Семья и школа
Родственные отношения
За рубежом семья и школа
коллегиально решают все проблемы
Продолжая тему партнерства школы и
родителей, заглянем к нашим соседям в Финляндию и
Литву. Родительская активность здесь не пустой
звук, а конкретные дела. Посмотрите на шаги,
которые предпринимают ваши коллеги. Очень может
быть, что их идеи вас не просто «зацепят», но и
вдохновят на перемены.
Финляндия
Финляндия – особая страна в мире
современного образования. Свои успехи финны
отчасти объясняют тем, что их страна одной из
первых начала вовлекать родителей в школьное
самоуправление и в обучение детей.
В 2001 году «Союз коммун Финляндии»
начал реализацию проекта «Воспитание для
будущего». 25 коммун Финляндии поддержали идею о
том, что главная роль в образовании и воспитании
школьников принадлежит союзу родителей и школы.
В Туусула сложилось несколько групп
родителей-добровольцев. Они регулярно
собираются, чтобы координировать работу местных
семей с детьми (спортивные мероприятия, работа
кружков, лекции для родителей по вопросам
воспитания).
В учебном плане коммуны Муураме
(который считается одним из лучших в Финляндии)
подробно обозначены цели и предпосылки
сотрудничества родителей и школы, точно
оговорены обязательства сторон. Особое внимание
уделяется налаживанию контактов с семьями на
переходных этапах: при переводе из детского сада
в первый класс, в среднюю и старшую школу.
Например, еще до перехода в старшую школу, уже
весной, для учеников и их родителей проводится
«вечер встречи будущих старшеклассников».
В Финляндии считается, что на
переходных этапах принципиальную роль играет
так называемая «коллегиальность в воспитании»:
тесное сотрудничество семьи, учителей, классных
руководителей, педагогов дополнительного
образования. Изучению «коллегиальности» сегодня
посвящаются курсы для персонала детских садов,
учителей первых классов и классных
руководителей.
Местные родительские организации из
разных коммун объединились в Союз родителей
Финляндии. В него входят свыше 1200 человек. Союз
разрабатывает проекты по развитию
сотрудничества семьи и школы, проводит
консультации и обучение родителей. У него есть
собственный печатный орган –
общегосударственная газета «Вести родителей».
Согласно законодательству
Литвы, родительские фонды не подлежат обложению
подоходным налогом и имеют право участвовать в
экономической и коммерческой деятельности.
|
Наиболее важным проектом
считается эксперимент по введению полного
школьного дня (его еще называют проект «Mukava» –
удобный, комфортный). Он проводится
университетом г. Ювяскюля и финансируется
фондом независимости Финляндии.
В ходе эксперимента учителя, родители
и педагоги-организаторы разрабатывают и
утверждают не только индивидуальные учебные
планы, но и планы проведения свободного времени
для каждого ребенка (vapaa-ajan suunnitelma – VAPSU). В план
вносится описание групп по проведению
свободного времени и кружков, которые ребенок
хочет посещать. План VAPSU ежегодно обновляется.
Эксперимент по сотрудничеству школы и
семьи проходит в Финляндии уже несколько лет.
Поэтому в 2005 году социологи получили от
родителей весьма обнадеживающие ответы:
– «Я доволен сотрудничеством семьи и
школы» (85%);
– «Между школой и семьей происходит
хороший обмен информацией» (82%);
– «Я доверяю учителям» (87%);
– «Я осведомлен о целях школы и
поддерживаю их» (81%);
– «Учитель и семья понимают друг
друга» (75%);
– «Учителя умеют общаться с
родителями» (70%);
– «Учителя умеют налаживать контакты
между родителями для организации
сотрудничества» (52%).
Интересно, что финские учителя
оказались куда больше довольны сотрудничеством,
чем родители. При этом они реже, чем родители,
соглашались, что школа и родители хорошо
понимают друг друга.
16% опрошенных родителей не согласились
с высказыванием, что «учителя умеют налаживать
контакты с родителями». И еще 30% родителей
затруднились дать ответ на этот вопрос. Значит,
даже в Финляндии до идеального сотрудничества
школы и родителей еще далеко.
Литва
Интересная форма сотрудничества школы
и родителей была разработана в Республике Литва.
Здесь родители не только участвуют в школьном
самоуправлении, но и заключают договор со школой.
Каждое заключенное соглашение регистрируется в
специальной книге. Все это закреплено в статье 45
Закона об образовании Республики Литва (2003 год).
Что является предметом
соглашения?
Оно перечисляет обязательства школы
перед учащимися и их родителями. Например,
создание и поддержка соответствующей среды
обучения, безопасности образовательного
процесса, гарантии высокого качества
образования, воспитание моральных, гражданских,
национальных и патриотических чувств,
обеспечение объективной и беспристрастной
оценки достижений учащихся и т.д.
Соглашение, заключаемое между
литовскими родителями и школой, подробно
определяет правила школьного распорядка (а также
права или возможности пользоваться библиотекой,
спортивным и компьютерным залом во внеурочное
время). Оно устанавливает меры дисциплинарного
взыскания за нарушение договора, повлекшего
ущерб школе, оговаривает вопросы перевода в
другой класс или исключения из школы. Конечный
пункт соглашения – обязанность ОУ выдать
ребенку необходимые документы по окончании
учебы (и истечении срока действия соглашения).
Какие права и обязанности
накладывает соглашение на литовских родителей
(клиентов образовательного учреждения)?
Родитель (клиент) обязан обеспечивать
регулярное посещение ребенком школы. Он имеет
право выбирать форму нравственного образования
(религии или этики). Он должен поддерживать в
своем ребенке уважение к учителям и другим
членам школьного сообщества, проявлять интерес к
успехам ребенка, взаимодействовать с учителями и
администрацией в том, что касается контроля за
поведением ребенка, компенсировать ущерб (если
таковой будет нанесен школе), оказывать помощь в
улучшении школьной среды; производить
своевременную оплату за дополнительные услуги,
участвовать в школьных мероприятиях.
Два года назад более сотни активных
родителей и представителей родительских
организаций со всей страны учредили новую
организацию – Родительский Форум Литвы. Его
миссия – объединение родителей (опекунов,
патронатных родителей) литовских детей,
школьников и студентов для совместной
деятельности по защите их интересов и прав на
всех ступенях системы образования. Его кредо:
цель образования – не подчинение, а освобождение
человека.
Родительский фонд
В Литве родители также могут создать
свой собственный фонд. Для этого, по литовским
законам, необходимо подписать договор (или
учредительный акт, если фонд создается одним
лицом), подготовить проект уставных норм и
созвать учредительное собрание для утверждения
уставных норм и избрания совета фонда и (или)
директора. Фонд можно создать на общественных
началах: следует передать учредительные
документы на рассмотрение нотариусу, получить
статус лица, пользующегося
благотворительностью, зарегистрировать фонд в
Налоговой инспекции и в Реестре юридических лиц,
открыть банковский счет и сделать гербовую
печать.
Ресурсы фонда в основном используются
на нужды школьного сообщества. Значительная
часть средств в этих фондах составляют
отчисления двух процентов от подоходного налога
с родителей.
По материалам сборника «Родительский
университет: от идеи к воплощению». –
Петрозаводск, 2006
|