Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитательная работа

Век глобализации или природосообразности?

Воспитание – тема на все времена. Раньше мы «формировали всесторонне и гармонично развитую личность». Сегодня мы в лучшем случае кого-то к чему-то «адаптируем» или делаем «толерантным». Идеалы недавнего прошлого объявлены идолами, а новые не предложены. И эта пустота заполняется «житейскими ценностями», которые несут электронные СМИ. Между двумя путями – подпевать СМИ и быть «как все» либо идти против течения и быть «белой вороной» – Азовский педагогический лицей выбирает второй.

Основные компоненты воспитательной системы лицея

Образовательная концепция лицея1. предусматривает природосообразный подход к целостной природе человека. Известно, что целостность человека заключается в иерархическом триединстве его природы: дух–душа–тело. Здоровье (здравие) целостного человека есть «отсутствие недуга, болезни»2 духа, души и тела. Поскольку тело человека мы относим к объективной реальности, данной человеку, а дух и душу к субъективной реальности, регулируемой его свободной волей, мы формулируем следующие цели сохранения и восстановления детского здоровья: а) развитие ума как основы духовной части человека; б) воспитание чувств (права) как основы души; в) сохранение (и восстановление) телесной полноты (А.И. Осипов). Таким образом, работа сводится к триединой задаче создания педагогических условий сохранения (и восстановления) умственного, нравственного (психического) и телесного (физического) здоровья ребенка и педагога. Триединство задачи обуславливает три группы компонентов здоровьесберегающей педагогической системы Азовского государственного педагогического лицея: а) компоненты, способствующие сохранению умственного здоровья; б) компоненты, способствующие сохранению нравственного здоровья; в) компоненты, способствующие сохранению физического здоровья (см. табл.).

Таблица

Компоненты, способствующие сохранению здоровья

умственного

нравственного

физического

Чередования занятий словесно-знаковой и чувственно-эмоциональной сфер

Концентрированное обучение как основная технология обучения

Создание благоприятной предметно-пространственной среды

Обязательное для всех учащихся ежедневное

горячее питание

Ритмичная структура учебного процесса

Создание доверительной системы отношений в лицее

Регулярная периодическая диспансеризация всех учащихся и постоянный медицинский надзор

Широкие возможности сферы дополнительного образования лицея

Ключевые события года

Выездная школа

Программа сертификации личных и коллективных успехов и достижений

Чередование занятий словесно-знаковой и чувственно-эмоциональной сфер

Используя учение А.А. Ухтомского о доминанте и теорию функциональной асимметрии полушарий головного мозга, мы считаем, что количество учебного времени, отданного занятиям вербально-знаковыми предметами, должно быть равным времени занятий образно-эмоциональными предметами. Соответственно в нашем учебном плане половина всего обязательного учебного времени отдана образно-эмоциональной сфере (3 занятия в день), а вторая половина – вербально-знаковой (3–4 занятия в день). Предметы музыки, изобразительного искусства, хореографии, физической культуры (одно двигательное занятие ежедневно) являются обязательными дисциплинами во всех классах лицея. В расписании контрастные дисциплины чередуются, что позволяет сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга. Увеличение количества часов, отводимых на двигательные предметы (физкультура + хореография) во всех классах, повышает физическую активность школьников всех возрастов и увеличивает время их пребывания на свежем воздухе.

Данный компонент способствует снижению уровня утомляемости школьников в течение учебного дня.

Концентрированное обучение как основная педагогическая технология

Под концентрированным обучением мы понимаем специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятий. «Концентрированное обучение» является противоположностью «распределенного обучения», причем противоположностью не противоречивой, а взаимодополняемой, ибо, как показывают наши исследования, разумное чередование концентрированного и распределенного обучения (а разные методы решают разные задачи) имеет высокую эффективность.

Педагогическая технология концентрированного обучения, на наш взгляд, позволяет решать ряд взаимосвязанных проблем:

  • проблему несоответствия между увеличением объема учебной информации и фактором ограниченного времени обучения;

  • проблему интенсификации образовательного процесса;

  • проблему формирования и активизации познавательных интересов учащихся.

Предметы музыки, изобразительного искусства, хореографии, физической культуры являются обязательными дисциплинами во всех классах лицея.

Данная технология используется в основных ее моделях: однопредметное «погружение», «погружение» в образ, цикловое обучение.

Этот компонент способствует преодолению многопредметности в течение учебного дня, недели, что повышает активность ученика, снижает его утомляемость, резко уменьшает количество домашних заданий.

