Советы дизайнера
Вернемся в Афины?
Кажется, что недостатки наших школьных
зданий перевешивают все их достоинства. Можно ли
сделать школу более уютной, не затевая
перепланировку и не тратя миллионы рублей на
евроремонты? Леонид Фейгин считает: можно. Он
советует последовать примеру короля Артура и
древних греков.
Статья опубликована при поддержке компании "Стальинвест-центр" – комплексного поставщика металлопроката, ЖБИ и труб от ведущих российских и мировых производителей. Сортовой, листовой, алюминиевый и нержавеющий прокат, трубный прокат, в т.ч. трубы ППУ, водогазопроводные, электросварные, в ВУС изоляции, ЦПП, ЦПИ и др., профнастил, фасадные системы, сандвич-панели – все это, а также мн. др. виды металлоконструкций и изделий Вы найдете в каталоге на сайте steel-centre.ru. Обширные и устойчивые партнерские связи с производителями и поставщиками, выверенная ценовая, а также сбалансированная ассортиментная политика позволяют компании "Стальинвест-центр" удовлетворить любую потребность своих клиентов по объему, ассортименту и качеству продукции, предложить им самые выгодные условия сотрудничества и оптимальные цены.
– У читателей возникнет неизбежный
вопрос: можно ли сделать стандартное школьное
помещение более приспособленным для жизни и
учебы?
– В современном дизайне очень важно
организовать личное пространство. Если мы лишаем
ученика такого пространства, мы лишаем его
возможности научиться вести себя в новой
ситуации. Параметры идеальной аудитории всем
известны: очень светлая, с возможностью
выделения отдельной рабочей зоны для каждого
учащегося. Важно, чтобы ученики могли сидеть в
удобных для них позах, в удобных местах и чтобы на
выполнение творческих или самостоятельных
заданий отводились кабинка, ящик, место около
стены или место, на котором можно оставить след
своей личности. У каждого школьника должен быть
свой небольшой кусочек стены или стола, которым
он может как угодно распоряжаться – прикалывать
записки, рисовать, пачкать или, наоборот, вымыть,
вешать фотографии, даже написать ругательство,
если так захочется. Для этого дизайнеры иногда
используют передвижные панели. Можно выделить в
пространстве класса или учебной аудитории
строго определенные места, в которых люди могли
бы воздействовать на класс – рисовать, оставлять
автографы, писать глупости. Тем самым они
понемногу привыкали бы, что есть место, где можно
хулиганить, а есть место, где надо учиться. (Но это
налагает на преподавателя, который работает с
таким классом, ответственность совершенно
другого масштаба).
Идеальное оформление учебной
аудитории – это система рамочек и
закрепляющихся панелей, на которые вешаются
постоянно меняющиеся фотографии, рисунки,
плакаты. Хорошо, если ученик, войдя в класс, из
которого вышел вчера, найдет на стене нечто
новое.
Когда я прихожу в какое-нибудь частное
учебное заведение, я обычно раскидываю парты,
ставлю их вместе, и получается огромный общий
стол, где каждый занимает одинаковое со мной
место – он сидит со мной за одним столом и вместе
со мной работает. Это собрание равных, как у
короля Артура.
– У короля Артура и его рыцарей был
круглый стол. Иногда говорят о том, что мебель с
острыми углами вызывает раздражение и агрессию.
А практически все углы у школьной мебели –
острые. Нельзя ли сделать круглым хотя бы
учительский стол?
– Когда всем – ученикам и учителю –
предлагается сесть за один стол, то
непринципиально, круглый он или четырехугольный.
Главное другое – из-за этого стола можно
вставать, вокруг него можно ходить, что-то вешать
на стены. Такое расположение учеников и учителя
очень важно для развития инициативы.
– Школьные здания построены много
лет назад и перестройке не подлежат. Можно с ними
что-то сделать?
– Хорошее современное здание учебного
заведения должно представлять собой коробку, где
по мере необходимости меняются перегородки
разной высоты. Появилась необходимость –
поставили перегородки и сделали аудитории по
пять человек, понадобилось – сняли перегородки и
сделали зал на 800 человек. Эта система была
разработана для конференц-залов.
