Увлеченные школой
«В школе должны жить любовь и доброта»
Он молчалив, но его молчание наполняет собой
все вокруг и способно заинтриговать. Когда он
начинает говорить, ловишь себя на мысли, что не
можешь понять – шутит он или вполне серьезен.
Свою профессию не выбирал. Она выбрала его сама.
Он этому не сопротивлялся. И правильно делал.
Ведь от судьбы, как известно, не уйдешь…
А судьбой было предписано построить
школу. Что Юрий ШАГДАРОВ и сделал десять с
лишним лет назад. Школа вышла непростой. По
многим параметрам. В частности, на конкурсе
«Лучшие школы России – 2005» она вошла в десятку
сильнейших образовательных учреждений страны.
Тогда все узнали, что в степях Агинского
Бурятского Автономного округа есть поселок
Могойтуй, а в нем – школа № 2*.
По сути, школа – это комплекс из
четырех зданий: собственно школы,
информационного центра, адаптивной школы и
культурного центра с хореографическим и актовым
залами и мастерскими. 1200 учеников и 108 учителей
всецело доверяют своему директору, потому что
знают: он умеет делать так, чтобы в школе было
приятно учиться и учить. Мечтая построить именно
массовую школу, Юрий Батоцыренович превратил ее
в такое место, где интересно каждому ребенку.
Но на достигнутом директор не
останавливается. Например, на 10-летний юбилей
школы открыл кадетский класс для детей из
малообеспеченных семей. Сейчас в нем учатся 18
человек. Он считает, что после окончания школы
именно эта категория детей остается «за бортом»,
не получая дальнейшего профессионального
образования. А здесь заключаются договоры с
училищами МВД, согласно которым кадеты будут
иметь приоритет при поступлении. Администрация
округа идею поддерживает. Но главное – Юрий
Батоцыренович убежден в том, что дети из
проблемных семей зачастую чувствуют жизнь
гораздо тоньше, чем ребята из обеспеченных семей,
и потому из них вырастают справедливые,
ответственные люди.
Он уверен и в своих выпускниках,
которых можно найти в университетах Москвы и
Санкт-Петербурга, педагогических вузах
Новосибирска и Иркутска. Многие из них остаются в
больших городах, но директор об этом не жалеет; он
знает: где бы ни учились и ни работали «его» дети,
жизнь вокруг них будет меняться к лучшему.
Юрий Шагдаров выбрал такой способ
изменять этот мир – через школу и детей. И потому
неустанно что-то придумывает, улучшает,
подправляет, преобразовывает, совершенствует,
изобретает в своем обширном хозяйстве.
Человек дела, он не склонен много
разговаривать. Однако для «Управления школой»
сделал исключение. И поделился своими взглядами
на школу, воспитание детей и будущее российского
образования.
– Юрий Батоцыренович, вы построили
свою школу с нуля и сделали одной из лучших в
России. Что это значит для вас?
– Для меня построить школу – значит
построить дом. И я благодарен судьбе за то, что
мне удалось основать дом для 1200 учащихся. Кроме
того, каждый год около 100 выпускников покидают
школу. Так что я могу сказать, что у меня на
сегодняшний день 700 детей, которые разъехались по
всей России.
Мои родители работали в школе всю
жизнь, отец много лет был директором. Сегодня в
моей школе работает моя сестра, здесь же учились
мои дети, в соседней школе преподает жена. Вся
жизнь связана со школой, и я не представляю себя в
другой роли. Наверное, я счастливый человек.
– Во времена становления школы не
было момента, когда все хотелось бросить?
– Желания поменять профессию,
изменить жизненную траекторию не было никогда.
Для меня 10 лет существования школы – это 10
ступенек. Каждый раз поднимаясь на новую высоту,
хотелось решить новые проблемы. И когда я
понимал, что школа развивается в правильном
направлении, это придавало новые силы.
– Какой момент, к примеру, убедил вас
в том, что школа на верном пути?
– Когда я еще работал
в могойтуйской школе № 1, у нас была слабая
самодеятельность: танцевали дети плохо, костюмы
были блеклые, репетиции проходили скучно и т.д.
