Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПАРТНЕРСТВО

Семья и школа

«Родители – это кладезь творческого потенциала»

Необходимость партнерства семьи и школы – факт, который никто давно не оспаривает. Дискуссии на эту тему ведутся лишь с намерением выяснить, как лучше организовать этот процесс. А опыт наиболее удачливых школ, которые заполучили в компаньоны не только родителей, но и представителей местного сообщества, коллеги пытаются воспроизвести. Ключевская средняя общеобразовательная школа – как раз отличный пример для подражания.

Правда, подражать тому, у кого успешно сложилось то или иное дело, – занятие не из легких. Можно скопировать алгоритм действий, попробовать повторить ряд шагов, так сказать «списать слова», но все равно не достичь требуемого успеха. Все схемы – лишь полдела. За любым действием стоят конкретные люди, от которых и зависит результат любой работы.

Ключевской школе, что расположена в поселке Ключи с 25-тысячным населением и в 30 километрах от Омска, в этом отношении повезло. Единственная школа в селении, она объединила вокруг себя не только родителей, но и своих выпускников, и соседнее тепличное хозяйство – ЗАО «Овощевод».

Начиналась же история взаимоотношений школы с окрестными жителями весьма прозаично. Расположенная хоть и недалеко от Омска, школа все-таки оторвана от жизни большого города. Даже несмотря на то, что подавляющая часть ключевских жителей, как это обычно бывает в таких обстоятельствах, ездит на работу в город.

Как не отстать от городских школ и современных технологий обучения, как помочь выпускникам быть мобильными и чувствовать себя уверенно в большом мире? Задавшись этими вопросами, управленческая команда школы несколько лет назад стала искать пути и решения, которые привели бы к системным изменениям школьной жизни.

Первым помощником стал курс «Стратегическое лидерство», который проводил в Омске Центр образовательных инициатив (ЦОИ). «Обучившись на этом курсе, мы по-новому посмотрели на свое место в системе образования вообще и в нашем социуме в частности, – рассказывает директор Ключевской школы Альбина Иванова. – И поняли, что мы – это учреждение, оказывающее образовательные услуги для заказчиков. А кто как не заказчики заинтересованы, чтобы эти образовательные услуги стали качественными, соответствовали реалиям сегодняшнего дня? Рассматривая свое место в обществе с этих позиций, мы осознали, что заказчики – родители – должны стать нашими партнерами».

Технология, которой в ходе обучения овладела административная команда школы, позволила через констатацию причин, анализ и проблематизацию выстроить стратегическое видение решения проблем, которые существовали тогда в школе.

Следующим шагом стало понимание необходимости организации профильного обучения. И началось возрождение отношений школы со своими партнерами – родителями. Педагогический коллектив вместе с членами общешкольного родительского комитета неоднократно проводили открытые педагогические советы, конференции, собрания. Вместе определяли модель профильной школы, спорили об образе выпускника, говорили о том, как должен измениться учитель. «Пройдя через эти многочисленные встречи, мы поняли, что наши родители – кладезь интеллектуальной мысли, творческого потенциала, – вспоминает Альбина Николаевна. – Мы увидели рядом с собой людей, безусловно способных и желающих помогать школе». Тогда-то и был воссоздан общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и обозначающий направления ее развития. С первого дня его возглавляет миниатюрная, невысокого роста женщина, мать четверых детей Любава Борисовна Мещерякова. Вот что она рассказывает.

– За последние несколько лет у нас сложился постоянный состав родительского комитета, который обновляется только с уходом выпускников и появлением первоклашек. Все наши родители – люди с активной жизненной позицией, пользующиеся уважением и авторитетом в родительской среде. По инициативе родительского комитета (от каждого класса в комитет входит по одному родителю) и вместе со школьной администрацией нам, в частности, удалось провести реконструкцию второго этажа школы.

Родители закупили краску, необходимые для ремонта инструменты, сшили шторы. А учащиеся старших классов, увидев поддержку своих пап и мам, с удовольствием подхватили инициативу: вместе с классными руководителями шпаклевали, красили, развешивали в коридорах фотографии, рассказывающие о школьной жизни. Фактически у нас возродились ученические бригады. Уже два года они облагораживают школу.

Мы регулярно проводим общешкольные родительские собрания – весной и осенью. Кроме того, администрация школы обращается к нам с различными предложениями. В частности, два года назад встал вопрос о введении школьной формы. Мы поэтапно обсуждали эту проблему: на уровне родительских собраний в классах, на общешкольном собрании. И приняли решение о том, что форма нужна. Замечу, решение это было не только родительское. Свою лепту внесли и дети. В рамках проектной деятельности был объявлен проект «Школьная форма». Ребята сами предлагали эскизы будущей одежды, а мы, родители, связывались по Интернету с рядом предприятий (в частности, с екатеринбургской и московской фабриками, шьющими форму), которые присылали нам свои модели. Организовали дебаты, выслушали на общешкольном совете старшеклассников: в каждом классе были показаны варианты формы. Организовать подобное всестороннее рассмотрение вопроса и есть одна из задач родительского комитета.