Сегодня в России мы не можем
перестроить школьное здание, но давайте обратим
внимание на школьные коридоры. У древних греков в
центре всегда были либо площадь – если речь идет
о городе, либо атриум – если мы говорим о доме. То
есть свобода собраний, свобода самовыражения,
воздух. В античные времена помещение плавно
переходило в окружающий мир: это доказательство
того, что все предметы привязаны к реальности и
есть интерактивность. Ничего более мудрого
придумано не было.
Давайте следовать примеру древних
греков. Школьные коридоры можно разделить на
зоны, выделить особое место для свободы собраний,
где стоят столы, кресла и откуда школьников никто
не гоняет. Если кто-то не хочет идти на урок –
пусть остается в холле, сидит там и чем-нибудь
занимается. Это решает много хулиганских
проблем. В типовой школе обычно есть актовый зал.
Но вы представляете себе учеников, которые
сказали бы друг другу: пойдем, Маша, в актовый зал,
потусуемся? И кто их пустит в актовый зал? Даже
если ученик не на уроке – он должен находиться в
школе среди своих ребят. А ведь это сделало бы
школу более уютной.
Функция школьных коридоров сегодня –
соединять классы. Надо, чтобы пространство
класса перетекало в пространство школы, а
пространство школы – в пространство окружающего
мира за порогом. Это совершается через
коридорчик, стену, кусок школьного коридора,
отведенного под определенное назначение.
Например, выкрасить часть коридора у кабинета
химии в синий цвет, исписать формулами.
Приближаясь к кабинету, ты приближаешься к зоне
химии. Вышел, прошел несколько шагов по коридору
– вступаешь в зону биологии. И так далее…
– Вы видели когда-нибудь здание,
идеально приспособленное для учебы?
– Мне понравилась школа дизайна в
Гамбурге. В ней на восемь этажей один подъезд.
Каждый этаж посвящен отдельному предмету.
Кабинеты обставлены так: один большой стол
посередине, вокруг – кресла на колесиках, на
которых можно передвигаться. В углу – место
для преподавателя. В аудитории – полная свобода:
хочешь сесть на пол – садись, хочешь лечь на стол
– ложись. Свобода собрания в этом здании
реализована в виде маленьких холлов. Как только
ты выходишь из лифта, сразу попадаешь в маленький
холл, где можно общаться с друзьями, никому не
мешая.
– Иногда приходится слышать, что
правильный дизайн помещений творит чудеса. Можно
ли исправить с его помощью недостатки
преподавания?
– Конечно, нет! Если нет настоящего
учителя, горящего энтузиаста – дизайном делу не
поможешь. А недостатки дизайна помещений можно
излечить и скорректировать с помощью методов
преподавания.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Хронограф
|
Удивительная парта
В 1897 году английский мальчик Вивиан
Холланд поступил учиться в прославленный
колледж иезуитов в Монако.
Школа располагалась в полутемном здании XVII
века, плохо приспособленном для учебы. Однако
отцы-иезуиты внесли в эту суровую атмосферу
яркий и теплый штрих: все полы были отделаны
красной кафельной плиткой. Маленькому
англичанину бросились в глаза необыкновенные
парты.
«Учебная комната, – писал он в своих
воспоминаниях, – …была большая квадратная зала
с рядами парт. Каждая парта имела выдвижной
ящичек и высокую спинку с полкой для книг и
других вещей. Таким образом, было практически
невозможно общаться с другими учениками, но
префект, занимавший место на кафедре, мог видеть
нас как на ладони». С помощью этих парт класс
делился на обособленные и изолированные рабочие
места. Внутри них можно было свободно
располагаться, раскладывать свои книги и личные
вещи, однако говорить с другими детьми во время
урока не удавалось. (Поэтому и запретов на
разговоры во время урока не было.)
Сегодня создание личного места учащегося,
предложенного отцами-иезуитами, снова вызывает
интерес во всем мире: его отводят для обучения на
старшей ступени и в университете. А иезуиты
рассаживали так детей 8-10 лет. Процесс передачи
знаний в педагогической системе иезуитов
требовал личной вовлеченности и потому –
предельной концентрации. Чтобы дети не общались
друг с другом и не разговаривали, была
разработана особая мебель. Не удивительно, что на
протяжении столетий учителя из общества Иисуса
славились тем, что никогда не повышали на детей
голос. Это были «самые добрые, мягкие и приятные в
обращении люди, которых я когда-либо встречал за
пределами семейного круга», – заключает Вивиан
Холланд.
Цитируется по книге: Вивиан Холланд
«Сын Оскара Уайльда». М., 2006.
|
|