Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ПАРТНЕРСТВО

Модернизация

Омский рецепт

Мощная волна, поднятая национальным проектом «Образование», раскатисто обрушилась на территории, вовлеченные в конкурсный отбор регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Сбор документов закончился, победители еще не известны. Но работа, начатая на местах, продолжается. И, несмотря на ряд общих составляющих, каждый предлагает свой рецепт, согласно которому в системе образования могут происходить перемены.
Сегодня свои шаги по комплексной модернизации региональной системы образования представляет Омская область.

Точки роста

Комплексный проект модернизации данного региона находится в состоянии активного развития. За систему образования здесь взялись, можно сказать, всем миром – от губернатора до родителей на селе.

Но обо всем по порядку.

Считая, что образование является стержнем всех изменений в обществе, начали с денежных вливаний: школам-«миллионерам» в минувшем году губернатор Леонид Полежаев выделил и свою премию – все 48 школ получили еще по 312 тысяч рублей. Четко определена политика губернатора и мэра Омска Виктора Шрейдера по поддержке молодых педагогов и обеспечению их жильем. Если выпускник педагогического университета идет работать в школу, у него есть возможность оплатить 30 процентов стоимости жилья в течение 10 лет, оставшиеся же 70 процентов – забота власти. Первоначальная единовременная выплата в размере 50 тысяч, а также доплаты тем, кто едет работать в сельскую местность, – все это реальная помощь молодым специалистам.

Второй точкой приложения сил стали сельские школы, которых здесь около тысячи. Кстати, именно Омская область оказалась первой в России по количеству сельских школ, получивших миллион рублей в нац­проекте «Образование». По словам проректора ОмГПУ, зав. кафедрой педагогики, научного руководителя рабочей группы по разработке регионального проекта Надежды Чекалевой, здесь настойчиво пытались отбирать в прошлом году школы с инновационными идеями, но часто выходило так, что традиционно лучшие школы, дававшие хорошие результаты по тому же ЕГЭ, в число инновационных не попадали. Зато неожиданно побеждала сельская школа. «К счастью, у нас найден ряд моделей, позволяющих не закрывать, а развивать школу на селе, – делится Надежда Викторовна. – Рассмотреть ресурс каждого ОУ, проанализировать, какие образовательные услуги оно может предоставить, – эту работу мы проводим регулярно. Какое-то количество малокомплектных школ, конечно, закрыто. В частности, у нас есть районы, где стоимость обучения ребенка в год составляет 140 тысяч и туда сложно проехать даже на тракторе. Но действовать даже в таких случаях надо деликатно и осторожно. Вопрос стоит так: если школа сегодня спасает село, то насколько село готово помогать школе?»

Н.В. Чекалева: «Село должно помогать школе»

В подтверждение этих слов – пример из Нововаршавского района области, что в 150 километрах от Омска. Модель сельской школы как культурно-образовательного центра успешно развивается здесь уже не первый год. Одним из значимых результатов этой работы стало появление сельского университета – филиала Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) с 60 бюджетными местами. Обучаются в нем в течение двух лет 150 студентов из 9 районов области и Северного Казахстана. Программа составлена таким образом, что для всех студентов предусмотрена социальная практика (по 100 часов каждый год).

По мнению председателя комитета по образованию Нововаршавского МО Зои Халюты, именно эта практика дает возможность молодым людям осознать свою жизнь в селе, почувствовать причастность к общему делу, попробовать свои силы в том или ином проекте, улучшающем какой-то аспект положения сельских жителей. Следующий шаг в рамках модели – создание на базе сельского университета ресурсного центра. Предполагается, что в центре смогут повышать квалификацию не только педагоги и администрация ОУ, но и школьные бухгалтеры и юристы. Научное сопровождение такого центра ложится на плечи ОмГПУ, финансирование – на областное правительство.

Еще одной точкой роста является работа с человеческим ресурсом. В частности, говоря об инновационности образования, здесь считают важным знать, как сами учащиеся понимают этот термин, как они видят себя в системе образования и оценивают те изменения которые происходят. В ходе семинаров, деловых игр выясняется позиция детей, их пожелания и надежды. Не забыты и взрослые. В селе привычными становятся «слушания у главы». По сути – это переговорная площадка между директорами школ, главой и родителями. Вопросы обсуждаются самые разные: от содержания профильного обучения и необходимых элективных курсов до продуктивной работы школы как юридического лица (в области все школы являются самостоятельным юридическим лицом). В перспективе планируется организовать образовательные сходы, когда каждый житель поселка сможет высказать свое мнение касательно школы и перспектив образования. Кстати, если на минуту окунуться в историю, то можно вспомнить: до 1917 года в России собрания членов сельской общины (сходы) происходили регулярно и решали насущные вопросы жизни села. Так что в каком-то смысле Омская область возрождает одну из ушедших социальных российских традиций.

Возмутители спокойствия

Есть в Омске еще одно явление, заслуживающее отдельного упоминания. Называется оно ЦОИ. Это Центр образовательных инициатив. Созданный пять лет назад и состоявший тогда из двух человек, сегодня Центр выполняет сложную, но важную миссию – поддержка и гибкая система сопровождения инновационной работы в развитии образования (услуги по информированию, консультированию, экспертизе, повышению квалификации, etc). Главное направление своей деятельности Центр видит в системных изменениях в образовании.

Своему появлению на свет ЦОИ обязан проректору ОмГПУ Владимиру Ивановичу Гаму, который его придумал, сделал структурным подразделением университета и возглавил его. Удивительная энергия и неординарность мышления, умение ставить сложные задачи и изящно, словно играючи, решать их, юмор и особый стиль – качества, присущие директору, словно фотографический отпечаток, легли в основу деятельности Центра. Не менее мощный заряд идей и принципов работы со школами Центр получает от тесного сотрудничества с Британским Советом. С ним ЦОИ дружит с самого начала своего существования и ему обязан знанием особых технологий и методик работы с администрацией и педагогами школ.

Надо сказать, что с появлением ЦОИ жизнь многих образовательных учреждений Омска и области вошла в принципиально иное русло. Именно Гам пять лет назад заговорил о программах развития школ. Около пяти программ были разработаны школами совместно с Центром, причем по всем правилам: они были «привязаны» к конкретному месту и людям, к реальной ситуации; вместе со школами осваивалась и терминология, которая тогда была еще новой: системные изменения, проектный менеджмент, институты гражданского общества. «Спустя какое-то время программ развития в городе вдруг появилось более 100, – вспоминает зам. директора ЦОИ Алексей Филимонов. – Стали разбираться. Выяснилось, что все просто копировали программы у соседей. Мы объясняли, что так нельзя, что программа всегда индивидуальна, что она должна быть подкреплена действиями, движением школы вперед».

А.А. Филимонов: «Наши технологии учат школы меняться»

Другой шаг, взбудораживший школы, касался государственно-общественного управления. Пять лет назад 140-й гимназии Омска Центр помог организовать работу попечительского совета. За ней последовали все новые и новые школы, узнавшие о «чудесах», которые творит Гам со своей командой.

А они продолжали «ворошить муравейник». В школы полетели предложения о переподготовке кадров для профильного обучения в целевой магистратуре. Данный курс рассчитан на 2,5 года. «Ключевым моментом этой работы мы считаем педагогические технологии, которые могли бы работать в новых правилах игры, – рассказывает Алексей Александрович. – И в работе с учителями мы делаем акцент именно на них. Отдельный курс посвящен подготовке менеджеров – организаторов профильного обучения. Начав вплотную работать с ОУ, мы столкнулись с тем, что директора и завучи фактически не умеют создавать в своей школе ничего нового, кроме привычной классно-урочной системы. Но при переходе на профильное обучение надо видеть систему виртуальных классов, некую вариативную, гибкую, текучую форму организации учебного процесса, при которой полностью обеспечивается индивидуализация образовательного маршрута ребенка».

Говоря о профильном обучении, нельзя не упомянуть о «визитной карточке» и совместном проекте ЦОИ и Британского Совета – областной экспериментальной площадке по отработке модели сетевого профильного обучения в Москаленском районе области. Англичане выделили целевой грант, и уже третий год в районе семимильными шагами развивается сеть из шести школ. Для «запуска» сети потребовалось совсем «немного»: добрая воля директоров школ и педагогов, желание детей, понимание родителей, консультативная и экспертная помощь ЦОИ и… всего одна ставка для куратора сети, деньги на которую выделило районное управление образования (подробно об этом эксперименте «УШ» расскажет в следующем номере).

Помимо курсов по линии профильного обучения, ЦОИ предлагает и курсовую подготовку по таким разделам, как: «Стратегическое лидерство (проектный менеджмент)»; «Компетентностный подход в обучении (методика разработки учебных курсов)»; «Финансы и экономика образования (бизнес-проекты)» и т.д. Стоит отметить, что во всех инициативах Центру всегда обеспечена поддержка и понимание ректора ОмГПУ Константина Чуркина. Как человек, смотрящий на перспективу, он понимает, что структуры, подобные ЦОИ, обеспечивают глоток свежего воздуха для молодых кадров в системе образования, давая им почувствовать перспективы развития школы.

Работает Центр и в рамках направления развития региональной системы оценки качества образования, что напрямую касается проекта комплексной модернизации региона. Речь, разумеется, идет о ЕГЭ. Как говорят сотрудники ЦОИ, к этому экзамену можно относиться по-разному, но пока он является единственным способом независимой оценки качества образования.

В Омской области ситуация с ЕГЭ складывалась невесело. Например, в 2004 году по математике было получено 26% «двоек» на фоне 19% в среднем по России. Средний тестовый балл в школах практически не изменялся, удерживая самые низкие позиции. ЦОИ предложил создать структуру, направленную на системное решение проблемы. Была придумана альтернативная система обучения детей – тест-классы. Обучение в них предусматривает составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, с тем чтобы он в своем собственном темпе поднимался по ступенькам к итоговому экзамену. Началась работа тест-классов с подготовки детей к ЕГЭ по математике; потом появились история, химия, другие предметы. «Входной» тест дети пишут в октябре (средний тестовый балл обычно равен 28%), в январе этот балл уже выше – 73%. Что касается «двоек», то в целом по Омску в 2006 году их было 32%, у детей же, прошедших через тест-классы, всего 9%.

«Основная идея нашей работы – обучение информационной компетентности с выходом на достижение предметных образовательных результатов, – поясняет зам. директора ЦОИ Наталия Бугрова. – Свою работу с детьми мы называем тренировкой. А главным условием считаем сохранение позитивного интереса ребенка к предмету. Думаем, что вряд ли бы дети ходили к нам исключительно из-за того, что им надо хорошо сдать ЕГЭ. Они приходят сюда потому, что им интересно заниматься. Ведь мы не «натаскиваем» на результат, а глубоко работаем с содержанием. Развитие нравственных ориентиров, расширение кругозора, мини-открытия через систему тестовых заданий, обучение ребенка работе с текстом, умение видеть в нем смысл и смысловые сцепления, – если мы этому не научим, то вряд ли ребенок сдаст экзамен успешно. Одновременно работаем и с педагогами. У нас есть программа, обучающая учителей тому, как эффективно готовить детей к сдаче ЕГЭ. Нами составлены сборники заданий, описаны приемы и технологии. При таком комплексном подходе на определенном этапе мы гарантируем достойный результат».

Для отработки своих моделей ЦОИ два года назад открыл Академический лицей при ОмГПУ. Сегодня в нем 250 детей с 8 по 11 класс. Все они по разным причинам ушли из обычных школ. Оплата обучения – по себестоимости. Профильные предметы и элективные курсы ведут в основном университетские преподаватели. Ребята учатся в одном здании со студентами и «впитывают» дух университетских традиций. «Мы пришли сюда, чтобы учиться, а не бездельничать, нам интересны преподаватели, нам нравится, что с нами обращаются как со взрослыми», – это лишь малая часть отзывов лицеистов.

В общем, спокойная жизнь – не удел ЦОИ. Лиши завтра сотрудников и их руководителя этой бурной, насыщенной, неспокойной жизни, увянет ЦОИ, как цветок без воды. К счастью, и город, и областное министерство понимают: без таких «возмутителей спокойствия» нынче никуда. Ведь одна из главных особенностей всех проектов, которые «ведет» Центр, состоит в том, что выстраиваемые ими системы и проекты не просто с блеском работают, но могут быть заимствованы заинтересованными управленческими командами и претворены в жизнь при других условиях, но согласно предлагаемым ЦОИ технологиям и методикам.

…Версия комплексной модернизации, выдвигаемая Омской областью, выглядит современно и красиво. Даже при том, что еще неокончательно сформулированы принципы новой системы оплаты труда и «провисают» некоторые вопросы по нормативно-подушевому финансированию. Но с той активной жизненной позицией, которая сложилась у всех, кто ответственен здесь за системные преобразования, самые сложные задачи найдут свое решение. И спустя какое-то время в омском рецепте преобразований точно появится знак равенства, предваряющий оглашение результата. Самобытного и сущностного.

Из первых рук

Нюх на успех

Есть много способов превратить фирму в успешное предприятие. Судя по тому, какой путь прошел Центр образовательных инициатив за пять лет, его руководитель Владимир ГАМ владеет львиной долей таких приемов. Так и просится в этом месте на бумагу крылатая фраза из фильма «Покровские ворота»: «Это у тебя в руках все горит, а у него в руках все работает!»

О том, как идет работа в ЦОИ, – наша беседа.

– Владимир Иванович, что было самым трудным в начале работы ЦОИ?

– Когда мы определились с технологиями, по которым будем работать с управленческими командами школ, оказалось, что наши люди не любят и не могут находить недостатки в собственной работе. То, что учителя в массе своей не владеют современными технологиями, что содержание предметов оставляет желать лучшего, что в ОУ отсутствуют разноуровневые программы, – все эти проблемы, накопившиеся в советской школе, директора не могли озвучить.

