Программа развития
Развитие по программе
Организационно-педагогический
механизм управления инновационным потенциалом
субъектов образовательного процесса при
переходе к профильному обучению
Перемены нескольких последних лет
привели к тому, что школа наконец-то перестала
рассматриваться как застывший организм. Стало
очевидным, что она должна жить и развиваться:
ставить определенные цели, достигать их и снова
разрабатывать план своей дальнейшей жизни. И
программы развития школы перестали быть
бумагами, которые пишутся для проверок и
кладутся «в стол» до лучших времен. Каждая школа
сегодня пробует сделать для себя такой план
развития, который бы помог решить стоящие перед
ней современные задачи. Сегодня своим опытом на
этой стезе делятся коллеги из школы № 12 с
углубленным изучением отдельных предметов
города Губкина Белгородской области.
В начале этого века перед
администрацией СОШ № 12 встали вопросы: «Как
сделать управление в школе эффективным, чтобы
оно было направлено на улучшение
учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло
требованиям перехода к новой образовательной
парадигме – профильному обучению?», «Как
добиться конкурентоспособности школы на рынке
образовательных услуг в городе и регионе?».
Опираясь на накопленный опыт педагогической
науки и практическую работу учителей, мы пришли к
выводу, что через индивидуализацию и
дифференциацию обучения и привлечение к
управлению всех учителей педагогический
коллектив способен повысить качество
образования в школе, придать ему вариативный
характер. Родители и учащиеся поддержали это
начинание и стали его активными помощниками и
участниками.
Более того, учителя участвовали в
инновационной деятельности через эксперименты:
федеральный (2001–2005) –
«Совершенствование структуры и содержания
общего образования»;
региональный (с 2001 по настоящее время)
– «Внедрение в педагогическую деятельность
учителей русского языка и литературы технологии
обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной»; (с 2004 по
настоящее время) – «Внедрение в педагогическую
деятельность учителей литературы технологии
обучения литературе Б.С.Дыхановой»;
школьный (2000–2005) – «Исследование
влияния технологизации процессов воспитания на
развитие интеллектуальных особенностей
школьника».
Было решено выработать дальнейшие
действия коллектива через программу развития
школы, которая бы показала механизм реализации
организационных условий управления
инновационным потенциалом субъектов
образовательного процесса в режиме перехода
школы к профильному обучению. Это требует
принципиальных изменений в среднесрочной
перспективе для обеспечения
конкурентоспособности школы на муниципальном и
региональном уровнях.
Проблема, на решение которой
направлена данная инновационная
образовательная программа развития,
определяется наличием следующих противоречий
в деятельности школы:
между потребностью в привлечении к
управлению субъектов образовательного процесса
через новые формы организации их деятельности
(профессиональные объединения педагогов) в
соответствии с меняющимися целевыми установками
в общеобразовательном учреждении при переходе в
профильный режим для обеспечения его
стабильного развития и традиционным подходом
администрации школы к процессу управления,
отсутствием знаний по организации совместной
деятельности;
между осознанием педагогическим
коллективом необходимости поиска новых способов
организации жизнедеятельности учащихся в
условиях крупных преобразований в стране
(демократизация и переход к рынку) и существующей
в школе формой ученического самоуправления
(Совет школы);
между существующим отчуждением школы
от общества и предоставлением участникам
образовательного процесса права принимать
реальные решения через общественную
составляющую внутришкольного управления.
Актуальность данной проблемы и
потребность практики школы в совершенствовании
организационно-педагогического обеспечения
управления совместной инновационной
деятельностью профессиональных объединений
педагогов, учащихся и общественности при
переходе к профильной школе послужили
основанием для выбора темы программы развития: «Организационно-педагогический
механизм управления инновационным потенциалом
субъектов образовательного процесса в режиме
перехода школы к профильному обучению».
Целью деятельности по реализации
данной программы является изменение миссии
школы путем построения внутришкольного
управления, основанного на
организационно-педагогическом механизме,
который обеспечивает эффективное использование
имеющихся ресурсов, изменение технологий
обучения, повышение инновационного потенциала и
инвестиционной привлекательности школы.
В соответствии с проблемой и целью
выдвинута следующая рабочая гипотеза:
реализация организационно-педагогического
механизма управления инновационным потенциалом
субъектов образовательного процесса в режиме
перехода школы к профильному обучению будет
эффективной, если она обеспечена следующими
условиями:
управление деятельностью субъектов
образовательного процесса построено с учетом
системного характера изменений за счет
внутренних инноваций в целях, содержании,
технологиях при переходе к профильному обучению;
рост творческой и исследовательской
активности школьников является осознанным и
способствует самореализации их личности и
профессиональному самоопределению;
вовлечение школьников в
социально-экономическую, политическую и
культурную жизнь происходит путем
технологизации воспитательного процесса в школе
через изменение организации деятельности
органов ученического самоуправления;
наращивание
общественно-профессиональных инициатив
происходит путем привлечения общественности к
реальному управлению школой и способствует ее
инвестиционной привлекательности.
Для достижения поставленной цели и
проверки положений гипотезы были определены
следующие задачи:
1. Организовать внутришкольное
управление через обоснованную совокупность
профессиональных объединений педагогов,
деятельность которых позволит совершенствовать
технологии обучения и воспитания и повышать
инновационный потенциал субъектов
образовательного процесса.
2. Создать условия для осознанного
профессионального самоопределения и
самореализации личности школьников в рамках
перехода к профильному обучению.
3. Способствовать формированию у
школьников активной жизненной позиции,
готовности к участию в общественно-политической
и культурной жизни страны через воспитание
гражданственности, патриотизма и толерантности
средствами игровой технологии «Демократическая
республика».
4. Изменить общественную составляющую
внутришкольного управления путем создания
Управляющего совета для повышения
инвестиционной привлекательности школы.
В связи с этим работа по реализации
поставленных целей и задач программы развития
строится с учетом руководящих принципов,
базирующихся на целом ряде основных моментов,
без которых невозможна совместная деятельность
субъектов образовательного процесса в режиме
перехода школы к профильному обучению.
Первый принцип – единство целей:
1) текущей учебно-воспитательной
деятельности;
2) развития учебно-воспитательной
деятельности;
3) саморазвития субъектов
образовательного процесса.
Второй принцип – доверие и
ответственность – подразумевает способность
руководителей и всех участников процесса
преобразований принимать важные решения, брать
на себя ответственность за их реализацию, а также
за все последствия принятых решений.
Третий принцип – опора на сильные
стороны. Он подразумевает привлечение всех
ресурсов, которые участники образовательного
процесса (профессиональные объединения
педагогов, ученики, родители, школьная
администрация и общество) могут вложить в этот
процесс. Сильные стороны всех
«преобразователей» являются главным источником
ресурсов для создания учебного заведения нового
типа, функционирующего в режиме развития.
Сроки и этапы реализации
инновационной программы на 2005–2010 годы.
На первом этапе реализации (2005–2006)
разрабатывается инновационная программа
развития школы, определяются способы и механизмы
ее реализации, оценивается
материально-техническая база для ее
осуществления. Предусмотрено изменение
нормативно-правовой базы: в содержании
образования (локальные акты для организации
предпрофильной и профильной подготовки); в
общественном участии в управлении школой
(положение об Управляющем совете); в
научно-методическом обеспечении реализации
программы (положение о лаборатории учителей,
учащихся).
На втором этапе (2006–2007; 2007–2008)
осуществляется собственно профильная
подготовка школьников по следующим профилям:
социально-гуманитарный,
информационно-технологический,
химико-биологический, универсальный. Проводятся
мероприятия по оснащению оборудованием для
реализации программы, а также методическое и
информационное обеспечение осуществляемого
организационно-педагогического механизма
управления инновационным потенциалом субъектов
образовательной деятельности. Анализируются
первичные результаты внедрения игровой
технологии в ученическое самоуправление
«Демократическая республика».
На третьем этапе (2008–2009; 2009–2010)
предусмотрена реализация мероприятий,
направленных на внедрение и распространение
результатов, полученных на предыдущих этапах.
