Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Брунер Джером. Культура образования. – М.: Просвещение, 2006

Школа – это не только место, где обучают каким-то предметам. Школа – это важный социальный институт. Она не только готовит к жизни, но и учит жить. Важно, чтобы учащиеся именно так ее и воспринимали.

Как однажды иронично заметила польская писательница Янина Япохорская, самое большее влияние на человечество оказали книги, которых почти никто не читал. В самом деле, многие ли из нас удосужились прочесть от корки до корки (или хотя бы взять в руки) «Уолден», «Бегство от свободы», «Я и Оно»? А ведь сами себе не отдавая в том отчета, все мы живем сообразно законам, сформулированным великими мыслителями в этих творениях. Увы, мыслители редко заботятся о доходчивом изложении открытых ими истин, и потому их труды не становятся бестселлерами.

На обложке новой книги Джерома Брунера слово «бестселлер» напечатано едва ли не крупнее ее названия. Признаться, такой оптимизм издателей кажется сильно преувеличенным: представить миллионную армию читателей этой книги весьма непросто. Доходчивым авторский стиль никак не назовешь. Фразы типа «интернальные теории чаще всего бывают интерсубъективными» кого угодно введут в ступор, а названия глав вроде «Нарративное конструирование реальности» даже не у всякого доктора философии вызовут живой интерес. Тем не менее книга очевидно относится к разряду тех, чье влияние на общественное настроение невозможно переоценить. Американский психолог Джером Брунер, один из ведущих мировых экспертов по проблемам образования, написал книгу 12 лет назад и с той поры, вероятно в силу преклонного возраста, более значительных трудов не создал. Но не будет преувеличением сказать, что его идеи оказывают серьезное влияние на образовательную политику в мировом масштабе. Поэтому, даже вопреки упомянутому афоризму, познакомиться с его сочинением мыслящему человеку нелишне.

Какие же идеи проповедует выдающийся психолог?

Сразу следует предупредить, что читатель, заинтересованный в конкретных рекомендациях по организации школьного дела, рискует остаться разочарованным. О школе как таковой в книге почти не упоминается. Все рассуждения автора основываются на его представлениях о становлении личности, формировании интеллекта и роли образовательных институтов в этом процессе. Следует особо подчеркнуть, что эти представления Брунера во многом созвучны идеям культурно-исторического направления в психологии, активно разрабатываемого в нашей стране последователями Л.С. Выготского. Сам Брунер не относит себя однозначно к их числу, но признает, что во многом готов с Выготским солидаризироваться. Идея решающей обусловленности психического развития общественными обстоятельствами красной нитью проходит сквозь все его рассуждения. А коли так, то все внимание следует направить именно на организацию таких оптимальных условий, которые и способствовали бы наивысшему развитию. О противниках такого подхода автор отзывается весьма уничижительно как о неумных консерваторах, а то и расистах. Идея природных задатков ему явно не импонирует.

Еще полвека назад Брунер прославился категоричным суждением: «При правильной организации учебного процесса основы любого предмета могут быть преподаны любому ученику». Знакомая позиция, не правда ли? Однако, у педагога-практика могут быть и свои соображения на сей счет. Дабы прояснить их, нелишне ознакомиться и с мнением признанного эксперта.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru