Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ТЕМА НОМЕРА

Цветовая гамма

Красный, синий, голубой –
выбирай себе любой?

Известно, что 80 процентов информации мы получаем через органы зрения. Организация школьной среды с точки зрения физиологии зрительного восприятия и законов видеоэкологии в значительной степени влияет на психику учащегося, а через нее – на телесную организацию ребенка и его здоровье. Поэтому в преддверии летнего ремонта в школе нелишне будет вспомнить о некоторых принципах подбора красок и их соответствии ряду требований.

Заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО Минобрнауки России, профессор Н.К. Смирнов называет дизайн интерьера и цвет стен школьных помещений одним из внутришкольных гигиенических факторов, который может представлять потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

Исследованиями ученых доказано, что однообразная по геометрическим формам, преимущественно прямоугольная, с многократно повторяющимися элементами архитектура помещений оказывает негативное, угнетающее воздействие на человека. Прямые линии, четко прочерченные углы – не что иное, как агрессивная видеосреда. Сходные закономерности и в цветовой гамме: бело-серо-черное окружение с ритмично повторяющимися линиями повышают утомляемость человека, понижают эмоциональный настрой.

Напротив, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям.

Вспомним, что ряд положений СанПиНов, введенных с 1 сентября 2003 года (СанПиН 2.4.2.1178-02), отражают требования к стенам учебных помещений, их отделке и выбору полимерных материалов:

«2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

2.6.1. …Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7–0,8; для стен – 0,5–0,6; для пола – 0,3–0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

– для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

– для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

– для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;

– для дверей, оконных рам – белый.

Нужен достаточный уровень освещенности школьных помещений, исключены прямой свет в глаза, блики, слишком высокие контрасты между светом и тенью. Освещенность помещений зависит от окраски стен, потолка, пола, мебели. При этом следует учитывать:

– темные цвета поглощают большое количество световых лучей;

– белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70–90 %; желтый цвет – на 50 %, цвет натурального дерева – на 40 %; голубой – на 25 %; светло-коричневый – на 15 %; синий и фиолетовый – на 10–11 %».

Уровни освещенности, которые должны обеспечивать искусственное освещение в различных школьных помещениях, представлены в Приложении (см. табл. 1).

Живописная покраска стен – важный компонент современного дизайна. Слова «окрашенные стены» раньше, как правило, стойко ассоциировались с больничными или школьными коридорами, выкрашенными масляной краской практичного уныло-зеленого или радикально-синего цвета. Сейчас у нас изобилие отделочных материалов, в том числе и красок. Начиная ремонт, мы стараемся подобрать наиболее современные и экологичные краски пастельных тонов теплой цветовой гаммы. Достаточно эффектно смотрятся кабинеты, где стены окрашены в разные цвета, которые гармонируют между собой и хорошо сочетаются (примеры сочетания и гармонии цветов между собой представлены в Приложении, в табл. 2).

Изобилие красок, появившихся на рынке за последние годы, имеет и обратную сторону. Проблема выбора. Неправильно выбранная краска обойдется в конечном счете дороже своей стоимости. Качество краски складывается из нескольких составляющих:

– расхода на квадратный метр. От этого прямо зависит цена. Если краской из одной банки можно окрасить 10 кв. м, а из другой – 15 кв. м, то понятно, что брать предпочтительнее вторую банку;

– срока службы. Обычно эта информация, если она указывается производителем, бывает достаточно относительной, так как рассчитать срок службы покрытия можно для некой усредненной поверхности, полностью правильно подготовленной и обработанной, и для определенных эксплуатационных условий;

– внешнего вида краски;

– легкости нанесения краски. Если сама краска замечательная, но для ее нанесения требуются специальные знания, сложное оборудование и длительная подготовка, то не многие из любителей покрасить самостоятельно такой краской соблазнятся.

Что еще нужно помнить при выборе краски?

Во-первых, соответствует ли она СанПиНам 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности», действующим с 27.03.1999 года, и методическим указаниям МУ 2.1.2.1829-04 «Санитарно-гигиеническая оценка полимерных и полимерсодержащих строительных материалов и конструкций, предназначенных для применения в строительстве жилых, общественных и промышленных зданий», введенным в действие с 01.05.2004 года. Если краска входит в эти перечни, то это значит, что она прошла все лабораторные испытания, в том числе на огнестойкость и замеры отражения поверхности.