Оценивается роль участия общественного
управления в деятельности школы.
На каждом из этапов планируются
измерение и оценка показателей, характеризующих
ход реализации программы по годам и влияние
программных мероприятий на состояние
образовательного процесса в школе.
Новизна программы состоит в том,
что полученные результаты в своей совокупности
будут содержать решение проблемы по изменению
миссии школы путем
организационно-педагогических преобразований
управления инновационным потенциалом субъектов
образовательной деятельности.
Практическая значимость
результатов реализации программы заключается в
разработке организационно-педагогического
механизма управления деятельностью субъектов
образовательного процесса при переходе к
профильному обучению.
Достоверность и обоснованность
выводов и результатов обеспечиваются
непротиворечивостью методологических
оснований, адекватностью теоретических и
эмпирических методов контроля за деятельностью
по реализации программы ее цели и задачам,
длительностью работы, качественным и
количественным анализом полученных данных.
Организационно-педагогический
механизм управления инновационным потенциалом
субъектов образовательного процесса при
переходе к профильному обучению представлен
через системный характер изменений за счет
внутренних инноваций (см. схему 5).
Схема 5. Системный характер
изменений за счет внутренних инноваций в целях,
содержании, технологиях
На уровне ученика
Содержание образования в условиях
перехода к профильной школе претерпевает
изменения (см. схему 2), а внедрение
инновационных технологий: синтез мыслей,
Ривин-методика, мультимедийные,
информационно-коммуникационные,
интернет-технологии и технологии контроля
знаний учащихся (с помощью КИМов, КОНОП,
творческий тест, тест с закрытыми ответами, тест
с обратной связью, тест «малая группа – обратная
связь») – позволяет оптимально реализовать его
(содержание) в рамках школы, профильного
предмета, конкретного урока, обеспечивая
развитие инновационного потенциала и высокое
качество образования.
В учебных планах старшей ступени 2006/2007
учебного года апробируются профили (см. схему 1).
Схема 1
Схема 2. Формирование
образовательной структуры
Углубленное профильное обучение
предполагает более глубокое изучение профильных
предметов и соответствующих им элективных
курсов, расширенное –изучение дисциплин (в
т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы
привычных школьных предметов.
Учебный план различных ступеней
обучения в школе предусматривает возможность
разнообразных вариантов комбинаций учебных
курсов, которые обеспечат гибкую систему
профилизации. Эта система включает в себя курсы
следующих типов: базовые общеобразовательные,
профильные и элективные.
Предпрофильная подготовка в 9-х
классах направлена на выбор учащимися будущего
профиля обучения. В предпрофильную подготовку
включаются за счет часов на факультативы и
индивидуальные занятия, не выходя за рамки
учебного плана, элективные курсы: «Деловое
общение»; «Мой выбор»; «Профессии Белгородской
области»; «Мир профессий и ты (диагностика и
консультирование)»; «Основы предпринимательской
деятельности»; «Гид-переводчик». За счет часов
компонента образовательного учреждения в них же
вводятся следующие элективные курсы:
«Замечательные неравенства, их обоснование и
применение»; «Азбука журналистики»;
«Практическая стилистика»; «Математика в
экономике и управлении»; «История ратного дела»;
«Математика в архитектуре»; «Страховое дело»;
«Смелый портной»; «Энергетика и окружающая
среда»; «Мой друг – Интернет»; «Информация и
общество»; «Практическая грамматика английского
языка»; «Деловой русский язык»; «Ручная и
машинная вышивка»; «Физика: наблюдение,
эксперимент, моделирование»; «Геометрическое
моделирование окружающего мира».
За счет часов компонента
образовательного учреждения во всех 10-х классах
вводятся элективные курсы: «Деловое
общение»; «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»;
«Подготовка к ЕГЭ по математике».
Кроме того, этот же ресурс времени
используется для введения дополнительных элективных
курсов в соответствии с профилем. Для
социально-гуманитарного: «География
человеческой деятельности»; «Личность в истории
России»; «Русский язык для говорения и письма»;
«Философские беседы»; «Социология»; «Страховое
дело»; «Информатика и ИКТ».
Для информационно-технологического:
«Технология создания сайтов»; «Красавицы
функции и графики»; «Решение физических задач»;
«Фундаментальные эксперименты в физической
науке»; «Исследование информационных моделей»;
«Физика: наблюдение, эксперимент,
моделирование»; «Математика в экономике и
управлении».
Для химико-биологического: «Клетки и
ткани»; «Экологический практикум»; «Гигиена и
здоровье человека»; «Химия вещества в
повседневной жизни»; «Валеология»; «Решение
творческих задач по биологии»; «Математика в
экономике и управлении»; «Органическая химия»;
«Информатика и ИКТ».
Для универсального: «Мой выбор»;
«Личность в истории России»; «Деловой русский
язык»; «Земля во Вселенной»; «Библия как памятник
истории»; «Страховое дело»; «Человек и культура».
В результате изменения содержания
образования появляется возможность создания
индивидуальной образовательной траектории,
которая позволяет признать роль ученика в его
собственном образовании, а не ограничиваться
лишь традиционной индивидуальной работой с ним.
Сопровождение индивидуальной
образовательной траектории учащегося
профильного класса может быть представлено
программными мероприятиями в рамках
учебно-воспитательной работы по трем
направлениям (см. табл.). Все показатели,
указанные в таблице, принимаются во внимание при
построении индивидуальной образовательной
траектории.
Таблица
Педагогическое |
Психологическое |
Гуманитарно-социальное
|
Культивирование
склонностей и задатков |
Возрастные кризисы |
Жизненные планы и
устремления |
Индивидуальные
образовательные траектории |
Образ «Я», лидерские
качества |
Использование и
дополнение потенциала семьи, ЗОЖ |
Ключевые компетенции |
Тестирование |
Прием в вузы и др.
учебные заведения |
Информационное
обеспечение индивидуальных образовательных
траекторий |
Конфликтные ситуации |
Ценностные ориентации |
Технологические и
профессиональные пробы |
Коррекция самооценки |
Бизнес детей и
подростков |
Индивидуализация
педагогических технологий |
Психологический
консалтинг |
Гранты, стипендии |
Индивидуальные
образовательные запросы |
Самоидентификация |
Правовой консалтинг |
Творческие конкурсы,
олимпиады |
Деловые и волевые
качества личности, коммуникабельность |
Профессиональные
объединения
школьников |
Кругозор и
мировоззрение |
Психологический
комфорт |
Досуг, отдых |
Расширение
креативного поля |
Самореализация |
Профессиональная
подготовка |
Патриотизм |
Толерантность |
Волонтерство,
межнациональные
отношения, гражданственность,
социальная активность |
На уровне педагога
Наращивание инновационного
потенциала педагогов представлено через
структуру ИПП (инновационный потенциал
педагога), под которым подразумевается система
естественных и приобретенных в процессе
профессиональной деятельности качеств: ИПП = Пнеп
+Пчип +Пдсп +Пдпд, где «неп» –
неизменяемая часть потенциала, обусловленная
общими врожденными способностями личности;
«чип» – частично изменяемая (прогрессивная)
часть потенциала, обусловленная естественными
специальными способностями личности, развитием
последних в процессе профессиональной
переподготовки и практической деятельности;
«дсп» – компонент потенциала, добавляемый
специальной методической подготовкой в процессе
участия в методической работе в школе; «дпд» –
часть потенциала, приобретенная в процессе
практической деятельности педагога по
реализации программы развития школы до 2010 года.
Под инновационным потенциалом
педагога мы понимаем совокупность
социокультурных и творческих характеристик
личности педагога, выражающую готовность
совершенствовать педагогическую деятельность и
наличие внутренних, обеспечивающих эту
готовность, средств и методов. В инновационный
потенциал педагога также включается желание и
возможность развивать свои интересы и
представления, искать собственные
нетрадиционные решения возникающих проблем,
воспринимать и творчески воплощать уже
существующие нестандартные подходы в
образовании. Для успешной работы в области
инновационной педагогики учитель должен
обладать следующими характеристиками:
творческой способностью
генерировать и продуцировать новые
представления и идеи, проектировать и
моделировать их в практических формах, в
конкретной деятельности;
культурно-эстетической развитостью
и образованностью, что предполагает
интеллектуальную и эмоциональную развитость и
высокий уровень культурной грамотности
педагога;
открытостью личности к новому, что
базируется на толерантности личности и гибкости
мышления.
