Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Л.И. Саляхова. Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки. – М.: Глобус, 2006

…Педагогический совет не является подчиненной администрации структурной единицей, а функционирует в диалоге с ней.

По вопросам организации и проведения педсоветов методической литературы издано немало – достаточно взглянуть на список источников, приводимых в пособии. В то же время школьная практика убедительно показывает, что педсоветы продолжают оставаться неинтересными и малоэффективными.
Такая ситуация не может устраивать ни директора школы, не владеющего иными рычагами управления педагогическим коллективом, ни рядовых учителей, рассчитывающих на помощь педсоветов в решении возникающих проблем или предупреждении новых.

Видимо, именно поэтому соответствующая литература, наряду с периодическими изданиями сходной тематики, оказывается востребованной. Кроме того, невольно возникает предположение: не существует одинакового для всех типов ОУ раз и навсегда написанного сценария организации педсоветов. Данная книга – обобщение опыта работы педсоветов школ Волгограда и Волгоградской области, что нашло отражение в ее заглавии: технология подготовки и практические разработки. Наверняка формулируемые автором рекомендации или предлагаемые модели проведения педсоветов окажутся полезными руководителям школ – неслучайно пособие вышло в серии «Управление школой».

Автор ставит хорошо знакомые вопросы: как повысить степень участия всего коллектива в подготовке и проведении педсовета? Каким должен быть «конечный продукт» педсовета? Способствует ли продуктивности педсоветов включение в его работу родителей? Пособие предлагает возможные ответы на эти и другие, не теряющие актуальности вопросы.

Главная идея книги в том, что организация и проведение педсовета зависит от его места в системе управления ОУ. В соответствии с таким пониманием приводятся описания 27 (!) педсоветов, которые прошли в школах Волгограда. Педсоветы различны по тематике (например, «Деятельность учителя на уроке», «Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития»), функции и времени проведения, но их объединяет общая мысль: педсоветы должны выступать не средством решения сиюминутных проблем, а определяться общим направлением развития школы.

В пособии дается образец возможного графика педсоветов на два учебных года. Описания работы педсоветов настолько подробны, что их копирование не составит большого труда.

Однако хотелось бы предостеречь читателей от такого шага и напомнить главную авторскую посылку о педсовете как органе, отражающем и одновременно определяющем развитие учебного учреждения. Таким образом, по мнению автора, педсовет создает предпосылки для осуществления рефлексивного, а не реактивного управления. Не исключено, что эта мысль покажется кому-то противоречащей традиционному пониманию педсовета как весьма консервативной организации, созданной для решения привычных, повторяющихся из года в год образовательных проблем. Однако накопленный педагогами Волгограда опыт свидетельствует в пользу такого понимания роли и места педсоветов в системе управления школой.

При планировании педсоветов, правда, не следует также забывать и о нормативных документах по их организации – соответствующие материалы помещены в конце книги.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru