Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Коллектив

Хроники информатизации школы

Грустное вступление… Практика показала, что, несмотря на все финансовые вложения государства, мы не сможем (как и любая массовая школа) в ближайшее время иметь в каждом классе компьютеры, видеопроектор, экран, оборудовать затемнение и т.п. по вполне понятным причинам. Дорого. В кабинетах информатики решаются свои учебные задачи. Учителя-предметники (в массе своей) работают по старинке: нет доступного в использовании оборудования. По-прежнему вне конкуренции иллюстрации из учебников. Кое-где сохранились таблицы и плакаты. да несколько надежных приборов, над которыми не властно время.

Луч надежды…

Появился тогда, когда мы четко представили себе, а что, собственно, мы хотим использовать на уроке…

Учебный фильм, учебную презентацию, фотографии. И этого пока достаточно. Вне игры остаются при этом электронные учебники, но и с ними разберемся.

Когда мы убедились, что даже презентации Power Point (как наиболее простые в изготовлении для детей и педагогов цифровые ресурсы) можно показывать через DVD-плеер на телевизоре, не говоря уже о фильмах, нашей радости не было предела. Итак: в каждом классе должен быть комплект из DVD-плеера и телевизора диагональю 72 см.

Кроме того, мы к этому времени еще поняли, что парк персональных компютеров у школьников дома намного больше, чем школьный, и всегда будет развиваться более динамично. Воспользоваться такими возможостями можно и нужно (и тут нашими союзниками станут родители, мечтающие, чтобы ребенок тратил время не на игрушки и развлечения, а на решение образовательных задач).

Именно это позволило нам в начале 2006 учебного года начать работу по реализации собственного проекта «Информатизированная школа». Его основной задачей стало создание единого образовательного информационного пространства школы, а идеологическим смыслом для нас – мотивация участия учителей, учащихся и родителей к созданию и использованию ресурсов такого пространства.

Практические шаги, последовавшие за «теоретической пропиской» идей проекта, на наш взгляд, достойны хронологического изложения, потому что эти хроники могут стать для КАЖДОЙ ШКОЛЫ этапами решения задач информатизации.

Октябрь 2005 года

  • У школьников 5–11-х классов проведен анализ уровня владения информационными технологиями (приемами работы на ПК).

  • Проведен анализ «парка компьютеров» у школьников и доступности для них Интернета.

  • Проведен анализ отношения родителей к использованию домашних ПК в учебных целях.

  • Проведен анализ востребованности оборудования в школе. На тот момент мы имели: 2 стандартных класса информатики, 1 видеопроектор, 5 компьютеров в школьной медиатеке, полученных по программе «Дети России», комплект цифровых образовательных ресурсов (около 50 электронных учебников от разных призводителей).

  • Проведен анализ способов использования ИТ в разных областях деятельности школы (презентации на совещаниях, видеоподдержка на коцертах, показ фильмов на уроках). Были и первые инициативы: в одном классе начальной школы по предложению родителей и при поддержке учителя, прошедшего курсы Интел, делали проекты с использованием ИТ.

  • Проведен анализ навыков и знаний в классах, где нет уроков информатики. Оказалось, что, несмотря на отсутствие предмета (а иногда вопреки ему), около 80% учащихся считают себя хорошими пользователями ПК. Сегодняшнее поколение детей не испывает страха перед техникой, легко и быстро овладевает любыми программами. Поэтому именно с учащихся мы начали практическую реализацию идей проекта.

Ноябрь 2005 года

  • Проведен выездной семинар для учащихся 7–8-х классов в сопровождении педагогов и родителей (58 человек), вошедший в историю как «Школа интеллекта». На семинаре решались задачи повышения общего интереса детей, родителей и учителей к использованию компьютерных технологий в целях развития личности и образования. Были апробированы приемы групповой работы в обучении навыкам работы на компьютере, формы и методы использования информационных технологий при выполнении домашних заданий. Определены «проблемы» школы по решению задач информатизации с точки зрения детей и родителей.

  • Проведены родительские собрания в двух классах, на которых было предложено родителям приобрести в классы комплекты оборудования.

Декабрь 2005 года

  • Проведены три мастер-класса и шесть родительских собраний, на которых обсуждался вопрос оснащения классов оборудованием за счет родительских средств. В четырех классах приобретены телевизоры и DVD. В одном классе приобретен ПК.

  • Проведено 2 выездных семинара «Школы интеллекта», где около 100 детей приобрели навыки работы, достаточные для создания учебных презентаций.

  • Проведен День ИТ в одном из классов (все уроки по расписанию проходили с использованием ИТ, и прежде всего презентаций).

  • Школа стала обучающей площадкой программы Интел «Обучение для будущего». За 2005/2006 учебный год все педагоги прошли курсы по проектной деятельности.

Январь–февраль 2006 года

  • Школа участвовала в конкурсе на грант Президента РФ. В программе развития, представленной на конкурс, большую часть средств гранта предполагалось использовать на развитие информационного пространства.

  • Во время Дня общественной экспертизы на приеме попечительского совета его членам, приглашенным родителям, меценатам и благотворителям были представлены основные идеи информатизации школы. Мы обратились с просьбой о поддержке этих идей. За один день было собрано 94 000 рублей как пожертвования на программу.

Март–апрель 2006 года

  • Качественно пополнился образовательный ресурс школы (его стали собирать сами дети – для подготовки презентаций нужны фотоколлекции, фильмы, справочники на цифровых носителях…).

Май 2006 года

  • В школе оформилась идея создания мультимедийной лаборатории (мастерской), в которой будут: спутниковое ТV и DVD-рекордер, комплект для обработки видео, комплект для обработки аудио и фото, комплект общего назначения.

  • От имени попечительского совета были куплены жидкокристаллический телевизор и ноутбук.

Июнь–август 2006 года

  • Родители выпускников 2006 года в качестве «прощального подарка школе» подарили спутниковую антенну и оплатили подключение.

  • Был сделан ремонт специального помещения под мультимедийную лабораторию.

  • Составили перечень необходимого для мультимедийной лаборатории оборудования.

  • Сформировали комплект оборудования, необходимый для открытия мультимедийной мастерской (из средств гранта Президента РФ) и расширения медиатеки. В этот комплект вошли:

• 13 ПК для медиатеки;

• передвижной компьютерный центр;

• интерактивная доска;

• образовательный комплекс «КМ-школа»;

• ПК и периферия для мастерской, которые должны составить учебно-технологические комплекты (УТК). В нашем понимании именно на УТК, собранных под «потребности» учителей-предметников, можно будет создавать ЦОР, необходимые педагогам.

  • Начали ремонт в медиатеке (предусмотрен переезд в более просторный кабинет).

Сентябрь 2006 года

  • В учебный план в десяти классах (5а, 5в, 6а, 6б, 7а, 8а, 8б, 8в, 9а ,9б) был включен новый предмет: «Основы проектной и исследовательской деятельности». Около 60 % учащихся каждого из них в течение предыдущего года выезжали на «Школу интеллекта». Только 2–3 человека в классе не имели дома ПК. Поэтому условием вьполнения домашних заданий по этому предмету стало использование ПК в разных вариантах. Задание первой четверти – прикладной проект «Улицы, на которых мы живем», во второй четверти – «Учебная презентация», в третьей – исследовательская работа.

  • В школе была введена должность заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям.

  • На общих родительских собраниях, посвященных итогам прошедшего учебного года, в специальном докладе были освещены шаги по информатизации школы, сделанные в восьми экспериментальных классах. Это вызвало положительный интерес родителей и желание распространить эксперимент и в «свои» классы.

  • Были проведены учебные семинары для педагогов школы, на которых продемонстрированы современные электронные учебники и их возможности.

  • Состоялся визит на Всероссийскую выставку «Образовательная среда», который в очередной раз подтвердил, что задачи информатизации учебного заведения решаются «вне школы».

Октябрь 2006 года

  • Школу подключили к бесплатному Интернету.

  • В школу приехал представитель фирмы «1С». Учительскому коллективу были представлены более 20 учебников нового типа по разным предметам. Восторженно «поглазев» на яркие анимации, задания и покивав в знак понимания необходимости использования этих учебников, педагоги разошлись по классам, а учебники спокойно легли в хранилище медиатеки.

Ноябрь 2006 года

  • Медиатека – самый популярный кабинет. Презентации, презентации, презентации… Но уже не хватает места. Вообще, по нашим наблюдениям, учебная презентация является неким отражением уровня развития общепредметных компетентностей учащихся. Они требуют от автора умения отбирать, анализировать информацию (как печатную, так и из интернет-ресурсов), кратко и точно формулировать содержание, грамотно ставить цели, обобщать материал.

  • Проведены еще два выезда «Школы интеллекта» для желающих детей 5–6-х классов.

  • Еще в двух классах куплены комплекты оборудования.

Декабрь 2006 года

  • Проведен выезд «Школы интеллекта» по новой схеме. Во-первых, выезжала не сборная группа желающих детей, а класс в полном составе. Во-вторых, это были учащиеся 10-го класса. И мы догадывались, что они являются более продвинутыми пользователями ПК, чем дети среднего и младшего возраста. Как показали предварительные исследования, из 28 учащихся не умели работать в Power Point только 7 человек.

На выезде была организована ИГРА. Не знаем почему, но именно так она стала с тех пор называться. Впоследствии технология этой организационно-обучающей игры была опробована и на педагогах. Более подробно мы опишем ее в следующей статье.

  • Состоялось выступление заместителя по информационным технологиям на родительском собрании. Последовало очень занятное выступление родителей из классов, где стояло оборудование, которым мы так гордились. Они высказали серьезное возмущение тем, что дети хотят делать и делают учебные презентации дома, но учителя с неохотой их используют на уроках (или вообще отмахиваются от них).

Январь 2007 года

  • Получено оборудование для мультимедийной мастерской.

  • Началось проведение локальной сети (для получения возможности выхода в Интернет из разных точек школы).

  • Куплен сервер как будущее хранилище ЦОР школы.

  • Проведен выездной семинар для педагогов школы «Информационные технологии и успех современного педагога».

Некоторые выводы. Наши хроники берут начало в 2005/2006 уч. году. То есть в тот самый момент, когда стали возникать идеи создания ММЦ и других форм, придуманных для школы, но реализуемых ВНЕ школы. Нам кажется, что два года опыта работы убеждают: школа способна к самостоятельному решению задач. Более того, эффективность ВСЕОБЩЕЙ задачи информатизации системы образования зависит от успешности информатизации массовой школы.

Марина ТЫРТЫШНАЯ,
зам. директора
по научно-экспериметальной работе,
Виталий КАБАЕВ,
зам. директора
по информационным технологиям
Центра образования № 18,
г. Йошкар-Ола

Рейтинг@Mail.ru