Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Время советоваться

Ставим проблему – ищем решение

Каким должен быть педагогический совет образовательного учреждения, чтобы он не превратился в унылую многочасовую «отсидку» для большинства присутствующих? Ведь среднее время мероприятия – 6 часов (и еще столько же – на подготовку). В течение учебного года в ОУ проходит как минимум 3 таких совета. Значит, за 30 лет педагогической деятельности каждый учитель отдает данной практике 45 суток своей жизни, и это минимум. Как продуктивно использовать это время? Что реально может дать педсовет каждому его участнику в профессиональном становлении? Обменяться мнениями об этих и близких к ним вопросах предлагает автор серии статей, которую мы начинаем в этом номере.

Что касается педагогического совета как явления профессиональной жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, то в традициях Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга он рассматривается в качестве объекта профессионального творчества. При этом роль и место педагогического совета можно представить в различных аспектах:

– как средство реализации научно-педагогической концепции образовательного учреждения;

– как форму коллективного руководства учебно-воспитательным процессом, с помощью которой решается задача объединения усилий педагогического коллектива, общественности, родителей для повышения уровня и результативности упомянутого выше процесса (здесь очень значима роль директора образовательного учреждения как лидера, способного объединить и направить эти усилия);

– как путь совершенствования профессионального мастерства учителей в условиях инновационного развития образовательной среды.

Многоаспектность восприятия педагогического совета убедительно свидетельствует о том, что он является не просто объектом профессионального творчества, но творчества коллективного, возникающего в процессе созидательной деятельности педагогических объединений (групп).

Педагогические советы по своей типологии могут быть самыми разными: административными, организационными, проблемно-тематическими.

В циклограмме работы педагогического коллектива Ломоносовской гимназии на учебный год представлены, как правило, все из указанных типов. Тем не менее подробнее хотелось бы остановиться именно на советах проблемно-тематических. Составляя годовой план работы гимназии на новый учебный год (май–июнь), администрация совместно с кураторами творческих групп планирует и тематику педагогических советов. Образцы подобного планирования представлены в Приложении. Актуальность тематики педагогических советов основывается на ценностно-целевом блоке образовательной программы гимназии, на результатах психолого-педагогической диагностики состояния детского и учительского коллективов, на особенностях социально-педагогического окружения и т.д. Как правило, на протяжении учебного года в гимназии проходят три проблемно-тематических педсовета; один из них посвящается проблемам воспитательной работы, а два других – вопросам учебно-методического плана, связанным, прежде всего, с ходом реализации образовательной программы. Примеры содержания планов конкретных педагогических советов (повестка, круг вопросов и т.д.) будут опубликованы в ближайших выпусках «Управления школой».

При подготовке проблемно-тематического педагогического совета администрация гимназии работает с представителями творческих групп на основе логики определенных этапов. Выделяются три главных этапа:

1. Диагностико-проектировочный. – Суть данного этапа в его стратегическом характере, он связан с проектировочными действиями – обобщением, анализом информации о ходе образовательного процесса, с планированием на предстоящий учебный год; наиболее активное участие в работе принимают директор гимназии, научный руководитель, методисты – кураторы творческих групп; его задачи заключаются в обоснованном выделении совокупности наиболее значимых и актуальных, в полной мере проблемных для развития образовательного учреждения вопросов, в формулировке тем, которые были бы актуальны, интересны для педагогического коллектива; на этом этапе может уже проводиться предварительное распределение «доли участия» творческих групп или даже их конкретных представителей; время прохождения этапа – май–июнь.

2. Организационно-методический – предполагает в первую очередь решение организационных и научно-методических задач; на данном этапе разрабатывается и реализуется психолого-педагогическая диагностика по тематике совета; определяется уже не просто круг значимых вопросов, а четкий план проведения; персонифицируются ответственные за направления деятельности; через механизмы работы творческих групп проводится обращение к материалам их учебно-методических комплексов, оформляются графики проведения открытых уроков или воспитательных дел; осуществляются консультации научного руководителя, методистов – кураторов творческих групп для выступающих на педагогическом совете учителей; формируется «пакет» материалов к совету (диагностические методики, списки необходимой литературы, определители базисных понятий и т.д.; время прохождения – за 1,5–2 месяца до установленной даты проведения педагогического совета).

