Позиция
«Выпускники должны стать умнее
преподавателей…»
Законом о ЕГЭ вузам дано право
зачислять абитуриентов по результатам
многочисленных олимпиад. Станут ли от этого
вузовские требования понятнее множеству
учителей? Наш собеседник уверенно говорит: нет.
И объясняет почему. Знакомьтесь: Павел
Анатольевич НАЗАРОВ,
ст. преподаватель кафедры общей и
экспериментальной физики Томского
госуниверситета, директор физико-математической
школы ТГУ, председатель государственной
экзаменационной комиссии ЕГЭ Томской обл. по
физике, заместитель ответственного секретаря
приемной комиссии ТГУ.
– Многие старшеклассники, живущие
на Востоке страны, хотели бы учиться в Томске. Но
поступить к вам не так легко…
– Прием в шесть томских
государственных университетов и два
коммерческих института ведется по материалам
ЕГЭ. Однако настоящего, «своего» абитуриента мы
получаем только по результатам олимпиад. Мы
проводим их каждую весну в Томской области,
Сибири, Казахстане. Высокие баллы набирают на них
те, кто действительно может и хочет учиться.
– Кто составляет в университете
перечень знаний и умений абитуриента, который
достоин стать студентом?
– Я – председатель предметной
комиссии, поэтому ответственность за
составление перечня знаний и умений по физике
лежит на мне. Откуда берется перечень? Из
примерных требований к вступительным испытаниям
в вуз Минобрнауки РФ. Они являются общими на
территории Российской Федерации. Возможно, эти
требования к абитуриентам по физике и выше
международного уровня.
– Примерные требования к
абитуриентам у вас те же, что и в школе? Или выше?
– Требования, предъявляемые школьными
программами по физике или математике, в целом
совпадают с требованиями вуза.
– Но есть различия. Мы говорим, что
школьные программы перегружены. Может быть, дело
в том, что школа не дает умений или навыков,
необходимых студенту?
– Программы перегружены? Слушайте, а
зачем в школе наука валеология? Или еще что-то
такое в этом же роде? Вспомните: мы в СССР учились
шесть дней в неделю по шесть уроков (по 45 минут
каждый) и никто не говорил о перегрузке школьной
программы. А теперь? Пять дней, семь–восемь
уроков по 40 минут. Конечно, время изменилось. Но
лучшие традиции школы забываются. Абитуриенту не
нужна усиленная подготовка в вуз. Ему хватит
знаний в объеме программы школы, если она
соответствует программе вуза.
Думаю, что в старших классах тех ребят,
которые выбрали для себя тот или иной предмет,
надо учить пусть маленькой, но науке. На мой
взгляд, школьные программы надо
подкорректировать: привести в соответствие во
временном интервале – чтобы темы уроков по тому
или иному предмету проходились более или менее
одновременно в разных школах, потом согласовать
с требованиями, предъявляемыми в вузах. И
оставить максимум две программы по предмету.
Зачем много? Лучше деньги потратить на
оборудование для школ. Причем закупать не только
компьютеры. Ведь учебные приборы, которые должны
находиться в школьных лабораториях, стоят
бешеных денег. А наглядность в образовательном
процессе достигается только с помощью приборов,
конкретных пособий, химикатов, расходных
материалов, то есть всего того, что можно
потрогать, пощупать. Сколько положительных
эмоций приносит пусть небольшой, но хорошо
отрепетированный и поставленный эксперимент! А
сколько трудностей – психологических и
учебно-методических – можно разрешить с его
помощью на уроках!
– Ректор МГУ Виктор Садовничий
говорит о том, что первокурсников приходится
отправлять на курсы по изучению школьной
программы. В ТГУ поступают так же?
– Университеты в Томске проводят трех-
и семимесячные подготовительные курсы для своих
потенциальных абитуриентов. Действительно, учим
школьников всему, порой начиная с азов. Но,
поверьте, никто не в силах за этот срок вложить в
голову абитуриента всю школьную программу,
которую по различным причинам он не освоил за 11
лет. Несколько лет назад ко мне привели
старшеклассника. Никаких понятий, как искать
скорость, если известен путь и время. Хуже того,
незнание таблицы умножения и действий с дробями.
Таблица умножения проходится во втором классе,
действия с дробями – в пятом. До одиннадцатого
класса еще целых семь лет. Долгих семь лет
каникул. Вы понимаете, каков был приговор.
Учиться не сможет, поэтому о поступлении в вуз и
речи никакой.
Другой пример. Вот уже пятый год я
выезжаю в село Кожевниково, что в 116 км от Томска,
чтобы работать с абитуриентами по программе
довузовской подготовки. На этом настаивает
учитель физики Ольга Анатольевна Адаменко,
выпускница нашего факультета, завуч школы. Она
занимается организацией и проведением программы
довузовской подготовки у себя в районе. Сама она
в 2006 году удостоилась президентской премии, а ее
школа получила президентский грант.
Приходится тщательно и долго
объяснять ученикам некоторые моменты.
Показывать буквально на пальцах физические
явления. Хорошо, что появился ноутбук и теперь я
могу на занятиях показать эксперименты, которые
снимали на видео в собственном физкабинете ТГУ.
За Уралом пока с нами по количеству и качеству
этих экспериментов никто не конкурирует. Так вот,
из девяти выпускников Томской области,
написавших ЕГЭ по физике на 90 баллов и выше в 2006
году, трое оказались наших, кожевниковских. Это
же результат!
Мнение
|
По мнению
ректора МГУ Виктора САДОВНИЧЕГО, главной
причиной падения качества знаний студентов
является низкий уровень их школьной подготовки.
Самые существенные пробелы – в математике и
русском языке. Чтобы ликвидировать их, для
студентовпервокурсников в МГУ приходится
организовывать дополнительные занятия по
освоению школьной программы. «Лицо школы – это
не только ее ученики и учителя. Это прежде всего
ее директор, – считает Виктор Садовничий. – Чем
серьезнее он относится к работе, тем выше уровень
преподавания в его учебном заведении. Я бы
предложил в классических университетах
открывать курсы подготовки директоров школ». По
мнению ректора, один из спецкурсов в обучении
директоров надо посвятить тому, как поднимать
качество образования в школе. |
– Может ли старшеклассник
самостоятельно подготовиться к вступительным
испытаниям в престижный вуз? Или вузы сделают
все, чтобы этого не было, потому что тогда
вузовские репетиторы лишатся доходов?
– Подготовиться может.
Самообразование – великая вещь! Ни самый лучший
учитель, ни репетитор не помогут вам, если: а) у
вас нет к этому желания, б) вы не пытаетесь
самостоятельно заниматься, решая задачи. Никто
не сможет подготовить ученика против его воли.
А по поводу доходов… Это только на
престижные направления и специальности. Юристов
и экономистов сейчас только ленивый не готовит. А
физикой заниматься немодно, трудно, да и
затратное это дело. Поэтому школьные учителя
сейчас вплотную занялись репетиторством, готовя
будущих юристов и экономистов. А каков от этого
прок? Далеко не все учителя могут подготовить в
вуз качественно.
Хотя – давайте вдумаемся. Ведь это же
нонсенс! Выходит, что в последнее время все с ног
на голову перевернуто. Может, абитуриенты и
идут-то к вузовским преподавателям только
потому, что школа к поступлению в вуз подготовить
уже не может!
У меня начали открываться глаза на то,
что происходит, лишь тогда, кода я сам пришел
преподавать физику в гимназию (кстати, сильную по
составу – там было много вузовских
преподавателей). Три учителя физики с огромной
настороженностью отнеслись к «зеленому и
сопливому» сотруднику. Но, после того как
директор гимназии несколько лет подряд вручал
мне выпускные классы да еще поручал вести курсы
для поступающих в вуз, отношение коллег
изменилось. Каково же было мое удивление, когда
преподаватели вдвое старше стали между делом
спрашивать меня, как решить ту или иную задачу… А
задачи относились к низшему разряду!
Павел Назаров: «Теперь на уроках
можно показывать эксперименты, которые
снимались на видео в физкабинетеТГУ»
– Иными словами, связь «школа-вуз»
разорвалась не из-за учебников и программ…
– Когда говорят: «А кто в школе
работает?» – я отвечаю: «А кто в педвузы
поступает?» Собирают в педвузы абитуриентов со
всех сел, а у них в школе учитель технологии–
мастер на все руки: черчение, география, физика и
так далее… И выпускник этой школы поступает в
«пед». В другой вуз его просто не примут.
Именно с учителя и надо
реорганизовывать процесс взаимодействия
«школа–вуз». На открытых уроках учителя
демонстрируют высший пилотаж своего мастерства.
Отрепетированные вопросы и ответы, красочное
оформление урока, с песнями и танцами под дудочку
преподавателя и без… Но это в лучшем случае раз в
год, а то и вовсе раз в пять лет – к очередной
аттестации. А в остальное время – учителям даже
на решение задач с учениками не хватает времени.
Между тем наука не стоит на месте, она
постоянно движется вперед. А у наших учителей
знания остаются на прежнем уровне. Могу с
уверенностью сказать, что за последние лет 30–50
программа по физике в вузе не намного изменилась.
Лишь с одним допущением: в вузе она осталась
прежней, а в школе ее сокращают.
Проводя курсы повышения квалификации,
я не раз сталкивался с тем, что учителя или
отмалчивались, или, чувствуя чужое
превосходство, начинали вести себя агрессивно.
Хуже то, что многие из них так и не пожелали
признать своей неправоты: «Я много лет преподаю,
я и так все знаю!»
– Но вуз может чем-то помочь
учителям?
– Для учителей физики мы в Томске
проводим ежегодно семинары по решению задач
вузовской олимпиады. Все семинары бесплатные.
Ходят на них одни и те же, человек пятнадцать. И я
очень благодарен им за поддержку. Но в городе
примерно 80 школ. Восемьдесят! Что это? Нежелание?
Нехватка времени? Нет, некоторым учителям
становится стыдно, оттого что не могут решить
задач, которые должны решать абитуриенты.
А я всегда утверждаю, что студенты и
ученики должны на выходе быть умнее своих
преподавателей. Иначе нельзя. Зачем тогда
работать?
– Если старшеклассники выбрали
для поступления известный вуз, может ли учитель
квалифицированно подготовить ребят к
поступлению?
– Уяснить требования вуза несложно.
Наверное, еще ни в одном крупном вузе Томска не
отказали тому, кто запросил программу для
поступления. Напишите письмо, пришлите запрос по
электронной почте. Институт дистанционного
образования Томского госуниверситета,
расположенный по адресу http://ido.tsu.ru, занимается
подготовительными курсами. Он организовал
заочные школы химиков, физиков и математиков.
Каждый томский вуз печатает много рекламной
продукции, постоянно рассылает программы и
методические пособия по своим довузовским
центрам: в Томскую область, в Сибирь, в Казахстан.
Олимпиада, проводимая Советом ректоров томских
вузов, легитимна для всех абитуриентов, включая
школьников из Казахстана. По ее результатам
казахские школьники могут поступить и в ТГУ, и в
медицинский, и в политехнический университеты. В
иногородних центрах довузовской подготовки ТГУ
занятия проводят учителя местных школ. Иногда –
вузовские преподаватели местных вузов. Дети,
окончившие эти школы, легко поступают в ТГУ. И
хорошо учатся!
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
|