Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ПАРТНЕРСТВО

Семья и школа

Воспитание родителей

Мы продолжаем рассказ о проекте «Развитие сотрудничества родителей, школ и местных органов самоуправления Республики Карелия», начатый в прошлом номере. Он был реализован в 2004–2006 годах в Карелии совместно с Национальным управлением образования Финляндии и Карельским Фондом развития образования.
Учителя и директора пилотных школ создали в рамках проекта Родительские университеты – структуры, позволяющие через занятия, семинары и совместные программы привлекать родителей к активному сотрудничеству и участию в управлении школой.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина Best-tex.ru, который предлагает текстильную продукцию различного назначения, способную не просто украсить любой дом, но и полностью его преобразить. Уже сам процесс выбора текстильных изделий для дома, в том числе постельного белья из поплина, в интернет-магазине на сайте www.best-tex.ru доставляет удовольствие, не говоря уж об эмоциях при их использовании. Красивый и качественный текстиль способен изменить настроение в Вашем доме! Хозяйкам, окруженным на кухне не застиранными тряпочками, а красивыми прихватками и вафельными полотенцами, будет приятнее готовить, а, значит, и еда станет вкуснее. Мягкие и пушистые махровые полотенца в ванной превратят ежедневное умывание и душ из гигиенической процедуры в удовольствие. Ваш малыш. которого по вечерам трудно уложить спать, быть может, сам попросится в кроватку, где его будут ждать одеяло и подушка в красивом детском постельном белье. Best-tex.ru —красота, уют и комфорт Вашего дома! Подготовлено по материалам сайта Best-tex.ru.

По ступенькам

Зарубежные психологи часто пользуются термином «воспитание родителей». За ним стоит программа по распространению информации, знаний и навыков среди пап и мам. Карельские эксперты утверждают: чем выше уровень педагогической компетентности родителей, тем легче им отладить отношения с детьми и со школой.

Родительский университет (RU), созданный в Карелии, – это многоуровневая система активного информирования, просвещения и обучения родителей, позволяющая привлечь их к содействию в образовании, воспитании и развитии своих детей.

Эксперты считают, что реализация проекта RU позволит в будущем построить систему индивидуального педагогического сопровождения для каждого ребенка. Любая семья сможет получать объективную информацию о своих детях, входить в партнерские (или договорные) отношения с образовательным учреждением. У школы в свою очередь будет грамотно составленный общественный заказ на реализацию индивидуальных образовательных программ. Но для достижения этого результата школе придется потрудиться.

Какие ступени проходят родители, обучаясь в системе Родительского университета?

  • Родители – просвещенные потребители образовательных услуг

  • Родители – просвещенные партнеры школы, помогающие ей в решении целого спектра проблем

  • Родители – пропагандисты школы

  • Родители – эксперты, участвующие в общественной экспертизе деятельности школы

  • Родители – школьные управляющие

Мамы и папы могут, разумеется, остановиться на любой из этих ступеней.

Чего родители не знают?

Эксперты вынуждены признать: родители не знают практически ничего! Рядовая семья не может элементарно помочь ребенку в выполнении домашнего задания. Это одна из причин, почему они не в состоянии грамотно оценивать действия школы. Просвещенным мамам и папам требуются:

– навыки помощи школьнику при освоении образовательных программ (обучение родителя как учителя);

– навыки эффективного общения с ребенком (обучение родителей как воспитателей);

– основы правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы, формы участия родительской общественности в деятельности школы т.д.). Этому посвящены программы обучения родителей как соуправленцев, союзников и партнеров школы.

В карельских пилотных школах считают, что обучение родителей лучше всего начинать в тот момент, когда их ребенок поступает в первый класс. Как раз тогда взрослые полны решимости включиться в его образование. Они готовы обсуждать вопросы обучения, воспитания, школьного уклада. И – самое главное – они пока еще доброжелательно относятся к школе!

Как их обучают?

Педагогическое просвещение родителей можно проводить в виде тренингов и деловых игр. Например, «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и т.п.

Во время деловых игр между участниками распределяются роли, предварительно обсуждаются возможные позиции родителей. При этом можно проиграть несколько вариантов развития ситуации, затем обсудить их и выбрать оптимальный вариант действий.

Особенно эффективно использование деловой игры с участием самих школьников. Присутствие семьи в полном составе демонстрирует, как на самом деле взаимодействуют внутри семьи дети и взрослые. Это, как считают эксперты, не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

Многие родители (особенно те, чьи дети учатся в начальной или переходят в основную школу) хотят помогать школьникам в выполнении домашних заданий.

Для того чтобы дать им необходимые навыки, учителя должны разобраться вот в чем:

  • В каких знаниях нуждаются родители?

  • С какими сложностями могут столкнуться их дети при поступлении в школу (переходе из начальной в среднюю)?

  • Насколько хорошо родители знакомы со школьными требовани­ями (учебными, организационными, этическими)?

Следует ли читать для заинтересованных родителей лекции?

Можно попробовать, считают эксперты, но по статистике лишь 22% родителей находят такую форму обучения эффективной. И еще меньше мам и пап – из-за загруженности – ходят на лекции. Иногда лучше представить нужную информацию в письменном виде (памятки, листовки).

Интересной тренировкой педагогического мышления оказывается родительский педагогический практикум.

Он позволяет в мягкой форме обсуждать конфликтные ситуации, которые возникают (или могут возникнуть) в школе. По ходу дела учитель предлагает найти выход в той или иной ситуации, вымышленной или реально возникающей. Педагогический практикум помогает рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон – педагогической или юридической – и выявлять пробелы в правовых знаниях родителей или учителей.

Многие конфликты можно заранее «разыграть» с участием родителей и учителей во время практикумов, проанализировать причины и следствия и отработать оптимальную модель взаимодействия. Эксперты заметили, что в этом случае родители гораздо меньше жалуются на школу в вышестоящие инстанции.

Еще одна полезная форма взаимодействия с родителями: дискуссии и диспуты. Если результатом обсуждения на семинаре должны стать конструктивные предложения или приобретенные умения, то цель диспута – выявление позиций по тому или иному вопросу (см. Приложение).

При выборе темы диспута лучше брать за основу проблемы гло­бального характера (переход на профильное обучение или ‘обсуждение региональной программы развития образования). В этом случае неизбежные разногласия между родителями не будут носить личностного оттенка.

Актуальной формой сотрудничества с родителями остаются конференция и вечер вопросов и ответов. Конференции проводятся на темы, интересные родителям и социальным партнерам школы. Ими могут стать проблемы преступности и наркомании, дополнительного образования, избирательных кампаний и благотворительности. Хорошо, если к моменту проведения конференции школа сможет выпустить печатные информационные материалы или соответствующим образом оформить зал. Как и на любом публичном мероприятии, во время конференции следует поблагодарить всех, кто принимал участие в ее подготовке и проведении, – от родителей до уборщиц.

Как их отблагодарить?

Почему родители не принимают участия в жизни школы? Учителя отвечают: потому что время работы школы совпадает с их рабочим временем. Чтобы родители могли включиться в новую для них жизнь, нужно согласовать прежде всего временные возможности. Самые удачные условия для сотрудничества складываются в школах полного дня, которые работают до позднего вечера. Но и тогда родители будут чувствовать себя в школе не в своей тарелке, если в вечернюю программу не будут включены совместные мероприятия, с участием всей семьи. Такими событиями могут быть различные праздники («Новый год», «Масленица», «Аудит достижений школьников», «Последний звонок» и др.), конкурсы, спортивные соревнования, выставки учащихся, творческие уроки. Руководители школ проводят также особый «День благодарения родителей».

Такой День может регулярно проходить в каждой школе или как праздник нескольких школ. Важно не забыть отблагодарить каждого – в форме памятного знака, творческого сюрприза, бла­годарственной открытки, специального выпуска многотиражной газеты и т.д.

Памятка директору

Как выглядят основные шаги по созданию программы вовлечения родителей в деятельность школы

1. Принять решение о создании программы, ее названии и о том, кто будет возглавлять работу по ее проектированию (сам директор или кто­то из заместителей).

2. Сформировать временную творческую группу для работы над проектом, возможно, с приглашением консультантов – специалистов по технологии проектирования. Заранее определить группу независимых аналитиков и экспертов, которые смогут отрецензировать готовую программу. Если работу по проектированию возглавляет не сам директор, необходимо составить план контроля за выполнением работы.

3. Проанализировать организационные, кадровые, финансовые, научнометодические, материально­технические, мотивационные, нормативноправовые условия для включения в программу родителей.

4. Начать создание фонда идей, технологий, банка данных о положительном опыте включения родителей в жизнь школы. Подключить к этой работе лидеров сообществ детей и взрос­лых, членов педагогического коллектива, родителей.

5. Составить основу программы, в которую могут быть включены следующие компоненты:

– целевое назначение, задачи (они должны быть сопряжены с ценностями и целями школы, ее миссией);

– роль родителей в решении целей и задач образовательной программы школы;

– чем вызвана необходимость включить родителей в жизнедеятельность школы в наше время;

– чем будет обеспечено включение родителей в жизнедеятельность школьного сообщества (материально­тех­ническая база, кадры, методические разработки и др.);

– как будут организованы органы общественного управления школой с учетом участия родителей;

– перечень педагогических программ, в которых также могут принять участие и родители;

– как педагогический коллектив будет координировать включение родителей в жизнедеятельность школы (проектирование программ и проектов, обеспечение их практической реализации, анализ и контроль, стимулирова­ние деятельности педагогов);

– какими социальными связями школы может поддерживаться участие родителей в ее жизни (формы сотрудничества с другими организациями и учреждениями);

– как выявить готовность родителей сотрудничать со школой (например, школьной службой психолого­педагогического сопровождения);

– способы информирования родителей о жизни школьных сообществ;

– возможные формы награждения родителей, участвующих в жизнедеятельности школьного сообщества;

– каковы ожидаемые результаты реализации программы и т.п.

6. Провести обсуждения разработок, выбрать наиболее удачные варианты, свести материалы воедино.

7. Обсудить проект программы с педагогамилидерами, родителями, аналитиками, возможно со старшеклассниками; внести в него необходимые коррективы. Обсуждение может быть организовано в форме «круглых столов», творческих встреч, заседаний научнометодического совета (если есть), письменных отзывов и др.

8. Передать программу на рецензию экспертам и затем органам общественного управления школы и педагогическим советам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение информационных запросов родителей

Уважаемые родители!

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.

В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?

Характер информации или о ком информация

Кто ее должен представлять (кл. рук., психолог, завуч и т.д.)

Устная (собрание, беседа и т.д.)

Письменная (информ. листок и т.д.)

О ребенке

 

 

 

 

Достижения

Затруднения (проблемы)

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Особенности характера, ценности, интересы

О школе

 

 

 

Достижения (в масштабах района, города)

Мероприятия, проводимые в школе и вне школы («круглые столы», собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.)

Инновационная деятельность, связанная с обучением: новые образовательные программы, город­ские проекты, в которых участвует школа, и т.д.)

Профессиональная компетентность и достижения учителей

О городе (стране, мире)

Достижения города (страны) в области образования

Новости в области образования (нормативные акты, открытия, результаты исследований, интерес­ный опыт других и т.д.)

Психологическая инфор­мация

О проблемах воспитания и разви­тия детей (Далее укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее актуальных именно для вас)

Пожалуйста, укажите форму, в которой вы хотели бы получить ответы на свои вопросы (семинар, лекция специалиста, «круглый стол» и т.д.)

1.

2.

Не забудьте указать класс, в котором учится ваш ребенок (обведите нужную цифру): 123456789 10 11

Благодарим за сотрудничество!

Анкета «Задачи школы»

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой школа. Ваше мнение поможет cделать работу более эффектив­ной!

1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных ДЛЯ ВАС?

(Пожалуйста, отметьте в табл. по степени значимости: самую важную обо­значьте цифрой 1, далее — цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)

Таблица

Ценности

Место

Здоровье

Семья

Дружба

Творчество

Карьера, профессиональный рост

Образование

Нравственность

Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.

2. Известно, что результат полноценного образования — это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент школа?

на обучении

на воспитании (пожалуйста, отметьте ОДИН вариант)

3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что входит в обязанность семьи и родителей?

Школа должна: ___________________

Семья должна: ____________________

4. Нужно ли юридически при составлении договоров между шко­лой и родителями закреплять эту ответственность?

Да   Нет   Договор вообще не нужен

5. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается школа больше всего? (отметьте нужное):

В материальной

В физической

В информационной

Ни в какой

Ваш вариант:  ___________________

Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?  _____________________

А в какой помощи от школы нуждаетесь вы? ______________________________

8. Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (отметьте нужное)

  1–3   5–9    10–11

Спасибо за ответы!

Анкета «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ

Вопросы

Да

Нет

Трудно сказать

1 . Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

– уровнем преподавания;

– организацией школьного быта;

– питанием в школе;

– состоянием школьных помещений;

– оформлением классов;

– материально-техническим обеспечением школы;

– отношениями между школьниками в классе;

– вашими отношениями с педагогами и администрацией;

– отношениями вашего ребенка с педагогами;

– отношением вашего ребенка к школе в целом

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскур­сию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?

6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах шко­лы?

7. Напишите, что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите.

Благодарим за ваши ответы!

Что может сообщить современная школа просвещенным родителям?

Содержание информации для родителей

Способы и формы предъявления информации

для родителей

Устав учреждения

Перечень (или небольшие рекламные проспекты) образовательных программ, реализуемых школой

Возможные образовательные мар­шруты учащихся

Содержание обучения в школе (то есть учебный план)

Папка для родителей «Родителям о школе», которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например в канцелярии школы

Информирование на индивидуаль­ных консультациях

Проведение открытых уроков для родителей

Перспективы развития школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность кружков и факультативов

Организация внеклассной работы (программы экскурсий, годовой круг праздников, программа посещения музеев и театров и т.д.)

Режим работы образовательного учреждения

Расписание уроков, консультаций, служб сопровождения, созданных в школе (психологической, социальной, валеологической и т.д.)

Сведения о платных образовательных услугах, предоставляемых школой

О дополнительном образовании (бесплатном) на базе школы

О работе школы в вечернее время

Информационный стенд о школе, помещенный в доступном для родителей месте, например в вестибюле школы

Памятки, листовки, буклеты

Объявления об изменениях в рас­писании уроков, общих и индивидуаль­ных консультациях

Устное информирование на родительских собраниях

Пресс-клуб при родительском комитете школы

Проведение Дней открытых дверей

Вечер вопросов и ответов

Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

 

Рейтинг@Mail.ru