Во-вторых, нужно уметь читать этикетку на банке с краской и на этикетке – маркировку. Мы будем говорить об отечественных красках, так как эта маркировка для них, но все свойства, конечно, общие для красок любой «национальности».

Давайте разберемся, что означают все эти загадочные цифры и буквы. Прежде всего, нужно знать, что лакокрасочные материалы (ЛКМ) делятся на несколько видов:

– эмаль;

– лак – растворимый в растворителе, связующий элемент. При добавлении в лак тщательно перетертого пигмента получается эмаль;

– грунтовка – это лак с пигментом или наполнителем, которого больше, чем в эмали. Грунтовка обеспечивает связь эмали с тем, что вы красите. Пигменты здесь используют специальные, с защитными свойствами. При взаимодействии с водой, солью эти пигменты не дают развиваться разрушительному процессу;

– шпатлевка;

– порошковые краски – используются только в производстве, при нагревании эти краски расплавляются ровным слоем;

краски: масляные – на олифе, латексные – водные: после испарения воды остается слой краски.

Один из важных показателей – экологичность краски, что связано с растворителем, его качеством и количеством. Растворители – продукт для здоровья опасный, вызывающий дерматиты, поражающий слизистую, дыхательные пути, так что чем меньше растворителя используется в краске, тем лучше.

Порошковые краски не содержат растворителя вовсе, ими окрашивают бытовые электроприборы, настольные лампы, микроволновые печи.

ЛКМ с высоким сухим остатком содержат небольшое количество растворителя, не требуют добавления растворителя перед нанесением.

При изготовлении лака используют стирол – очень вредный растворитель.

И, наконец, водные краски – экологически полноценные, вредные при производстве, но при использовании – просто замечательные.

Обычно на этикетке стоит кодовое трехзначное число, например, у популярной эмали – ПФ-115. Первая цифра означает область применения. В частности, могут встретиться такие цифры:

1 – атмосферостойкие краски – годятся для наружных работ, стойки к ультрафиолету;

2 – ограниченно атмосферостойкие – естественно, больше подходят для внутренних покрасок;

4 – водостойкие краски;

6 – маслобензостойкие для покраски машин;

7 – химически стойкие;

8 – стойкие к различным нагреваниям;

9 – электроизоляционные.

Следующие цифры, количеством от одной до трех, обозначают порядковый номер, данный краске при разработке. Исключение составляют масляные краски, у которых вторая цифра обозначает вид олифы, на которой приготовлена краска:

1 – натуральная;

2 – олифа-оксоль;

3 – глифталиевая;

4 – пентафталиевая;

5 – комбинированная.

У немасляных красок после всех этих цифр может стоять индекс, характеризующий какие-либо особые свойства:

ПГ – пониженная горючесть;

НГ – негорючие;

М – матовое покрытие.

По основе своей краски делятся на:

– нитроцеллюлозные, которые обозначаются буквами ПФ или ГФ;

– масляные – МК; растворителем здесь служит олифа; отличаются плохой атмосферостойкостью и довольно низким качеством;

– водные – ВД-АК (на акриловой основе) и -КЧ (на каучуковой основе). Схожи с алкидными, но экологичнее. Это краски высокого качества, быстро сохнут, но могут растрескиваться.

Самыми хорошими считаются современные краски на акрилоуретановой основе. Буквы АУ означают алкидноуретановую основу; используются для паркетного лака. Сохнут медленней, но качество выше, чем у нитроцеллюлозных.

Есть краски на битумной основе (БТ); обеспечивают защиту от коррозии, но декоративности – никакой; можно красить катера и подводные лодки.

Краски, стойкие к химической среде, имеют индекс ХВ и ХС (перхлорвиниловые).

Грунтовка на фенольной основе считается лучшей, нежели на алкидной, за счет экологичности. Обозначается буквами ФЛ.

И, наконец, краски на эпоксидной основе – высокие защитные свойства, но низкая атмосфероустойчивость.

В-третьих, нужно учитывать малярно-технические свойства краски:

– вязкость. Чем меньше вязкость, тем легче наносить краску пульверизатором, но в то же время чем выше вязкость, тем больше можно ее развести;

– скорость высыхания и срок годности;

– степень перетира. Если вы открыли банку с краской, то пленки на поверхности быть не должно. Степень перетира твердых частиц должна быть достаточно высокой; чем тоньше перетир, тем краска лучше ложится на поверхность, имеет блеск. Грубый перетир годится только для фасадных работ, а для грунтовки степень перетира и вовсе не важна. Сухой остаток для красок, не требующих разведения, должен быть как можно меньше, но если краску нужно разводить, то небольшое количество сухого остатка означает большое количество растворителя, что не полезно для здоровья.

В-четвертых, немаловажную роль играют:

– физико-механические показатели. К ним относятся показатели твердости: очень высокая твердость ведет к скалыванию и отслаиванию, а низкая – к долгому и мучительному высыханию, и показатели стойкости к удару и эластичности;

– декоративные свойства красок. К ним относятся показатели блеска и меления: будет ли краска оставлять следы мела на вашей одежде после высыхания или нет;

– защитные свойства красок: атмосфероустойчивость, стойкость к солям и т.д.

Все это должно быть записано в документации. И, наверное, не надо напоминать заглянуть в сертификат соответствия. Что касается вопроса цены, то это вопрос сложный. Вечная попытка сравнения дорогого и дешевого упирается в необходимость сопоставления массы факторов. А для того чтобы уметь их сопоставить, нужно иметь достаточную информацию, которую мы попробовали вам предоставить.

Красьте на здоровье!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Требования к уровню освещенности при искусственном освещении

Статья подготовлена при подержке компани «ПатриоТ». Если вы ожидаете расширения штата сотрудников, а свободное помещение иметолько голые стены, то не спешите паниковать. Хорошим решением проблемы станет покупка офисной мебели мобильных перегородок. Приобрести офисные перегородки офисную мебель вы сможете тут: «офисные перегородки москва». Компания «ПатриоТ» имет штат высококвалифицированых специалистов, которые, в кратчайшие сроки, произведут доставку и монтаж требуемогоборудования и офисной мебели. 56

Назначение помещений

Наименьшая освещенность, лк

Поверхность,
к которой относятся нормы освещенности

Уд. мощность, вт/м2 пола

при люминесцентных лампах

при лампах накаливания

при лампах накаливания

при люминесцентных лампах

Классные комнаты, учебные кабинеты

300

150

На рабочей поверхности столов

48

20

Классные доски

300

150

Вертикальная поверхность

48

20

Кабинет черчения

500

300

На столах

80

32

Кабинет врача

200

100

0,8 м от пола

32

13

Спортзал

200

100

0,8 м от пола

32

13

Рекреация

150

75

0,8 м от пола

24

10

Вестибюль

100

50

0,8 м от пола

16

7

Гардероб

100

50

0,8 м от пола

16

7

Коридор

75

30

0,8 м от пола

9,6

5

Санузлы

75

30

0,8 м от пола

9,6

5

Лестницы

75

30

На площадках и ступеньках

9,6

5

Участок

40

20

На земле

9,6

5

Таблица 2

Сочетание цветов

Цвет

Гармония

Дисгармония

Чисто-красный

Зеленый, синий, серый, синевато-зеленый, золотисто-желтый.

Фиолетовый, коричневый, красновато-желтый.

Розовый

Бордо, коричневый, серый.

Красный, синий, каштановый.

Оранжевый

Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, коричневый, белый.

Красный.

Коричневый

Серый, золотистый, синий с зеленоватым оттенком, бежевый.

 Бордо, каштановый, сиреневый, розовый.

Желтый

Зеленый, коричневый, золотистый.

Бордо, розовый.

Голубой

Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый.

Синий

Красный, серый, золотистый, бордо.

Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый.

Фиолетовый

Золотистый, желтый, оранжевый, зеленый, цвет морской воды.

Красный, кирпичный.

Сиреневый

Каштановый, серый, зеленый, светло-фиолетовый.

Синий, кирпичный, бордо, золотистый, розовый.

Бордо

Зеленый, сине-зеленый, серо-розовый, синий.

Сиреневый, красный, золотистый, каштановый.

Серый

Черный, зеленый, красный, синий, желтый, голубой, розовый.

Коричневый, бежевый.

Подготовила Елена СОВЕТОВА, директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва.
Использованы материалы журнала «MATERIAL», № 1, 1999

Рейтинг@Mail.ru