Семья и школа
Воспитание родителей
Мы продолжаем рассказ о проекте
«Развитие сотрудничества родителей, школ и
местных органов самоуправления Республики
Карелия», начатый в прошлом номере. Он был
реализован в 2004–2006 годах в Карелии совместно с
Национальным управлением образования Финляндии
и Карельским Фондом развития образования.
Учителя и директора пилотных школ создали в
рамках проекта Родительские университеты –
структуры, позволяющие через занятия, семинары и
совместные программы привлекать родителей к
активному сотрудничеству и участию в управлении
школой.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина Best-tex.ru, который предлагает текстильную продукцию различного назначения, способную не просто украсить любой дом, но и полностью его преобразить. Уже сам процесс выбора текстильных изделий для дома, в том числе постельного белья из поплина, в интернет-магазине на сайте www.best-tex.ru доставляет удовольствие, не говоря уж об эмоциях при их использовании. Красивый и качественный текстиль способен изменить настроение в Вашем доме! Хозяйкам, окруженным на кухне не застиранными тряпочками, а красивыми прихватками и вафельными полотенцами, будет приятнее готовить, а, значит, и еда станет вкуснее. Мягкие и пушистые махровые полотенца в ванной превратят ежедневное умывание и душ из гигиенической процедуры в удовольствие. Ваш малыш. которого по вечерам трудно уложить спать, быть может, сам попросится в кроватку, где его будут ждать одеяло и подушка в красивом детском постельном белье. Best-tex.ru —красота, уют и комфорт Вашего дома! Подготовлено по материалам сайта Best-tex.ru.
По ступенькам
Зарубежные психологи часто
пользуются термином «воспитание родителей». За
ним стоит программа по распространению
информации, знаний и навыков среди пап и мам.
Карельские эксперты утверждают: чем выше уровень
педагогической компетентности родителей, тем
легче им отладить отношения с детьми и со школой.
Родительский университет (RU),
созданный в Карелии, – это многоуровневая
система активного информирования, просвещения и
обучения родителей, позволяющая привлечь их к
содействию в образовании, воспитании и развитии
своих детей.
Эксперты считают, что реализация
проекта RU позволит в будущем построить систему
индивидуального педагогического сопровождения
для каждого ребенка. Любая семья сможет получать
объективную информацию о своих детях, входить в
партнерские (или договорные) отношения с
образовательным учреждением. У школы в свою
очередь будет грамотно составленный
общественный заказ на реализацию индивидуальных
образовательных программ. Но для достижения
этого результата школе придется потрудиться.
Какие ступени проходят родители,
обучаясь в системе Родительского университета?
Родители – просвещенные
потребители образовательных услуг
Родители – просвещенные партнеры
школы, помогающие ей в решении целого спектра
проблем
Родители – пропагандисты школы
Родители – эксперты, участвующие
в общественной экспертизе деятельности школы
Родители – школьные управляющие
Мамы и папы могут, разумеется,
остановиться на любой из этих ступеней.
Чего родители не знают?
Эксперты вынуждены признать:
родители не знают практически ничего! Рядовая
семья не может элементарно помочь ребенку в
выполнении домашнего задания. Это одна из причин,
почему они не в состоянии грамотно оценивать
действия школы. Просвещенным мамам и папам
требуются:
– навыки помощи школьнику при
освоении образовательных программ (обучение
родителя как учителя);
– навыки эффективного общения с
ребенком (обучение родителей как воспитателей);
– основы правовых знаний в области
образования (государственные образовательные
стандарты, правила приема в школы и вузы, формы
участия родительской общественности в
деятельности школы т.д.). Этому посвящены
программы обучения родителей как соуправленцев,
союзников и партнеров школы.
В карельских пилотных школах считают,
что обучение родителей лучше всего начинать в
тот момент, когда их ребенок поступает в первый
класс. Как раз тогда взрослые полны решимости
включиться в его образование. Они готовы
обсуждать вопросы обучения, воспитания,
школьного уклада. И – самое главное – они пока
еще доброжелательно относятся к школе!
Как их обучают?
Педагогическое просвещение
родителей можно проводить в виде тренингов и
деловых игр. Например, «Утро в вашем доме», «Сын
(дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу»
и т.п.
Во время деловых игр между участниками
распределяются роли, предварительно обсуждаются
возможные позиции родителей. При этом можно
проиграть несколько вариантов развития
ситуации, затем обсудить их и выбрать
оптимальный вариант действий.
Особенно эффективно использование
деловой игры с участием самих школьников.
Присутствие семьи в полном составе
демонстрирует, как на самом деле взаимодействуют
внутри семьи дети и взрослые. Это, как считают
эксперты, не в состоянии выявить ни одна
диагностическая методика.
Многие родители (особенно те, чьи дети
учатся в начальной или переходят в основную
школу) хотят помогать школьникам в выполнении
домашних заданий.
Для того чтобы дать им
необходимые навыки, учителя должны разобраться
вот в чем:
В каких знаниях нуждаются родители?
С какими сложностями могут
столкнуться их дети при поступлении в школу
(переходе из начальной в среднюю)?
Насколько хорошо родители знакомы со
школьными требованиями (учебными,
организационными, этическими)?
Следует ли читать для заинтересованных
родителей лекции?
Можно попробовать, считают эксперты,
но по статистике лишь 22% родителей находят такую
форму обучения эффективной. И еще меньше мам и
пап – из-за загруженности – ходят на лекции.
Иногда лучше представить нужную информацию в
письменном виде (памятки, листовки).
Интересной тренировкой
педагогического мышления оказывается
родительский педагогический практикум.
Он позволяет в мягкой форме обсуждать
конфликтные ситуации, которые возникают (или
могут возникнуть) в школе. По ходу дела учитель
предлагает найти выход в той или иной ситуации,
вымышленной или реально возникающей.
Педагогический практикум помогает рассмотреть
проблемную ситуацию с разных сторон –
педагогической или юридической – и выявлять
пробелы в правовых знаниях родителей или
учителей.
Многие конфликты можно заранее
«разыграть» с участием родителей и учителей во
время практикумов, проанализировать причины и
следствия и отработать оптимальную модель
взаимодействия. Эксперты заметили, что в этом
случае родители гораздо меньше жалуются на школу
в вышестоящие инстанции.
Еще одна полезная форма
взаимодействия с родителями: дискуссии и
диспуты. Если результатом обсуждения на семинаре
должны стать конструктивные предложения или
приобретенные умения, то цель диспута –
выявление позиций по тому или иному вопросу (см.
Приложение).
При выборе темы диспута лучше брать за
основу проблемы глобального характера (переход
на профильное обучение или ‘обсуждение
региональной программы развития образования). В
этом случае неизбежные разногласия между
родителями не будут носить личностного оттенка.
Актуальной формой сотрудничества с
родителями остаются конференция и вечер
вопросов и ответов. Конференции проводятся на
темы, интересные родителям и социальным
партнерам школы. Ими могут стать проблемы
преступности и наркомании, дополнительного
образования, избирательных кампаний и
благотворительности. Хорошо, если к моменту
проведения конференции школа сможет выпустить
печатные информационные материалы или
соответствующим образом оформить зал. Как и на
любом публичном мероприятии, во время
конференции следует поблагодарить всех, кто
принимал участие в ее подготовке и проведении, –
от родителей до уборщиц.
Как их отблагодарить?
Почему родители не принимают
участия в жизни школы? Учителя отвечают: потому
что время работы школы совпадает с их рабочим
временем. Чтобы родители могли включиться в
новую для них жизнь, нужно согласовать прежде
всего временные возможности. Самые удачные
условия для сотрудничества складываются в
школах полного дня, которые работают до позднего
вечера. Но и тогда родители будут чувствовать
себя в школе не в своей тарелке, если в вечернюю
программу не будут включены совместные
мероприятия, с участием всей семьи. Такими
событиями могут быть различные праздники («Новый
год», «Масленица», «Аудит достижений
школьников», «Последний звонок» и др.), конкурсы,
спортивные соревнования, выставки учащихся,
творческие уроки. Руководители школ проводят
также особый «День благодарения родителей».
Такой День может регулярно проходить в
каждой школе или как праздник нескольких школ.
Важно не забыть отблагодарить каждого – в форме
памятного знака, творческого сюрприза,
благодарственной открытки, специального
выпуска многотиражной газеты и т.д.
Памятка
директору
|
Как выглядят
основные шаги по созданию программы вовлечения
родителей в деятельность школы
1. Принять решение о создании
программы, ее названии и о том, кто будет
возглавлять работу по ее проектированию (сам
директор или ктото из заместителей).
2. Сформировать временную творческую
группу для работы над проектом, возможно, с
приглашением консультантов – специалистов по
технологии проектирования. Заранее определить
группу независимых аналитиков и экспертов,
которые смогут отрецензировать готовую
программу. Если работу по проектированию
возглавляет не сам директор, необходимо
составить план контроля за выполнением работы.
3. Проанализировать организационные,
кадровые, финансовые, научнометодические,
материальнотехнические, мотивационные,
нормативноправовые условия для включения в
программу родителей.
4. Начать создание фонда идей,
технологий, банка данных о положительном опыте
включения родителей в жизнь школы. Подключить к
этой работе лидеров сообществ детей и взрослых,
членов педагогического коллектива, родителей.
5. Составить основу программы, в
которую могут быть включены следующие
компоненты:
– целевое назначение, задачи (они
должны быть сопряжены с ценностями и целями
школы, ее миссией);
– роль родителей в решении целей и
задач образовательной программы школы;
– чем вызвана необходимость включить
родителей в жизнедеятельность школы в наше
время;
– чем будет обеспечено включение
родителей в жизнедеятельность школьного
сообщества (материальнотехническая база,
кадры, методические разработки и др.);
– как будут организованы органы
общественного управления школой с учетом
участия родителей;
– перечень педагогических программ, в
которых также могут принять участие и родители;
– как педагогический коллектив будет
координировать включение родителей в
жизнедеятельность школы (проектирование
программ и проектов, обеспечение их практической
реализации, анализ и контроль, стимулирование
деятельности педагогов);
– какими социальными связями школы
может поддерживаться участие родителей в ее
жизни (формы сотрудничества с другими
организациями и учреждениями);
– как выявить готовность родителей
сотрудничать со школой (например, школьной
службой психологопедагогического
сопровождения);
– способы информирования родителей о
жизни школьных сообществ;
– возможные формы награждения
родителей, участвующих в жизнедеятельности
школьного сообщества;
– каковы ожидаемые результаты
реализации программы и т.п.
6. Провести обсуждения разработок,
выбрать наиболее удачные варианты, свести
материалы воедино.
7. Обсудить проект программы с
педагогамилидерами, родителями, аналитиками,
возможно со старшеклассниками; внести в него
необходимые коррективы. Обсуждение может быть
организовано в форме «круглых столов»,
творческих встреч, заседаний
научнометодического совета (если есть),
письменных отзывов и др.
8. Передать программу на рецензию
экспертам и затем органам общественного
управления школы и педагогическим советам. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение информационных запросов
родителей
Уважаемые родители!
С вашей помощью мы хотели бы сделать
нашу школу лучше! Пожалуйста, ответьте на
несколько вопросов.
В какой информации, связанной с
образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь
больше всего? В какой форме она может быть вам
представлена?
Характер информации или о ком информация |
Кто ее должен представлять (кл. рук.,
психолог, завуч и т.д.) |
Устная
(собрание, беседа и т.д.) |
Письменная
(информ. листок и т.д.) |
О
ребенке
|
Достижения
|
|
|
Затруднения
(проблемы) |
|
|
Отношения
со сверстниками |
|
|
Отношения
с учителями |
|
|
Особенности
характера, ценности, интересы |
|
|
О
школе
|
Достижения
(в масштабах района, города) |
|
|
Мероприятия,
проводимые в школе и вне школы («круглые столы»,
собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.) |
|
|
Инновационная
деятельность, связанная с обучением: новые
образовательные программы, городские проекты, в
которых участвует школа, и т.д.) |
|
|
Профессиональная
компетентность и достижения учителей |
|
|
О
городе (стране, мире) |
Достижения
города (страны) в области образования |
|
|
Новости
в области образования (нормативные акты,
открытия, результаты исследований, интересный
опыт других и т.д.) |
|
|
Психологическая
информация |
О
проблемах воспитания и развития детей (Далее
укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее
актуальных именно для вас) |
Пожалуйста,
укажите форму, в которой вы хотели бы получить
ответы на свои вопросы (семинар, лекция
специалиста, «круглый стол» и т.д.) |
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
Не забудьте указать класс, в котором
учится ваш ребенок (обведите нужную цифру): 123456789
10 11
Благодарим за сотрудничество!
Анкета «Задачи школы»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько
вопросов, связанных с вашим отношением к тем
задачам, которые ставит перед собой школа. Ваше
мнение поможет cделать работу более
эффективной!
1. Какие ценности вы назвали бы в числе
приоритетных ДЛЯ ВАС?
(Пожалуйста, отметьте в табл. по
степени значимости: самую важную обозначьте
цифрой 1, далее — цифрой 2 и т.д. в порядке
убывания.)
Таблица
Ценности |
Место |
Здоровье
|
|
Семья |
|
Дружба |
|
Творчество
|
|
Карьера,
профессиональный рост |
|
Образование
|
|
Нравственность
|
|
Допишите свой вариант, если у
нас вы его не нашли.
2. Известно, что результат полноценного
образования — это хорошо воспитанный человек,
обладающий обширными знаниями. И все же, как вам
кажется, на чем должна делать акцент школа?
на
обучении
на
воспитании (пожалуйста, отметьте ОДИН вариант)
3. Как вы считаете, что должна давать
ребенку школа, а что входит в обязанность семьи и
родителей?
Школа должна: ___________________
Семья должна: ____________________
4. Нужно ли юридически при составлении
договоров между школой и родителями закреплять
эту ответственность?
Да
Нет Договор
вообще не нужен
5. Как вы думаете, в какой помощи от вас
нуждается школа больше всего? (отметьте нужное):
В
материальной
В
физической
В
информационной
Ни в
какой
Ваш вариант: ___________________
Какую помощь и в какой мере вы могли бы
РЕАЛЬНО оказать школе? _____________________
А в какой помощи от школы нуждаетесь
вы? ______________________________
8. Пожалуйста, укажите некоторые данные
о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)?
(отметьте нужное)
1–3 5–9 10–11
Спасибо за ответы!
Анкета «Ваше отношение к школе»
Уважаемые родители!
Каждое из положений анкеты просим вас
оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ,
ТРУДНО СКАЗАТЬ
Вопросы |
Да |
Нет |
Трудно
сказать |
1 .
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
– уровнем преподавания;
– организацией школьного быта;
– питанием в школе;
– состоянием школьных помещений;
– оформлением классов;
– материально-техническим
обеспечением школы;
– отношениями между школьниками в
классе;
– вашими отношениями с педагогами и
администрацией;
– отношениями вашего ребенка с
педагогами;
– отношением вашего ребенка к школе в
целом |
|
|
|
2. В
школе любой ученик может найти подходящий для
себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную
экскурсию, лекцию, участвовать в проведении
праздников, соревнований, культпоходов. Что бы
вы могли предложить в дополнение к этому перечню? |
|
|
|
3.
Получаете ли вы достаточную информацию об
успехах и неудачах вашего ребенка в школе? |
|
|
|
4.
Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего
ребенка из бесед с педагогами и психологами? |
|
|
|
5. Может
ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других
школ в районе»? |
|
|
|
6.
Имеете ли вы возможность участвовать в делах
школы? |
|
|
|
7.
Напишите, что, по вашему мнению, школа делает
хорошо? |
|
8. А
что, по вашему мнению, ей следовало бы делать
лучше? Напишите. |
|
Благодарим за ваши ответы!
Что может сообщить современная школа
просвещенным родителям?
Содержание
информации для родителей |
Способы
и формы предъявления информации
для родителей |
Устав
учреждения
Перечень (или небольшие рекламные
проспекты) образовательных программ,
реализуемых школой
Возможные образовательные маршруты
учащихся
Содержание обучения в школе (то есть
учебный план) |
Папка для
родителей «Родителям о школе», которая постоянно
находится в месте, доступном для родителей,
например в канцелярии школы
Информирование на индивидуальных
консультациях
Проведение открытых уроков для
родителей |
Перспективы
развития школы
Деятельность службы сопровождения
Деятельность кружков и факультативов
Организация внеклассной работы
(программы экскурсий, годовой круг праздников,
программа посещения музеев и театров и т.д.)
Режим работы образовательного
учреждения
Расписание уроков, консультаций, служб
сопровождения, созданных в школе
(психологической, социальной, валеологической и
т.д.)
Сведения о платных образовательных
услугах, предоставляемых школой
О дополнительном образовании
(бесплатном) на базе школы
О работе школы в вечернее время |
Информационный
стенд о школе, помещенный в доступном для
родителей месте, например в вестибюле школы
Памятки, листовки, буклеты
Объявления об изменениях в расписании
уроков, общих и индивидуальных консультациях
Устное информирование на родительских
собраниях
Пресс-клуб при родительском комитете
школы
Проведение Дней открытых дверей
Вечер вопросов и ответов |
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
|