Поэтому первой технологией, которой мы начали обучать, стала технология swotанализа. Мы учили выделять сильные и слабые стороны школы. Первые тренинги со взрослыми проходили в душераздирающем режиме. А вот дети, с которыми мы начали работать чуть позже, напротив, с удовольствием откликались на наши просьбы. Опросив тысячу омских учащихся, мы выяснили невероятное: дети не ощущают своего значения в школе, не могут вспомнить ни одного яркого школьного события. Мы стали совместно со школьными управленческими командами думать, как сделать школу событийной.

Например, событием для одной школы стал проект «Мой дом»: первоклассники сделали из картона и других подручных материалов тот дом или квартиру, о которых они мечтают. Подключились мамыпапыбабушки. В результате в школе состоялась выставка, где каждый ребенок рассказал о том доме, который он хотел бы построить. Такого рода проекты впрямую работают на умение планировать свое будущее.

Много сил было потрачено и на приведение новой лексики к единому глоссарию. Мы настаивали на том, что понятийный аппарат должен быть четко сформирован. Учителя должны говорить на внятном языке.

– Вы работаете как институт повышения квалификации, с той разницей, что ваше обучение всегда имеет практическую направленность и элементы практики…

– Верно. Центр образовательных инициатив – такая структура, которая разрабатывает разного рода программные продукты, а потом их внедряет. И повышение квалификации учителей – это основная наша работа. В частности, мы написали программу «Сетевое обучение в профильной школе». Но мы убеждены в том, что создать программу и передать ее в школы для исполнения – невозможно. Потому что всегда надо понимать своеобразие того места, где программа реализуется. Каждый наш сотрудник разрабатывает именно ту тематику в программе, на которой он специализируется.

И, безусловно, мы благодарны нашему партнеру – Британскому Совету, который научил нас многим интересным методам работы: это и технология групповой работы, и технологии разнообразных анализов и тренингов.

– Какова длительность предлагаемых вами программ и какой документ слушатели получают по окончании обучения?

– Некоторые наши программы длятся всего два часа. В частности, те курсы, которые идут у нас в рамках гранта Британского Совета, устроены так. Мы приглашаем около 150 школьных администраторов. Вместе с английским экспертом в течение двух–четырех часов показываем проблему школы. Денег за это занятие не берем. В результате кто­то после таких семинаров проходит у нас курс обучения в 72 часа, а кто­то отсеивается.

К сожалению, пока обучение, которое требует результата, а значит – усиленной работы, отпугивает большую часть людей. Но те, кто остается, как правило, достигают хороших результатов и их школы меняются на глазах.

По итогам обучения наши слушатели получают удостоверение или свидетельство ОмГПУ о прохождении повышения квалификации, так как Центр является структурным подразделением университета.

– Сколько школ сотрудничает с вами постоянно, обучаясь у вас и реализуя на практике те знания, которыми вы их вооружаете?

– В городе – около 30, а вместе с областью – 110. Это из тех, кто стабильно работает с нами несколько лет. Мы не ставим задачу вселенской революции. В среднем у нас проходят повышение квалификации от 400 до 500 педагогов в год.

Скажем, в Черлакском районе области мы работаем как с учителями района, так и с отдельно взятой черлакской гимназией. У них нет «двоек» на сдаче ЕГЭ. Технология работы с детьми выстроена так, что каждый ребенок неизбежно достигает результата. Мы предложили гимназии поставить задачу: не дифференцировать детей ни по каким признакам. Пришел ребенок – значит, он хочет и может учиться. И они ее успешно решают.

 

Мнение

Основным вопросом стратегии развития образования сегодня является, по сути, достижение нового качества образования, создание новой модели школы. А это значит, что в систему образования должны прийти молодые, инициативные и творческие люди. При этом логично ожидать таких людей в первую очередь из профильных педагогических вузов. Однако не все так однозначно. Вот что говорит ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин:

– Работать в школы идет всего около 30% наших выпускников. Если взять систему образования в целом, то это где­то около 60%. Хотя вакансий в школах Омска и области как таковых сейчас нет. Там остаются стабильные коллективы с высокой возрастной планкой. Разумеется, какое­то движение есть. У нас в области немало педагогов (161!) стали обладателями президентского гранта. И наши выпускники видят, что начинают появляться разнообразные возможности заработать деньги в системе образования. Но я убежден, что пока не установится достойная заработная плата, молодежи в школах в массовом порядке мы не дождемся.

Пора перестраивать и систему преподавания в педагогических вузах. Мы это прекрасно понимаем. Недавно мы пережили ситуацию, когда студенты первого курса фактически «завалили» первую сессию. Не потому, что они плохие. Просто сейчас студент совсем не тот, какой был раньше. И это надо принять. Но, к сожалению, далеко не все осознают, что в ближайшее время другого абитуриента не будет. И мы должны научиться работать с теми, кто к нам приходит. Вузовские преподаватели должны быть сориентированы на новые технологии, на поддержку информированности этих ребятишек еще тогда, когда они учатся в школах.

Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Омск – Москва

Рейтинг@Mail.ru