Ритмичная структура  учебного процесса

В отличие от традиционного деления учебного года на четыре учебные четверти разной продолжительности учебный год в подразделениях лицея разбит на 7 периодов, 6 из которых учебные, а седьмой (более длительный) – каникулярный (лето). Длительность периода составляет 7 недель, 6 из которых учебные, а седьмая – каникулярная. Соответственно учебная неделя состоит из шести учебных дней (суббота – зачетный день) и седьмого – выходного (воскресенье). Таким образом, весь учебный год имеет ритмичную структуру, согласованную с данными экспериментальной психологии, что повышает эффективность учебного процесса. Эту структуру можно описать формулой 6 + 1 (6 учебных дней + воскресенье; 6 учебных недель + неделя каникул; 6 учебных периодов + летние каникулы). Формула «6 + 1» имеет свою внутреннюю структуру АВСА’В’С’ + пауза, где соответственно буквой А обозначены первый день недели, первая неделя периода, первый период года; буквой В – соответственно второй, С – третий, А’ – четвертый, В’ – пятый, С’ – шестой. Триада АВС (или А’В’С’) представляет собой соответственно А – тезу, В – антитезу, С – синтез, что обуславливает задачи ритмичного структурирования учебного материала.

Такое временное деление базируется на опыте экспериментальной психологии и способствует снижению утомляемости учащихся, так как в большей степени соответствует внутренним церебральным ритмам.

Создание благоприятной предметно-пространственной среды3

Предметно-пространственная среда характеризуется в первую очередь стилем. Он может быть, условно говоря, «казенным» или «домашним», «строгим» или «свободным». В зависимости от этого, находящийся в школе (и ребенок, и взрослый) будет либо внутренне подсознательно подтягиваться и сосредотачиваться, либо расхолаживаться и расслабляться. Говоря о предметно-пространственной среде школы как о важной составляющей части ее уклада, необходимо, с одной стороны, создавать условия взаимного приближения школы и природы как изначально комфортной среды. С другой стороны, следует помнить, что «утварь» обживается, о-сваивается и становится частью духовного о-духо-творенного пространства. Но о-своение происходит, видимо, не путем пассивной притирки, а путем активного обживания, персонализации. Наиболее активно о-своение происходит путем совместного (учениками и учителями) создания локальных комфортных пространств, наполненных символической вещностью. Ученик, как и учитель, должен иметь возможность «продлить» себя в «своем», обжитом пространстве школы, у него должен быть «свой уголок», где он может (имеет право) создавать свой уют. В противном случае школа становится «чужой», социальная установка отчуждения – доминирующей, учитель и ученик приходят сюда отбывать каждый свою повинность.

Стиль, который мы считаем оптимальным для предметно-пространственной среды школы, мы называем храмовым. Под храмовостью мы понимаем такой стиль предметно-пространственной среды школы, который в максимальной степени способствует внутренней сосредоточенности ребенка и максимально направлен к его индивидуальности. Такая обстановка комфорта и уюта в максимальной степени снимает психологическую напряженность, нервозность и способствует сохранению психического здоровья учеников и учителей.

Создание доверительной системы отношений в лицее4

Переходя к вопросу локальной субкультуры отношений, можно выделить широкий спектр состояний и установок, характеризующих школьные отношения. В одну школу дети бегут с удовольствием, в другую – их не загонишь; одних учителей любят и обожают, других – тихо ненавидят; в одной школе принято списывать, в другой – нет; к одному учителю «можно» опаздывать, к другому – нет; к одному директору «вызывают на ковер», к другому приглашают посоветоваться. Но большинство этих состояний, отношений и установок, на наш взгляд, являются производными от базисного формообразующего чувства доверия/недоверия. Базисным чувством практических отношений общества, руководимого внутренним регулятором, остается доверие. Равно можно сказать, что регулятором этого общества является любовь его членов друг к другу. А основным лозунгом можно назвать святоотеческий принцип, сформулированный для церковного домостроительства: «Разнообразие в частностях, единство в главном и во всем – любовь». Действительно, доверие и любовь неразрывно связаны друг с другом. Мы доверяем тому, кого любим, равно как и любим того, кому можно доверять. Отсутствие доверия разрушает любовь, а доверие предшествует любви.

Принципом организации локальной, внутренне органичной субкультуры отношений школы мы считаем принцип соборности. Отношения доверия снимают чувство страха и тревожности, тем самым сохраняя духовное и психическое здоровье ребенка.

Обязательное для всех учащихся ежедневное горячее питание

Особенностями организации питания в лицее являются: а) стопроцентный охват натуральным ежедневным одноразовым горячим питанием всех учащихся; б) возможность повторно получать горячее питание учащимися, посещающими объединения дополнительного образования; в) учет мнения учащихся при составлении понедельных меню; г) бесплатная витаминизация ежедневного меню (в первом полугодии за счет фруктов, самостоятельно заготовленных учащимися за время выездной школы, во втором полугодии за счет витаминных напитков, приготовленных из собранных учащимися лесных ягод); д) полный отказ от продажи в школьном буфете ненатуральных (так называемых «пакетных») продуктов и напитков из искусственных концентратов.

Такая система организации питания в школе позволяет минимизировать причины детских заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Регулярная периодическая диспансеризация всех учащихся и постоянный медицинский надзор

В штате лицея имеется 1,5 ставки медицинских работников: 0,5 ставки врача-педиатра и 1 ставка медицинской сестры. Данный персонал осуществляет регулярные медосмотры учащихся и воспитанников дошкольных групп лицея, профилактические беседы. Школьный врач-педиатр проводит занятия по курсу анатомии и школьной гигиены для старшеклассников. Такая работа позволяет своевременно предупреждать и выявлять отклонения в детском здоровье.

Широкие возможности сферы дополнительного образования лицея

В лицее создана обширная сеть объединений дополнительного образования, способствующих развитию всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сеть научных предметных «кафедр», факультативы, предметные кружки), художественной (школа искусств с музыкальным, художественным и хореографическим отделениями), спортивно-оздоровительной (физкультурно-спортивные клубы и секции) и досуговой (клубы и студии по интересам). Организационная структура лицея выглядит следующим образом (см. рис.):

Организационная структура лицея

Подобный подход повышает занятость учащихся в общественнополезной деятельности, что практически сводит к минимуму проявления у учащихся вредных привычек и пристрастий и делает неактуальным в лицее вопрос подросткового пьянства, алкоголизма и наркомании.

Ключевые события года

Принципом организации локальной,
внутренне органичной субкультуры
отношений школы мы считаем
принцип соборности.

Под ключевыми мы понимаем выкристаллизованные за десять лет работы, принятые и педагогами, и лицеистами события учебного года, определяющими в духовно-нравственном плане внутреннюю жизнь лицея и ставшими традиционными.

Таковыми стали:

  •  праздники, проводимые в форме фестивалей (Осенний бал, День рождения лицея, Новый год), с добровольным участием детей;

  • спартакиада, включающая турниры по игровым и прикладным видам спорта;

  • месячник военно-патриотической и оборонно-спортивной работы;

  • творческие конкурсы (чтецов, танцоров, вокалистов и др.) и выставки (студии прикладного искусства, изостудии);

  • неделя самоуправления;

  • спортивные праздники и игры (День здоровья, «Зарница», школьный туристический слет);

  • поздравление ветеранов с Днем Победы и итоговый праздничный концерт всех творческих коллективов 9 Мая.

Выездная школа

Особой формой работы коллектива лицея являются выездные школы. За время школы происходит нравственная и духовная коррекция, укрепление нравственных идеалов учеников, формирование нравственного ядра коллектива.

Выездная школа – во многом вынужденная мера во времена нравственного беспредела, размывания общественных идеалов, аморального разгула в некоторых средствах массовой информации.

Поскольку работа выездной школы всегда проходит в условиях осеннего оздоровительного лагеря на побережье, это дает возможность провести массовое оздоровление детей всего лицея.

Программа сертификации личных и коллективных успехов и достижений

Для того чтобы активизировать жизненную позицию отряда5 в школе, объявляются конкурсы на получение гранта, учрежденного директором лицея по следующим номинациям:

  •  самый спортивный отряд года (подготовка, организация, участие, победы в спортивных соревнованиях);

  • самый прилежный отряд года (успеваемость отряда, количество участников, победителей предметных олимпиад, конкурсов и т.д.);

  • самый трудолюбивый отряд года (участие в создании благоприятной предметно-пространственной среды лицея, станицы, шефская работа с младшими классами);

  • самый творческий отряд года (участие в проведении творческих конкурсов, фестивалей, выставок, праздников);

  • лучший дежурный отряд года.

