Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ТЕМА НОМЕРА

Советы дизайнера

Вернемся в Афины?

Кажется, что недостатки наших школьных зданий перевешивают все их достоинства. Можно ли сделать школу более уютной, не затевая перепланировку и не тратя миллионы рублей на евроремонты? Леонид Фейгин считает: можно. Он советует последовать примеру короля Артура и древних греков.

Статья опубликована при поддержке компании "Стальинвест-центр" – комплексного поставщика металлопроката, ЖБИ и труб от ведущих российских и мировых производителей. Сортовой, листовой, алюминиевый и нержавеющий прокат, трубный прокат, в т.ч. трубы ППУ, водогазопроводные, электросварные, в ВУС изоляции, ЦПП, ЦПИ и др., профнастил, фасадные системы, сандвич-панели – все это, а также мн. др. виды металлоконструкций и изделий Вы найдете в каталоге на сайте steel-centre.ru. Обширные и устойчивые партнерские связи с производителями и поставщиками, выверенная ценовая, а также сбалансированная ассортиментная политика позволяют компании "Стальинвест-центр" удовлетворить любую потребность своих клиентов по объему, ассортименту и качеству продукции, предложить им самые выгодные условия сотрудничества и оптимальные цены.

– У читателей возникнет неизбежный вопрос: можно ли сделать стандартное школьное помещение более приспособленным для жизни и учебы?

– В современном дизайне очень важно организовать личное пространство. Если мы лишаем ученика такого пространства, мы лишаем его возможности научиться вести себя в новой ситуации. Параметры идеальной аудитории всем известны: очень светлая, с возможностью выделения отдельной рабочей зоны для каждого учащегося. Важно, чтобы ученики могли сидеть в удобных для них позах, в удобных местах и чтобы на выполнение творческих или самостоятельных заданий отводились кабинка, ящик, место около стены или место, на котором можно оставить след своей личности. У каждого школьника должен быть свой небольшой кусочек стены или стола, которым он может как угодно распоряжаться – прикалывать записки, рисовать, пачкать или, наоборот, вымыть, вешать фотографии, даже написать ругательство, если так захочется. Для этого дизайнеры иногда используют передвижные панели. Можно выделить в пространстве класса или учебной аудитории строго определенные места, в которых люди могли бы воздействовать на класс – рисовать, оставлять автографы, писать глупости. Тем самым они понемногу привыкали бы, что есть место, где можно хулиганить, а есть место, где надо учиться. (Но это налагает на преподавателя, который работает с таким классом, ответственность совершенно другого масштаба).

Идеальное оформление учебной аудитории – это система рамочек и закрепляющихся панелей, на которые вешаются постоянно меняющиеся фотографии, рисунки, плакаты. Хорошо, если ученик, войдя в класс, из которого вышел вчера, найдет на стене нечто новое.

Когда я прихожу в какое-нибудь частное учебное заведение, я обычно раскидываю парты, ставлю их вместе, и получается огромный общий стол, где каждый занимает одинаковое со мной место – он сидит со мной за одним столом и вместе со мной работает. Это собрание равных, как у короля Артура.

– У короля Артура и его рыцарей был круглый стол. Иногда говорят о том, что мебель с острыми углами вызывает раздражение и агрессию. А практически все углы у школьной мебели – острые. Нельзя ли сделать круглым хотя бы учительский стол?

– Когда всем – ученикам и учителю – предлагается сесть за один стол, то непринципиально, круглый он или четырехугольный. Главное другое – из-за этого стола можно вставать, вокруг него можно ходить, что-то вешать на стены. Такое расположение учеников и учителя очень важно для развития инициативы.

– Школьные здания построены много лет назад и перестройке не подлежат. Можно с ними что-то сделать?

– Хорошее современное здание учебного заведения должно представлять собой коробку, где по мере необходимости меняются перегородки разной высоты. Появилась необходимость – поставили перегородки и сделали аудитории по пять человек, понадобилось – сняли перегородки и сделали зал на 800 человек. Эта система была разработана для конференц-залов.

