Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2007

ПАРТНЕРСТВО

Семья и школа

Школа должна быть привлекательной

Современная школа не может существовать без органов общественного самоуправления. Ей необходимо вовлекать в свою жизнь родителей, спонсоров, социальных партнеров. А для этого она должна быть открытой, привлекательной и уметь «подать» себя. Открытый доклад директора школы – хороший шаг в этом направлении. Школы постепенно начали овладевать этим искусством. Ниже мы представляем некоторые советы экспертов, основанные на опыте составления Открытых докладов в школах Республики Карелия.

Традиционная структура Открытого доклада школы должна включать следующие главные положения:

– Общая характеристика школы

– Образовательные результаты, в том числе результаты внешней оценки, инспекторских проверок, ЕГЭ

– Условия обучения

– Ресурсное обеспечение и материально-техническая база

– Кадры

– Дополнительные услуги

– Финансовые ресурсы школы и их использование

– Ближайшие перспективы развития.

А также статус школы, наличие лицензии, устава, аккредитации, попечительского совета.

Составляя первый Открытый доклад, школе нужно подробно остановиться на информации о целях и задачах своего развития. В дальнейшем эти данные можно исключить и отсылать родителей к изучению первого доклада. Начиная со второго доклада необходимо включать в него раздел, посвященный исполнению принятых решений. Каждый Открытый доклад должен также иметь раздел «Планы развития школы на следующий учебный год и на ближайшую перспективу». Это поможет родителям узнать, какие шаги школа планирует предпринять для решения возникших за год проблем.

Как собирать информацию для доклада

Внутренняя информация собирается и обрабатывается на уровне школы. Она может быть получена за счет:

– проведения локальных социологических исследований, опросов (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и в системе дополнительного образования);

– мониторинга тех или иных процессов (например, публикаций о школе в СМИ).

Школе, желающей составить запоминающийся Открытый доклад, нужно серьезно заняться построением системы внутришкольного мониторинга и статистического наблюдения.

Внешнюю информацию можно запросить у органов управления образованием, у органов внутренних дел и здравоохранения и т.д.

Важно, например, не только приводить средний балл ЕГЭ по тем или иным предметами, но и сравнивать его с результатами ЕГЭ в других школах своего муниципалитета. Кстати, результат переговоров с учредителем по поводу предоставления внешней информации нередко зависит от участия в переговорах родительской общественности и органов общественного управления школой.

Как подготовить текст

Те, кому предназначается Открытый доклад, не являются специалистами в области образования. Поэтому информация доклада должна быть им понятна. Поэтому важно помнить:

1. Отчет не должен содержать лишь количественные данные, оформленные в таблицы. Схемы, графики и диаграммы следует использовать умеренно. Если на вопрос «Хорошие ли учителя в этой школе?» приводить данные о численности учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, это вряд ли убедит многих родителей. Все данные должны быть выражены доступным и ясным языком, а каждое утверждение о высоком качестве образования в школе должно быть доказуемо и подтверждено простыми и понятными доводами.

2. Статистику следует приводить, если это возможно, в динамике за несколько лет, чтобы читатель доклада мог проследить положительную тенденцию.

3. Следует сопоставлять приводимые данные по школе со средними показателями по муниципалитету или региону (если такие данные официально подтверждены и находятся в открытом доступе). Для родителей всегда важно сравнение школы их ребенка с другими образовательными учреждениями микрорайона или муниципального района. Нужно объяснить читателям, что для сопоставления выбраны именно те школы, которые обладают схожими характеристиками.

4. Каждый раздел необходимо завершать ясными и лаконичными выводами из сообщаемой информации.

Как презентовать доклад

Сначала следует представить Открытый доклад на педагогическом совете и на заседании школьного управляющего совета или иного органа общественного управления школой.

Для презентации основных результатов деятельности школы необходимо провести родительские собрания, встречи с учащимися и заинтересованными группами (спонсорами, социальными партнерами, руководителями муниципалитета и т.п.).

Важный этап – выпуск сборника с полным текстом отчета. Тираж зависит от возможностей школы. Желательно подготовить несколько экземпляров – для школьной библиотеки, социальных партнеров школы и по одному экземпляру на каждый класс (это минимум).

Электронный файл с текстом отчета следует предоставить каждой семье, имеющей домашний компьютер.

Краткий анонс и наиболее важные сведения из отчета могут быть предложены местным СМИ. Практика показывает, что местные газеты берутся за их публикацию.

Если у школы есть сайт, Открытый доклад нужно вывесить на нем полностью. Это наилучший способ заявить о себе в общероссийском образовательном пространстве.

