Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики – М.: Алекс, 2006

Скорость изменений в экономике, основанной на знаниях, означает, что навыки теряют свою ценность намного быстрее, чем раньше. Чтобы эффективно конкурировать в этом постоянно меняющемся мире, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки.

Парадокс современного общества состоит в том, что оно патетически провозглашает равное право всех и каждого на получение хорошего образования, а его потребности диктуют необходимость массового «производства» отнюдь не интеллектуалов, а рядовых исполнителей низшего звена, которым знание «Илиады», Великой Хартии Вольностей или интегралов совершенно не требуется. Разрешению этого противоречия могла бы способствовать элитарная дифференциация образования (реально существующая, хотя об этом и не принято говорить вслух), которая сама, однако, противоречит принципу равенства гуманистических деклараций. В качестве всех якобы устраивающего решения данной проблемы сегодня предлагается идеология непрерывного обучения на протяжении жизни. Роль школы при этом неявно принижается – ее главной задачей провозглашается формирование способности на протяжении жизни пополнять индивидуальный арсенал конкретных умений, необходимых для решения обновляющихся производственных задач. Образованный человек, специалист в своем деле перестал быть идеалом. Ему на смену пришел гибкий прагматик, способный бесконечно перестраиваться в угоду требованиям рынка.

По большому счету, именно так следует понимать новую образовательную стратегию, провозглашаемую Всемирным банком. На первый взгляд, может показаться странным, что этот влиятельный финансовый институт, далекий, казалось бы, от педагогических проблем, вдруг озаботился образованием. На самом деле ситуация вполне объяснима: мировая финансовая элита заинтересована в таком «человеческом капитале», который обещает наибольшие дивиденды. Эксплуатация малограмотных батраков давно доказала свою низкую рентабельность. Современному рынку нужен батрак сообразительный, способный быстро научиться закручивать гайки в новую сторону. Инвестиции в такой капитал обещают высокую отдачу. А как известно, кто платит – тот и заказывает музыку. Предлагаемая вниманию читателя книга – аналитический доклад, подготовленный по заказу Всемирного банка. Отдавая себе отчет в замысле заказчика, легче понять, чем книга, по словам издателей, может быть «полезна тем, кто принимает решения об образовании, – от директора школы до министра». А именно: на что финансовые воротилы готовы выделять деньги и как эти вложения предстоит отрабатывать.

Что касается непосредственно директора школы, то ему, называя вещи своими именами, книга полезна тем, что позволяет сориентироваться, «куда дует ветер» в современной образовательной политике.

Никаких содержательных рекомендаций насчет организации школьной работы в книге найти не удастся. Зато есть возможность разобраться, как выигрывают страны с переходной экономикой – например, Колумбия или Чили – от заботы Всемирного банка. А поскольку в глазах Соросов и Баффетов Россия также предстает «страной с переходной экономикой» (такой политкорректный эвфемизм, исключающий упоминания об отсталости), то и нам не грех уяснить, какое место нашей школе отводится в глобальной образовательной политике. Тем более что можно не сомневаться: те, кто реально принимает решения об образовании, позаботятся сполна освоить средства, вложенные в их усердие. Как, например, издатели этой книги.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru