Что касается педагогического совета
как явления профессиональной жизнедеятельности
коллектива образовательного учреждения, то в
традициях Ломоносовской гимназии
Санкт-Петербурга он рассматривается в качестве
объекта профессионального творчества. При этом
роль и место педагогического совета можно
представить в различных аспектах:
– как средство реализации
научно-педагогической концепции
образовательного учреждения;
– как форму коллективного руководства
учебно-воспитательным процессом, с помощью
которой решается задача объединения усилий
педагогического коллектива, общественности,
родителей для повышения уровня и
результативности упомянутого выше процесса
(здесь очень значима роль директора
образовательного учреждения как лидера,
способного объединить и направить эти усилия);
– как путь совершенствования
профессионального мастерства учителей в
условиях инновационного развития
образовательной среды.
Многоаспектность восприятия
педагогического совета убедительно
свидетельствует о том, что он является не просто
объектом профессионального творчества, но
творчества коллективного, возникающего в
процессе созидательной деятельности
педагогических объединений (групп).
Педагогические советы по своей
типологии могут быть самыми разными:
административными, организационными,
проблемно-тематическими.
В циклограмме работы педагогического
коллектива Ломоносовской гимназии на учебный
год представлены, как правило, все из указанных
типов. Тем не менее подробнее хотелось бы
остановиться именно на советах
проблемно-тематических. Составляя годовой план
работы гимназии на новый учебный год (май–июнь),
администрация совместно с кураторами творческих
групп планирует и тематику педагогических
советов. Образцы подобного планирования
представлены в Приложении. Актуальность
тематики педагогических советов основывается на
ценностно-целевом блоке образовательной
программы гимназии, на результатах
психолого-педагогической диагностики состояния
детского и учительского коллективов, на
особенностях социально-педагогического
окружения и т.д. Как правило, на протяжении
учебного года в гимназии проходят три
проблемно-тематических педсовета; один из них
посвящается проблемам воспитательной работы, а
два других – вопросам учебно-методического
плана, связанным, прежде всего, с ходом
реализации образовательной программы. Примеры
содержания планов конкретных педагогических
советов (повестка, круг вопросов и т.д.) будут
опубликованы в ближайших выпусках «Управления
школой».
1. Диагностико-проектировочный. –
Суть данного этапа в его стратегическом
характере, он связан с проектировочными
действиями – обобщением, анализом информации о
ходе образовательного процесса, с планированием
на предстоящий учебный год; наиболее активное
участие в работе принимают директор гимназии,
научный руководитель, методисты – кураторы
творческих групп; его задачи заключаются в
обоснованном выделении совокупности наиболее
значимых и актуальных, в полной мере проблемных
для развития образовательного учреждения
вопросов, в формулировке тем, которые были бы
актуальны, интересны для педагогического
коллектива; на этом этапе может уже проводиться
предварительное распределение «доли участия»
творческих групп или даже их конкретных
представителей; время прохождения этапа –
май–июнь.
2. Организационно-методический –
предполагает в первую очередь решение
организационных и научно-методических задач; на
данном этапе разрабатывается и реализуется
психолого-педагогическая диагностика по
тематике совета; определяется уже не просто круг
значимых вопросов, а четкий план проведения;
персонифицируются ответственные за направления
деятельности; через механизмы работы творческих
групп проводится обращение к материалам их
учебно-методических комплексов, оформляются
графики проведения открытых уроков или
воспитательных дел; осуществляются консультации
научного руководителя, методистов – кураторов
творческих групп для выступающих на
педагогическом совете учителей; формируется
«пакет» материалов к совету (диагностические
методики, списки необходимой литературы,
определители базисных понятий и т.д.; время
прохождения – за 1,5–2 месяца до установленной
даты проведения педагогического совета).
3. Рефлексивный – включает в себя
непосредственное проведение педагогического
совета и его коллективное осмысливание, то есть
профессиональное обсуждение, формулировку
выводов и конструктивных предложений по
рассмотренным вопросам повестки дня; на этом
этапе готовится предварительный проект решения
совета, назначаются ответственные за выполнение
этих решений, определяются сроки и формы
возможной проверки выполнения во многом именно
через работу творческих групп педагогов;
окончательно продумывается и воплощается в
реальность вариант информационной концепции, то
есть подбираются полезные демонстрационные
средства, готовятся таблицы, схемы, диаграммы,
выставки творческих работ учащихся и педагогов и
т.д., открываются возможности для свободной
дискуссии и анализа; время прохождения –
две–три недели после даты проведения, а также
конкретные временные объемы, указанные в
процессе формулирования тех или иных пунктов
решений педагогического совета.