На уровне управления
Важность обеспечения в управлении
того, чтобы каждый педагог профессионального
объединения осознавал свою включенность в
организацию не только в кибернетическом аспекте
(осмысление роли и места в структуре), но и в
аспекте функционирования в ней взаимоотношений,
определяла изменение организационной схемы
управления в соответствии с целями и задачами
программы развития школы (см. схему 4). Отсюда
фактором побуждения к профессиональному
мастерству становится притягательная сила общей
цели, принятие ответственности за успех или
неуспех в ее реализации через осуществление цели
индивидуальной. Скоординированная работа всех
субъектов образовательного процесса при
переходе к профильной школе позволит
реализовать предложенный
организационно-педагогический механизм
управления их инновационным потенциалом.
Схема 4. Изменяемая
организационная структура управления школой в
процессе реализации программы развития
Технология информационного
обеспечения программы развития школы
предполагает использование следующих
возможностей:
1. Подготовка информационных
материалов (образовательные карты МОУ, буклет,
участие в областных и Всероссийских конкурсах;
имеющийся задел – выход в финал Конкурса
инновационных разработок Российского
образовательного Форума, участие в Конкурсе
на проведение апробации новых учебных
материалов, предоставление педагогического
опыта на Всероссийском фестивале «Открытый
урок»).
2. Организация профориентационной
работы в МОУ через курс занятий для учащихся 9-х
классов «Мои профессиональные намерения».
3. Разработка графика проведения
мероприятий с учащимися и их родителями по
системе предпрофильного и профильного обучения.
4. Проведение дня открытых дверей для
учреждений среднего и высшего профессионального
образования в рамках общешкольной недели науки.
5. Проведение организационных
мероприятий по заключению договоров с МГОУ, БГТУ
им. Шухова, МГУС, Госстрахом для проведения
занятий в рамках предпрофильной и профильной
подготовки учащихся.
6. Создание банка актуальной
педагогической информации по проблемам
профильного обучения.
7. Участие школьников в
научно-исследовательских мероприятиях города,
области и России (олимпиады, ЮНК), представленные
в материалах для папки индивидуальных учебных
достижений «портфолио».
8. Создание информационного стенда по
вопросам организации предпрофильной и
профильной подготовки для учащихся, родителей и
педагогов школы.
9. Выпуск школьной газеты «Большая
перемена».
10. Опубликование школьного сайта.
Реализация программы развития
подразумевает инновационную деятельность по
следующим направлениям (см. схему 3).
Схема 3
Для оценки реализации инновационной
составляющей программы развития выделены критерии,
позволяющие судить, насколько эффективно
реализуется программа, то есть проанализировать
возможные влияния нововведений на различные
стороны образовательного процесса и школьной
жизни: информационно-аналитическое обеспечение,
прогностическая направленность деятельности
субъектов образовательного процесса,
педагогический и психологический мониторинг,
личностная ориентация руководителей школы и
профессиональных объединений педагогов в
системе внутришкольной управленческой и
инновационной деятельности.
Анализ ситуации показывает, что
учителями в основном осознается необходимость
перехода к новой образовательной парадигме –
профильному обучению. Однако это не означает, что
проблем, связанных с внедрением
организационно-педагогического механизма
управления инновационным потенциалом субъектов
образовательной деятельности, не будет. Всегда
остаются учащиеся, педагоги, родители,
общественные организации, у которых
нововведения обнаруживают сопротивление.
Марина ЛАЗАРЕВА, доцент СПбГИЭУ,
кандидат педагогических наук;
Ольга ЛАЗАРЕВА, зам. директора по
научно-методической работе МОУ СОШ № 12,
г. Губкин, Белгородская область
|