Сегодня в России мы не можем перестроить школьное здание, но давайте обратим внимание на школьные коридоры. У древних греков в центре всегда были либо площадь – если речь идет о городе, либо атриум – если мы говорим о доме. То есть свобода собраний, свобода самовыражения, воздух. В античные времена помещение плавно переходило в окружающий мир: это доказательство того, что все предметы привязаны к реальности и есть интерактивность. Ничего более мудрого придумано не было.

Давайте следовать примеру древних греков. Школьные коридоры можно разделить на зоны, выделить особое место для свободы собраний, где стоят столы, кресла и откуда школьников никто не гоняет. Если кто-то не хочет идти на урок – пусть остается в холле, сидит там и чем-нибудь занимается. Это решает много хулиганских проблем. В типовой школе обычно есть актовый зал. Но вы представляете себе учеников, которые сказали бы друг другу: пойдем, Маша, в актовый зал, потусуемся? И кто их пустит в актовый зал? Даже если ученик не на уроке – он должен находиться в школе среди своих ребят. А ведь это сделало бы школу более уютной.

Функция школьных коридоров сегодня – соединять классы. Надо, чтобы пространство класса перетекало в пространство школы, а пространство школы – в пространство окружающего мира за порогом. Это совершается через коридорчик, стену, кусок школьного коридора, отведенного под определенное назначение. Например, выкрасить часть коридора у кабинета химии в синий цвет, исписать формулами. Приближаясь к кабинету, ты приближаешься к зоне химии. Вышел, прошел несколько шагов по коридору – вступаешь в зону биологии. И так далее…

– Вы видели когда-нибудь здание, идеально приспособленное для учебы?

– Мне понравилась школа дизайна в Гамбурге. В ней на восемь этажей один подъезд. Каждый этаж посвящен отдельному предмету. Кабинеты обставлены так: один большой стол посередине, вокруг – кресла на колесиках, на которых можно передвигаться. В углу – место для преподавателя. В аудитории – полная свобода: хочешь сесть на пол – садись, хочешь лечь на стол – ложись. Свобода собрания в этом здании реализована в виде маленьких холлов. Как только ты выходишь из лифта, сразу попадаешь в маленький холл, где можно общаться с друзьями, никому не мешая.

– Иногда приходится слышать, что правильный дизайн помещений творит чудеса. Можно ли исправить с его помощью недостатки преподавания?

Конечно, нет! Если нет настоящего учителя, горящего энтузиаста – дизайном делу не поможешь. А недостатки дизайна помещений можно излечить и скорректировать с помощью методов преподавания.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

 

Хронограф

Удивительная парта

В 1897 году английский мальчик Вивиан Холланд поступил учиться в прославленный колледж иезуитов в Монако. Школа располагалась в полутемном здании XVII века, плохо приспособленном для учебы. Однако отцы-иезуиты внесли в эту суровую атмосферу яркий и теплый штрих: все полы были отделаны красной кафельной плиткой. Маленькому англичанину бросились в глаза необыкновенные парты.
«Учебная комната, – писал он в своих воспоминаниях, – …была большая квадратная зала с рядами парт. Каждая парта имела выдвижной ящичек и высокую спинку с полкой для книг и других вещей. Таким образом, было практически невозможно общаться с другими учениками, но префект, занимавший место на кафедре, мог видеть нас как на ладони». С помощью этих парт класс делился на обособленные и изолированные рабочие места. Внутри них можно было свободно располагаться, раскладывать свои книги и личные вещи, однако говорить с другими детьми во время урока не удавалось. (Поэтому и запретов на разговоры во время урока не было.)
Сегодня создание личного места учащегося, предложенного отцами-иезуитами, снова вызывает интерес во всем мире: его отводят для обучения на старшей ступени и в университете. А иезуиты рассаживали так детей 8-10 лет. Процесс передачи знаний в педагогической системе иезуитов требовал личной вовлеченности и потому – предельной концентрации. Чтобы дети не общались друг с другом и не разговаривали, была разработана особая мебель. Не удивительно, что на протяжении столетий учителя из общества Иисуса славились тем, что никогда не повышали на детей голос. Это были «самые добрые, мягкие и приятные в обращении люди, которых я когда-либо встречал за пределами семейного круга», – заключает Вивиан Холланд.

Цитируется по книге: Вивиан Холланд «Сын Оскара Уайльда». М., 2006.

 

Рейтинг@Mail.ru