Конкурентоспособность
Ключ к успеху
Почему учащиеся и их родители выбирают
то или иное учебное заведение? Что влияет на их
выбор? Почему в одних школах нет проблем с
набором учащихся, они являются лидерами
школьного образования, а другие приходится
закрывать? Из чего складывается
конкурентоспособность образовательных
учреждений? Сегодня свой вариант определения
факторов конкурентоспособности предлагают ваши
коллеги из Мурманска.
Роль образования в обеспечении
устойчивого социально-экономического развития,
роста конкурентоспособности государств и
укреплении их позиций на мировом рынке и в
мировом экономическом сообществе постоянно
возрастает. Так, Консультативный комитет по
промышленным исследованиям и развитию
Европейского Союза в обстоятельном исследовании
квалификационного уровня рабочей силы в Европе
пришел к следующему выводу: «Без
конкурентоспособной системы образования не
может быть конкурентоспособной рабочей силы, а
без последней – конкурентоспособной экономики».
То, что роль образования в формировании
национальной конкурентоспособности постоянно
возрастает, подтверждается многочисленными
исследованиями. По словам Лестера Тюрлоу,
профессора экономики нью-йоркского
университета, «в XXI веке образование и
квалификация рабочей силы станут доминирующим
орудием конкуренции».
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина женской одежды в Москве "Butik-Vera". Шифоновые платья, блузы и топы, брюки и джинсы, жакеты, кардиганы, костюмы, юбки, шорты, верхняя одежда, одежда для пляжа, а также обувь и аксессуары. Гарантия качества, низкие цены, одежда больших размеров. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.butik-vera.ru.
Исследованию конкурентоспособности
как экономической категории посвящено немало
работ, ставших уже классическими. Изучением этой
проблемы занимались западные экономисты
И. Асофф, Л. Р. Диксон, П.Ф. Друкер,
Ф. Котлер, Ж. Ламбен, М. Портер и другие;
российские исследователи Ю.И. Коробов,
О.В. Михайлов, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов.
Однако исследованиям факторов
конкурентоспособности образовательных
учреждений в настоящее время не уделялось
достаточного внимания.
Демографические проблемы России в
последнее десятилетие приобрели определяющий
характер во многих областях жизнедеятельности
общества. Тенденция к уменьшению контингента
обучающихся имеет место и в Мурманской области,
следствием чего стало сокращение классов и
образовательных учреждений в регионе. Родители и
учащиеся получили право свободно выбирать школу.
Произошел переход на нормативное подушевое
финансирование образовательных учреждений.
Поэтому, несмотря на то что муниципальные
общеобразовательные учреждения не являются
коммерческими организациями, существует
конкурентная борьба школ за обучающихся на рынке
образовательных услуг.
Таким образом, в современных условиях
становится актуальной проблема обеспечения
конкурентоспособности муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Публикации результатов исследований
по вопросам конкурентоспособности школ
практически отсутствуют. Однако существуют так
называемые «рейтинги» учебных заведений, как
высших, так и общеобразовательных. В рамках
Всероссийского образовательного форума
проходит конкурс «Лучшие школы России». По
словам экспертов, критерием определения хороших
школ является не только сама по себе программа
учебного заведения, но и востребованность школ
родителями, а главное – успешность выпускников,
и прежде всего их «поступаемость» в высшие
учебные заведения. Однако основанных и на этих
критериях официальных рейтингов 65 тыс.
российских школ не существует.
Что касается неофициальных рейтингов,
то они все-таки есть. Например, подобные списки
иногда появляются в «глянцевых» журналах и
Интернете, – правда, зачастую они носят
взаимоисключающий характер. По мнению
специалистов, «рейтинг – это когда определенное
количество школ в состоянии проплатить
определенный объем информации». Так, рейтинг
частных школ Москвы составляется по
предоставленным учебными заведениями данным о
себе, поэтому позиция каждой школы в рейтинге
относительна. Журнал «Карьера» публикует
рейтинг «100 лучших школ России».
Критерии и методы отбора школ в
публикуемых рейтингах разнообразны. В
Удмуртской Республике рейтинг школ производился
по количеству учителей, обладающих званием
«Соросовский учитель». В г. Перми – по оценке
экологического состояния пришкольной
территории. Компания «Перекресток» в г. Москве
проводит акцию «Перекресток – школам»,
участниками которой становятся все покупатели
магазинов «Перекресток», которые «голосуют»
чеками за то или иное учебное заведение.
