Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ПАРТНЕРСТВО

Позиция

«Выпускники должны стать умнее преподавателей…»

Законом о ЕГЭ вузам дано право зачислять абитуриентов по результатам многочисленных олимпиад. Станут ли от этого вузовские требования понятнее множеству учителей? Наш собеседник уверенно говорит: нет.
И объясняет почему. Знакомьтесь: Павел Анатольевич НАЗАРОВ,
ст. преподаватель кафедры общей и экспериментальной физики Томского госуниверситета, директор физико-математической школы ТГУ, председатель государственной экзаменационной комиссии ЕГЭ Томской обл. по физике, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии ТГУ.

– Многие старшеклассники, живущие на Востоке страны, хотели бы учиться в Томске. Но поступить к вам не так легко…

– Прием в шесть томских государственных университетов и два коммерческих института ведется по материалам ЕГЭ. Однако настоящего, «своего» абитуриента мы получаем только по результатам олимпиад. Мы проводим их каждую весну в Томской области, Сибири, Казахстане. Высокие баллы набирают на них те, кто действительно может и хочет учиться.

– Кто составляет в университете перечень знаний и умений абитуриента, который достоин стать студентом?

– Я – председатель предметной комиссии, поэтому ответ­ственность за составление перечня знаний и умений по физике лежит на мне. Откуда берется перечень? Из примерных требований к вступительным испытаниям в вуз Минобрнауки РФ. Они являются общими на территории Российской Федерации. Возможно, эти требования к абитуриентам по физике и выше международного уровня.

– Примерные требования к абитуриентам у вас те же, что и в школе? Или выше?

– Требования, предъявляемые школьными программами по физике или математике, в целом совпадают с требованиями вуза.

– Но есть различия. Мы говорим, что школьные программы перегружены. Может быть, дело в том, что школа не дает умений или навыков, необходимых студенту?

– Программы перегружены? Слушайте, а зачем в школе наука валеология? Или еще что-то такое в этом же роде? Вспомните: мы в СССР учились шесть дней в неделю по шесть уроков (по 45 минут каждый) и никто не говорил о перегрузке школьной программы. А теперь? Пять дней, семь–восемь уроков по 40 минут. Конечно, время изменилось. Но лучшие традиции школы забываются. Абитуриенту не нужна усиленная подготовка в вуз. Ему хватит знаний в объеме программы школы, если она соответствует программе вуза.

Думаю, что в старших классах тех ребят, которые выбрали для себя тот или иной предмет, надо учить пусть маленькой, но науке. На мой взгляд, школьные программы надо подкорректировать: привести в соответствие во временном интервале – чтобы темы уроков по тому или иному предмету проходились более или менее одновременно в разных школах, потом согласовать с требованиями, предъявляемыми в вузах. И оставить максимум две программы по предмету. Зачем много? Лучше деньги потратить на оборудование для школ. Причем закупать не только компьютеры. Ведь учебные приборы, которые должны находиться в школьных лабораториях, стоят бешеных денег. А наглядность в образовательном процессе достигается только с помощью приборов, конкретных пособий, химикатов, расходных материалов, то есть всего того, что можно потрогать, пощупать. Сколько положительных эмоций приносит пусть небольшой, но хорошо отрепетированный и поставленный эксперимент! А сколько трудностей – психологических и учебно-методических – можно разрешить с его помощью на уроках!

– Ректор МГУ Виктор Садовничий говорит о том, что первокурсников приходится отправлять на курсы по изучению школьной программы. В ТГУ поступают так же?

– Университеты в Томске проводят трех- и семимесячные подготовительные курсы для своих потенциальных абитуриентов. Действительно, учим школьников всему, порой начиная с азов. Но, поверьте, никто не в силах за этот срок вложить в голову абитуриента всю школьную программу, которую по различным причинам он не освоил за 11 лет. Несколько лет назад ко мне привели старшеклассника. Никаких понятий, как искать скорость, если известен путь и время. Хуже того, незнание таблицы умножения и действий с дробями. Таблица умножения проходится во втором классе, действия с дробями – в пятом. До одиннадцатого класса еще целых семь лет. Долгих семь лет каникул. Вы понимаете, каков был приговор. Учиться не сможет, поэтому о поступлении в вуз и речи никакой.

Другой пример. Вот уже пятый год я выезжаю в село Кожевниково, что в 116 км от Томска, чтобы работать с абитуриентами по программе довузовской подготовки. На этом настаивает учитель физики Ольга Анатольевна Адаменко, выпускница нашего факультета, завуч школы. Она занимается организацией и проведением программы довузовской подготовки у себя в районе. Сама она в 2006 году удостоилась президентской премии, а ее школа получила президентский грант.

Приходится тщательно и долго объяснять ученикам некоторые моменты. Показывать буквально на пальцах физические явления. Хорошо, что появился ноутбук и теперь я могу на занятиях показать эксперименты, которые снимали на видео в собственном физкабинете ТГУ. За Уралом пока с нами по количеству и качеству этих экспериментов никто не конкурирует. Так вот, из девяти выпускников Томской области, написавших ЕГЭ по физике на 90 баллов и выше в 2006 году, трое оказались наших, кожевниковских. Это же результат!

Мнение

По мнению ректора МГУ Виктора САДОВНИЧЕГО, главной причиной падения качества знаний студентов является низкий уровень их школьной подготовки. Самые существенные пробелы – в математике и русском языке. Чтобы ликвидировать их, для студентов­первокурсников в МГУ приходится организовывать дополнительные занятия по освоению школьной программы. «Лицо школы – это не только ее ученики и учителя. Это прежде всего ее директор, – считает Виктор Садовничий. – Чем серьезнее он относится к работе, тем выше уровень преподавания в его учебном заведении. Я бы предложил в классических университетах открывать курсы подготовки директоров школ». По мнению ректора, один из спецкурсов в обучении директоров надо посвятить тому, как поднимать качество образования в школе.

– Может ли старшеклассник самостоятельно подготовиться к вступительным испытаниям в престижный вуз? Или вузы сделают все, чтобы этого не было, потому что тогда вузовские репетиторы лишатся доходов?

– Подготовиться может. Самообразование – великая вещь! Ни самый лучший учитель, ни репетитор не помогут вам, если: а) у вас нет к этому желания, б) вы не пытаетесь самостоятельно заниматься, решая задачи. Никто не сможет подготовить ученика против его воли.

А по поводу доходов… Это только на престижные направления и специальности. Юристов и экономистов сейчас только ленивый не готовит. А физикой заниматься немодно, трудно, да и затратное это дело. Поэтому школьные учителя сейчас вплотную занялись репетиторством, готовя будущих юристов и экономистов. А каков от этого прок? Далеко не все учителя могут подготовить в вуз качественно.

Хотя – давайте вдумаемся. Ведь это же нонсенс! Выходит, что в последнее время все с ног на голову перевернуто. Может, абитуриенты и идут-то к вузовским преподавателям только потому, что школа к поступлению в вуз подготовить уже не может!

У меня начали открываться глаза на то, что происходит, лишь тогда, кода я сам пришел преподавать физику в гимназию (кстати, сильную по составу – там было много вузовских преподавателей). Три учителя физики с огромной настороженностью отнеслись к «зеленому и сопливому» сотруднику. Но, после того как директор гимназии несколько лет подряд вручал мне выпускные классы да еще поручал вести курсы для поступающих в вуз, отношение коллег изменилось. Каково же было мое удивление, когда преподаватели вдвое старше стали между делом спрашивать меня, как решить ту или иную задачу… А задачи относились к низшему разряду!

Павел Назаров: «Теперь на уроках можно показывать эксперименты, которые снимались на видео в физкабинетеТГУ»

– Иными словами, связь «школа-вуз» разорвалась не из-за учебников и программ…

– Когда говорят: «А кто в школе работает?» – я отвечаю: «А кто в педвузы поступает?» Собирают в педвузы абитуриентов со всех сел, а у них в школе учитель технологии– мастер на все руки: черчение, география, физика и так далее… И выпускник этой школы поступает в «пед». В другой вуз его просто не примут.

Именно с учителя и надо реорганизовывать процесс взаимодействия «школа–вуз». На открытых уроках учителя демонстрируют высший пилотаж своего мастерства. Отрепетированные вопросы и ответы, красочное оформление урока, с песнями и танцами под дудочку преподавателя и без… Но это в лучшем случае раз в год, а то и вовсе раз в пять лет – к очередной аттестации. А в остальное время – учителям даже на решение задач с учениками не хватает времени.

Между тем наука не стоит на месте, она постоянно движется вперед. А у наших учителей знания остаются на прежнем уровне. Могу с уверенностью сказать, что за последние лет 30–50 программа по физике в вузе не намного изменилась. Лишь с одним допущением: в вузе она осталась прежней, а в школе ее сокращают.

Проводя курсы повышения квалификации, я не раз сталкивался с тем, что учителя или отмалчивались, или, чувствуя чужое превосходство, начинали вести себя агрессивно. Хуже то, что многие из них так и не пожелали признать своей неправоты: «Я много лет преподаю, я и так все знаю!»

– Но вуз может чем-то помочь учителям?

– Для учителей физики мы в Томске проводим ежегодно семинары по решению задач вузовской олимпиады. Все семинары бесплатные. Ходят на них одни и те же, человек пятнадцать. И я очень благодарен им за поддержку. Но в городе примерно 80 школ. Восемьдесят! Что это? Нежелание? Нехватка времени? Нет, некоторым учителям становится стыдно, оттого что не могут решить задач, которые должны решать абитуриенты.

А я всегда утверждаю, что студенты и ученики должны на выходе быть умнее своих преподавателей. Иначе нельзя. Зачем тогда работать?

– Если старшеклассники выбрали для поступления известный вуз, может ли учитель квалифицированно подготовить ребят к поступлению?

– Уяснить требования вуза несложно. Наверное, еще ни в одном крупном вузе Томска не отказали тому, кто запросил программу для поступления. Напишите письмо, пришлите запрос по электронной почте. Институт дистанционного образования Томского госуниверситета, расположенный по адресу http://ido.tsu.ru, занимается подготовительными курсами. Он организовал заочные школы химиков, физиков и математиков. Каждый томский вуз печатает много рекламной продукции, постоянно рассылает программы и методические пособия по своим довузовским центрам: в Томскую область, в Сибирь, в Казахстан. Олимпиада, проводимая Советом ректоров томских вузов, легитимна для всех абитуриентов, включая школьников из Казахстана. По ее результатам казахские школьники могут поступить и в ТГУ, и в медицинский, и в политехнический университеты. В иногородних центрах довузовской подготовки ТГУ занятия проводят учителя местных школ. Иногда – вузовские преподаватели местных вузов. Дети, окончившие эти школы, легко поступают в ТГУ. И хорошо учатся!

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru