Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ТЕМА НОМЕРА

Учеба с комфортом

По примеру древних греков и короля Артура…

Многие уверены, что планировка школьных зданий была одинакова у всех народов. Однако историки культуры и дизайнеры-практики находят во внешнем и внутреннем виде современных типовых школ множество веяний – от идей романской архитектуры до православной соборности. Как влияет это на учителей и детей, которые проводят в школе большую часть дня? Что можно и нужно попробовать исправить сегодня внутри школьных зданий?
Слушаем мнение дизайнера и задумываемся, как можно начать преобразования в своей школе.

Школа – это замок

«Современная российская школа – это замок, противопоставленный всему миру», – убежден артдиректор студии «Директ-дизайн», руководитель курса повышения квалификации для артдиректоров Британской высшей школы дизайна в Москве, дизайнер Леонид ФЕЙГИН.

Я не педагог. Я дизайнер и обучаю дизайнеров. Сегодняшние артдиректора воспитывались в советских и позже в российских школьных классах, и вот следствие: будучи талантливыми дизайнерами, они чаще всего не умеют проявлять инициативу, – делится своими наблюдениями Леонид Фейгин. – Одно из двух: либо они стремятся разрушить то, что видят вокруг себя (что само по себе глупо), либо следуют шаблонам (что бездарно). В современной школе человек, к сожалению, не может научиться гармоничному взаимоотношению с миром.

На Западе представление о дизайне школьного интерьера развивалось в зоне протестантского мышления, отличающегося повышенной индивидуальностью. Там даже стандартные школьные столы делаются в расчете на одного человека. Россия – в зоне православно-ортодоксального мышления. Это – мышление групповое, «всем миром», с пониженным уровнем индивидуальности. Поэтому в стране сформировалось собственное представление о типе школьного интерьера: расположении коридоров, санузлов, парт и учительского места в классе. Оно родилось из противостояния: класс и учитель, школа и улица, ребенок и окружающая среда.

Было бы ошибкой говорить, что такой подход сложился в первое десятилетие советской власти. Он сформировался в церковно-приходских школах, где учились те, кто позднее сделал революцию и создавал новую систему образования.

Дети непоседливы, с ними сложно работать. Преподавателей, которые могут удержать своим авторитетом и интеллектом группу индивидуальностей, трудно найти. Проще пойти другим путем – подавить индивидуальность. Причем и у преподавателя, и у детей. Потому дизайн современного образовательного помещения – это особая система по уничтожению индивидуальности не только учеников, но и учителей. Хуже того: по превращению образования во врага.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, которая производит, реализует и предоставляет в аренду вышки-туры и строительные леса. Одно из самых удобных и недорогих решений для работы на прямых фасадах зданий - леса рамные строительные приставные (ЛРСП), легкие и прочные, за счет применения в их производстве тонкостенных электросварных труб и для монтажа и демонтажа которых не требуется инструмент. В каталоге на сайте scaffolder.ru представлены несколько модификаций строительных рамных лесов, отличающихся максимальной высотой возведения и допустимой на них нагрузкой, среди которых Вы сможете подобрать модель, которая наилучшим образом подойдет для решения задач по реализации Вашего строительного проекта.

Параллели

Британская высшая школа дизайна в Москве создана при участии и поддержке Британского Совета, на основе двух высших учебных заведений – Университета Хертфордшира (Великобритания) и Международного института рекламы (Россия).
Она дает студентам образование по передовым международным программам факультета дизайна Университета Хертфордшира и профильное российское образование. Цель – подготовка профессиональных российских дизайнеров, которые могли бы конкурировать на мировом рынке дизайна. Университет Хертфордшира – один из молодых и динамично развивающихся вузов Великобритании, предоставляющих студентам современные условия для учебы и проживания (у каждого студента собственная комната с компьютером, круглосуточным доступом в Интернет и к любой из университетских библиотек).
Самая старая часть университета – Школа искусств, созданная около 1880 года. С тех пор она славилась по всей стране высоким уровнем образования. Факультет дизайна выделился из Школы искусств в 1992 году, и сегодня там обучаются более 1200 студентов из разных стран.

Коридоры

Сегодня единственная функция школьного коридора – соединять классы.

По расположению и по оформлению школьных коридоров современное типовое школьное здание напоминает казарму. Учителей вместе с учениками гоняют из кабинета в кабинет. Человек болтается по коридору и лоботрясничает, потом заходит в кабинет химии, отбывает там срок и отправляется обратно в коридор. У него нет своего постоянного места, он проводит весь школьный день в переходах туда-сюда.

Школьные санузлы – продолжение казарменного стиля. Они тесные, неудобные, постыдные. Ребенок лишен возможности свободного физиологического перемещения в интимном месте. Посмотрите, как организованы туалеты в хороших ресторанах и кафе. Есть отдельная закрываемая зона для туалетов, есть большая светлая зона, где моют руки. Ситуация, когда руки моют в том же помещении, угнетает человека.

Что видит школьник, вернувшись в коридор? В лучшем случае постеры, которые годами висят на одном и том же месте. Такие условия действуют на психику даже профессиональных дизайнеров.

Тех, кто каждый день приходит в школу, неподвижные постеры на стенах вгоняют в депрессию (хотя люди не осознают, в чем ее причина). А некоторых такое «украшение» интерьера с годами просто лишает возможности творчески мыслить.

Постоянный процесс «общения» со стенами образовательного учреждения – один из главных принципов современного дизайна. Стены должны быть разными! Все, что на стенах, должно меняться как можно чаще! В идеале – каждый день! Только тогда человек начинает чувствовать учебное заведение как собственный творческий продукт.

Классы

Если человек все время сидит в одной позе за безликой партой, как ему предписано на уроке, если он не может отреагировать на слова учителя так, как ему хочется, – это затрудняет запоминание. Как говорил Конфуций: то, что слышу, я забываю, то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю. Чтобы человек что-то понял, он должен сделать это сам. Помните, как ругали учеников, которые вырезали ножом слова на партах? Но ведь это естественная реакция многих учеников на процесс запоминания.

Каждый человек за свою жизнь вырабатывает массу приемов, помогающих работе его памяти, – щелкать пальцами, открывать и закрывать глаза, чесать в затылке, даже завязывать шнурки. Если человек лишен возможности во время урока свободно сделать эти жесты, он лишается одного из инструментов своей личности.

Как известно, наиболее удобная ситуация, в которой человек может запомнить что-либо, – если он может физиологически реагировать на все, что услышит: вставать, садиться, ложиться на пол, класть ноги на стол, глубже дышать. Вспомним анекдот: инструктор объясняет балерине правила дорожного движения, а она в это время выписывает ногами па. «Что вы делаете?» – спрашивает озадаченный инструктор. «Я ногами запоминаю!» – отвечает балерина.

Поэтому практика современного дизайна учит: у каждого ученика должен быть отдельно взятый кусок пространства, где, во-первых, он может проявить свое творчество и которым, во-вторых, он учится управлять. Поэтому в некоторых зарубежных университетах каждому студенту на время учебы даже выделяется отдельная кабинка в аудитории.Такое же личное пространство должно быть и у преподавателя, откуда он сможет общаться с учениками. Современный класс в российской школе лишает такого пространства и ученика, и педагога.

Замок

Когда я думаю о современной российской школе, мне на память приходит средневековый замок.

Знаете, чем отличается архитектура эпохи Возрождения от романской архитектуры? Архитектура эпохи Возрождения вынесла колоннаду наружу, подражая традиционной греческой архитектуре эпохи античности. Архитектура античности и Возрождения – это гармония. Вы попадаете сначала во дворик, потом в пространство, окруженное колоннадой, и только потом – в дом. Выйдя из дома, вы снова оказываетесь в тени колоннады – вы дома, но как бы и на улице. Вы находитесь в гармонии со всем миром.

Романская архитектура – это замок и толстая стена, отделяющая пространство дома от пространства враждебной улицы. На улицу нужно выходить одетым, даже вооруженным. Чтобы отправиться погулять, надо надеть латы, взять оружие. Уже от одного этого можно устать. По такому же принципу организуется современная школа. Это – замок, противопоставленный всему миру. В каком-то смысле – это даже тюрьма с камерами.

В том числе и поэтому выпускник стандартного учебного заведения много чего знает, но ничего не может сделать.

В сущности, он боится окружающего мира.

Революционеры, разрушители никому не нужны. Почему их сегодня среди нас так много?

Людей с детства так активно подавляли, что они не представляют иного способа проявления инициативы, кроме разрушения сделанного до них. Школа не предложила им другого варианта. А ведь надо с детства учить людей проявлять инициативу, не разрушая окружающее.

 

Хронограф

Охапка соломы

«Главной отличительной чертой этих школ были неудобные залы, где учитель бубнил, как бы ни к кому не обращаясь, а слушатели располагались как придется прямо на полу. Табуретки приносить запрещалось. Зато приветствовалась охапка соломы». Так один из французских историков описывает занятия в Парижском университете 1452 года.
Сегодня система «охапки соломы», созданная в парижских школах в конце X – начале XI века, вызывает интерес во всем мире и считается одной из самых эффективных для усвоения знаний.
Иногда средневековый университет изображают местом, где негде присесть. Но это не так. В романских и готических аудиториях скамьи проектировались вдоль стен и вокруг колонн, поддерживающих своды. Они были каменными, зимой их приходилось покрывать подушками. Молодые люди 14-18 лет не могли долго слушать преподавателя в таком положении. В конце X века один мудрый профессор разрешил ученикам взять свои подушки и рассесться вокруг него на полу. От этого новшества ученики и учителя получили много преимуществ. Студенты смогли непосредственно реагировать на услышанное. А преподаватель, наблюдая, как расселись его подопечные, мог оценить и их заинтересованность, и качество своей лекции. Передача и получение знаний перестали быть механическим занятием. С этого начался расцвет средневековых университетов.
Легенда об обязательной «охапке соломы» возникла в Парижском университете. В других университетах студенты клали на пол плащи и коврики, приносили складные стулья. А ректоры парижской альма-матер, ссылаясь на демократические традиции университета, требовали, чтобы студенты использовали с этой целью только солому. Злые языки прибавляют: университетские власти получали на продаже соломы неплохой доход.

 

Рейтинг@Mail.ru