Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

СОБЫТИЕ

Повышение квалификации

«Птичий язык» оставим птицам

От методслужб педагоги и директора ждут помощи не на словах, а на деле

Теперь свою прежнюю работу здесь делят не на «этапы», а на «исторические вехи». Имеют полное право: знаменитая
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования отмечает 80-летие со дня основания, обучив за это время свыше 800 тысяч человек. Сюда, на окраину Москвы, добираются со всей страны, чтобы вернуться затем в свои города с самыми передовыми педагогическими технологиями в головах.

Системе повышения квалификации уже более 140 лет. В 60-е годы XIX века реформаторская деятельность Александра II затронула и эту сторону жизни, правда, в военном аспекте: в связи с кардинальным переустройством армии требовались образованные офицеры и грамотные солдаты. И в системе Главного управления военных учебных заведений в 1864 году открылся Санкт-Петербургский педагогический музей. Помимо основной задачи по собиранию, систематизации и разработке учебных пособий в музее устраивались публичные лекции, народные чтения (100 тыс. слушателей в год) и курсы для подготовки преподавателей и воспитателей в военно-учебных заведениях.

А история академии началась в Москве в 1927 году с организации Центральных курсов по повышению квалификации работников СОЦВОС.

Около 50 институтов было открыто по всей стране еще до Великой Отечественной войны.

В годы войны школам требовалась срочная замена учителей-мужчин, призванных в армию, поэтому открывались новые институты повышения квалификации.

В непростое время постсоветского переходного периода, когда развалилась госсистема повышения квалификации кадров народного хозяйства, АПК удалось устоять и остаться в неприкосновенности.

Будни

За четыре последних года в академии прошли учебу практически все школьные директора Чеченской Республики. Это часть значительной работы по восстановлению образовательной системы и активизации педагогических кадров Чечни.

С тех пор сменилось много названий, добавились кафедры, с передовым для своего времени педагогическим опытом познакомились тысячи и тысячи учителей… И вот спустя 80 лет весь накопленный опыт послужит модернизации образования в XXI веке. Ключевой фигурой реализации государственной образовательной политики является педагог, и любое ожидаемое изменение (и новые образовательные стандарты, и индивидуализация образования, и новая система оценки качества, и информатизация общего образования и т.д.) напрямую затрагивает сложившуюся в России государственную систему повышения квалификации работников образования.

«Главная тенденция развития системы определена первыми итогами приоритетного нацпроекта «Образование», – заявил на юбилейной научно-практической конференции ректор АПКиППРО Эдуард Никитин. – В результате сложного конкурсного отбора по итогам первого года нацпроекта выявлены лучшие учителя и школы страны, которые успешно реализуют инновационные образовательные программы.

Задача учреждений повышения квалификации всех уровней – привлечь весь выявленный проектом кадровый ресурс в активную повседневную работу с учитель­ством по передаче инновационного опыта в массовую практику». Согласно меморандуму, принятому на конференции, учреждениям дополнительного профессионального педагогического образования рекомендуется создать на базе школ – победителей ПНПО – сеть площадок, на основе которых могут быть открыты стажерские и консультационные центры, проводиться мастер-классы. А каждому из 10 000 учителей-победителей организовать условия для эффективного предъявления их опыта коллегам.

О школьной администрации тоже не забывают. Более того, в отношении нее строят грандиозные планы: «Необходимо создать отраслевую программу переподготовки директоров школ по примеру государственной программы подготовки менеджеров для народного хозяйства, – уверен Никитин. – Не побоюсь этого слова: речь идет о создании национальной школы управления образованием».

Статистика академии: сегодня в России действуют более 2300 муниципальных методических служб, которые на первичном уровне обеспечивают профессиональный рост педагогов. Изменение содержания образования, создание новых педагогических технологий требуют особого внимания к организации методической деятельности. Как показывают проведенные АПКиППРО опросы, 82 процента опрошенных учителей признают высокую значимость этих учреждений в преодолении затруднений. Вместе с тем 70 процентов педагогов отмечают, что не мешало бы изменить структуру и методы работы методических служб.

Несмотря на все положительные моменты их существования, наметился и ряд проблем. Среди них: недостаточное использование дистанционной формы повышения квалификации работников образования; недооценка возможностей сетевой организации методической работы; отсутствие программ научно-методической поддержки педагогов школ в реализации нацпроекта; неоднородный нормативно-правовой статус муниципальных методических служб: некоторые не являются инициаторами нововведений в учебно-воспитательный процесс, а занимаются сбором и обобщением информации из общеобразовательных учреждений; медленно протекает оптимизация системы библиотечного обслуживания педагогических кадров – библиотечную систему еще во многих регионах нельзя назвать мобильным центром информации…

Даже в праздничном выступлении ректор академии не поскупился на критику: «Во многих регионах идет активный поиск новых моделей методической работы. Но в то же время методическая деятельность начинает приобретать лженаучный характер. Для начала муниципальные службы меняют название – им подавай «научно-методический центр», где потом начинают издавать немыслимые научно-методические рекомендации. Учителя не могут выстроить урок, а мы им – научные трактаты на «птичьем языке». Муниципальные методслужбы должны, отвечая своему названию, служить учителю, а не играть в научные игры!»

Инна АЛЕЙНИКОВА

АПКиППРО – директору школы

Кафедра управления человеческими ресурсами проводит курсы, очнозаочные школы, осуществляет дистанционное обучение по исследуемым проблемам:

  • сопротивления персонала изменениям,

  • лидерства и власти руководителя,

  • управления изменениями,

  • эволюции образовательных организаций,

  • организационного поведения педагогов и мотивации их труда,

  • стратегии построения эффективных команд,

  • развития образовательных учреждений, построения эффективных структур управления на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях,

  • управления введением профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.

В процессе обучения слушатели участвуют в тренингах на практических занятиях, посвященных проблемам управления персоналом, исследуют состояние человеческих ресурсов своих образовательных учреждений.

 

Рейтинг@Mail.ru