Научное общество
Наследники Ломоносова
В гостях у ученического
научно-исследовательского общества
Концепция профильного обучения
привлекает особое внимание к необходимости
овладения основами исследовательской и
проектной деятельности, причем этот аспект
зафиксирован в вариантах учебных планов в
качестве обязательного компонента. Очевидно, что
учащихся нужно приобщать к творчеству.
Предлагаем рассказ о системе работы по
организации оригинальной структуры
внутригимназического (внутришкольного)
дополнительного образования в гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия» Санкт-Петербурга.
Ученическое научно-исследовательское
общество (в дальнейшем УНИО) было создано в 1992
году. Оно объединило гимназистов, увлеченных
учебно-исследовательской деятельностью,
представителей научной и культурной
общественности города («друзей УНИО»),
родительский актив.
Приобщение учащихся к
учебно-исследовательской деятельности
посредством создания и развития УНИО – это
неотъемлемая часть педагогической концепции
гимназии, основанной на идеях научного наследия
М.В.Ломоносова. К их числу относятся идеи
энциклопедизма, высокая нравственность и
патриотизм, личная заинтересованность в знаниях,
добросовестность и увлеченность в учении,
стремление к познавательному поиску,
исследовательская активность. Создавая свой
«Проект регламента академической гимназии» при
первом российском университете, М.В.Ломоносов
писал: «…Кормилицей Университета или его
кладовой и поставщицей является Академическая
гимназия…» Продолжая традиции гимназического
образования, заложенные великим ученым, отражая
реалии современного социального заказа, запроса
учащихся, их родителей, педагогический коллектив
гимназии ставил при создании УНИО следующие
цели:
– формирование у учащихся ценностного
отношения к познанию (именно на уровне личностно
значимой ценности);
– вооружение гимназистов
необходимыми исследовательскими умениями,
развитие их познавательной активности;
– стремление к совершенствованию
потенциала своего образования;
– оказание помощи в подготовке к
продолжению образования в высшей школе
посредством включения учащихся в
учебно-исследовательскую деятельность.
Поставленные цели определили комплекс
конкретных задач, на решение которых
направлялась деятельность УНИО. Задачи
«переформулировались» в вопросы: как
сформировать у учащихся ориентацию на познание,
исследование на уровне личностно значимой
ценности? Как наполнить исследовательскую
деятельность значимым содержанием, интересно
организовать процесс ее осуществления? Как
достойно и объективно оценить получившийся в
ходе работы «продукт»? Ответы на эти вопросы
последовательно складывались в ходе этапов
становления и развития УНИО.
На первом этапе были разработаны Устав
УНИО, его секционная структура, педагогические
принципы жизнедеятельности общества, Положение
о работе учащихся гимназии № 73 «Ломоносовская
гимназия» над индивидуальными
исследовательскими темами (ИИТ) и т.д.
Среди ведущих педагогических
принципов, на которых строится УНИО, выделяются
следующие:
– принципы добровольности: учащиеся
5–6-х классов, а в настоящее время уже и 3–4-х,
самостоятельно (но при желании посоветовавшись с
учителями, классными руководителями, родителями)
могут выбрать интересную и привлекательную для
них тему учебно-исследовательской деятельности
и вступить в члены какой-либо из секций общества,
то есть выбирается добровольно область
предметных интересов (в рамках секции) и тематика
работы. Данный принцип позволяет реализовать
известный педагогический постулат об уважении к
личности ребенка, о поддержке его права на выбор
и на осуществление самого выбора;
– принцип учета индивидуальных
особенностей учащихся в сочетании с принципом
единства педагогических действий: ребенок
делает выбор, руководствуясь своими
склонностями, интересами, то есть определяет для
себя начало движения по исследовательскому
маршруту, а учителя помогают ему, предлагая
сотрудничество, вводя в члены общества, знакомя с
теми возможностями, которые открываются для
юного исследователя в рамках УНИО;
– принцип культуросообразности: в
деятельности УНИО Ломоносовской гимназии он
трактуется как в традиционном плане, то есть как
опора на базис научной и культурной среды
Санкт-Петербурга, так и в качестве обязательного
условия формирования основ
учебно-исследовательской культуры учащихся
(вооружение их набором разнообразных
познавательных умений и необходимыми элементами
науковедческих знаний);
– принцип преемственности в
деятельности средней и высшей школы:
сотрудничество гимназии с вузами, которые могут
предоставлять базу для выполнения учебных
исследований учащихся, помогать с выделением
научных руководителей для гимназистов,
учитывать (по мере возможности) результаты
эффективной исследовательской деятельности в
виде фиксированных личностных достижений
(портфолио достижений) и т.д.; гимназия же через
работы УНИО и приобретаемый в нем учащимися опыт
исследовательской деятельности готовит
старшеклассников – будущих абитуриентов – к
переходу на позицию студента-исследователя.
Вышеперечисленные принципы
выстраивают систему ориентиров для педагогов по
созданию «исследовательского образовательного
маршрута» учащимся гимназии. Как уже отмечалось
ранее, ребенок может включиться в работу
какой-либо из секций УНИО начиная с 5–6-го или
даже с 3–4-го класса. На первоначальном этапе
структура УНИО включала в себя 3 секции:
гуманитарную, естественно-научную и
физико-математическую. Впоследствии число
секций возросло: появилась, например,
мемориально-биографическая – «Ломоносовская
секция». Расширились возрастные
«представительства» младшего, среднего и
старшего «звеньев» в составе каждой из секций.
Работу каждой секции возглавляет
председатель из числа старшеклассников; в ней
имеется актив (обычно 5–7 человек) и
учитель-куратор. Последний координирует
деятельность секции и организует ее связи с
научными, культурными и высшими учебными
заведениями, совместно с гимназистами – членами
секции организует внутрисекционную работу в
течение учебного года. Во главе УНИО стоят
президент (опытный
исследователь-старшеклассник), избираемый на
общем собрании членов УНИО, и учитель –
общегимназический куратор УНИО. Характеристика
«маршрута» юного исследователя – члена УНИО
представлена в специально разработанном
Положении.
К примеру, в нем оговаривается организация
работы учащихся над ИИТ:
1. Деятельность юных исследователей
организуется по секциям УНИО.
2. Учебно-исследовательская
деятельность проходит на разных уровнях
сложности, с учетом дидактического принципа
доступности, индивидуальных интересов,
склонностей учащихся; в каждой секции имеется
специальный банк ндивидуальных
исследовательских тем (ИИТ). Примеры содержания
банка для разных секций и возрастных групп
приведены далее.
Литература
|
Подробно
вся процедура открытой защиты и документы, ее
регламентирующие, охарактеризованы в
специальном методическом сборнике: «Выпускная
экзаменационная работа – путь от индивидуальной
исследовательской темы до публичной защиты»
(СПб.: Издво НМЦ УО Выборгского административного
района, 2000), подготовленном педагогическим
коллективом Ломоносовской гимназии. |
Гуманитарная секция:
7–8-е классы:
«Федоровский государев Собор и
Федоровский Городок в Царском Селе как
духовно-эстетическое целое»;
«Становление империи в Риме».
10–11-е классы:
«Лирика А.А.Блока в музыке
Г.В.Свиридова (цикл «Ночные облака»)»;
«Курская битва».
Естественно-научная секция:
5–6-е классы:
«Поведение разных видов грызунов в
нестандартных условиях»;
«Коллекция комнатных растений
кабинета биологии».
7–8-е классы:
«Видовое разнообразие иглокожих
Красного моря»;
«Опыты по изучению выделения тепла
семенами растений в процессе дыхания».
3. Учащиеся могут выполнять свои
исследования индивидуально или в небольших
группах.
4. По итогам работы над ИИТ в рамках той
или иной секции УНИО учащиеся регулярно и
последовательно представляют свои достижения.
Формы этих «презентаций» могут быть различны:
отчеты по отдельным этапам
исследования (например, по экспериментальной
части);
общая характеристика ведущих методов
исследования;
подготовка литературных обзоров по
теоретическим концепциям, лежащим в основе
исследования;
составление тематических
библиографических списков;
создание компьютерных презентаций по
содержанию исследования в целом или по его
отдельным фрагментам;
выполнение моделей и макетов;
представление фотоматериалов;
создание образцов художественного
творчества учащихся (рисунки, игрушки, поделки и
т.д.).
5. Достижения учащихся представляются
на заседаниях секций УНИО в соответствии с их
планами работы на конкретный учебный год.
Результаты своих исследований учащиеся – члены
УНИО могут представлять также на торжественных
акциях общества: Ломоносовских чтениях (ноябрь) и
Итоговой общегимназической конференции УНИО
(апрель), где традиционно представляются лучшие,
наиболее интересные работы. Кроме этого,
материалы работы над своими ИИТ, то есть
результаты исследований, члены УНИО гимназии
активно представляют на различных районных,
городских, всероссийских выставках, конкурсах,
олимпиадах и конференциях.
6. Последовательно проводится учет
всех личностных достижений учащихся – членов
УНИО. Экспертные оценки выполненного
исследования фиксируются в специальных
«творческих аттестатах» учащихся (где именно
представлялось исследование, какую оценку
получило). То есть в эти аттестаты заносятся
данные о дипломах, почетных грамотах,
сертификатах и публикациях, полученных или
подготовленных учащимися – членами УНИО.
За последние годы учителя-кураторы
секций УНИО перешли к подготовке и оформлению
совместно с учащимися «портфолио достижений»,
что позволяет объединить все материалы и
сведения о выступлениях и достижениях юных
исследователей с дальнейшим их представлением
на другие конкурсы и конференции, а также при
поступлении в вузы, в приемные комиссии.
7. Итоговые результаты своих
исследований учащиеся 11-х классов представляют в
форме открытой публичной защиты (как выпускную
экзаменационную работу). Протокол и ход защиты
определен соответствующими документами.
Учащийся и его научный руководитель готовят саму
работу, ее реферат. Заранее проходят
«предзащиты» по секциям УНИО, затем исследование
представляют на рецензию специалисту по области,
в которой оно было выполнено. Порядок защиты
предусматривает ответы на вопросы, то есть
элементы проблемного обсуждения и дискуссии.
Процесс педагогического
сопровождения учебно-исследовательской
деятельности учащихся – членов УНИО
осуществляется учителями гимназии,
руководителями кружков и факультативов,
научными сотрудниками музеев, библиотек,
аспирантами и преподавателями вузов
Санкт-Петербурга, педагогами учреждений
дополнительного образования (например, Дворца
творчества юных), а также родителями учащихся.
Сопровождение ведется в разных формах,
например в виде консультирования.
Обязанности консультантов:
– представление программ для
исследовательской деятельности учащихся,
включающих алгоритмы для проведения конкретного
исследования, или описание работы в тьюторской
группе (для научных руководителей, работающих с
учащимися «вне» гимназии);
– оказание помощи в выборе ИИТ с
учетом возможностей, интересов, склонностей и
пожеланий ребенка;
– содействие в нахождении базы для
исследования, в его информационной поддержке и
т.д.
Помимо консультирования возможно и
научное руководство (особенно для
старшеклассников). Данная форма взаимодействия
«взрослого» и «юного исследователя» известна и
близка к практике, существующей в высшей школе.
Педагогическое сопровождение может быть
выражено и в форме работы экспертов, оценивающих
уровень и качество исследовательских работ
учащихся – членов УНИО в ходе слушаний на
секциях, Ломоносовских чтениях,
общегимназических семинарах и итоговых
конференциях УНИО.
Обязательными компонентами
педагогического сопровождения являются
проведение оперативной диагностики различных
аспектов деятельности УНИО, а также методическая
работа учителей гимназии – как непосредственно
педагогов-кураторов секций, так и большинства
педагогического коллектива, связанного с
жизнедеятельностью общества.
Учителя и администрация нашей
гимназии, рассматривая организацию
исследовательской деятельности учащихся как
актуальную профессиональную проблему и отдавая
ее решению много творческих сил и времени,
надеются на встречный интерес коллег, уделяющих
внимание аналогичной проблематике. Мы готовы к
совместному обсуждению вопросов детского и
юношеского познавательного творчества, созданию
соответствующих объединений и сообществ.
Приглашаем коллег к сотрудничеству!
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА,
доцент РГПУ им. А.И.Герцена,
научный руководитель
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»,
Валентина ПАВЛОВА,
директор гимназии,
г. Санкт-Петербург
|