Семья и школа
«Родители – это кладезь творческого
потенциала»
Необходимость партнерства семьи и
школы – факт, который никто давно не оспаривает.
Дискуссии на эту тему ведутся лишь с намерением
выяснить, как лучше организовать этот процесс. А
опыт наиболее удачливых школ, которые заполучили
в компаньоны не только родителей, но и
представителей местного сообщества, коллеги
пытаются воспроизвести. Ключевская средняя
общеобразовательная школа – как раз отличный
пример для подражания.
Правда, подражать тому, у кого успешно
сложилось то или иное дело, – занятие не из
легких. Можно скопировать алгоритм действий,
попробовать повторить ряд шагов, так сказать
«списать слова», но все равно не достичь
требуемого успеха. Все схемы – лишь полдела. За
любым действием стоят конкретные люди, от
которых и зависит результат любой работы.
Ключевской школе, что расположена в
поселке Ключи с 25-тысячным населением и в 30
километрах от Омска, в этом отношении повезло.
Единственная школа в селении, она объединила
вокруг себя не только родителей, но и своих
выпускников, и соседнее тепличное хозяйство –
ЗАО «Овощевод».
Начиналась же история взаимоотношений
школы с окрестными жителями весьма прозаично.
Расположенная хоть и недалеко от Омска, школа
все-таки оторвана от жизни большого города. Даже
несмотря на то, что подавляющая часть ключевских
жителей, как это обычно бывает в таких
обстоятельствах, ездит на работу в город.
Как не отстать от городских школ и
современных технологий обучения, как помочь
выпускникам быть мобильными и чувствовать себя
уверенно в большом мире? Задавшись этими
вопросами, управленческая команда школы
несколько лет назад стала искать пути и решения,
которые привели бы к системным изменениям
школьной жизни.
Первым помощником стал курс
«Стратегическое лидерство», который проводил в
Омске Центр образовательных инициатив (ЦОИ).
«Обучившись на этом курсе, мы по-новому
посмотрели на свое место в системе образования
вообще и в нашем социуме в частности, –
рассказывает директор Ключевской школы
Альбина Иванова. – И поняли, что мы – это
учреждение, оказывающее образовательные услуги
для заказчиков. А кто как не заказчики
заинтересованы, чтобы эти образовательные
услуги стали качественными, соответствовали
реалиям сегодняшнего дня? Рассматривая свое
место в обществе с этих позиций, мы осознали, что
заказчики – родители – должны стать нашими
партнерами».
Технология, которой в ходе обучения
овладела административная команда школы,
позволила через констатацию причин, анализ и
проблематизацию выстроить стратегическое
видение решения проблем, которые существовали
тогда в школе.
Следующим шагом стало понимание
необходимости организации профильного обучения.
И началось возрождение отношений школы со своими
партнерами – родителями. Педагогический
коллектив вместе с членами общешкольного
родительского комитета неоднократно проводили
открытые педагогические советы, конференции,
собрания. Вместе определяли модель профильной
школы, спорили об образе выпускника, говорили о
том, как должен измениться учитель. «Пройдя через
эти многочисленные встречи, мы поняли, что наши
родители – кладезь интеллектуальной мысли,
творческого потенциала, – вспоминает Альбина
Николаевна. – Мы увидели рядом с собой людей,
безусловно способных и желающих помогать школе».
Тогда-то и был воссоздан общешкольный
родительский комитет, участвующий в управлении
школой и обозначающий направления ее развития.
С первого дня его возглавляет миниатюрная,
невысокого роста женщина, мать четверых детей Любава
Борисовна Мещерякова. Вот что она
рассказывает.
– За последние несколько лет у нас
сложился постоянный состав родительского
комитета, который обновляется только с уходом
выпускников и появлением первоклашек. Все наши
родители – люди с активной жизненной позицией,
пользующиеся уважением и авторитетом в
родительской среде. По инициативе родительского
комитета (от каждого класса в комитет входит по
одному родителю) и вместе со школьной
администрацией нам, в частности, удалось
провести реконструкцию второго этажа школы.
Родители закупили краску, необходимые
для ремонта инструменты, сшили шторы. А учащиеся
старших классов, увидев поддержку своих пап и
мам, с удовольствием подхватили инициативу:
вместе с классными руководителями шпаклевали,
красили, развешивали в коридорах фотографии,
рассказывающие о школьной жизни. Фактически у
нас возродились ученические бригады. Уже два
года они облагораживают школу.
Мы регулярно проводим общешкольные
родительские собрания – весной и осенью. Кроме
того, администрация школы обращается к нам с
различными предложениями. В частности, два года
назад встал вопрос о введении школьной формы. Мы
поэтапно обсуждали эту проблему: на уровне
родительских собраний в классах, на общешкольном
собрании. И приняли решение о том, что форма
нужна. Замечу, решение это было не только
родительское. Свою лепту внесли и дети. В рамках
проектной деятельности был объявлен проект
«Школьная форма». Ребята сами предлагали эскизы
будущей одежды, а мы, родители, связывались по
Интернету с рядом предприятий (в частности, с
екатеринбургской и московской фабриками,
шьющими форму), которые присылали нам свои
модели. Организовали дебаты, выслушали на
общешкольном совете старшеклассников: в каждом
классе были показаны варианты формы.
Организовать подобное всестороннее
рассмотрение вопроса и есть одна из задач
родительского комитета.
Другой проект, над которым активно
работает Ключевская школа, – организация
школьной спортивной площадки и благоустройство
пришкольного участка. Дело в том, что благодаря
ЦОИ школа стала сотрудничать с представителями
Британского Совета. Они научили педколлектив и
родителей технологиям проектной работы. В
результате школа спроектировала основные шаги
по благоустройству своей территории, а британцы
во время своих визитов проэкспертировали
наработки и помогли советами. Так рядом со школой
появилась отличная спортплощадка – по сути
единственная на весь поселок.
Здесь не только проводятся уроки
физкультуры и внеурочные занятия спортом, но и
районные соревнования. А по выходным тут всегда
можно увидеть детей с родителями. В ходе этих
забот у школы появился еще один замечательный
партнер – ЗАО «Овощевод», градообразующая
организация поселка Ключи. Она помогала школе в
устройстве площадки и продолжает поддерживать
ее сейчас.
Есть у спортплощадки и настоящие
хозяева. Это выпускники школы – студенты
Сибирской академии физической культуры и
тренеры спортивной поселковой базы Роман
Украинченко и Михаил Попов. Они помогают
организовывать мероприятия с детьми после
уроков, ведут в школе спортивные секции, проводят
со школьниками соревнования на спортплощадке,
каждый год организуют традиционный осенний
кросс.
Директор Альбина Николаевна не
скрывает своей радости, имея рядом молодых
педагогов, помощников и единомышленников. «Я
благодарна ребятам за то, что они посвящают время
нашим школьникам, – говорит она. – Они – молодые
люди, вращаются среди молодежи, улавливают
какие-то новшества, приносят их в школу. На всех
вечерах, «капустниках», встречах
старшеклассников, других массовых мероприятиях,
где у школы повышенная ответственность за жизнь
и здоровье детей, Михаил и Роман всегда
присутствуют. И когда я вижу их лица, я понимаю,
что у нас все пройдет нормально. Чувствовать
такую поддержку крайне важно».
Ситуация с Романом и Михаилом
интересна вдвойне. С одной стороны, работают они
на школу, с другой – предложило им эту работу и
соответственно заработную плату ЗАО «Овощевод»,
поставив условием, что ребята будут отвечать за
сохранность площадки и ее целевое использование.
Так что в данном случае налицо многоуровневое
партнерство!
«Мы приняли предложение о работе с
удовольствием, так как сами помогали
обустраивать площадку, вкладывали много сил, –
говорит Роман Украинченко. – Сейчас мы получаем
педагогическое образование, работа с детьми нам
нравится. Мы организовываем матчи по футболу и
хоккею, проводим состязания по настольному
теннису, консультируем старшеклассников на
тренажерах в спортзале. На спортивных школьных
мероприятиях выступаем в качестве судей».
Получая удовольствие от работы,
молодые педагоги с радостью отмечают, что народу
на спортплощадке становится все больше. На
вопрос о том, хотели бы они в дальнейшем связать
свою жизнь с работой в школе, отвечают согласием.
«Заниматься с детьми интересно, и нам бы хотелось
работать в школе, – делится Михаил Попов. – Если
эта работа будет перспективной с точки зрения
зарплаты, квартиры, то мы, безусловно, останемся.
Работать тем более приятно, когда рядом есть
надежный помощник в лице «Овощевода».
Предприятие никогда не отказывает в помощи:
когда у нас проходят соревнования и нам нужно
отвезти куда-то ребят, всегда предоставляют свой
автобус. Когда люди душой болеют за дело, даже
самые сложные вопросы удается решать».
Все партнеры школы – энтузиасты.
«Найти причину не помогать школе, отойти от нее
можно всегда, – убеждена Альбина Николаевна. –
Но с нами рядом те, у кого горят глаза, а
меценатство, что называется, в крови. Благодаря
этому школа и живет…»
Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Омск – Москва
Мнение
|
Заместитель
директора ЗАО «Овощевод» Геннадий Петрович
Панов убежден: в Ключах, где производство
расположено в 200 метрах от жилой зоны, отдельная
жизнь школы и предприятия невозможна.
– В нашем поселке строился
тепличнопарниковый комбинат, люди приглашались
на работу, и потому нужна была школа. Ее построили
в свое время очень быстро – за три с половиной
месяца. Так что школа и наше предприятие, можно
сказать, росли вместе. Если возникали проблемы на
производстве, где работают родители, то на
следующий день дети приносили эти же проблемы в
школу. Жизнь в поселке вся на виду, это отлично
известно. Поэтому надо стараться поддерживать в
селе добрую, хорошую атмосферу. Раньше мы могли
щедро помогать школе, но производство
сократилось, возможностей стало меньше. Но,
несмотря на это, когда школа обращается с
просьбой, нам просто стыдно отказать. В
частности, наши слесари до сих пор обслуживают
школу. И нам бывает приятно, когда нас приходят
поздравлять с какимлибо праздником дети.
Сотрудничаем мы и в производственном плане.
Помните, что когдато стали запрещать
старшеклассникам и студентам
сельскохозяйственные работы? Около пяти лет мы
тоже справлялись своими силами. Но считаем, что
дети должны понимать, что такое земля, как на ней
работать, заботиться о ней. Преподавательский
коллектив нашей школы смог переломить ситуацию.
В последние годы на уборке урожая работаем
вместе. Мы составляем договор со школьниками,
разговариваем с родителями, четко определяем
сроки работы. Результаты впечатляют! |
|