Необходимо познакомить с докладом и родителей потенциальных учеников (им в докладе уделяется особый раздел).

Для этого подходят:

– День открытых дверей, на который приглашаются родители будущих первоклассников.

– Распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом отчета и адресом школьного сайта, где расположен полный текст.

Вместе с электронной или бумажной версией отчета родителям желательно предложить анкету: она позволит выяснить их мнение о качестве доклада и результатах работы школы. На практике всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой анкете с интересом и пониманием. Их отношение к анкетированию будет совсем иным, если в подготовке доклада принимали участие представители родительской общественности – школьные управляющие, члены родительского комитета. Они смогут обеспечить обратную связь с родителями.

Некоторые важные вопросы, которые можно включить в анкету:

  • Доступным ли языком написан доклад?

  • На ваш взгляд, достаточно ли понятны выводы и заключения, представленные в докладе?

  • Насколько правдоподобной кажется вам опубликованная информация?

  • Какая важная информация не отражена в докладе?

  • Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации предыдущего доклада?

  • Стоит ли продолжать публикацию доклада в дальнейшем?

В бланке анкеты можно оставить свободное место для предложений, замечаний и комментариев по поводу представленного доклада.

После обработки данных результаты родительского анкетирования могут быть рассмотрены на специальном школьном Совете (попечительском, управляющем и т.п.). За Советом остается решение, какие из высказанных мнений будут учтены при принятии конкретных решений.

По результатам доклада

Главный эффект Открытого доклада – изменение характера управления школой.

Среди других важных решений:

– корректировка плана работы школы на следующий учебный год,

– новые предложения для программы развития школы;

– формирование или корректировка программы повышения качества образования в школе;

– заключение договоров и развитие договорных отношений между всеми участниками образовательного процесса, партнерами школы;

– разработка конкретных узконаправленных программ для преодоления выявленных проблем (например, по организации школьного питания);

– разработка (совершенствование) системы внутришкольного мониторинга и статистического наблюдения и т.п.

Затем откорректированный план работы школы на новый учебный год может быть утвержден на Совете школы.

Календарный план работы над Открытым докладом

Этапы

Содержание деятельности

1. Разработка структуры доклада (март–апрель)

1. Принятие коллегиального решения о публикации доклада в текущем году.

2. Проведение опроса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, которую следует публиковать.

3. Проектировочный семинар по разработке структуры доклада.

4. Утверждение структуры доклада (на педсовете, родительском комитете школы, управленческом, попечительском советах, в органе ученического самоуправления  и т.п).

2. Подготовка и публикация доклада (май–август)

 

1. Сбор, интерпретация и оформление данных.

2. Публикация отчета:

– в Интернете на сайте школы (полный текст);

– в сборнике, изданном школой (полный текст);

– в СМИ (анонс, сокращенный вариант).

3. Доведение доклада до целевых групп (сентябрь)

1. Доведение до всех целевых групп информации о публикации доклада.

2. Презентация данных доклада (через собрания и встречи, листовки, буклеты, сборник, электронные файлы).

3. Получение обратной связи от представителей общественности на опубликованную в докладе информацию (через анкетирование, родительские собрания, встречи и т.п.).

4. Корректировка плана работы школы на год (сентябрь–октябрь)

1. Внесение изменений в подготовленный ранее план работы школы.

2. Утверждение плана работы школы на год.

3. Доведение до сведения общественности информации об изменениях и дополнениях в годовой план работы школы, внесенных на основе полученных предложений.

 

Факт

Структура Открытого доклада (на примере Петровской школы г. Петрозаводска)

Введение

Раздел I. Общая информация о школе

1. Краткая история школы
2. Численность учеников
3. Место проживания учащихся школы
4. Социальный состав их семей
5. Активность школы
6. Публикации в СМИ о школе

Раздел II. Условия обучения в школе

1. Режим работы школы
2. Режим питания
3. Группа продленного дня
4. Средняя нагрузка на ученика
5. Социальный заказ родителей
6. Система дополнительного образования
7. Сохранение и укрепление здоровья
8. Платные образовательные услуги
9. Привлечение родительских средств

Раздел III. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

1. Кадры
2. Материально-техническая база школы
3. Финансовая деятельность

Раздел IV. Образовательные результаты

1. Учебная деятельность
2. Внеучебная деятельность

Информация для родителей будущих первоклассников

Приложение 1. Принципы построения обучения в школе

Приложение 2. Содержание программы питания.

По материалам сборника «Родительский университет: от идеи к воплощению». – Петрозаводск, 2006.
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

 

Рейтинг@Mail.ru