Повышение квалификации
«Птичий язык» оставим птицам
От методслужб педагоги и
директора ждут помощи не на словах, а на деле
Теперь свою прежнюю работу здесь делят
не на «этапы», а на «исторические вехи». Имеют
полное право: знаменитая
Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования отмечает 80-летие со дня основания,
обучив за это время свыше 800 тысяч человек. Сюда,
на окраину Москвы, добираются со всей страны,
чтобы вернуться затем в свои города с самыми
передовыми педагогическими технологиями в
головах.
Системе повышения квалификации уже более
140 лет. В 60-е годы XIX века реформаторская
деятельность Александра II затронула и эту
сторону жизни, правда, в военном аспекте: в связи
с кардинальным переустройством армии
требовались образованные офицеры и грамотные
солдаты. И в системе Главного управления военных
учебных заведений в 1864 году открылся
Санкт-Петербургский педагогический музей.
Помимо основной задачи по собиранию,
систематизации и разработке учебных пособий в
музее устраивались публичные лекции, народные
чтения (100 тыс. слушателей в год) и курсы для
подготовки преподавателей и воспитателей в
военно-учебных заведениях.
А история академии началась в Москве в
1927 году с организации Центральных курсов по
повышению квалификации работников СОЦВОС.
Около 50 институтов было открыто по
всей стране еще до Великой Отечественной войны.
В годы войны школам требовалась
срочная замена учителей-мужчин, призванных в
армию, поэтому открывались новые институты
повышения квалификации.
В непростое время постсоветского
переходного периода, когда развалилась
госсистема повышения квалификации кадров
народного хозяйства, АПК удалось устоять и
остаться в неприкосновенности.
Будни
|
За четыре последних
года в академии прошли учебу практически все
школьные директора Чеченской Республики. Это
часть значительной работы по восстановлению
образовательной системы и активизации
педагогических кадров Чечни. |
С тех пор сменилось много названий,
добавились кафедры, с передовым для своего
времени педагогическим опытом познакомились
тысячи и тысячи учителей… И вот спустя 80 лет весь
накопленный опыт послужит модернизации
образования в XXI веке. Ключевой фигурой
реализации государственной образовательной
политики является педагог, и любое ожидаемое
изменение (и новые образовательные стандарты, и
индивидуализация образования, и новая система
оценки качества, и информатизация общего
образования и т.д.) напрямую затрагивает
сложившуюся в России государственную систему
повышения квалификации работников образования.
«Главная тенденция развития системы
определена первыми итогами приоритетного
нацпроекта «Образование», – заявил на юбилейной
научно-практической конференции ректор АПКиППРО
Эдуард Никитин. – В результате сложного
конкурсного отбора по итогам первого года
нацпроекта выявлены лучшие учителя и школы
страны, которые успешно реализуют инновационные
образовательные программы.
Задача учреждений повышения
квалификации всех уровней – привлечь весь
выявленный проектом кадровый ресурс в активную
повседневную работу с учительством по передаче
инновационного опыта в массовую практику».
Согласно меморандуму, принятому на конференции,
учреждениям дополнительного профессионального
педагогического образования рекомендуется
создать на базе школ – победителей ПНПО – сеть
площадок, на основе которых могут быть открыты
стажерские и консультационные центры,
проводиться мастер-классы. А каждому из 10 000
учителей-победителей организовать условия для
эффективного предъявления их опыта коллегам.
О школьной администрации тоже не
забывают. Более того, в отношении нее строят
грандиозные планы: «Необходимо создать
отраслевую программу переподготовки директоров
школ по примеру государственной программы
подготовки менеджеров для народного хозяйства,
– уверен Никитин. – Не побоюсь этого слова: речь
идет о создании национальной школы управления
образованием».
Статистика академии: сегодня в России
действуют более 2300 муниципальных методических
служб, которые на первичном уровне обеспечивают
профессиональный рост педагогов. Изменение
содержания образования, создание новых
педагогических технологий требуют особого
внимания к организации методической
деятельности. Как показывают проведенные
АПКиППРО опросы, 82 процента опрошенных учителей
признают высокую значимость этих учреждений в
преодолении затруднений. Вместе с тем 70
процентов педагогов отмечают, что не мешало бы
изменить структуру и методы работы методических
служб.
Несмотря на все положительные моменты
их существования, наметился и ряд проблем. Среди
них: недостаточное использование дистанционной
формы повышения квалификации работников
образования; недооценка возможностей сетевой
организации методической работы; отсутствие
программ научно-методической поддержки
педагогов школ в реализации нацпроекта;
неоднородный нормативно-правовой статус
муниципальных методических служб: некоторые не
являются инициаторами нововведений в
учебно-воспитательный процесс, а занимаются
сбором и обобщением информации из
общеобразовательных учреждений; медленно
протекает оптимизация системы библиотечного
обслуживания педагогических кадров –
библиотечную систему еще во многих регионах
нельзя назвать мобильным центром информации…
Даже в праздничном выступлении ректор
академии не поскупился на критику: «Во многих
регионах идет активный поиск новых моделей
методической работы. Но в то же время
методическая деятельность начинает приобретать
лженаучный характер. Для начала муниципальные
службы меняют название – им подавай
«научно-методический центр», где потом начинают
издавать немыслимые научно-методические
рекомендации. Учителя не могут выстроить урок, а
мы им – научные трактаты на «птичьем языке».
Муниципальные методслужбы должны, отвечая
своему названию, служить учителю, а не играть в
научные игры!»
Инна АЛЕЙНИКОВА
АПКиППРО
– директору школы
|
Кафедра управления
человеческими ресурсами проводит курсы,
очнозаочные школы, осуществляет дистанционное
обучение по исследуемым проблемам:
сопротивления персонала изменениям,
лидерства и власти руководителя,
управления изменениями,
эволюции образовательных
организаций,
организационного поведения
педагогов и мотивации их труда,
стратегии построения эффективных
команд,
развития образовательных учреждений,
построения эффективных структур управления на
уровне образовательного учреждения,
муниципальном и региональном уровнях,
управления введением профильного
обучения и предпрофильной подготовки
школьников.
В процессе обучения слушатели
участвуют в тренингах на практических занятиях,
посвященных проблемам управления персоналом,
исследуют состояние человеческих ресурсов своих
образовательных учреждений. |
|