Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Образовательные программы

Что новенького?

Не каждая инновация
может рассчитывать на поддержку

Чуть больше года назад постановлением правительства было заявлено о государственной поддержке ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Но за прошедшее время четко так и не определилось: какие инновации в образовательных программах следует поддержать; что можно рассматривать как перспективные изменения в образовательных программах; какие инновации могут привести к качественным изменениям в системе образования… О том, на что, по его мнению, следует ориентироваться, размышляет преподаватель Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Олег ЛЕБЕДЕВ.

Вопросов в связи с постановлением правительства немало. Первый: на какие инновации следует ориентироваться? Второй вопрос: насколько школы готовы к презентации своих инноваций, заинтересованы ли они в этом, хотят ли показать свои достижения или занимают осторожную позицию? И третий: соответствует задачам поддержки инновационной деятельности сама организация конкурса в рамках нацпроекта или на практике решаются другие задачи, независимо от первоначального замысла?

Если главный смысл – в поддержке инновационных образовательных программ, то надо уточнить, что мы понимаем под «образовательной программой». По закону, образовательная программа школы определяет содержание образования в конкретном учреждении.

Есть еще один документ, который, пожалуй, менее распространен в нашей практике: Комментарии к Закону РФ «Об образовании». И в комментарии к ст. 14 содержание образования рассматривается не как список познавательных единиц, а в качестве совокупности процессов, составляющих образование. Это несколько иной взгляд по сравнению с традиционным представлением о том, что содержание образования – это некие учебные материалы. Речь идет о разных процессах, которые в совокупности могут составлять образовательный процесс, и разных аспектах каждого из этих процессов. Отсюда и понимание образовательной программы.

Ее можно рассматривать как программу организации совместной деятельности участников образовательного процесса, направленной на достижение общих целей. Это программа, которая выдвигает цели, общие для математиков, географов, физиков, то есть педагогов, и родителей, и дает механизмы реализации этих целей. И если мы оцениваем конкретные образовательные программы именно с данной точки зрения, то для нас важно посмотреть, на какие общие цели они ориентированы и каким образом объединяют людей.

Если оценивать общий смысл инновационной образовательной программы, то, вероятно, этот смысл заключается в достижении нового качества образования. Но само понятие «новое качество» требует конкретизации, ведь мы можем вкладывать в него разное содержание. В данном случае под этим понимается взаимосвязь результатов образовательной деятельности и цены их достижения.

Важно отметить, что под словом «цена» подразумевается не «стоимость», а цена разного рода ресурсов.

Во-первых, цена достижений – это затраты человеческих ресурсов. И с этой точки зрения инновационная образовательная программа должна обеспечивать выход на новые возможности обучаемых и выпускников школ.

Во-вторых, это временные ресурсы. Мы знаем из практики, что школьное образование у добросовестных детей может забирать все время, в том числе и то, которое надо расходовать на деятельность, не менее значимую, чем учеба в школе: досуг, общение.

В-третьих, это эмоциональные затраты. Известно, что в ряде случаев высокие учебные достижения детей связаны с унижением, различными эмоциональными потерями, неоправданными стрессами. Это и личностные изменения как учителей, так и учеников.

В связи с темой образовательной программы школы можно рассмотреть три области инноваций. Это версия, материал для обсуждения и ни в коем случае не категоричная точка зрения.

Прежде всего назову результаты образовательной деятельности.

  • На первый план здесь поставлено достижение метапредметных результатов. Сейчас готовится проект второго поколения образовательных стандартов. И в рамках этого проекта сделана попытка выделить три вида образовательных результатов. Предметные результаты – то есть те, что характеризуют освоение знаний и умений в рамках определенного предмета. Личностные результаты – то, что касается сферы ценностей, отношений, ценностных ориентаций учащихся. И метапредметные результаты – способы деятельности, которые могут быть освоены в рамках одного или нескольких предметов, но применимы в разных сферах деятельности (к примеру, один из таких метапредметных результатов – ключевые компетентности).

  • Второй вид результатов, рассматриваемый мной как инновационный, – это формирование у учащихся опыта успешной деятельности: учебной, творческой и любой другой, реализуемой в школе. Идея, которая осуществляется в практике достаточно большого числа школ, заключается в том, что школа должна готовить успешных людей. Ребенок, который учится здесь одиннадцать лет, должен получить опыт успеха, опыт достижений и выйти из школы уверенным в своих возможностях. Школа воспитывает эту уверенность и подкрепляет фиксацией его достижений в самых разных сферах деятельности.

  • Третья возможная область – формирование конструктивной позиции. Это можно обозначить как развитие креативности личности, способность с конструктивных позиций решать те проблемы, с которыми человек встречается в обществе.

  • Способность к рефлексивной деятельности.

  • Сохранение здоровья учащихся и учителей.

Можно скорректировать и дополнить этот список, но важно, чтобы и участники конкурса, и организаторы, и эксперты ориентировались на конкретные инновации в области результатов образовательной деятельности. Важно определить, ориентацию на какие результаты надо поддержать в первую очередь.

Другая возможная область инноваций связана с тем, что образовательная программа школы выступает как интеграционный механизм – механизм, который объединяет деятельность разных людей, кооперирует их вокруг общих тем. Отсюда и возможные области инноваций.

· Построение иерархической системы целей, отражающей особенности школы. Цели у двух соседних школ могут быть одинаковыми, хотя они работают в разных условиях и с разным составом детей. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, – декларативный характер общих целей, которые в итоге не переходят, к примеру, на уровень целей урока. И создать такую систему целей, которая обеспечивала бы деятельность в определенном направлении, – достаточно сложная вещь, и соответственно она может относиться к области инновационных достижений.

  • Разработка и реализация надпредметных программ, программ кооперации учительской деятельности, направленных на достижение общего результата.

  • Использование современных образовательных технологий для достижения общих целей образования.

  • «Уровневый подход» к составлению рабочих программ по учебному предмету. Что имеется в виду? Традиционный подход, укоренившийся в практике, таков: учебная программа – список дидактических единиц. Но есть другой опыт, который накоплен в международной практике и в малой степени используется у нас: программа строится как программа поэтапного развития познавательных возможностей детей и каждый ребенок может выйти на уровень усвоения, соответствующий его потенциалу.

  • Модернизация системы оценивания образовательных результатов.

  • Гибкие технологии организации образовательного процесса. Есть школы, в практике которых отказываются от стабильного недельного расписания – делают его более гибким, соответствующим логике образовательного процесса; также предпринимаются попытки отойти от жесткой классно-урочной системы и т.д.

Третья область инноваций – взаимодействие школы и социума.

  • Образовательная программа, вероятно, должна быть продуктом переговорного процесса, потому что нельзя административным путем определять общие цели и пути их достижения. Это переговорный процесс и внутри коллектива, оценивающего свои возможности, и с представителями социума (например, заинтересованные в определенных результатах образования родители) и т.д.

  • Инновацией можно считать пока еще не очень распространенный мониторинг образовательных достижений и отражение результатов, полученных при мониторинге, в публичных (открытых) докладах школ, которые представляются социуму.

  • Это организация внешней экспертизы образовательных достижений, когда в роли внешних экспертов могут выступать специалисты, не зависимые от управленческих структур; представители общественных организаций или родители, которых тоже можно рассматривать как внешних экспертов.

  • И, наконец, еще одна из возможных областей инноваций – распределение ответственности между участниками образовательного процесса. Новый проект образовательных стандартов исходит из идеи, что сами стандарты должны представлять собой общественный договор между обществом, государством, семьей и системой образования – договор, который отражает запросы и определяет степень ответственности за достигаемые результаты каждого его участника: за что отвечает учитель, за что – семья ученика, за что –учредитель. Отсюда достаточно острый для практики вопрос о мере ответственности самого образовательного учреждения.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru