Рецензии
Педсовет: идеи, методики, формы
(рекомендации по подготовке и проведению
педагогических советов в школе). М.: Центр
«Педагогический поиск», 2005
…Пользоваться новыми
технологиями могут абсолютно все руководители
школ, но результативность использования их
открыта не для всех.
|
В аннотации к книге читаем, что
она «является очень полезным
практико-ориентированным пособием, позволяющим
осмыслить роль, место, содержание деятельности и
организацию педагогических советов». Сказанное
– не совсем верная характеристика данного
издания, и вот почему.
Книга содержит материал двух видов.
Во-первых, изложены возможные подходы к
пониманию предназначения и форм организации
педсоветов. Предлагаемые подходы – не
умозрительные заключения, а результат обобщения
накопленного опыта проведения педсоветов, что
значительно повышает доверие к авторским
выводам и рекомендациям. Во-вторых, книга
изобилует конкретными разработками педсоветов
на такие темы, как «Творчество учителя»,
«Педагогическая ситуация», «Уровневая
дифференциация в обучении» и др.
Складывается впечатление, что пособие,
которое вышло в серии «Библиотека
администратора школы», может быть рекомендовано
в качестве настольной книги руководителя школы,
заинтересованного в повышении эффективности
педсоветов. Осознание недостаточной
продуктивности педсоветов – важный шаг в деле
усиления их роли в школьной жизни, но за ним
должен последовать следующий, предполагающий
конкретные действия в конкретной школе. В
издании участвует коллектив авторов, и
закрадывается подозрение относительно
случайного и потому искусственного объединения
под одной обложкой статей, связанных общей
тематикой, но не идеей. В книге отсутствует
необходимый для сборника статей предваряющий
или завершающий изложение раздел, позволяющий
выделить основную мысль, которая в данном случае
видится лишь как побуждение к размышлению на
заявленную тему.
С целью доказательства сказанного –
всего одна иллюстрация. Т.В.Морозова (одна из
авторов) утверждает, что если раньше говорили о
целях и задачах школы, то теперь – о миссии школы,
которая отражает разделяемые всеми учителями
ценности и цели. В статье Н.Ю.Ерофеевой уже речь
идет и о цели деятельности школы, и о задачах
педсоветов. Не это ли игра слов, которую так
категорически отрицает Т.В.Морозова, апеллируя к
миссии школы в условиях самоопределения? И на что
ориентироваться читателю, как использовать
накопленный авторами опыт? Пожалуй, только как
отправную точку для разработки собственных
моделей управления школой.
Наверное, нелишне напомнить о том, что
любой опыт имеет границы использования, о чем
«забыли» сказать авторы. И те педагогические
находки, о которых идет речь в книге,
действительно являются таковыми, но по отношению
к «своему» ОУ. В то же время не хотелось бы, чтобы
у читателя сложилось впечатление, что
представленные в издании материалы не могут быть
использованы на практике. Могут, но с оговоркой,
заявленной одним из авторов: у каждой школы своя
конкретная, уникальная миссия.
И последнее замечание: задача
определения роли и места педсоветов в
современной школе предполагает опору на
современную педагогическую литературу,
обобщающую достижения науки и практики, а авторы
ссылаются на работы 10-летней и более давности. За
истекший период изменилось общество, а вместе с
ним и школа, которая ждет новых, современных
способов управления.
Марина СТЕПАНОВА
|