3. Рефлексивный – включает в себя непосредственное проведение педагогического совета и его коллективное осмысливание, то есть профессиональное обсуждение, формулировку выводов и конструктивных предложений по рассмотренным вопросам повестки дня; на этом этапе готовится предварительный проект решения совета, назначаются ответственные за выполнение этих решений, определяются сроки и формы возможной проверки выполнения во многом именно через работу творческих групп педагогов; окончательно продумывается и воплощается в реальность вариант информационной концепции, то есть подбираются полезные демонстрационные средства, готовятся таблицы, схемы, диаграммы, выставки творческих работ учащихся и педагогов и т.д., открываются возможности для свободной дискуссии и анализа; время прохождения – две–три недели после даты проведения, а также конкретные временные объемы, указанные в процессе формулирования тех или иных пунктов решений педагогического совета.

Таким образом, подготовка и проведение проблемно-тематического педагогического совета представляют собой сложный, состоящий из нескольких этапов процесс. На всех перечисленных выше этапах – от диагностики выделенного спектра вопросов к совету до принятия его решения и рекомендаций – идет постоянная напряженная работа в творческих объединениях педагогов.

Предлагаемый вниманию читателей опыт учителей гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» Санкт-Петербурга по проведению проблемно-тематических педагогических советов является результатом коллективного профессионального творчества, формирующегося в группе, в объединении. В нашей гимназии подобные группы, или творческие «союзы», живут и действуют, изменяются в соответствии с динамикой социальной реальности со всеми ее радостями и горестями, нерешенными вопросами, которые остро ощущаются, наверное, в абсолютном большинстве образовательных учреждений. Мы сделали попытку расширить реальные «горизонты» как собственного педагогического творчества, так и профессионального роста.

Очень надеемся, что представленные в статье материалы могут быть продуктивно использованы коллегами: мы заинтересованы взаимообогащающим обменом мнениями по практике проведения проблемно-тематических педагогических советов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематика педагогических советов гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» за 2000–2003 гг.

2000/2001 учебный год

НОЯБРЬ

Молодой педагог в педагогическом коллективе Ломоносовской гимназии: профессиональное развитие и становление.

Круг вопросов:

– работа с молодыми специалистами как одно из важнейших направлений в деятельности творческих групп гимназии;

– индивидуальные методические темы молодых педагогов: их выбор, реализация, результативность выполнения;

– анализ профессиональной деятельности молодых специалистов (посещение уроков, классных часов и т.п.), культура аналитической деятельности посещающих «старших» коллег, программа анализа, его дидактический эффект и этическая грамотность;

– адаптация молодых учителей в коллективе, их включение в практику педагогического исследования.

ЯНВАРЬ

Деятельность педагогического коллектива гимназии по формированию умений учащихся; умения как эффективные характеристики уровня развития ребенка.

Круг вопросов:

– место и значение разнообразных умений в образовательном процессе гимназии; умения и образовательная программа гимназии;

– классификация умений: в какой степени владеет ею учитель-практик, что использует наиболее активно;

– ведущие группы умений: их формирование, технология и методика формирования различных групп умений в разных классах, то есть на разных возрастных этапах обучения учащихся разным учебным предметам;

– как учитывается и фиксируется формирование умений;

– исследовательские умения учащихся как ведущий инструмент исследовательской культуры (на примере УНИО);

– умения коммуникативные: опыт работы классных руководителей по их формированию;

– умения и формы итоговой аттестации учащихся.

МАРТ

Взаимодействие педагогического коллектива гимназии и родительской общественности: родители как субъект образовательного процесса.

Круг вопросов:

– цели и задачи работы педагогического коллектива с родителями учащихся, вытекающие из образовательной программы гимназии;

– родители и образовательное учреждение: партнеры в рамках «договорных» отношений;

– практика работы педагогов с родителями: опыт, проблемы, перспективы;

– учителя-предметники, их контакты с родителями;

– классные руководители и родители учащихся: формы работы, результативность деятельности;

– методическое объединение классных руководителей, анализ опыта работы по направлениям, культура общения педагогов с родителями;

– работа администрации гимназии с родительской общественностью: популяризация идей образовательной программы гимназии и возможного выбора образовательных маршрутов учащимися.

2001/2002 учебный год

НОЯБРЬ

Педагогические технологии сотрудничества в образовательном процессе гимназии.

Круг вопросов:

– характеристика педагогических технологий сотрудничества: виды конкретных технологий, входящих в данную группу;

– условия и особенности разработки и применения технологий сотрудничества в работе учителей с учащимися различных возрастных групп;

– наличие материалов, раскрывающих практику использования технологий сотрудничества, в учебно-методических комплексах творческих групп;

– анализ опыта использования педагогических технологий сотрудничества творческими группами педагогов гимназии (с привлечением аудиовизуальных материалов).

ЯНВАРЬ

Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагогов.

Круг вопросов:

– цели и задачи домашней работы учащихся в понимании педагогического коллектива гимназии;

– развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся в процессе выполнения домашней работы;

– образовательная программа и характер предлагаемой в ее рамках домашней работы для учащихся;

– соблюдение валеологических норм и правил при установках на выполнение домашней работы;

– анализ практических методик предъявления и контроля за выполнением домашних заданий учащимися различных творческих групп;

– подведение итогов конкурсов «Домашнее задание–2002» среди педагогов, «Мое самое любимое домашнее задание» – среди учащихся различных возрастных групп.

МАРТ

Влияние педагогического коллектива на формирование ценностных ориентаций учащихся гимназии.

Круг вопросов:

– цели и ценности образования, их место и значение в образовательной программе гимназии;

– ценностные ориентации и идеалы учащихся различных возрастных групп;

– работа классных руководителей по формированию ценностных ориентаций учащихся (педагогическая диагностика, осмысление ее данных, реализация в практической деятельности);

– помощь, необходимая классному руководителю в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся (методическая, информационная, социальная);

– социальный заказ и ценностные ориентации.

2002/2003 учебный год

НОЯБРЬ

Культура современного урока.

Круг вопросов:

а) урок как организационная форма развивающего обучения; обсуждение тезисов В.А.Сухомлинского:

– «…Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога…»;

– «… Лень ученика – это дитя недоверия. Тот, кого я учу, – это прежде всего живой человек, Ребенок, а потом – ученик…»;

– «…Без предвидения и плана работа немыслима, но контуры хорошего урока рождаются в представлении учителя лишь вчерне, в общих чертах. Хороший же урок как подлинное творчество учителя создается уже на самом уроке…»;

– «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь»;

б) наиболее значимые проблемы подготовки и проведения уроков: целеполагание, соотношение этапов урока, отбор содержания, методика и технологии; оценочная деятельность педагога;

в) урок как фрагмент детской жизни: воспитание на уроке – что можно и чего нельзя. Режиссура и мизансцены урока, его «капризная» атмосфера; ситуации успеха и неуспеха на уроке;

г) анализ и обсуждение урока: профессиональные и этические нормы обсуждения; схемы анализа урока и условия их выбора; кто, когда, с какими целями анализирует урок, то есть анализ урока в практике деятельности администрации гимназии и в работе творческих групп педагогов.

ЯНВАРЬ

Дополнительное образование и его роль в подготовке учащихся гимназии.

Круг вопросов:

– дополнительное образование, его место в образовательной программе гимназии;

– цели, задачи дополнительного образования;

– его содержание, организационные формы;

– педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании.

Обсуждение тезисов:

а) «…Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно…» (К.Д.Ушинский);

б) «…Если я доверяю способности ребенка развивать свою собственную потенциальность, то я могу представить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбрать свой собственный путь и свое собственное направление в процессе учения...» (К.Роджерс);

в) «…Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед ребенком ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями…» (В.А.Сухомлинский).

Дополнительное образование – как эффективное средство:

а) обогащения и углубления содержания основного образования;

б) развития детского познавательного творчества.

МАРТ

Педагогическое взаимодействие классного руководителя с воспитанниками: цели, содержание, технологии, эффективность.

Круг вопросов:

а) «содержательное» и «бессодержательное» классное руководство (термины Н.Е.Щурковой) – причины и следствия;

б) новое в профессиональной «лаборатории» классного руководителя;

в) формирование ребенка как личность, способную строить жизнь, достойную человека, – главная доминанта в работе классного руководителя;

г) обсуждение тезисов:

– «…Еще совсем недавно старшие могли говорить: “Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю”. Но сегодня молодые отвечают им: “Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь!”» (Маргарет Мид);

– «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать…» (Я.Корчак);

– «Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела» (Осип Мандельштам);

д) влияние профессиональной деятельности классных руководителей на развитие воспитательной системы гимназии.

Татьяна АЛЕКСАНДРОВА,
научный руководитель гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия»,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru