Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

EDUCATION

Семья и школа

Родственные отношения

За рубежом семья и школа коллегиально решают все проблемы

Продолжая тему партнерства школы и родителей, заглянем к нашим соседям в Финляндию и Литву. Родительская активность здесь не пустой звук, а конкретные дела. Посмотрите на шаги, которые предпринимают ваши коллеги. Очень может быть, что их идеи вас не просто «зацепят», но и вдохновят на перемены.

Финляндия

Финляндия – особая страна в мире современного образования. Свои успехи финны отчасти объясняют тем, что их страна одной из первых начала вовлекать родителей в школьное самоуправление и в обучение детей.

В 2001 году «Союз коммун Финляндии» начал реализацию проекта «Воспитание для будущего». 25 коммун Финляндии поддержали идею о том, что главная роль в образовании и воспитании школьников принадлежит союзу родителей и школы.

В Туусула сложилось несколько групп родителей-добровольцев. Они регулярно собираются, чтобы координировать работу местных семей с детьми (спортивные мероприятия, работа кружков, лекции для родителей по вопросам воспитания).

В учебном плане коммуны Муураме (который считается одним из лучших в Финляндии) подробно обозначены цели и предпосылки сотрудничества родителей и школы, точно оговорены обязательства сторон. Особое внимание уделяется налаживанию контактов с семьями на переходных этапах: при переводе из детского сада в первый класс, в среднюю и старшую школу. Например, еще до перехода в старшую школу, уже весной, для учеников и их родителей проводится «вечер встречи будущих старшеклассников».

В Финляндии считается, что на переходных этапах принципиальную роль играет так называемая «коллегиальность в воспитании»: тесное сотрудничество семьи, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Изучению «коллегиальности» сегодня посвящаются курсы для персонала детских садов, учителей первых классов и классных руководителей.

Местные родительские организации из разных коммун объединились в Союз родителей Финляндии. В него входят свыше 1200 человек. Союз разрабатывает проекты по развитию сотрудничества семьи и школы, проводит консультации и обучение родителей. У него есть собственный печатный орган – общегосударственная газета «Вести родителей».

Согласно законодательству Литвы, родительские фонды не подлежат обложению подоходным налогом и имеют право участвовать в экономической и коммерческой деятельности.

Наиболее важным проектом считается эксперимент по введению полного школьного дня (его еще называют проект «Mukava» – удобный, комфортный). Он проводится университетом г. Ювяскюля и финансируется фондом независимости Финляндии.

В ходе эксперимента учителя, родители и педагоги-организаторы разрабатывают и утверждают не только индивидуальные учебные планы, но и планы проведения свободного времени для каждого ребенка (vapaa-ajan suunnitelma – VAPSU). В план вносится описание групп по проведению свободного времени и кружков, которые ребенок хочет посещать. План VAPSU ежегодно обновляется.

Эксперимент по сотрудничеству школы и семьи проходит в Финляндии уже несколько лет. Поэтому в 2005 году социологи получили от родителей весьма обнадеживающие ответы:

– «Я доволен сотрудничеством семьи и школы» (85%);

– «Между школой и семьей происходит хороший обмен информацией» (82%);

– «Я доверяю учителям» (87%);

– «Я осведомлен о целях школы и поддерживаю их» (81%);

– «Учитель и семья понимают друг друга» (75%);

– «Учителя умеют общаться с родителями» (70%);

– «Учителя умеют налаживать контакты между родителями для организации сотрудничества» (52%).

Интересно, что финские учителя оказались куда больше довольны сотрудничеством, чем родители. При этом они реже, чем родители, соглашались, что школа и родители хорошо понимают друг друга.

16% опрошенных родителей не согласились с высказыванием, что «учителя умеют налаживать контакты с родителями». И еще 30% родителей затруднились дать ответ на этот вопрос. Значит, даже в Финляндии до идеального сотрудничества школы и родителей еще далеко.

Литва

Интересная форма сотрудничества школы и родителей была разработана в Республике Литва. Здесь родители не только участвуют в школьном самоуправлении, но и заключают договор со школой. Каждое заключенное соглашение регистрируется в специальной книге. Все это закреплено в статье 45 Закона об образовании Республики Литва (2003 год).

Что является предметом соглашения?

Оно перечисляет обязательства школы перед учащимися и их родителями. Например, создание и поддержка соответствующей среды обучения, безопасности образовательного процесса, гарантии высокого качества образования, воспитание моральных, гражданских, национальных и патриотических чувств, обеспечение объективной и беспристрастной оценки достижений учащихся и т.д.

Соглашение, заключаемое между литовскими родителями и школой, подробно определяет правила школьного распорядка (а также права или возможности пользоваться библиотекой, спортивным и компьютерным залом во внеурочное время). Оно устанавливает меры дисциплинарного взыскания за нарушение договора, повлекшего ущерб школе, оговаривает вопросы перевода в другой класс или исключения из школы. Конечный пункт соглашения – обязанность ОУ выдать ребенку необходимые документы по окончании учебы (и истечении срока действия соглашения).

Какие права и обязанности накладывает соглашение на литовских родителей (клиентов образовательного учреждения)?

Родитель (клиент) обязан обеспечивать регулярное посещение ребенком школы. Он имеет право выбирать форму нравственного образования (религии или этики). Он должен поддерживать в своем ребенке уважение к учителям и другим членам школьного сообщества, проявлять интерес к успехам ребенка, взаимодействовать с учителями и администрацией в том, что касается контроля за поведением ребенка, компенсировать ущерб (если таковой будет нанесен школе), оказывать помощь в улучшении школьной среды; производить своевременную оплату за дополнительные услуги, участвовать в школьных мероприятиях.

Два года назад более сотни активных родителей и представителей родительских организаций со всей страны учредили новую организацию – Родительский Форум Литвы. Его миссия – объединение родителей (опекунов, патронатных родителей) литовских детей, школьников и студентов для совместной деятельности по защите их интересов и прав на всех ступенях системы образования. Его кредо: цель образования – не подчинение, а освобождение человека.

Родительский фонд

В Литве родители также могут создать свой собственный фонд. Для этого, по литовским законам, необходимо подписать договор (или учредительный акт, если фонд создается одним лицом), подготовить проект уставных норм и созвать учредительное собрание для утверждения уставных норм и избрания совета фонда и (или) директора. Фонд можно создать на общественных началах: следует передать учредительные документы на рассмотрение нотариусу, получить статус лица, пользующегося благотворительностью, зарегистрировать фонд в Налоговой инспекции и в Реестре юридических лиц, открыть банковский счет и сделать гербовую печать.

Ресурсы фонда в основном используются на нужды школьного сообщества. Значительная часть средств в этих фондах составляют отчисления двух процентов от подоходного налога с родителей.

По материалам сборника «Родительский университет: от идеи к воплощению». – Петрозаводск, 2006

Рейтинг@Mail.ru