Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Выездной тренинг

Информационные технологии и успех современного учителя

Задача перехода массовой школы к широкому использованию информационных технологий в учебном процессе стала уже «притчей во языцех». Модернизация системы российского образования 10 лет рассматривает эту задачу как наиболее важную и перспективную. По нашему мнению, ключевой фигурой, способной ее решить, является учитель. Но его к этому надо подготовить.

В январе 2007 года в Центре образования № 18 был организован выездной семинар для педагогов по теме «Информационные технологии и успех современного учителя» (см. табл. 1). Всего участвовало 67 учителей.

Таблица 1

Программа выездного семинара «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе»

Время

Вид деятельности

Форма работы

Решаемые задачи

9 января

9.45

Сбор педагогов в школе

Индивидуально

10.00–11.00

Дорога в санаторий «Каменная речка», размещение

11.00–12.00

Семинар «Учимся ставить цели»

Семинар-практикум

Формирование навыков постановки целей, мотивация деятельности

12.00–13.00

Разбиение участников на проектные группы, подготовка и представление устных визиток

Игра «Паровоз»

Создание проектных групп для дальнейшей работы

13.00–14.00

Обед

Индивидуально

14.00–15.00

Семинар «ИТ – первые шаги»

По группам

Формирование (обновление) первичных знаний о работе на ПК

15.00–16.00

Практикум «Презентация групп, или Несколько слов о нас»

По группам

Закрепление навыков работы в программе PowerPoint

16.00–17.00

Отчет групп о работе. Объяснение дальнейших условий работы

Групповая защита

Представление результатов работы по первой половине дня

17.00–18.00

Психолого-педагогический тренинг

В двух группах

Актуализация мотивационной сферы педагогической деятельности

17.00–20.00

Работа в проектных группах

По группам (технология взаимообучения)

Закрепление навыков работы на ПК

19.00

Ужин

20.00

Игра «Друг в беде не бросит»

По группам, конкурс

Закрепление навыков работы на ПК

21.30

Подведение итогов дня

Общий сбор

Рефлексия деятельности

10 января

9.00

Подъем

9.30

Завтрак

10.00–11.00

Семинар «Формы и методы использования ИТ в учебном процессе»

Индивидуально

Развитие представлений о возможностях ИТ

в учебном процессе

11.00–13.00

Практикум «Создание авторских ЦОР»

По предметным группам

Развитие навыков создания авторских ЦОР

13.00

Обед

14.00–15.00

Представление ЦОР

Подведение итогов семинара

Защита по предметным группам

Закрепление навыков работы с ЦОР

15.00

Отъезд

Программа семинара предусматривает разные формы работы, направленные на «погружение» участников в деятельность: тренинги, практические и теоретические занятия, «творческие экспромты» и др.

Для организации семинара необходим следующий комплект оборудования:

1) 8 ПК (один ПК на каждую группу педагогов из 5–6 человек). Программное обеспечение компьютеров:

  • Microsoft Office,

  • Mpeg Video Wizard 2003,

  • SmartRipper;

2) видеопроектор;

3) звукоусиливающая аппаратура;

4) принтер;

5) сканер;

6) цифровые фотоаппараты;

7) видеокамера.

Для работы на каждом компьютере создается папка «Игра», куда вложены все необходимые материалы и документы.

В папке «Игра» содержатся:

  • текстовые документы;

  • набор фотографий;

  • видеофрагменты;

  • задания группам.

По первичному опросу из 67 педагогов 32 определили свой уровень владения ПК как «нулевой», 33 – как «первичный» и 2 – как «высокий». Все педагоги были разделены на 7 проектных групп (по 5–6 человек), вне зависимости от навыка работы на ПК. Каждой группе было предложено в режиме «мозгового штурма» придумать для себя название и девиз, поставить цели и задачи работы на семинаре. Все они выступили с творческим устным представлением.

После короткой лекции о возможностях программы Power Point группам было предложено представить свою электронную визитку. Приветствовалось использование фотоаппарата, видеокамеры и др. На эту работу отводилось 2 часа, причем график они определяли самостоятельно. Каждый член группы при этом становился активным участником: умеющие работать на ПК создавали слайды, сочиняющие стихи – короткие шаржи, умеющие фотографировать делали фотопортреты и т.д.

Во время защиты электронных визиток обсуждались возможные содержательные и «оформительские» ошибки. Педагогам были показаны также некоторые презентации учащихся по разным предметам, очень хорошие и с недостатками.

Выбор в качестве основной программы Power Point был для нас неслучайным. Мы считаем, что презентации, сделанные в этой программе, пока самый востребованный и самый простой в создании и использовании электронный продукт.

Здесь надо уточнить, что в школе уже второй год ведется работа по приобретению для каждого класса комплекта оборудования в составе DVD-плеер + телевизор. Мы используем такие комплекты для демонстрации на уроках учебных презентаций Power Point и просмотра учебных фильмов. При этом нет необходимости иметь в каждом классе видеопроектор и компьютер.

Как сохранить презентацию для просмотра на DVD-плеере (инструкция)

1. Сделайте хорошую презентацию. Не используйте эффекты анимации, их все равно не будет при просмотре на телевизоре – только слайды. Убедитесь, что текст хорошо читается и не перегружает каждый слайд. Сохраните презентацию под каким-либо именем.

2. Еще раз сохраните презентацию, но укажите тип файла: не «Презентация» (*.ppt), а «Рисунок в формате JPEG» (*.jpg). Программа спросит «Сохранить ли все слайды или только выделенные?» Выбирайте «Все». Автоматически создается папка с названием вашей презентации, в которую вложены слайды-фотографии с расширением (*.jpg).

3. Если количество слайдов не больше девяти, можно сразу записать папку со слайдами на CD или DVD-диск и показать на DVD-плеере. Если же количество слайдов 10 и более, переименуйте слайды-фотографии, например: 01.jpg, 02.jpg, 03.jpg и т.д. Тогда десятый слайд будет проигрываться по расписанию, а не сразу после первого. Название презентации лучше написать по-английски.

Самым важным мероприятием выезда стала «ИГРА». Именно во время «Игры» решалась задача обучения пользовательским навыкам работы на ПК.

На первом этапе группам был выдан перечень некоторых умений и навыков работы на ПК (см. табл. 2). Группа сама оценивала уровень своих общих знаний и определяла, как организовать внутригрупповое обучение, чтобы каждый участник к концу отведенного времени смог выполнять все задания «Игры».

На первую часть игры отводилось 2 часа, каждая группа работала самостоятельно. Именно в этот момент среди участников появились «бунтари». Ими оказались те, кто не умел даже пользоваться мышкой. Они выступили с требованием объединить «неумех» в отдельную группу и провести для них специальное занятие, предоставив специального тренера, отдельные компьютеры и т.д.

В финале каждый участник должен был уметь делать любое задание из перечня, за что присваивались баллы.

Результатом игры стала не победа по баллам одной из групп, а увеличение общегруппового навыка работы на ПК на 30–40%.

На второй день мы предложили учителям освоить навыки видеомонтажа. Вслед за презентациями достойное место в процессе обучения займут учебные фильмы.

Участникам семинара была прочитана короткая лекция и представлены некоторые программы видеомонтажа. И затем, на основе заранее приготовленных отрывков из фильма «Война и мир», группам было предложено смонтировать мини-фильм на 7–10 минут, который отвечал бы конкретной учебной задаче по конкретной учебной теме. Например: «Стратегия русских войск в Бородинском сражении», «Личность в истории» и т.д.

В результате работы группы созданы шесть учебных фильмов, которые можно использовать на уроках.

В это же время психологи проводили тренинг «Актуализация мотивационной сферы педагогической деятельности» для незанятых педагогов.

При подведении итогов выездного семинара был проведен «мозговой штурм», во время которого педагоги оценивали новые навыки, приобретенные на выезде, и вносили предложения по дальнейшему внедрению ИТ в учебный процесс. Эти предложения и стали основой дальнейшей программы информатизации школы.

Мы вышли на идею необходимости разноориентированных подпрограмм для педагогов. Главным для всех программ является их реализация в реальном учебном процессе.

Подпрограммы внедрения информационных технологий

1. «Стажист». Приобщить педагогов старшего поколения к работе на ПК практически нереально. Но их многолетний методический опыт бесценен сам по себе и требует представления в новом формате. Поэтому по данной подпрограмме создаются пары-связки: учитель со стажем и молодой педагог. У первого за плечами огромный методический опыт, у второго – интерес, легкость обучения использованию ИТ. Первый при создании урока отвечает за методическую грамотность и содержательность, второй – за техническое воплощение идей. Результаты их совместной деятельности в виде медиауроков становятся достоянием педагогического сообщества.

2. «Навигатор информационных ресурсов». По этой подпрограмме педагоги специализируются на работе с интернет-ресурсами. Их задача – поиск и отбор материалов в Интернете, пополнение информационных баз данных и др.