Таким образом, подготовка и проведение
проблемно-тематического педагогического совета
представляют собой сложный, состоящий из
нескольких этапов процесс. На всех перечисленных
выше этапах – от диагностики выделенного
спектра вопросов к совету до принятия его
решения и рекомендаций – идет постоянная
напряженная работа в творческих объединениях
педагогов.
Предлагаемый вниманию читателей опыт
учителей гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»
Санкт-Петербурга по проведению
проблемно-тематических педагогических советов
является результатом коллективного
профессионального творчества, формирующегося в
группе, в объединении. В нашей гимназии подобные
группы, или творческие «союзы», живут и
действуют, изменяются в соответствии с динамикой
социальной реальности со всеми ее радостями и
горестями, нерешенными вопросами, которые остро
ощущаются, наверное, в абсолютном большинстве
образовательных учреждений. Мы сделали попытку
расширить реальные «горизонты» как собственного
педагогического творчества, так и
профессионального роста.
Очень надеемся, что представленные в статье
материалы могут быть продуктивно использованы
коллегами: мы заинтересованы взаимообогащающим
обменом мнениями по практике проведения
проблемно-тематических педагогических советов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематика педагогических советов
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» за 2000–2003
гг.
2000/2001 учебный год
НОЯБРЬ
Молодой педагог в педагогическом
коллективе Ломоносовской гимназии:
профессиональное развитие и становление.
Круг вопросов:
– работа с молодыми специалистами как
одно из важнейших направлений в деятельности
творческих групп гимназии;
– индивидуальные методические темы
молодых педагогов: их выбор, реализация,
результативность выполнения;
– анализ профессиональной
деятельности молодых специалистов (посещение
уроков, классных часов и т.п.), культура
аналитической деятельности посещающих
«старших» коллег, программа анализа, его
дидактический эффект и этическая грамотность;
– адаптация молодых учителей в
коллективе, их включение в практику
педагогического исследования.
ЯНВАРЬ
Деятельность педагогического
коллектива гимназии по формированию умений
учащихся; умения как эффективные характеристики
уровня развития ребенка.
Круг вопросов:
– место и значение разнообразных
умений в образовательном процессе гимназии;
умения и образовательная программа гимназии;
– классификация умений: в какой
степени владеет ею учитель-практик, что
использует наиболее активно;
– ведущие группы умений: их
формирование, технология и методика
формирования различных групп умений в разных
классах, то есть на разных возрастных этапах
обучения учащихся разным учебным предметам;
– как учитывается и фиксируется
формирование умений;
– исследовательские умения учащихся
как ведущий инструмент исследовательской
культуры (на примере УНИО);
– умения коммуникативные: опыт работы
классных руководителей по их формированию;
– умения и формы итоговой аттестации
учащихся.
МАРТ
Взаимодействие педагогического
коллектива гимназии и родительской
общественности: родители как субъект
образовательного процесса.
Круг вопросов:
– цели и задачи работы
педагогического коллектива с родителями
учащихся, вытекающие из образовательной
программы гимназии;
– родители и образовательное
учреждение: партнеры в рамках «договорных»
отношений;
– практика работы педагогов с
родителями: опыт, проблемы, перспективы;
– учителя-предметники, их контакты с
родителями;
– классные руководители и родители
учащихся: формы работы, результативность
деятельности;
– методическое объединение классных
руководителей, анализ опыта работы по
направлениям, культура общения педагогов с
родителями;
– работа администрации гимназии с
родительской общественностью: популяризация
идей образовательной программы гимназии и
возможного выбора образовательных маршрутов
учащимися.
2001/2002 учебный год
НОЯБРЬ
Педагогические технологии
сотрудничества в образовательном процессе
гимназии.
Круг вопросов:
– характеристика педагогических
технологий сотрудничества: виды конкретных
технологий, входящих в данную группу;
– условия и особенности разработки и
применения технологий сотрудничества в работе
учителей с учащимися различных возрастных групп;
– наличие материалов, раскрывающих
практику использования технологий
сотрудничества, в учебно-методических
комплексах творческих групп;
– анализ опыта использования
педагогических технологий сотрудничества
творческими группами педагогов гимназии (с
привлечением аудиовизуальных материалов).
ЯНВАРЬ
Мир домашней работы учащихся как
объект профессионального творчества педагогов.
Круг вопросов:
– цели и задачи домашней работы
учащихся в понимании педагогического коллектива
гимназии;
– развитие познавательной
самостоятельности и активности учащихся в
процессе выполнения домашней работы;
– образовательная программа и
характер предлагаемой в ее рамках домашней
работы для учащихся;
– соблюдение валеологических норм и
правил при установках на выполнение домашней
работы;
– анализ практических методик
предъявления и контроля за выполнением домашних
заданий учащимися различных творческих групп;
– подведение итогов конкурсов
«Домашнее задание–2002» среди педагогов, «Мое
самое любимое домашнее задание» – среди
учащихся различных возрастных групп.