Другой проект, над которым активно работает Ключевская школа, – организация школьной спортивной площадки и благоустройство пришкольного участка. Дело в том, что благодаря ЦОИ школа стала сотрудничать с представителями Британского Совета. Они научили педколлектив и родителей технологиям проектной работы. В результате школа спроектировала основные шаги по благоустройству своей территории, а британцы во время своих визитов проэкспертировали наработки и помогли советами. Так рядом со школой появилась отличная спортплощадка – по сути единственная на весь поселок.

Здесь не только проводятся уроки физкультуры и внеурочные занятия спортом, но и районные соревнования. А по выходным тут всегда можно увидеть детей с родителями. В ходе этих забот у школы появился еще один замечательный партнер – ЗАО «Овощевод», градообразующая организация поселка Ключи. Она помогала школе в устройстве площадки и продолжает поддерживать ее сейчас.

Есть у спортплощадки и настоящие хозяева. Это выпускники школы – студенты Сибирской академии физической культуры и тренеры спортивной поселковой базы Роман Украинченко и Михаил Попов. Они помогают организовывать мероприятия с детьми после уроков, ведут в школе спортивные секции, проводят со школьниками соревнования на спортплощадке, каждый год организуют традиционный осенний кросс.

Директор Альбина Николаевна не скрывает своей радости, имея рядом молодых педагогов, помощников и единомышленников. «Я благодарна ребятам за то, что они посвящают время нашим школьникам, – говорит она. – Они – молодые люди, вращаются среди молодежи, улавливают какие-то новшества, приносят их в школу. На всех вечерах, «капустниках», встречах старшеклассников, других массовых мероприятиях, где у школы повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей, Михаил и Роман всегда присутствуют. И когда я вижу их лица, я понимаю, что у нас все пройдет нормально. Чувствовать такую поддержку крайне важно».

Ситуация с Романом и Михаилом интересна вдвойне. С одной стороны, работают они на школу, с другой – предложило им эту работу и соответственно заработную плату ЗАО «Овощевод», поставив условием, что ребята будут отвечать за сохранность площадки и ее целевое использование. Так что в данном случае налицо многоуровневое партнерство!

«Мы приняли предложение о работе с удовольствием, так как сами помогали обустраивать площадку, вкладывали много сил, – говорит Роман Украинченко. – Сейчас мы получаем педагогическое образование, работа с детьми нам нравится. Мы организовываем матчи по футболу и хоккею, проводим состязания по настольному теннису, консультируем старшеклассников на тренажерах в спортзале. На спортивных школьных мероприятиях выступаем в качестве судей».

Получая удовольствие от работы, молодые педагоги с радостью отмечают, что народу на спортплощадке становится все больше. На вопрос о том, хотели бы они в дальнейшем связать свою жизнь с работой в школе, отвечают согласием. «Заниматься с детьми интересно, и нам бы хотелось работать в школе, – делится Михаил Попов. – Если эта работа будет перспективной с точки зрения зарплаты, квартиры, то мы, безусловно, останемся. Работать тем более приятно, когда рядом есть надежный помощник в лице «Овощевода». Предприятие никогда не отказывает в помощи: когда у нас проходят соревнования и нам нужно отвезти куда-то ребят, всегда предоставляют свой автобус. Когда люди душой болеют за дело, даже самые сложные вопросы удается решать».

Все партнеры школы – энтузиасты. «Найти причину не помогать школе, отойти от нее можно всегда, – убеждена Альбина Николаевна. – Но с нами рядом те, у кого горят глаза, а меценатство, что называется, в крови. Благодаря этому школа и живет…»

Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Омск – Москва

 

Мнение

Заместитель директора ЗАО «Овощевод» Геннадий Петрович Панов убежден: в Ключах, где производство расположено в 200 метрах от жилой зоны, отдельная жизнь школы и предприятия невозможна.

– В нашем поселке строился тепличнопарниковый комбинат, люди приглашались на работу, и потому нужна была школа. Ее построили в свое время очень быстро – за три с половиной месяца. Так что школа и наше предприятие, можно сказать, росли вместе. Если возникали проблемы на производстве, где работают родители, то на следующий день дети приносили эти же проблемы в школу. Жизнь в поселке вся на виду, это отлично известно. Поэтому надо стараться поддерживать в селе добрую, хорошую атмосферу. Раньше мы могли щедро помогать школе, но производство сократилось, возможностей стало меньше. Но, несмотря на это, когда школа обращается с просьбой, нам просто стыдно отказать. В частности, наши слесари до сих пор обслуживают школу. И нам бывает приятно, когда нас приходят поздравлять с каким­либо праздником дети.

Сотрудничаем мы и в производственном плане. Помните, что когда­то стали запрещать старшеклассникам и студентам сельскохозяйственные работы? Около пяти лет мы тоже справлялись своими силами. Но считаем, что дети должны понимать, что такое земля, как на ней работать, заботиться о ней. Преподавательский коллектив нашей школы смог переломить ситуацию. В последние годы на уборке урожая работаем вместе. Мы составляем договор со школьниками, разговариваем с родителями, четко определяем сроки работы. Результаты впечатляют!

 

Рейтинг@Mail.ru