3. «Специалист». В каждой школе имеются педагоги, чья работа требует специальных навыков при работе с ПК. Так, например, учителя музыки испытывают дефицит фонограмм в работе с вокалистами. В то же время в Интернете существует огромное количество MIDI файлов популярных песен, которые при обработке в соответствующих музыкальных программах-редакторах (SONAR, CUBASE) вполне решают эти проблемы. Для учителей рисования необходимо владение графическими редакторами (PhotoShop, CorelDrow и др.).

4. «Студент». Ежегодно в школе проходят практику не менее 60 студентов Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Как правило, их практика предполагает 8–10 зачетных уроков, общее открытое мероприятие и заключительную конференцию. Если школа изначально определяет, что уроки должны проходить с использованием ИТ, это нацеливает будущих педагогов на использование интернет-ресурсов.

Названные подпрограммы положены в основу работы по информатизации школы и реализуются в настоящее время.

Таблица 2

Бланк задания

Дорогой друг!

На данном этапе игры вы используете документы и фотографии из папки «Игра», расположенной по адресу C/temp/Игра, и в этой же папке сохраняете все промежуточные результаты своей работы за исключением случаев, специально оговоренных в заданиях.

Задания

Время выполнения

Баллы

1

Создайте таблицу в Word. Внесите в каждую строчку фамилии, имена всех участников группы и даты их рождения. Количество столбцов и строк – по вашему усмотрению. Сохраните документ как «Информация о группе»

2

Откройте новый документ Word.

Создайте объект WordArt с текстом «Животные».

Создайте организационную диаграмму с названиями животных: рысь, лев, тигр.

Вставьте фотографию «Львы».

Сохраните документ как «Животные»

3

Скопируйте текст документов Word «Паразиты» и «Мировой океан» и вставьте их в документ «Глаза и зрение».

Полученный новый документ сохраните как файл «Информация».

Выровняйте по середине текст «Информация».

Приведете к общему шрифты документа «Информация».

Измените размер шрифта документа «Информация» с имеющегося кегля на 12.

Измените цвет документа «Информация»: 1-й абзац – зеленый, 2-й абзац – синий,

3-й абзац – желтый.

Выделите первые строки всех абзацев документа «Информация» красным цветом.

Сохраните документ как «Информация-2»

4

Создайте в Word три одинаковых таблицы по 6 ячеек каждая. В ячейки первой таблицы вставьте фотографии по теме «Животные». Во вторую таблицу вставьте фотографии по теме «Явления природы». В третью – фотографии по теме «Фэнтези». Озаглавьте каждую таблицу. Полученный документ сохраните как «18 фото»

5

Создайте новый документ Word. Разместите текст документа «Мировой океан» в две колонки. Подберите шрифт, чтобы текст умещался на одной странице. Сохраните его как «Мировой океан-2»

6

Создайте новый документ Word. Создайте диаграмму с данными:

количество учащихся 1–4-х классов – 350;

количество учащихся 5–6-х классов – 170;

количество учащихся 7–9-х классов – 250;

количество учащихся 10–11-х классов – 180.

Сохраните документ как «Диаграмма»

7

Создайте презентацию из 6 слайдов (первый слайд – название, остальные с фотографиями по теме и подписями) на одну из тем:

– «Явления природы»;

– «Животные»;

– «Фэнтези»

8

Создайте презентацию «Органы зрения», используя текст «Глаз и зрение» и четыре подходящие фотографии из папки «Фото»

9

Создайте презентацию с фоном «Текстура дерева», используя текст документа «Паразиты», «Глаз и зрение», и сохраните ее на рабочем столе как презентацию «Солянка»

10

Создайте презентацию из трех слайдов с фоновым рисунком «Лодка на фоне солнца» из папки «Фото». «Раскидайте» текст «Мировой океан» на все три слайда. Подберите цвет и размер шрифта, видимый на этом фоне

11

Создайте презентацию из трех слайдов, содержащих диаграммы трех видов с данными:

– суша – 25 % земного шара;

– вода – 75 % земного шара

12

На рабочем столе создайте папку с названием вашей группы. Из папки «Игра» скопируйте в вашу папку:

– фотографии «рысь», «львы»

– документы «Мировой океан» и «Паразиты»

Марина ТЫРТЫШНАЯ, зам. директора
по научно-экспериментальной работе,
Виталий КАБАЕВ, зам. директора по ИТ,
Центр образования № 18, г. Йошкар-Ола

Рейтинг@Mail.ru