Оценивание проходит по накопительной системе, и каждый из отрядов может претендовать на награждение в различных номинациях. Но лишь один отряд, набравший наибольшее количество баллов по различным направлениям работы, награждается грантом директора и званием «Самый из самых». Результаты достижений заносятся в дневник отряда.

Система оценивания успехов отряда в процессе соревнования строится следующим образом.

1. За победу отряда в краткосрочных школьных мероприятиях, в текущих конкурсах, за особые инициативы, имевшие общешкольное значение, выдается сертификат зеленого образца 1 степени по оценочной шкале, равный 5 баллам. В правом углу сертификата в обязательном порядке обозначается эмблема номинации, в которой вручается документ.

2. Отряд, занявший призовые места, получает сертификат красного образца 2 степени, который приравнивается к 3 баллам по оценочной шкале.

3. Отряд, принимавший участие, но не достигший определенных результатов, награждается сертификатом синего образца 3 степени за инициативу, который имеет оценку в 2 балла.

4. В общую копилку успехов отряда могут добавляться сертификаты белого образца без определения степеней за индивидуальные успехи учащегося данного отряда. Данный сертификат имеет оценочное значение в 1 балл.

5. При подведении итогов соревнования используется накопительная система, дающая возможность определить победителя в различных номинациях с учетом количества сертификатов по названному направлению работы. Определение же главного победителя соревнований происходит на основе подсчета общего количества заработанных сертификатов. Обязанность определять победителей возлагается на независимый Совет доверенных, в состав которого входят учителя, студенты, лицеисты.

Добровольное согласие на участие отрядов в соревновании сняло все вопросы о желании и нежелании в нем участвовать. Таким образом, учащиеся получили прекрасную возможность максимально проявить себя в спортивной, творческой, учебной, трудовой, шефской деятельности.

В результате:

  • заработал Совет командиров, причем не формально, а доказывая свою эффективность;

  • выросла детская активность во внеурочной жизни школы;

  • вошла в нормальное русло тимуровская работа со стариками и ветеранами станицы;

  • активизировалась трудовая, творческая деятельность учащихся, в которой они были инициаторами, заработал механизм шефской работы в начальной школе.

Анкетирование ребят с 5-го по 11-й класс показало, что у основной части лицеистов повысилась личная активность. Так, на вопрос «Изменилась ли в этом учебном году ваша личная активность в общественной жизни класса и лицея?» были получены следующие ответы (см. диаграмму 1).

Ответы на вопрос «Были ли у вас ощущения, что вы что-либо делаете ради получения сертификата?» распределились следующим образом (см. диаграмму 2).

А на вопрос «Надо ли данную систему соревнований сохранить на следующий год?» утвердительно ответили 92 % лицеистов.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

* * *

У кого-то данные размышления могут вызвать скептическую усмешку: «А из какой вы, ребята, эпохи? За окном двадцать первый век, век жесткой конкуренции и борьбы за выживание, век глобализации, а вы говорите о любви и заботе».

Но если вы все же принимаете нашу позицию и становитесь на этот путь, то об этом придется заявить открыто и утверждать это постоянно, медленно и трудно «обрастая» в начале немногочисленными сторонниками.

Андрей ОСТАПЕНКО,
зам. директора по научной работе, Азовский педагогический лицей, станица Азовская, Краснодарский край

__________________

Лукьянова В.С., Остапенко А.А. Образовательная концепция Азовского ЭСПК // Управление школой. – 1997. № 17. С. 5–8.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М.: Прогресс, 1994. С. 1864.

См. подробнее: Остапенко А.А. Храмовость и соборность как принципы организации школьного уклада // Духовно-нравственное воспитание. – 2003. № 4. С. 12–16 или Остапенко А.А. Храмовость и соборность как основа уклада школы // Воспитательная работа в школе. – 2004. № 1. С. 24–26.

См. подробнее: Остапенко Ал. Принципы организации школьного уклада // Народное образование. – 2003. № 9. С. 159–166.

Поскольку в нашем лицее в разных детских коллективах есть дети разного возраста, понятие «класс» у нас почти неупотребимо, а используется слово «отряд». Причем у каждого отряда есть свое имя, которое традиционно передается выпускным отрядом пришедшим только что в школу первоклассникам. Это происходит каждый год 1 сентября. И тогда, если выпускной отряд назывался «Радуга», то первоклассники – «Радужата», если выпускники – «Заря», то малыши – «Зорьки», и т.д. Вместе с именем отряда передается и отрядное знамя.

Рейтинг@Mail.ru