыл доклада можно хотя
бы из следующей цитаты: «В странах со средним
доходом и государствах с переходной экономикой,
в частности в Восточной Европе…, уже достигнут
высокий уровень охвата населения средним
образованием. Их главной задачей является теперь
улучшение качества образования, достижение его
соответствия требованиям времени и
эффективности, а также обеспечение большей
согласованности с образовательными системами
других демократических стран…» В которых,
заметим от себя, например в США, до четверти
населения, по оценкам американских же экспертов,
функционально неграмотно. А вот что касается
стран Восточной Европы, так на той же Украине,
отчаянно рвущейся в НАТО, или в Болгарии, которая
туда уже успешно дорвалась, поголовный уровень
охвата населения средним образованием был
достигнут еще в давние «недемократичные»
времена и качество его нареканий не вызывало.
Теперь предстоит подтянуть его до уровня штатов
Монтана и Айдахо.
И чему, спрашивается, может научить этот
доклад директора нашей школы, завуча, учителя?
Глядеть в рот западным банкирам, от которых,
глядишь, перепадет лишний доллар на
окончательный демонтаж нашей школы?
К счастью, скромный тираж книги (1500 экз.)
рассчитан, вероятно, не на то, чтобы навязать его
истинным деятелям народного образования,
работающим в школах, а предназначен для
украшения полок в чиновных кабинетах. Что ж, им
нелишне знать волю тех, кто «заказывает музыку».
Позволили бы только остальным делать свое дело,
вопреки всем новациям еще не окончательно
загубленное!
Кое-какие положительные чувства книга все-таки
вызвать может. Например, своим разделом
«Примечание к статистическим данным». Здесь, в
частности, читаем: «Миллиард (млрд) = тысяча
миллионов (млн)». Спасибо, господа, – просветили
нас, темных!
Сергей СТЕПАНОВ
|