Поэтому когда я стал директором новой школы, то
задался целью решить эту проблему. Пригласили
профессиональных хореографов, поставили
несколько танцев, изучили особенности костюмов
для разных танцевальных композиций. И в первый же
год существования школы на районном смотре наш
танцевальный коллектив занял первое место. В тот
момент я понял, что вложенные усилия не пропали
даром. И с тех пор наши дети продолжают побеждать
не только у нас в округе, но даже и в других
странах мира.
Было еще несколько моментов, когда я
чувствовал, что школа – это уже единый коллектив.
В трудную минуту и учителя, и дети делают все от
них зависящее, чтобы школа выглядела достойно.
Может быть, так получилось от того, что строили
школу всем миром, но не потому, что не было денег
на строительство, а потому, что мне хотелось с
самого начала «заразить» детей, учителей и
родителей идеей собственной новой школы.
|
Блиц
|
– Ваше жизненное
кредо?
– Если проблемы нет, ее надо придумать и решить.
– Как бы вы кратко описали образ директора
школы XXI века?
– В душе «ребенок», по жизни – прагматик.
– С какой мыслью просыпаетесь?
– Надо не забыть сделать одно, второе, третье,
четвертое...
– Чего вы еще не совершили?
– Большую глупость – не ушел из школы.
– Что вас по-настоящему раздражает?
– Люди, которые ничего не понимают в системе
образования, но пытаются управлять ею. К счастью,
ярким противоположным примером является работа
нашего окружного департамента образования и
молодежной политики.
– Самое радостное событие последнего времени?
– Всегда по-настоящему радуюсь встрече с
выпускниками, когда они говорят, что им сейчас во
многих ситуациях легко благодаря тому, чему их
научила школа.
– Любимое занятие в свободное от работы время?
– Погулять по лесу, отдохнуть от каждодневной
суеты. А с тех пор как появилась Ассоциация
лучших школ, отдыхом стало общение с коллегами. |
– А в чем, по-вашему, состоит
квинтэссенция идеи школы как таковой?
– У каждого ребенка свои точки роста, и
задача любой школы не просто увидеть их, но на их
основе развить его желание и способность
учиться. Смысл школы не в разделении детей на
легкообучаемых и труднообучаемых, а в поиске
подхода к каждому.
Вспомню такой случай. Один наш ученик
любил петь, и у него это хорошо получалось. А по
литературе регулярно получал «двойки» и
«тройки». Учитель на него жаловался. Я предложил
этому учителю попробовать изменить тактику и
предоставить мальчишке возможность делать на
уроке то, что он любит. В результате на уроке
зазвучали бардовские песни, песни на стихи
Есенина. Через месяц проблема была
ликвидирована: ученик помогал учителю вести
уроки, пел песни, учил наизусть стихи – класс был
в восторге.
Учитель должен сделать ребенка
активным участником учебного процесса,
обнаружив и раскрыв талант, присущий только
этому, конкретному учащемуся.
– К сожалению, не все учителя владеют
таким мастерством. Можно распознать это умение
заранее? Как понять, может ли человек быть
хорошим учителем?
– Самое главное качество, которым
должен обладать учитель, на мой взгляд, доброта.
Если человек добрый – полдела сделано.
Великолепно, если к этому добавляется еще и
профессионализм. Но именно в такой
последовательности, а не наоборот. Ведь
профессионал может дать знания, но не научить
чему-то человеческому. А дети могут научиться
сами добывать знания, но доброте самостоятельно
вряд ли научишься.
Надо сказать, что когда после пяти лет
существования школы к нам стали приходить на
работу наши выпускники, мы очень обрадовались.
Сейчас они преподают английский, географию,
математику, физкультуру, ведут уроки в начальной
школе. Коллектив прекрасно знает их человеческие
качества, а они – традиции школы. В результате
все это благотворно сказывается на детях. Думаю,
такой шаг, как приглашение на работу своих
выпускников, весьма продуктивен для развития
любой школы.
– Известный московский директор
Леонид Мильграм как-то сказал: «Успех школы прямо
противоположен эгоизму ее директора. Я никогда
не боялся брать в школу учителей умнее и успешнее
себя». В этом смысле ваш подход к подбору
учителей – одна из составляющих формулы успеха
школы, а значит – и ее директора…
– Зачастую я принимаю какие-то решения
интуитивно. И время потом показывает, что они
были оправданны. Кто-то из великих сказал, что
учиться по-настоящему мы начинаем после 30 лет.
Мне уже гораздо больше, но я все еще учусь и не
готов говорить об успешном руководстве школой.
Единственное, что знаю точно: любой руководитель
должен обладать определенными лидерскими
качествами. Другими словами, без некоторых
врожденных свойств характера хорошим директором
не станешь. Их можно потом развивать, но
приобрести – вряд ли.
Играет роль и атмосфера семьи.
Благодаря своим родителям я знаю жизнь школы как
бы изнутри. И потому надеюсь, что сегодня у меня
что-то получается. А вообще я просто стараюсь с
любовью относиться к учителям, ученикам и
родителям. Атмосфера доверия и доброты подчас
сама снимает массу проблем.
– Как вы считаете, российская
система образования находится на правильном
пути?
– Ловлю себя на мысли, что в нашей
системе образования в последнее время все больше
внимания стали обращать на внешнюю сторону. А о
содержании – говорить все меньше. Кроме того,
школа часто не занимается своими прямыми
обязанностями – воспитывать и учить детей. Зато
занимается бумагооборотом. Отчеты, документы,
планы, списки…
А ведь школа должна помочь
формированию у ребенка определенных ценностей.
Красота, благополучие, чистота, порядок, новые
технологии, современные книги и справочники –
если все это будет в школе, то по окончании ее у
человека подспудно возникнет мысль о том, что так
должно быть и в его доме, в его семье. Создание
благоприятных условий, развитие информационной
культуры – все это должно формироваться в школе.
К счастью, мы в своей школе уже доросли
до того уровня, когда количество перерастает в
качество. Наши дети сегодня вместе с учителями
уже могут создавать страницы электронных
учебников по определенным темам и с
удовольствием это делают. Могу с уверенностью
сказать, что у нас сформирован и определенный
уровень информационной культуры. Разумеется,
заслуга в этом не только школы, но и
администрации нашего округа. Многие задачи из
тех, которые ставит сегодня Минобразования, для
нас уже пройденный этап. В частности, речь идет об
информатизации, создании оптимальной
образовательной среды, безопасности и т.д.
Администрация округа и наши ОУ начали работать в
этом направлении несколько лет назад. Но далеко
не каждая школа в России может позволить себе
сделать то же самое. Внимание региональной и
местной власти к системе образования – залог
развития школы, профессионального роста учителя
и успехов ребенка.
– Если бы вам предложили составить
план реформирования школы, с чего бы начали?
– Скажу жесткую вещь: из школы должны
уйти 40–50 процентов учителей. Потому что они не
являются настоящими учителями, мучаются сами и
мучают детей. Необходимо сделать так, чтобы в
педагогические вузы шли учиться выпускники
педагогических классов. А после того, как они
четыре года проучились в вузе, пусть приходят в
школу на годовую практику. Только после этого
школа должна выдавать студенту рекомендацию о
том, что он может работать в школе. Другого выхода
я не вижу.
В стране отсутствует рынок
педагогических кадров. Все те учителя, которые
выдержали перестройку и последовавшие за этим
изменения в общественной жизни, потихоньку
уходят из школы. Но приходить на их место некому.
Заработная плата низкая, работа не престижная.
Если государство будет жадным в отношении
учительского обеспечения сегодня, то со временем
ему придется вкладывать огромные средства в
развитие образования. Нужно платить кратно
больше, чем сейчас, за качество работы педагога,
поднять статус учителя. Тогда мы получим молодых
талантливых учителей, душой болеющих за школу.
– Юрий Батоцыренович, возвращаясь к
разговору о том, что 10 лет развития вашей школы –
это 10 ступенек, какая высота будет следующей? О
чем мечтаете сегодня?
– Построить конюшню. Наверное, в этом
есть что-то национальное. Ведь предки бурят –
кочевники, благородные животные всегда играли в
жизни кочевников большую роль. Хочу, чтобы у
детей была возможность ухаживать за лошадьми,
заботиться о них, учиться их понимать.
За мечтой стоит подготовительная
работа, накопление ресурсов… Надеюсь, у нашего
коллектива хватит сил и решимости реализовать не
только это, но и многое другое.
Беседовала Яна САРТАН
__________________
* Подробно об этой школе
«УШ» писало в № 1/2007. |