Позиция
Нет никакого заговора вузов…
Вузовских преподавателей нужно
приглашать к школьникам не для подготовки к
вступительным экзаменам, а на стадии создания
образовательной программы школы. О том, как
восстановить связь «школа—вуз» мы беседуем с
начальником отдела Министерства образования
Республики Карелия Александром МИХАЙЛОВЫМ.
– Вы 30 лет преподаете математику в
Петрозаводском государственном университете и 19
лет – в профильном математическом классе Лицея
№ 40 г. Петрозаводска. На ваш взгляд, требования
вуза к абитуриентам соответствуют школьной
программе?
– На мой взгляд, формального
«заговора» вузов никогда не было и пока нет. Есть
желание приемных комиссий отобрать лучших
абитуриентов. Часть политики элитарных вузов –
селекция лучших из лучших. Лучших легче учить, и,
следовательно, затраты и результаты вузов выше.
Поэтому в вузе появляется конкурс, иногда
искусственный (т. е. организованный под
конъюнктурный спрос, моду на специализации). Но
есть серьезные различия в требованиях вуза к
школьникам. Школа ориентирована на выполнение
учебного плана по предмету и «знаниевый уровень»
усвоения – без навыков применять полученные
знания в нестандартной ситуации. Приемные
комиссии вузов больше интересуют компетентности
абитуриента: в частности, умение применять
полученные знания в решении нестандартной
задачи. Вузам интересны студенты, которые умеют
самостоятельно учиться.
– Кем в вузе составляется перечень
необходимых знаний и умений абитуриента?
– Этот перечень, то есть банки заданий
приемных комиссий, – работа самих
преподавателей, ежедневно познающих издержки
«школьного» образования в вузовских аудиториях.
Преподаватели работают по принципу: этого
студент не понимает, этого не знает, этого не
умеет, – надо, чтобы следующее поколение
студентов умело, знало и т.п. Значит,
вступительные экзамены нужны вот с такими-то
заданиями…
– Уже много лет университеты разных
стран согласовывают ядро общих образовательных
программ. Они обсуждают, что должен знать и уметь
студент, обучающийся в вузах Болонской
конвенции. И до сих пор далеко не продвинулись.
Что доказывает: за рубежом до сих пор нет
представлений о том, какой абитуриент им нужен!
Не удивительно ли, что их нет в России?
– Разрыв между школой и вузом
существует во всех странах, это и естественно в
условиях уровневого, а не непрерывного
образования. Поэтому везде есть подготовка в
вузы, не связанная со школой. Но у западных
образовательных систем немало отличий от нашей.
Они живут в условиях реальной конкуренции, в том
числе и в отборе абитуриентов. Их требования к
абитуриентам базируются на ключевых
компетентностях, а не на государственном
стандарте. Существуют политика вузов, их
программы, а также обязанность абитуриента
соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Поэтому за рубежом всегда можно подготовиться в
вузы на курсах через год-два после окончания
школы. Это подготовка в конкретные вузы, на
конкретные программы. Главное отличие в том, что
на Западе вузовское образование – не профессия.
Это – этап подготовки к послевузовскому
образованию, который и дает квалификацию,
успешность в будущей профессии. Вопрос
непрерывности образования, без барьеров на
каждом уровне, за рубежом уже отработан – от
государственной политики до бытового сознания.
Его девиз: «Учиться всю жизнь!». У нас же синоним
профессионализма – получение высшего
образования. И – все.
– Сегодня в России тоже говорится о
непрерывном образовании. Но до сих пор нет
согласия даже в том, должна ли все-таки школа
готовить в вуз.
– В обязательном порядке школа вообще
не должна ставить перед собой цель готовить в
вуз. Никакие документы, а тем более законы не
обязываеют школу «готовить к поступлению в
вузы». Однако существует стихийно сложившийся
индикатор конкурентоспособности школы – «число
поступивших в вузы». В школах, у которых этот
показатель высок, появляется конкурс на прием,
возможность отобрать для себя лучших учеников –
и далее по кругу. К сожалению, сегодня в России не
сформирован грамотный родительский (читай:
общественный) заказ на результаты обучения в
школе. Большинство родителей при поступлении
ребенка в первый класс не задумываются, что он
будет делать потом, т.е. после 11 лет обучения! Они
живут под влиянием стихийных, мифологических
представлений о «престижности» отдельных
вузовских специальностей, брендах прославленных
вузов и т.п. Эти мифы заменяют россиянину
планирование карьеры и, следовательно,
планирование расходов, усилий на
профессиональное образование собственного
ребенка. Существует и своеобразный родительский
инфантилизм, стремление переложить собственную
ответственность за успешность профессиональной
карьеры ребенка на школу: выберем надежную школу,
она все сделает, всему научит и дальше все будет
хорошо!. Вот почему нужно просвещать потребителя
образовательных услуг. Родителям нужно
разъяснять, в чем смыслы школьных
образовательных результатов, будущего
профессионального образования.
– Каким вам видится идеальное
партнерство школы и вуза?
– Такое партнерство возможно в виде
формальных и неформальных договоренностей: об
участии преподавателей вузов в образовательном
процессе в школе, на курсах повышения
квалификации учителей и т.п. Спросим себя, что
важнее: подтягивать школу к вузовским
требованиям или снижать академические
требования? Мне кажется, что первое. Да и во всем
мире думают так.
Но, приняв задачу – готовить в вуз, не
обедним ли мы образованность ребенка? Поэтому
важно привлекать вузовских преподавателей не на
стадии подготовки в вуз, а на стадии создания
образовательной программы школы, авторских
дидактик учителей школы. Они должны создаваться
не под задания по учебнику, а с уклоном на
применение полученных знаний к решению
нестандартных задач, т.е. формирование элементов
метапрдеметного знания.
– Может ли сегодня старшеклассник
самостоятельно подготовиться к экзаменам в
хороший вуз (без учителей и репетиторов, с
помощью интернет-технологий и т.п.)?
– Может, но при очень высокой
мотивации учеников и наличии хороших,
качественных образовательных (некоммерческих)
порталов. Такой положительный опыт есть.
– Сегодня тысячи абитуриентов
выбирают заочное образование. Почему именно в
России сложился феномен заочной школы?
– Виной тому очень низкая мобильность
учащихся (да вообще россиян) и еще более низкая
доступность качественного очного образования. У
нас «правда» и все деньги – только в Москве (или,
скажем так, в столицах)!
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
|