Семья и школа
Школа должна быть привлекательной
Современная школа не может
существовать без органов общественного
самоуправления. Ей необходимо вовлекать в свою
жизнь родителей, спонсоров, социальных
партнеров. А для этого она должна быть открытой,
привлекательной и уметь «подать» себя. Открытый
доклад директора школы – хороший шаг в этом
направлении. Школы постепенно начали овладевать
этим искусством. Ниже мы представляем некоторые
советы экспертов, основанные на опыте
составления Открытых докладов в школах
Республики Карелия.
Традиционная структура Открытого
доклада школы должна включать следующие главные
положения:
– Общая характеристика школы
– Образовательные результаты, в том
числе результаты внешней оценки, инспекторских
проверок, ЕГЭ
– Условия обучения
– Ресурсное обеспечение и
материально-техническая база
– Кадры
– Дополнительные услуги
– Финансовые ресурсы школы и их
использование
– Ближайшие перспективы развития.
А также статус школы, наличие лицензии,
устава, аккредитации, попечительского совета.
Составляя первый Открытый доклад,
школе нужно подробно остановиться на информации
о целях и задачах своего развития. В дальнейшем
эти данные можно исключить и отсылать родителей
к изучению первого доклада. Начиная со второго
доклада необходимо включать в него раздел,
посвященный исполнению принятых решений. Каждый
Открытый доклад должен также иметь раздел «Планы
развития школы на следующий учебный год и на
ближайшую перспективу». Это поможет родителям
узнать, какие шаги школа планирует предпринять
для решения возникших за год проблем.
Как собирать информацию для доклада
Внутренняя информация собирается и
обрабатывается на уровне школы. Она может быть
получена за счет:
– проведения локальных
социологических исследований, опросов (например,
средняя нагрузка на ученика в неделю, включая
занятия дома и в системе дополнительного
образования);
– мониторинга тех или иных процессов
(например, публикаций о школе в СМИ).
Школе, желающей составить
запоминающийся Открытый доклад, нужно серьезно
заняться построением системы внутришкольного
мониторинга и статистического наблюдения.
Внешнюю информацию можно запросить у
органов управления образованием, у органов
внутренних дел и здравоохранения и т.д.
Важно, например, не только приводить
средний балл ЕГЭ по тем или иным предметами, но и
сравнивать его с результатами ЕГЭ в других
школах своего муниципалитета. Кстати, результат
переговоров с учредителем по поводу
предоставления внешней информации нередко
зависит от участия в переговорах родительской
общественности и органов общественного
управления школой.
Как подготовить текст
Те, кому предназначается Открытый
доклад, не являются специалистами в области
образования. Поэтому информация доклада должна
быть им понятна. Поэтому важно помнить:
1. Отчет не должен содержать лишь
количественные данные, оформленные в таблицы.
Схемы, графики и диаграммы следует использовать
умеренно. Если на вопрос «Хорошие ли учителя в
этой школе?» приводить данные о численности
учителей, имеющих высшую квалификационную
категорию, это вряд ли убедит многих родителей.
Все данные должны быть выражены доступным и
ясным языком, а каждое утверждение о высоком
качестве образования в школе должно быть
доказуемо и подтверждено простыми и понятными
доводами.
2. Статистику следует приводить, если
это возможно, в динамике за несколько лет, чтобы
читатель доклада мог проследить положительную
тенденцию.
3. Следует сопоставлять приводимые
данные по школе со средними показателями по
муниципалитету или региону (если такие данные
официально подтверждены и находятся в открытом
доступе). Для родителей всегда важно сравнение
школы их ребенка с другими образовательными
учреждениями микрорайона или муниципального
района. Нужно объяснить читателям, что для
сопоставления выбраны именно те школы, которые
обладают схожими характеристиками.
4. Каждый раздел необходимо завершать
ясными и лаконичными выводами из сообщаемой
информации.
Как презентовать доклад
Сначала следует представить Открытый
доклад на педагогическом совете и на заседании
школьного управляющего совета или иного органа
общественного управления школой.
Для презентации основных результатов
деятельности школы необходимо провести
родительские собрания, встречи с учащимися и
заинтересованными группами (спонсорами,
социальными партнерами, руководителями
муниципалитета и т.п.).
Важный этап – выпуск сборника с полным
текстом отчета. Тираж зависит от возможностей
школы. Желательно подготовить несколько
экземпляров – для школьной библиотеки,
социальных партнеров школы и по одному
экземпляру на каждый класс (это минимум).
Электронный файл с текстом отчета
следует предоставить каждой семье, имеющей
домашний компьютер.
Краткий анонс и наиболее важные
сведения из отчета могут быть предложены местным
СМИ. Практика показывает, что местные газеты
берутся за их публикацию.
Если у школы есть сайт, Открытый доклад
нужно вывесить на нем полностью. Это наилучший
способ заявить о себе в общероссийском
образовательном пространстве.
Необходимо познакомить с докладом и
родителей потенциальных учеников (им в докладе
уделяется особый раздел).
Для этого подходят:
– День открытых дверей, на который
приглашаются родители будущих первоклассников.
– Распространение в школьном
микрорайоне информационных листков с кратким
вариантом отчета и адресом школьного сайта, где
расположен полный текст.
Вместе с электронной или бумажной
версией отчета родителям желательно предложить анкету:
она позволит выяснить их мнение о качестве
доклада и результатах работы школы. На практике
всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой
анкете с интересом и пониманием. Их отношение к
анкетированию будет совсем иным, если в
подготовке доклада принимали участие
представители родительской общественности –
школьные управляющие, члены родительского
комитета. Они смогут обеспечить обратную связь с
родителями.
Некоторые важные вопросы, которые
можно включить в анкету:
Доступным ли языком написан доклад?
На ваш взгляд, достаточно ли понятны
выводы и заключения, представленные в докладе?
Насколько правдоподобной кажется вам
опубликованная информация?
Какая важная информация не отражена в
докладе?
Учтены ли мнения и пожелания, которые
были высказаны родителями после публикации
предыдущего доклада?
Стоит ли продолжать публикацию
доклада в дальнейшем?
В бланке анкеты можно оставить
свободное место для предложений, замечаний и
комментариев по поводу представленного доклада.
После обработки данных результаты
родительского анкетирования могут быть
рассмотрены на специальном школьном Совете
(попечительском, управляющем и т.п.). За Советом
остается решение, какие из высказанных мнений
будут учтены при принятии конкретных решений.
По результатам доклада
Главный эффект Открытого доклада –
изменение характера управления школой.
Среди других важных решений:
– корректировка плана работы школы на
следующий учебный год,
– новые предложения для программы
развития школы;
– формирование или корректировка
программы повышения качества образования в
школе;
– заключение договоров и развитие
договорных отношений между всеми участниками
образовательного процесса, партнерами школы;
– разработка конкретных
узконаправленных программ для преодоления
выявленных проблем (например, по организации
школьного питания);
– разработка (совершенствование)
системы внутришкольного мониторинга и
статистического наблюдения и т.п.
Затем откорректированный план работы
школы на новый учебный год может быть утвержден
на Совете школы.
Календарный план работы над
Открытым докладом
Этапы |
Содержание
деятельности |
1. Разработка
структуры доклада (март–апрель) |
1. Принятие
коллегиального решения о публикации доклада в
текущем году.
2. Проведение опроса родителей,
учащихся, педагогов и партнеров школы
относительно информации, которую следует
публиковать.
3. Проектировочный семинар по
разработке структуры доклада.
4. Утверждение структуры доклада (на
педсовете, родительском комитете школы,
управленческом, попечительском советах, в органе
ученического самоуправления и т.п). |
2. Подготовка и
публикация доклада (май–август)
|
1. Сбор, интерпретация
и оформление данных.
2. Публикация отчета:
– в Интернете на сайте школы (полный
текст);
– в сборнике, изданном школой (полный
текст);
– в СМИ (анонс, сокращенный вариант). |
3. Доведение доклада
до целевых групп (сентябрь) |
1. Доведение до всех
целевых групп информации о публикации доклада.
2. Презентация данных доклада (через
собрания и встречи, листовки, буклеты, сборник,
электронные файлы).
3. Получение обратной связи от
представителей общественности на
опубликованную в докладе информацию (через
анкетирование, родительские собрания, встречи и
т.п.). |
4. Корректировка
плана работы школы на год (сентябрь–октябрь) |
1. Внесение изменений
в подготовленный ранее план работы школы.
2. Утверждение плана работы школы на
год.
3. Доведение до сведения
общественности информации об изменениях и
дополнениях в годовой план работы школы,
внесенных на основе полученных предложений. |
Факт
|
Структура
Открытого доклада (на примере Петровской школы г.
Петрозаводска)
Введение
Раздел I. Общая информация о школе
1. Краткая история школы
2. Численность учеников
3. Место проживания учащихся школы
4. Социальный состав их семей
5. Активность школы
6. Публикации в СМИ о школе
Раздел II. Условия обучения в школе
1. Режим работы школы
2. Режим питания
3. Группа продленного дня
4. Средняя нагрузка на ученика
5. Социальный заказ родителей
6. Система дополнительного образования
7. Сохранение и укрепление здоровья
8. Платные образовательные услуги
9. Привлечение родительских средств
Раздел III. Ресурсное обеспечение
образовательного процесса
1. Кадры
2. Материально-техническая база школы
3. Финансовая деятельность
Раздел IV. Образовательные результаты
1. Учебная деятельность
2. Внеучебная деятельность
Информация для родителей будущих
первоклассников
Приложение 1. Принципы построения
обучения в школе
Приложение 2. Содержание программы
питания. |
По материалам сборника
«Родительский университет: от идеи к
воплощению». – Петрозаводск, 2006.
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
|