Рецензии
Брунер Джером. Культура образования.
– М.: Просвещение, 2006
Школа – это не только место,
где обучают каким-то предметам. Школа – это
важный социальный институт. Она не только
готовит к жизни, но и учит жить. Важно, чтобы
учащиеся именно так ее и воспринимали.
|
Как однажды иронично заметила
польская писательница Янина Япохорская, самое
большее влияние на человечество оказали книги,
которых почти никто не читал. В самом деле, многие
ли из нас удосужились прочесть от корки до корки
(или хотя бы взять в руки) «Уолден», «Бегство от
свободы», «Я и Оно»? А ведь сами себе не отдавая в
том отчета, все мы живем сообразно законам,
сформулированным великими мыслителями в этих
творениях. Увы, мыслители редко заботятся о
доходчивом изложении открытых ими истин, и
потому их труды не становятся бестселлерами.
На обложке новой книги Джерома Брунера
слово «бестселлер» напечатано едва ли не крупнее
ее названия. Признаться, такой оптимизм
издателей кажется сильно преувеличенным:
представить миллионную армию читателей этой
книги весьма непросто. Доходчивым авторский
стиль никак не назовешь. Фразы типа
«интернальные теории чаще всего бывают
интерсубъективными» кого угодно введут в ступор,
а названия глав вроде «Нарративное
конструирование реальности» даже не у всякого
доктора философии вызовут живой интерес. Тем не
менее книга очевидно относится к разряду тех, чье
влияние на общественное настроение невозможно
переоценить. Американский психолог Джером
Брунер, один из ведущих мировых экспертов по
проблемам образования, написал книгу 12 лет назад
и с той поры, вероятно в силу преклонного
возраста, более значительных трудов не создал. Но
не будет преувеличением сказать, что его идеи
оказывают серьезное влияние на образовательную
политику в мировом масштабе. Поэтому, даже
вопреки упомянутому афоризму, познакомиться с
его сочинением мыслящему человеку нелишне.
Какие же идеи проповедует выдающийся
психолог?
Сразу следует предупредить, что
читатель, заинтересованный в конкретных
рекомендациях по организации школьного дела,
рискует остаться разочарованным. О школе как
таковой в книге почти не упоминается. Все
рассуждения автора основываются на его
представлениях о становлении личности,
формировании интеллекта и роли образовательных
институтов в этом процессе. Следует особо
подчеркнуть, что эти представления Брунера во
многом созвучны идеям культурно-исторического
направления в психологии, активно
разрабатываемого в нашей стране последователями
Л.С. Выготского. Сам Брунер не относит себя
однозначно к их числу, но признает, что во многом
готов с Выготским солидаризироваться. Идея
решающей обусловленности психического развития
общественными обстоятельствами красной нитью
проходит сквозь все его рассуждения. А коли так,
то все внимание следует направить именно на
организацию таких оптимальных условий, которые и
способствовали бы наивысшему развитию. О
противниках такого подхода автор отзывается
весьма уничижительно как о неумных
консерваторах, а то и расистах. Идея природных
задатков ему явно не импонирует.
Еще полвека назад Брунер прославился
категоричным суждением: «При правильной
организации учебного процесса основы любого
предмета могут быть преподаны любому ученику».
Знакомая позиция, не правда ли? Однако, у
педагога-практика могут быть и свои соображения
на сей счет. Дабы прояснить их, нелишне
ознакомиться и с мнением признанного эксперта.
Сергей СТЕПАНОВ
|