Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Зарплата

«Тысяча восемьсот рублей… кто больше?»

Судя по всему, регионам придется самим придумывать, как повысить зарплату педагогам

26 февраля завершился конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. К 20 победителям 2007 года в 2008 прибавится еще десять. К 2010 году гранты должны будут получить 40 субъектов РФ. Важнейшим критерием конкурсного отбора стало внедрение новых систем оплаты труда педагогов (НСОТ).

Осенью 2006 года на вопрос о минимальной зарплате учителя замглавы Рособразования Евгений Бутко спокойно ответил: «Она составляет 1 тысячу 800 рублей. Но при этом в Москве учительская зарплата может достигать 15–20 тысяч».

Именно о новой системе оплаты труда министр образования и науки Андрей Фурсенко в 2006 году лично говорил с Президентом РФ во время визита в резиденцию Владимира Путина в Сочи. «Очень важно, – отмечал министр в разговоре с президентом, – чтобы мы отошли от Единой тарифной сетки, чтобы оплата производилась не в зависимости от количества часов, которые учитель проводит в классе, а от того, какое качество преподавания обеспечивается». Говоря о роли директора школы, Андрей Фурсенко сообщил главе государства, что «директор имеет право регулировать свое штатное расписание, но у него гораздо меньше возможностей, когда финансирование определяется сверху».

Цитата

«По принципам классификации оплаты труда отраслевая система близка к повременносдельной или повременнопремиальной: в зависимости от результативности работы учитель получает более высокую или низкую зарплату, – описывает новую систему заместитель руководителя Департамента госполитики и нормативноправового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. – Предполагается, что доля стимулирующей части в фонде оплаты труда будет составлять 20–40%».

Новая система оплаты труда предполагает новое отношение к надтарифному фонду. Известно, что Минобрнауки закладывает надтарифный фонд в размере 30–32% от тарифной части фонда оплаты труда. В некоторых субъектах РФ размер надтарифного фонда составляет 5–10%, и только теперь руководители образования заявили, что это «скандал».

«Раньше приходилось сталкиваться со случаями, когда надтарифный фонд составлял 8, даже 5 процентов от ФОТ, – говорит начальник отдела планирования, финансирования и статистики Комитета по образованию Волгоградской области Ольга Олейникова. – Люди работали фактически на голых ставках. Сейчас в регионе четкая установка – надтарифный фонд должен быть не ниже 20 процентов». Министр образования и науки Самарской области Валерий Путько припоминает случай, когда размер надтарифного фонда составлял 4%. И учителя работали! Сегодня фонд заработной платы, как правило, не превышает 50%, а в ряде регионов устанавливается на более низком уровне. В 2004 году в столичных учреждениях образования доля оплаты по тарифным ставкам в ФОТ составляла около 30%.

До сегодняшнего дня надтарифным фондом ведал директор школы. Предполагается, что теперь эту роль возьмут на себя общественные органы школьного самоуправления: управляющие и попечительские советы.

Читаем документ

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования»:

«В целях поддержки усилий субъектов Российской Федерации по модернизации российского образования, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Осуществить в 2007 году на конкурсной основе государственную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

2. Определить следующие основные критерии конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования:

а) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда;

б) повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования;

в) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки качества образования;

г) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;

д) обеспечение государственнообщественного характера управления образованием».

Не идиллия…

Однако к концу 2006 года рабочая группа Минобрнауки так и не подготовила проект концепции. Андрей Фурсенко отклонил проект, предложенный Департаментом экономического развития. Работу передали в Департамент государственной политики в сфере образования.

Руководители субъектов РФ, которым обещали представить концепцию НСОТ еще до конца 2006 года, были неприятно удивлены.

«Идей нет ни у Минобрнауки РФ, ни у нашего Департамента образования, – заметил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский на совещании с руководителями образования области накануне нового учебного года. – Председатель областной федерации профсоюзов говорит мне, что они готовы поддержать новые системы оплаты труда, которые в основе своей содержат обязательные гарантии, но дают свободу для граждан зарабатывать средства. А что же руководители образования? Убежден, что в рамках имеющегося зарплатного бюджета зарплата может быть выше, если бы мы правильно организовали эту систему».

…В конце концов в головах федеральных чиновников родилась идея: пусть в регионах все организуют сами. Получится хорошо – опыт того или другого региона можно будет растиражировать на всю страну. Получится плохо – будут сами виноваты. В Санкт-Петербурге, Тюменской и Самарской областях рискнули внедрить новую систему оплаты труда, не дожидаясь благословения из столицы. Республика Карелия, Краснодарский край, Самарская и Ленинградская, Астраханская, Ярославская, Волгоградская, Тамбовская области, Хабаровский край, Республике Саха (Якутия) попытались разработать свою модель, но внедрять ее в массовом порядке пока не готовы. Только в экспериментальном режиме.

В 2006 году на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием субъектов РФ, куда съехались 125 человек из 85 областей и республик, выяснилось, что лишь единицы готовы к началу 2007 года представить проект новой системы оплаты труда.

«Разработка такой системы суперсложна, поскольку не все здесь зависит от органов управления образованием, – заметила Любовь Кезина, начальник столичного Департамента образования. – А генпрокуратура отслеживает каждый наш шаг и находит нарушения».

…К 2007 году руководители образования регионов все же выработали две позиции.

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ:

Отказаться от ЕТС!

Амурский край

С 1 апреля 2007 года в семи пилотных территориях Приамурья начнет действовать система нормативно-подушевого финансирования и будет введена отраслевая система оплаты труда учителей.
«Внедрение отраслевой системы оплаты труда позволит реально увеличить доходы учителей, – объясняет начальник департамента образования Амурской области Олег Лапицкий. – Федеральные власти замечают, что денег, выделяемых из центра, достаточно, их просто неэффективно используют: зарплату можно поднять за счет внутренних резервов самих школ».
Эксперты взяли за основу опыт Тюменской, Пензенской, Самарской областей, Чувашской Республики и Санкт-Петербурга. Главной измерительной единицей учительского труда в Амурской области решили сделать «ученико-час». Педагог получит деньги за каждого ученика в классе, плюс оплата за проведенный урок, плюс надбавки за консультации, факультативы, работу с отстающими.

Стимулом к работе для учителей станет также 30-процентная доплата за качество. Оно будет определяться по нескольким показателям, в том числе по проверке тетрадей, участию в олимпиадах, подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и других экзаменов, работе с родителями. Администрации пилотных школ откажутся от ставок ЕТС. Нижняя граница оплаты будет равна средней заработной плате по области (это около 4 тысяч рублей). Пока в городской школе Приамурья специалист первой квалификационной группы со ставкой 18 часов может рассчитывать всего на 4 тысячи рублей.
Для эксперимента выбраны школы в Свободном, Зее, Тынде, Архаринском, Октябрьском, Ромненском районах Амурской области и в поселке Углегорск.

«При этом объемы средств для сельских школ не будут зависеть от количества детей в классе», – объясняют руководители областного образования.
Впрочем, при сельских школах станут создавать интернаты, чтобы ученики не тратили время на дорогу до дома. В области уже действуют 13 подобных школ, в которых живут и учатся около 250 ребят. Еще одна на 198 учеников строится в селе Новогеоргиевка Шимановского района.
Первыми шагами по введению отраслевой оплаты труда, по словам заместителя губернатора Амурской области Сергея Степанова, станет сокращение штатного расписания и переход на пятидневку. Не удивительно, что педагоги Приамурья относятся к реформе настороженно.

В результате такого «реформирования» в соседнем Приморском крае уже были сокращены 30% психологов, педагогов дополнительного образования и социальных педагогов. «Кадровые перестановки в школах, безусловно, будут, но незначительные, – утешает учителей Степанов. – Под сокращение попадут ставки, а не люди». В Приамурье не скрывают, что начинают эксперимент в надежде получить грант на комплексную модернизацию. Это, как подсчитали местные СМИ, 300 миллионов рублей…

Ростовская область

По словам министра труда и социального развития Ростовской области Аллы Васильевой, с 2007 года начинается введение новых отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях муниципальных образований области.

В 2006 году в Ростовской области были проработаны нормативно-правовые документы по переходу на новые условия оплаты труда. Результатом стало принятие областного закона № 514-ЗС от 7 июля 2006 года «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» и постановления администрации области от 25 сентября 2006 года № 394 «Об условиях оплаты труда работников областных государственных учреждений». По этому закону, в Ростовской области отменяются разряды ЕТС и вводятся должностные оклады, предусматривающие «вилку» для поощрения хороших работников. Разница между минимальным и максимальным окладом – 10 процентов. В постановлении администрации области сказано, что на 1 января 2007 года заработная плата работника не может быть меньше минимального оклада.

Кстати…

До начала действия нацпроектов заработная плата в образовании составляла чуть больше 60% средней в экономике и была значительно ниже, чем в промышленности. Зарплата женщинучителей составляла 2/3 оплаты труда женщин в экономике; зарплата мужчинпреподавателей – в 2 раза меньше оплаты мужского труда в стране. В 2004 году средняя заработная плата в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве (около 18% общего количества занятых) была примерно на треть ниже, чем средняя зарплата в экономике. Для сравнения: американский учитель получает в среднем более 3,5 тыс. долларов в месяц.

Областной закон устанавливает для молодых педагогов (независимо от вида учебного заведения: общеобразовательной, спортивной или школы искусств) оклады не ниже среднего по отрасли – при соответствующем стаже работы от двух до пяти лет, а окончившим учебное заведение с отличием – по максимальному размеру.

Унифицированы доплаты за наличие почетного звания, ученой степени (доктору наук положена 30-процентная надбавка от оклада вне зависимости от отрасли, в которой он работает), за награждение отраслевым почетным знаком (15-процентная надбавка от должностного оклада). По словам Аллы Васильевой, в бюджете Ростовской области 2007 года на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы по отраслевой системе оплаты труда заложены 23,4 миллиарда рублей (33 процента от общего объема бюджета-2007).

Башкортостан

Министерство образования Республики Башкортостан заявило, что в 2007 году в республике будет разработана и введена система должностных окладов.

«Таким образом, если по ныне действующей ЕТС среднесхемная ставка заработной платы учителя составляет 2296,8 рубля, руководителя образовательного учреждения – 2666,4 рубля, то по отраслевой системе эти цифры должны составить соответственно 5680 и 10730 рублей», – обещают учителям на официальном сайте.

Новосибирская область

В Новосибирской области накануне нового учебного года было объявлено, что региональная система оплаты труда будет включать:

– определение базового оклада как минимального стандарта. Он должен формироваться на нормативной основе с применением поправочных коэффициентов, учитывающих трудоемкость и наукоемкость реализуемых образовательных программ, количество обучающихся, обязательный объем внеурочной занятости  и другие факторы;

– увеличение стимулирующей доли в ФОТ, в том числе надтарифного фонда;

– дифференциацию базового размера оплаты труда в зависимости от квалификации учителя.

Мнение

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, первый заместитель председателя Правительства РФ: «Мы хотели бы выйти на принципиально новую систему формирования бюджета образования, имея в виду более эффективный характер затрат и новые условия труда. В конечном счете это должно привести к более качественному состоянию образования и соответственно к другим материальным условиям работы педагогов. Здесь работа должна вестись по линии нормативноподушевого финансирования, которое было апробировано в ряде регионов, и достаточно удачно. Мы должны выйти на то, что порядка 20 регионов в следующем году и по 10 регионов в 2008 и 2009 годах перейдут на новую систему оплаты труда работников образования. При этом есть серьезная уверенность в том, что реформы, которые мы планируем, пройдут за счет внутренних источников, которые содержатся в самой системе. Такая рационализация работы на пользу всем: и самим работникам, которые в результате смогут получить лучшие условия труда, и государству. Эти реформы пройдут за рамками формальных границ национального проекта и будут направлены на создание более оптимальной системы бюджетных расходов в стране и за счет этого на достижение результата нового качества в образовании. То есть это не просто новая трата денег, а именно путь совершенствования бюджетной сети образования».

ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ:

Не отказываться от ЕТС!

«Сама система ETC у меня лично как у экономиста с большим стажем неприязни не вызывает, – говорит начальник отдела планирования, финансирования и статистики Комитета по образованию Волгоградской области Ольга Олейникова. – В ней есть возможности для маневра, для дифференцированной оценки труда не только педагога, но и уборщика, слесаря, водителя».

«Надо сказать, что сегодняшняя тарифная сетка (ЕТС) не так уж плоха, как думают некоторые сторонники отраслевой системы. Но в ней не хватает одной, но принципиальной вещи: стимулирования, – считают руководители образования Пермского края. – Сегодня зарплата педагога, имеющего повышенный разряд, не так уже сильно отличается от зарплаты того, кто имеет средний разряд. С другой стороны, так ли необходимо, чтобы оплата труда по разрядам отличалась в несколько раз? Гораздо важнее, чтобы человек получал не столько за свои «погоны» и статус, сколько за реальные достижения. Педагог должен понимать, что у него есть базовая фиксированная, пусть и небольшая, зарплата, но в то же время он каждый день своим собственным трудом и реально достигнутыми успехами может зарабатывать больше».

«Некоторые из предлагаемых региональных концепций отраслевой оплаты труда – это всего лишь модернизация существующей системы, – возражают многие эксперты. – Все, что предлагается, нельзя назвать принципиально новым. Например, действующий ФОТ тоже включает тарифную и надтарифную части».

Волгоградская область

По мнению разработчиков – специалистов Волгоградского областного комитета по образованию, – новое Положение об оплате труда работников государственных областных учреждений образования № 797, утвержденное Постановлением главы администрации Волгоградской области от 30 июня 2006 года, соответствует статьям 135–143 Трудового кодекса РФ и областному закону об оплате труда № 1046 от 11 апреля 2005 года и успешно увязывает размер зарплаты работников учебных заведений с результативностью их деятельности.

В основу оплаты труда волгоградских учителей положены ставки ЕТС, утвержденные для госучреждений в Волгоградской области. Для начисления зарплаты учитываются:

– показатели квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания) и соответствующие межразрядные коэффициенты ЕТС;

– продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);

– объемы учебной (педагогической) работы.

Ставки (оклады) повышаются в зависимости от места работы учителя, например в селе (сельские коэффициенты), и типа образовательного учреждения (для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и т.п.).

При исчисления заработной платы педагогических работников учитываются:

– выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены занятий по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

– особенности исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

– дополнительная оплата за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий;

– дополнительная оплата труда педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности (в т.ч. классное руководство, проверка письменных работ и т.п.).

Размеры доплат за выполнение дополнительной работы определяются школой в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Мнение

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: «За последние 6 лет зарплата педагогов увеличилась в 5 раз — с 1240 рублей до 6000. Но это повышение не было связано с повышением качества преподавания. Я считаю, что опережающими темпами должна расти дифференциация в оплате труда учителей в зависимости от качества их уроков и заработок лучших учителей должен составлять 20–30 тысяч рублей. Путь решения этого вопроса — переход на отраслевую систему оплаты труда. К 2008 году реальная зарплата в школе повысится на 60–70%, может быть даже в два раза. Кроме того, в рамках отраслевой системы у директоров школ будет гораздо больше свободы в определении размеров зарплаты».

Как начисляется зарплата? Размер ставки зарплаты, установленный с учетом квалификации и повышений, умножается на фактическую нагрузку в неделю и делится на норму часов.

Ставки повышаются:

  • за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для учеников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) – на 15–20%;

  • за работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, – на 15–20%;

  • за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: медицинским работникам – на 30%, педагогическим и другим работникам – на 15–20%.
    За работу в общеобразовательных школах-интернатах – на 15%.

Надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам):

  • Педагогическим работникам образовательных учреждений:

– за ученую степень кандидата наук – 900 рублей;

– за ученую степень доктора наук – 1500 рублей.

  • Научно-педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:

– за должность доцента – 40%;

– за должность профессора – 60%.

  • Директорам спортивных школ, имеющих собственную материальную базу (оборудованные спортивные сооружения, здравпункт, автохозяйство, общежитие, пищеблок), – 20%.

  • Директору, заместителю директора, главному бухгалтеру детско-юношеской спортивной школы, имеющей объем учебно-преподавательской работы не менее 40 тренерских ставок, – 15%.

Говорит начальник отдела планирования, финансирования и статистики Комитета по образованию Волгоградской области Ольга Олейникова: «Все школы разделены на четыре группы – две городские и две сельские с разной наполняемостью классов. Это дает шанс получить необходимые денежные средства на одного ученика даже школе в глубинке.
Учебные расходы на одного ребенка в среднем составляют около 400 рублей. Сельские школы, имеющие наполняемость 3–5 учеников, могут получать до 700 рублей на одного учащегося. Проводится предварительное комплектование с учетом прогноза на новый учебный год, отслеживаются результаты аттестации педработников. Например, в январе 2006 года мы планировали около 3 миллиардов рублей субвенций. Затем уточнили, сколько педработников получили очередные квалификационные категории. После этого субвенцию понадобилось увеличить еще на 143 миллиона рублей.
Молодые специалисты, поступившие в областные государственные или муниципальные учреждения, получают надбавку из областного бюджета в размере 30 процентов от оклада. Тот, кто окончил вуз с отличием и имеет «красный» диплом, получает надбавку 50 процентов от оклада. Плюс подъемные. Единовременное пособие молодому специалисту устанавливается в размере 5-кратной тарифной ставки.
Как расходовать средства из надтарифного фонда, решает руководитель конкретной школы. Еще 2 процента к ФОТ при формировании субвенций закладываются на аттестацию. Это тоже резерв для директора школы. Не секрет, что учителям, желающим сдать на очередную категорию, могли отказать из-за недостаточного объема средств».

«Стадия эксперимента сохраняется…»

Регионы, вводящие или собирающиеся вводить у себя НСОТ, успокаивают учителей: это пока только эксперимент.

«Отраслевая система оплаты труда – это очень сложный механизм, покусившись на изменение которого мы можем дисбалансировать отрасль и повести ее по неправильному пути», – считают руководители образования Пермского края.

Министр образования Самарской области Валерий Путько, который заявлял, что с 1 сентября 2006 года область – по настоятельному требованию учителей – переходит на новую систему оплаты труда, теперь делает примечательную оговорку: «Стадия эксперимента сохранится, потому что постоянно поступают новые идеи, новые предложения, и мы хотели бы не останавливать творческий процесс, а идти дальше. Эксперимент позволит вносить коррективы, совершенствовать методику».

В Астраханской области, где принципы новой системы оплаты труда были разработаны, вывешены в Интернете и обсуждены еще до начала 2007 года, заявили, что правильнее будет перевести на новую систему оплаты труда только несколько пилотных школ.

В конце 2006 года по инициативе фракции «Единая Россия» в Думе Астраханской области состоялись депутатские слушания на тему «Оплата труда работников образования. Нормативное финансирование общеобразовательных школ». Депутаты Думы Астраханкой области, руководители образования, директора школ, представители профсоюзов, общественных организаций пришли к выводу: «Сначала внедрить новую систему не во всех школах, а в нескольких. Убедиться в ее эффективности на практике, при необходимости доработать. Разъяснять содержание и смысл реформы, используя средства массовой информации. Проверить предлагаемую систему на коррупционность. Исключить возможность принятия волевых, субъективных решений при установлении зарплаты. Сохранить малокомплектные школы в населенных пунктах, с которыми нет надежного транспортного сообщения, предусмотрев дополнительные средства на их содержание».

Одним словом, тише едешь – дальше будешь.

Светлана КИРИЛЛОВА

Использованы материалы www.rost.ru, www.mon.gov.ru, официальных сайтов Новосибирской, Самарской, Астраханской областей, информагентств «Кавказский узел», «Регнум», газет «Известия», «Амурская правда», «Пермский край: образование», «Учительская газета».

Рейтинг@Mail.ru