Коллектив
Управленческие шаги по информатизации
процесса обучения в школе
Окончание. Начало в №№ 1, 3/2007
Сегодня мы заканчиваем разговор о
теоретических основах информатизации процесса
обучения. Речь пойдет о результатах и планах
работы, а также о примерных темах для работы
методических объединений.
Компоненты процесса внедрения
информатизации
Объект внедрения –
информатизация процесса обучения.
Адресат внедрения – школа.
Такой выбор обусловлен тем, что в
соответствии с Законом «Об образовании» именно
школа несет на себе основную тяжесть по
функционированию системы общего среднего
образования, обладая при этом достаточной
самостоятельностью.
Субъект внедрения – все
работники школы. Их можно разбить на следующие
профессиональные группы:
1) управленцы всех уровней;
2) учителя;
3) психологи;
4) ответственные за здоровье;
5) ответственные за программное
обеспечение.
Цель внедрения – оптимальное
использование информационного обеспечения
процесса обучения с помощью компьютера.
Обобщая полученные выше результаты,
можно сделать вывод, что это информационное
обеспечение должно включать соответствующим
образом представленные отображения:
1) содержания образования;
2) ученика;
3) учителя;
4) времени;
5) процесса обучения;
6) результата.
Следовательно, информатизация должна
охватывать каждый из выделенных выше шести
компонентов. При этом мы должны для каждого
компонента не просто перенести соответствующую
информацию с бумажного на электронный носитель,
а выделить новые, до сих пор не решенные,
педагогические задачи и найти их оптимальные
решения.
Результаты внедрения должны
быть рассмотрены по каждой составляющей
информационного обеспечения процесса обучения.
Эти показатели позволяют говорить о
результативности внедрения. Следовательно, мы
должны иметь возможность сравнивать значения
одних и тех же параметров, характеризующих
выделенные показатели до и после внедрения.
П. 1. Содержание образования.
Создается оптимальный учебный план школы по
критерию минимизации порождаемой им перегрузки
учащихся. На его основе конструируются учебные
программы по предметам, максимально
соответствующие целям и задачам школы. По каждой
программе используется электронная модель
наиболее адекватного ей учебника. Эта модель
дает возможность провести автоматический
педагогический анализ учебного материала и
служит основой для дальнейшей работы.
Автоматизированно строится полный валидный
многоуровневый компьютерный педагогический
мониторинг: итоговый (по учебному плану),
тематический (по учебной программе) и текущий (по
учебнику). Таким образом, для данного показателя
необходимы следующие параметры:
– характеристики учебного плана:
1) оптимальность по критерию
перегрузки учащихся;
2) наличие общих целей школьного образования;
3) описание места и роли каждого предмета;
4) наличие ведущего компонента по каждому
предмету;
5) межпредметные связи как средства обучения;
6) межпредметные связи как цели обучения;
7) полный валидный итоговый педагогический
мониторинг;
– характеристики учебных программ:
1) конкретизация всех целей обучения из
учебного плана;
2) конкретизация межпредметных и
внутрипредметных связей;
3) уточнение временных затрат;
4) допустимая последовательность тем и их состав;
5) полный валидный тематический педагогический
мониторинг;
– характеристики электронных моделей
учебников:
1) представление учебного материала в
виде, удобном для автоматического решения
педагогических задач;
2) передвижение по учебному материалу в
соответствии с педагогическим смыслом;
3) полное представление учебного материала;
4) полный валидный текущий и тематический
педагогический мониторинг;
5) обеспечение учителей и администрации
необходимой информацией.
П. 2. Ученик. Критерием эффективности и
качества процесса обучения является
соответствие достигнутых учеником результатов
его реальным возможностям. При этом должны быть
соблюдены все временные нормативы, а показатели
психологического развития и здоровья учащегося
соответствовать его возрасту. Таким образом, для
данного показателя необходимы следующие
параметры:
1) наличие полного валидного
многоуровневого педагогического мониторинга;
2) наличие полного психологического мониторинга;
3) наличие полного мониторинга здоровья;
4) многоуровневая система оптимизации
распределения учебного времени;
5) наличие прогностической модели деятельности
учащегося.
П. 3. Учитель. Строится оптимальный
процесс обучения. Следовательно, для данного
показателя необходимо, чтобы учитель имел
возможность как минимум решать следующие
педагогические задачи оптимальным образом:
1) педагогическое прогнозирование;
2) распределение учебного времени;
3) дифференцированный подход к учащимся;
4) выбор методов обучения;
5) построение системы уроков и урока.
П. 4. Время. Многоуровневая система
оптимизации распределения учебного времени
построена и описана выше как составная часть
других компонентов. Результативность этой
системы оценивается через результаты учащихся.
П. 5. Процесс обучения. Уроки,
составляющие процесс обучения, описаны выше, а их
результативность оценивается через результаты
учащихся.
П. 6. Результаты. В качестве основных
итогов информатизации процесса обучения
выступают результаты учащихся.
Этапы внедрения информатизации
Первый этап. Проведение
общего семинара для педагогического коллектива
школы с разъяснением всех принципиальных
моментов информатизации процесса обучения.
Обучение всех профессиональных групп:
– школьные управленцы всех уровней;
– психологи;
– ответственные за мониторинг
здоровья учащихся;
– программисты;
– учителя-предметники.
Второй этап. Создание
информационной базы данных школы. Это означает,
что имеющееся в школе информационное
обеспечение переносится на новые носители с
обязательным выполнением всех описанных выше
требований.
Третий этап. Переход к
оптимизации уже имеющегося информационного
обеспечения, то есть внедрение решенных на
компьютере основных дидактических задач – переход
от базы данных к базе знаний.
Примерные планы работ
1. Примерный план работы на первый
учебный год.
1.1. Проведение обучающих семинаров со
всеми категориями работников – август, сентябрь.
1.2. Установка необходимого
программного обеспечения – август, сентябрь.
1.3. Проведение мониторингов:
психологического и здоровья – сентябрь, октябрь.
1.4. Опытное внедрение электронных
моделей учебников – в течение учебного года.
1.5. Составление плана работы
методических объединений учителей – август.
1.6. Составление плана работы с учетом
индивидуальности каждого учителя, участвующего
в эксперименте, с указанием примерной темы его
выступления на семинарах – август.
1.7. Проведение первого промежуточного
семинара – январь.
1.8. Составление плана работы на новый
учебный год – июнь.
1.9. Работа в течение учебного года,
проведение двух семинаров (промежуточного –
январь, итогового – май–июнь).
В итоге должна быть
сформирована информационная база данных школы.
2. Примерный план работы на второй
учебный год.
2.1. Формирование групп учителей,
апробирующих решение основных дидактических
задач с помощью компьютера, – май предыдущего
учебного года на итоговом семинаре.
2.2. Составление плана работы каждой
группы – май предыдущего учебного года.
2.3. Установка необходимого
программного обеспечения – август.
2.4. Опытная работа с новым программным
обеспечением – в течение учебного года.
2.5. Проведение первого промежуточного
семинара – ноябрь.
2.6. Работа в течение учебного года
(продолжение формирования информационной базы,
работа с новым программным обеспечением),
проведение двух семинаров (промежуточного –
январь, итогового – май–июнь).
В итоге должна быть
сформирована информационная база знаний школы.
3. Примерный план работы на третий
учебный год.
3.1. Формирование оптимального
содержания образования школы – по
индивидуальному плану работы школы.
3.2. Работа в течение учебного года
(продолжение формирования информационной базы,
работа с базой знаний, формирование оптимального
содержания образования), проведение двух
семинаров (промежуточного – январь, итогового –
май–июнь).
В итоге должна быть
сформирована оптимальная информационная база
знаний школы.
Для каждого учителя должен
быть составлен план его индивидуальной работы в
эксперименте, предусматривающий кроме прочего:
– повышение квалификации,
– повышение категории и необходимую
для этого методическую работу,
– конкретную работу в течение первого,
второго и третьего годов эксперимента,
– тематику выступлений на школьных,
муниципальных и региональных семинарах,
– научно-методическую работу.
Примерные темы для работы методических
объединений
1. Методические объединения
учителей школ.
1.1. Анализ ГОС по предмету.
1.2. Формирование школьного компонента
содержания образования.
1.3. Построение оптимального учебного
плана школы.
1.4. Электронная модель школьного
учебника.
1.5. Полный внутришкольный
педагогический мониторинг.
1.6. Использование результатов
психологического мониторинга и мониторинга
здоровья при построении урока.
1.7. Оптимизация распределения учебного
времени по предмету.
1.8. Прогнозирование результатов
деятельности учащихся по предмету.
1.9. Дифференцированный подход к
учащимся.
1.10. Оптимальный выбор методов работы
на уроке.
1.11. Построение оптимальной системы
уроков по теме.
1.12. Формирование надпредметных
учебных умений.
2. Методическое объединение
учителей муниципалитета.
2.1. Модифицированные темы из п. 1.
2.2. Построение муниципальных
мониторингов: психологического, здоровья,
педагогического.
2.3. Анализ результатов деятельности
педагогов-предметников (трудные темы, обмен
опытом).
2.4. Анализ результатов муниципальных
мониторингов (психологического и здоровья).
2.5. Организация и проведение курсов,
семинаров, конференций по итогам работы.
2.6. Телеконференции и постоянно
действующие форумы по указанным направлениям в
работе школ.
Таким образом, на основе изложенных в
предыдущих пунктах теоретических положений мы
сформулировали основные этапы внедрения
информатизации процесса обучения и предложили
примерные планы работ школы и методических
объединений в этом направлении. То есть мы
полностью освоили теоретические основы
информатизации процесса обучения.
Дмитрий МАТРОС,
декан факультета информатики Челябинского
государственного педагогического университета
|