МАРТ
Влияние педагогического коллектива на
формирование ценностных ориентаций учащихся
гимназии.
Круг вопросов:
– цели и ценности образования, их
место и значение в образовательной программе
гимназии;
– ценностные ориентации и идеалы
учащихся различных возрастных групп;
– работа классных руководителей по
формированию ценностных ориентаций учащихся
(педагогическая диагностика, осмысление ее
данных, реализация в практической деятельности);
– помощь, необходимая классному
руководителю в процессе формирования ценностных
ориентаций учащихся (методическая,
информационная, социальная);
– социальный заказ и ценностные
ориентации.
2002/2003 учебный год
НОЯБРЬ
Культура современного урока.
Круг вопросов:
а) урок как организационная форма
развивающего обучения; обсуждение тезисов
В.А.Сухомлинского:
– «…Мышление на уроке начинается там,
где у ученика появляется потребность ответить на
вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит
поставить цель умственного труда. Это самое
трудное дело и самый верный показатель
мастерства педагога…»;
– «… Лень ученика – это дитя
недоверия. Тот, кого я учу, – это прежде всего
живой человек, Ребенок, а потом – ученик…»;
– «…Без предвидения и плана работа
немыслима, но контуры хорошего урока рождаются в
представлении учителя лишь вчерне, в общих
чертах. Хороший же урок как подлинное творчество
учителя создается уже на самом уроке…»;
– «Учитель готовится к хорошему уроку
всю жизнь»;
б) наиболее значимые проблемы
подготовки и проведения уроков: целеполагание,
соотношение этапов урока, отбор содержания,
методика и технологии; оценочная деятельность
педагога;
в) урок как фрагмент детской жизни:
воспитание на уроке – что можно и чего нельзя.
Режиссура и мизансцены урока, его «капризная»
атмосфера; ситуации успеха и неуспеха на уроке;
г) анализ и обсуждение урока:
профессиональные и этические нормы обсуждения;
схемы анализа урока и условия их выбора; кто,
когда, с какими целями анализирует урок, то есть
анализ урока в практике деятельности
администрации гимназии и в работе творческих
групп педагогов.
ЯНВАРЬ
Дополнительное образование и его роль в
подготовке учащихся гимназии.
Круг вопросов:
– дополнительное образование, его
место в образовательной программе гимназии;
– цели, задачи дополнительного
образования;
– его содержание, организационные
формы;
– педагогические технологии,
используемые в дополнительном образовании.
Обсуждение тезисов:
а) «…Умственный труд едва ли не самый
тяжелый труд для человека. Мечтать легко и
приятно, но думать трудно…» (К.Д.Ушинский);
б) «…Если я доверяю способности
ребенка развивать свою собственную
потенциальность, то я могу представить ему массу
благоприятных возможностей, могу позволить ему
выбрать свой собственный путь и свое собственное
направление в процессе учения...» (К.Роджерс);
в) «…Чтобы не превратить ребенка в
хранилище знаний, кладовую истин, правил и
формул, надо учить его думать. Сама природа
детского сознания и детской памяти требует,
чтобы перед ребенком ни на минуту не закрывался
яркий окружающий мир с его закономерностями…»
(В.А.Сухомлинский).
Дополнительное образование – как
эффективное средство:
а) обогащения и углубления содержания
основного образования;
б) развития детского познавательного
творчества.
МАРТ
Педагогическое взаимодействие
классного руководителя с воспитанниками: цели,
содержание, технологии, эффективность.
Круг вопросов:
а) «содержательное» и
«бессодержательное» классное руководство
(термины Н.Е.Щурковой) – причины и следствия;
б) новое в профессиональной
«лаборатории» классного руководителя;
в) формирование ребенка как личность,
способную строить жизнь, достойную человека, –
главная доминанта в работе классного
руководителя;
г) обсуждение тезисов:
– «…Еще совсем недавно старшие могли
говорить: “Послушай, я был молодым, а ты никогда
не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю”. Но
сегодня молодые отвечают им: “Ты никогда не был
молодым в мире, где молод я, и никогда им не
будешь!”» (Маргарет Мид);
– «В теории воспитания мы часто
забываем о том, что должны учить ребенка не
только ценить правду, но и распознавать ложь, не
только любить, но и ненавидеть, не только уважать,
но и презирать, не только соглашаться, но и
возражать…» (Я.Корчак);
– «Нет ничего более страшного для
человека, чем другой человек, которому нет до
него никакого дела» (Осип Мандельштам);
д) влияние профессиональной
деятельности классных руководителей на развитие
воспитательной системы гимназии.
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА,
научный руководитель гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия»,
г. Санкт-Петербург