Рецензии
Л.И. Саляхова. Педагогический совет:
технология подготовки и практические
разработки. – М.: Глобус, 2006
…Педагогический совет не
является подчиненной администрации структурной
единицей, а функционирует в диалоге с ней.
|
По вопросам организации и
проведения педсоветов методической литературы
издано немало – достаточно взглянуть на список
источников, приводимых в пособии. В то же время
школьная практика убедительно показывает, что
педсоветы продолжают оставаться неинтересными и
малоэффективными.
Такая ситуация не может устраивать ни директора
школы, не владеющего иными рычагами управления
педагогическим коллективом, ни рядовых учителей,
рассчитывающих на помощь педсоветов в решении
возникающих проблем или предупреждении новых.
Видимо, именно поэтому соответствующая
литература, наряду с периодическими изданиями
сходной тематики, оказывается востребованной.
Кроме того, невольно возникает предположение: не
существует одинакового для всех типов ОУ раз и
навсегда написанного сценария организации
педсоветов. Данная книга – обобщение опыта
работы педсоветов школ Волгограда и
Волгоградской области, что нашло отражение в ее
заглавии: технология подготовки и практические
разработки. Наверняка формулируемые автором
рекомендации или предлагаемые модели проведения
педсоветов окажутся полезными руководителям
школ – неслучайно пособие вышло в серии
«Управление школой».
Автор ставит хорошо знакомые вопросы:
как повысить степень участия всего коллектива в
подготовке и проведении педсовета? Каким должен
быть «конечный продукт» педсовета? Способствует
ли продуктивности педсоветов включение в его
работу родителей? Пособие предлагает возможные
ответы на эти и другие, не теряющие актуальности
вопросы.
Главная идея книги в том, что
организация и проведение педсовета зависит от
его места в системе управления ОУ. В соответствии
с таким пониманием приводятся описания 27 (!)
педсоветов, которые прошли в школах Волгограда.
Педсоветы различны по тематике (например,
«Деятельность учителя на уроке», «Педагогика
поддержки ребенка в процессе его развития»),
функции и времени проведения, но их объединяет
общая мысль: педсоветы должны выступать не
средством решения сиюминутных проблем, а
определяться общим направлением развития школы.
В пособии дается образец возможного
графика педсоветов на два учебных года. Описания
работы педсоветов настолько подробны, что их
копирование не составит большого труда.
Однако хотелось бы предостеречь
читателей от такого шага и напомнить главную
авторскую посылку о педсовете как органе,
отражающем и одновременно определяющем развитие
учебного учреждения. Таким образом, по мнению
автора, педсовет создает предпосылки для
осуществления рефлексивного, а не реактивного
управления. Не исключено, что эта мысль покажется
кому-то противоречащей традиционному пониманию
педсовета как весьма консервативной
организации, созданной для решения привычных,
повторяющихся из года в год образовательных
проблем. Однако накопленный педагогами
Волгограда опыт свидетельствует в пользу такого
понимания роли и места педсоветов в системе
управления школой.
При планировании педсоветов, правда, не
следует также забывать и о нормативных
документах по их организации – соответствующие
материалы помещены в конце книги.
Марина СТЕПАНОВА
|