Сетевое взаимодействие
Сетевые взаимозачеты
Механизм зачета результатов
учебной деятельности, полученных в других ОУ
Эксперимент по введению профильного
обучения на старшей ступени переходит в
заключительную фазу, сетевое обучение и
взаимозачеты становятся практикой каждого дня.
Очевидно, что дистанционные образовательные
технологии в условиях профильного обучения
оказываются необходимыми: с их помощью школы
могут удовлетворить образовательные
потребности большинства учащихся. Становится
возможным в рамках эффективного сетевого
взаимодействия использовать механизм
взаимозачетов учебных достижений учащихся.
Какие условия должны быть соблюдены,
чтобы сетевой образовательный ресурс мог
применяться в качестве обучающего и
контролирующего компонента наряду с
традиционным в условиях сетевого
взаимодействия?
1. Образовательное учреждение,
использующее сетевой ресурс, должно иметь
лицензию на образовательную деятельность в
системе основного образования.
2. Сетевые учебные курсы учреждения
дистанционного обучения, включенные в сетевой
ресурс, должны пройти экспертную оценку.
3. Система оценивания учебных
достижений учащихся, использующих сетевой
ресурс на основе дистанционных образовательных
технологий, должна вмещать в себя все
традиционные формы, принятые в образовательных
учреждениях сети, а также быть расширена с целью
включения всех видов текущего контроля и
оценивания разнообразных видов деятельности (он-
и офф-лайн оценивание).
4. Сетевой
информационно-образовательный ресурс
учреждения дистанционного обучения должен
пройти апробацию в очном ОУ. Успешность
апробации определяется по следующим
индикаторам:
сетевой ресурс должен быть признан в
качестве адекватного педагогами очного ОУ;
динамика результативности учебной
деятельности учащихся очного ОУ в условиях
комплексного (традиционного и сетевого) обучения
должна быть положительной;
система оценивания должна быть
признана валидной всеми участниками учебного
процесса.
В ситуации сетевого взаимодействия
профильных школ одним из ключевых является
вопрос о взаимозачетах результатов учебных
достижений учащихся. Для решения этой задачи
необходимо, чтобы система оценивания учебных
достижений учащихся, использующих сетевой
ресурс на основе дистанционных образовательных
технологий, была согласована внутри сети ОУ.
То есть подход к оцениванию должен
быть унифицирован внутри сети. Одним из самых
эффективных способов такой унификации является
введение системы критериев оценивания по
каждому предмету учебного плана, единых для всех
ОУ сети. Критерии оценивания по предметам
разрабатываются межшкольными методическими
советами по учебным предметам и являются
обязательными для всех учителей данного
предмета. Критерии оценивания должны быть также
доступными и понятными для всех учащихся сети и
их родителей. В этом случае механизм оценивания
становится прозрачным и может быть средством
оптимизации учебной деятельности учащихся.
При использовании в сети
дистанционных образовательных технологий режим
оценивания офф-лайн должен строго базироваться
на тех критериях, которые приняты по данному
предмету в сети. В системе оценивания он-лайн
критерии должны быть заложены технологически.
После согласования критериев необходимо
проведение модерации – системы согласованного
оценивания учебных достижений учащихся.
Модерация результатов оценивания проходит по
двум направлениям – внутреннему и внешнему.
Внутренняя модерация проводится
внутри предметной кафедры (или методического
объединения) преподавателями одной учебной
дисциплины. Модератором (лицом, сопоставляющим
результаты модерации) в этом случае будет
руководитель кафедры.
Внешняя модерация проводится
преподавателями одного предмета из разных
образовательных учреждений. Модератором в этом
случае становится методист соответствующего
профиля местного органа управления
образованием.
Процедура модерации осуществляется
путем проверки одних и тех же работ учащихся
различными учителями по общепринятым в
образовательном учреждении или в
образовательной сети критериям. Работы учащихся,
представленные на модерацию, определяются по
случайной выборке (примерно 30 % из всего
массива работ по данной теме).
В условиях проведения внутренней
модерации критерии оценивания учебных
достижений учащихся должны быть общеприняты и
утверждены на предметной кафедре. При проведении
внешней модерации критерии вырабатываются и
утверждаются на методическом совете
образовательной сети. В случае значительных
расхождений в оценках необходимо проведение
методического совета по согласованию общих
подходов к оцениванию.
Модерация результатов оценивания при
постоянном кадровом составе преподавателей
проводится периодически, не реже чем один раз в
полгода. При смене педагогического состава
модерация устраивается чаще.
Критериальная система оценивания
учебных достижений учащихся вкупе с модерацией
являются необходимым условием, обеспечивающим
полноценное функционирование системы
взаимозачетов результатов учебной деятельности
учащихся внутри образовательной сети.
Общую стратегию и порядок проведения
взаимозачетов определяет и утверждает
координационный центр по оцениванию и
взаимозачетам, который формируется при
территориальном (региональном, муниципальном,
зональном) Координационном центре профильного
обучения.
При Координационном центре
формируются межшкольные методические советы по
учебным предметам (см. рисунок 1).
Рис. 1. Организация системы
оценивания и взаимозачетов
В функции межшкольных методических
советов по учебным предметам входят:
1) разработка критериев оценивания
учебных достижений учащихся по каждому предмету
базисного учебного плана;
2) проведение процедуры модерации
(согласованного оценивания) результатов
достижений учащихся по всем предметам базисного
учебного плана;
3) выработка коэффициента модерации,
который необходим в случаях, когда тот или иной
учитель или система оценивания, принятая в
сетевых образовательных учреждениях,
обнаруживает тенденцию к завышению или
занижению отметок, наиболее часто выставляемых
учителями и модератором в процессе
осуществления модерации (Км=Оу/Ом, где Км –
коэффициент модерации, Оу – отметка,
выставленная учителем, Ом – отметка,
выставленная модератором. В качетсве модератора
выступает руководитель сетевого межшкольного
методического объединения по предмету. На
внешнюю модерацию поступает до 30% работ,
отбираемых случайным образом из общего объема
выполненных работ по одной контролируемой теме
данного предмета. Если в 30% проверенных работ
учащихся Км меньше единицы, осуществляется
корректировка отметки учителя в сторону
повышения; если Км больше единицы –
корректировка в сторону понижения);
4) осуществление коррекции в подходах к
оцениванию тех учителей, коэффициент модерации у
которых значительно отличается от единицы;
5) выдача предметной кафедре
образовательного учреждения разрешения на
участие в системе взаимозачетов в сети.
Процедура модерации осуществляется в
соответствии со схемой, представленной на
рисунке 2:
1. Межшкольные предметные комиссии
разрабатывают и утверждают системы критериев по
предметам.
2. Системы критериев с дескрипторами
(описанием) передаются в образовательное
учреждение в методические советы по учебным
предметам, проходят апробацию в режиме постоянно
функционирующего механизма оценивания во всех
профильных классах или при оценивании всех
учащихся, реализующих индивидуальные учебные
планы. В учреждениях дистанционного обучения эти
критерии проходят апробацию в режимах
оценивания он- и офф-лайн.
3. По окончании периода апробации
критериев осуществляется процедура внутренней
модерации в методическом совете по учебным
предметам образовательного учреждения. В
результате определяется коэффициент модерации,
осуществляется коррекция деятельности
педагогов, коэффициент модерации у которых в
значительной степени отличается от единицы,
после чего предметный методический совет
считается готовым к прохождению внешней
модерации. За проведение внутренней модерации
отвечает руководитель предметного
методического совета.
4. Предметный методический совет,
признанный готовым к осуществлению внешней
модерации, передает оцененные ученические
работы в межшкольные предметные комиссии по
оцениванию, где осуществляется процедура
внешней модерации. Если коэффициент внешней
модерации того или иного ОУ в значительной
степени отличается от единицы, комиссия
возвращает их в предметный методический совет ОУ
с соответствующими рекомендациями по
согласованию процедуры оценивания. После
корректировки оценивания внутри ОУ повторно
проводится внешняя модерация. В случае
преобладания единицы в качестве коэффициента
модерации межшкольная предметная комиссия
выдает разрешение предметному методическому
совету на взаимозачеты в сети.
Рис. 2. Организационная схема
проведения модерации результатов учебной
деятельности
Марина КОНДАКОВА,
к.п.н., директор НП «Телешкола»,
Елена ПОДГОРНАЯ,
директор проекта «Интернет-школа
“Просвещение.ru”»
|