Так какую систему образования можно
считать конкурентоспособной?
Мы предлагаем один из вариантов
определения факторов конкурентоспособности
школ.
Для решения поставленной задачи были
проведены два опроса. Первый – с использованием
открытых вопросов для определения набора
факторов конкурентоспособности школ. В акции
принимали участие учащиеся и их родители
гимназии № 4 и школы № 34 г. Мурманска. Им
предлагалось ответить на вопрос: «На какие
факторы вы прежде всего обратите внимание при
выборе школы?» В результате был сформирован
набор из 16 факторов, влияющих на
конкурентоспособность ОУ:
1. Наличие договора о сотрудничестве с
вузом.
2. Уровень медицинского обслуживания.
3. Профильное обучение в 10–11-х классах.
4. Квалификация педагогов, преподающих
в школе.
5. Качество питания.
6. Удобное месторасположение (близость
к дому, остановке общественного транспорта).
7. Уровень обеспеченности
вычислительной техникой.
8. Наличие денежных сборов в фонд школы.
9. Уровень обеспеченности лабораторным
оборудованием и инвентарем.
10. Наличие охраны.
11. Уровень обеспеченности
библиотечного фонда (учебники и др. литература).
12. Наличие группы продленного дня.
13. Наличие кружков, секций.
14. Наличие спонсора, помогающего школе.
15. Регулярные
культурно-развлекательные мероприятия.
16. Обязательность школьной формы.
Для определения степени влияния
каждого фактора на конкурентоспособность ОУ,
другими словами «веса» каждого фактора в
показателе конкурентоспособности, был проведен
второй опрос, в котором приняли участие три
категории анкетируемых: учащиеся 11-х классов,
родители учащихся 11-х классов и родители
учащихся 1-х классов двенадцати муниципальных ОУ
г. Мурманска (дополнительная цель –
проанализировать ситуацию на начальном и
конечном этапах обучения). Участникам опроса
предлагалась анкета с набором вышеперечисленных
факторов. Родители школьников и учащиеся 11-х
классов каждому фактору присваивали балл от 0 до
10 в зависимости от степени его важности при
выборе школы. При этом «0» выставлялся в том
случае, если фактор не влиял на выбор школы.
Полученные баллы по каждому фактору каждой
анкеты суммировались, и затем определялось
процентное отношение каждого фактора к общей
сумме баллов, набранной всеми факторами в анкете.
Таким образом, определялась степень влияния
каждого фактора на конкурентоспособность ОУ, или
вес конкретного фактора. Всего в опросе приняли
участие 1205 человек; было обработано и
проанализировано 19280 данных. Общие средние баллы
факторов по трем категориям анкетируемых
приведены в диаграмме.
Диаграмма
Средние баллы факторов
конкурентоспособности школ
Как видно из диаграммы, наибольший
вес имеют следующие факторы:
1. Квалификация педагогов, преподающих
в школе (средний балл – 10,59).
2. Удобное месторасположение (близость
к дому, остановке общественного транспорта)
(средний балл – 8,27).
3. Профильное обучение в 10–11-х классах
(средний балл – 7,84).
Для проверки данных, полученных в
результате опроса, необходимо непосредственно
оценить влияние факторов на
конкурентоспособность школ. Возникает вопрос, в
чем выражается конкурентоспособность школ? В
качестве результирующего показателя мы
предлагаем использовать численность
контингента обучающихся, а точнее темп (динамику)
изменения количества учащихся в рассматриваемом
периоде по сравнению с предыдущим. Для его
определения вычислялось процентное отношение
численности обучающихся в рассматриваемом
периоде к численности обучающихся в прошлом
году.
Таким образом, необходимо определить
степень влияния различных факторов
конкурентоспособности на темп изменения
количества учащихся. Другими словами, необходимо
оценить меру зависимости переменных, или
корреляцию. Для определения тесноты связи между
различными показателями может быть использована
простейшая система корреляционной связи –
парная линейная корреляция. Коэффициент
корреляции изменяется в пределах от –1.00 до +1.00.
При значении коэффициента корреляции, близком к
+1, предполагается наличие между показателями
тесной прямой связи, при значении, близком к –1,
предполагается наличие тесной обратной связи, а
при значении, близком к 0, делается заключение об
отсутствии связи между показателями1.
Были определены коэффициенты
корреляции для факторов, получивших в ходе
опроса наибольший вес, а именно для факторов
«Квалификация педагогов, преподающих в школе»,
«Месторасположение школы» и «Профильное
обучение в 10–11-х классах». Расчеты производились
на основании данных за 2004–2006 гг. Результаты
представлены в таблице.
Таблица
Коэффициенты корреляции и
детерминации факторов конкурентоспособности,
получивших наибольший вес
Факторы
конкурентоспособности |
Коэффициент
корреляции |
Коэффициент
детерминации |
Квалификация
педагогов, преподающих в школе |
0,57 |
0,325 |
Месторасположение
школы |
0,47 |
0,223 |
Профильное
обучение в 10–11-х классах |
0,497 |
0,247 |
Полученные результаты
подтверждают данные опроса учащихся и их
родителей о непосредственном влиянии
рассматриваемых факторов на
конкурентоспособность образовательных
учреждений. Так, коэффициент детерминации
фактора «Квалификация педагогов, преподающих в
школе» составил 0,325, то есть 32,5% вариации темпа
изменения численности учащихся в школе связаны с
вариацией уровня квалификации педагогов.
Для анализа совокупного влияния трех
рассматриваемых факторов на
конкурентоспособность школ использовалась
множественная (многофакторная) регрессия. В
результате расчетов получили, что коэффициент
множественной детерминации равен 0,391.
Следовательно, доля вариации результата за счет
этих трех факторов в общей вариации результата
составляет 39,1 %, что указывает на их достаточно
тесную связь с результатом.
Исследование показало, что существует
прямая зависимость между
конкурентоспособностью школы в виде темпа
изменения численности учащихся и факторами
конкурентоспособности, получившими наибольший
вес.
Администрации образовательных
учреждений, которые хотят не только сохранить, но
и увеличить свой контингент обучающихся, должны
стремиться повышать уровень
конкурентоспособности школы. Для этого
необходимо особое внимание уделять повышению
уровня квалификации преподавателей, создавать
благоприятные условия для профессионального
роста работающих учителей. Кроме того,
использование различных вариантов
профилирования образования: профилирование
классов, углубленное изучение предметов,
дополнительное образование и т.п. – поможет
школе стать лидером на рынке образовательных
услуг.
Уделяя большое внимание организации
образовательного процесса, в современных
условиях нельзя «отмахиваться» и от маркетинга
образовательных услуг. Администрации школы
необходимо систематически исследовать рынок
образовательных услуг, активно проводить
мероприятия по рекламированию учебного
заведения.
Мы надеемся, что проведенное
исследование поможет администрации школ найти
наиболее эффективную систему управления
образовательным учреждением.
P.S. В одной из школ США2
директор научился запоминать фамилии всех
учеников, обучающихся в его школе, а их свыше
тысячи. Если это вновь поступившие ученики и он с
ними еще не встречался, то директор заучивал их
имена, рассматривая фотографии. В первый же день
нового учебного года он здоровался с каждым
первоклассником, называя его по имени. За те
двенадцать лет, которые директор возглавлял
школу, контингент учащихся увеличился более чем
вдвое, а ее финансовые ресурсы возросли вшестеро.
Владимир ИСАБЕКОВ,
школа № 34,
г. Мурманск
_________________
1 Елисеева И.И.,
Юзбашева М.М. Общая теория статистики: Учебник.
– М.: Финансы и статистика,1995. – 368с.
2 Маккей Х. Как
уцелеть среди акул. Пер. с англ. – М.: Экономика,
1992. – 172с.
Календарь событий
Событие |
Место
и время проведения |
Организаторы
и контакты |
XIV Всероссийская
конференция «Педагогика развития:
институциональные переходы в сфере образования» |
г. Красноярск,
17 – 19 апреля |
Министерство
образования и науки РФ, НФПК, Институт психологии
и педагогики развития СО РАО, Красноярская
университетская гимназия «Универс» и т.д.
Тел./факс: (3912) 44-02-97
E-mail: conf@ippd.krasu.ru |
III Международная
научно-практическая конференция и выставка
«Библиотеки и образование» |
г. Кострома,
24 – 27 апреля |
Администрация
Костромской области, МУБиНТ, Государственная
публичная научно-техническая библиотека России
и т.д.
Подробная информация – на сайте www.mubint.ru |
VI Городская
межвузовская научно-практическая конференция
«Молодые ученые – московскому образованию» |
г. Москва,
26 апреля |
Департамент
образования г. Москвы, МГППУ, МГПУ и т. д.
E-mail: conf-mgppu-07@mail.ru
Сайт: www.mgppu.ru
Тел.: 632-9455; 623-2443 |
|