Зарплата
«Тысяча восемьсот рублей… кто
больше?»
Судя по всему, регионам придется
самим придумывать, как повысить зарплату
педагогам
26 февраля завершился конкурс субъектов
РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации
образования. К 20 победителям 2007 года в 2008
прибавится еще десять. К 2010 году гранты должны
будут получить 40 субъектов РФ. Важнейшим
критерием конкурсного отбора стало внедрение
новых систем оплаты труда педагогов (НСОТ).
Осенью 2006 года на вопрос о минимальной
зарплате учителя замглавы Рособразования
Евгений Бутко спокойно ответил: «Она составляет 1
тысячу 800 рублей. Но при этом в Москве учительская
зарплата может достигать 15–20 тысяч».
Именно о новой системе оплаты труда
министр образования и науки Андрей Фурсенко в 2006
году лично говорил с Президентом РФ во время
визита в резиденцию Владимира Путина в Сочи.
«Очень важно, – отмечал министр в разговоре с
президентом, – чтобы мы отошли от Единой
тарифной сетки, чтобы оплата производилась не в
зависимости от количества часов, которые учитель
проводит в классе, а от того, какое качество
преподавания обеспечивается». Говоря о роли
директора школы, Андрей Фурсенко сообщил главе
государства, что «директор имеет право
регулировать свое штатное расписание, но у него
гораздо меньше возможностей, когда
финансирование определяется сверху».
Цитата
|
«По принципам
классификации оплаты труда отраслевая система
близка к повременносдельной или
повременнопремиальной: в зависимости от
результативности работы учитель получает более
высокую или низкую зарплату, – описывает
новую систему заместитель руководителя
Департамента госполитики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобрнауки
РФ Игорь Реморенко. – Предполагается, что доля
стимулирующей части в фонде оплаты труда будет
составлять 20–40%». |
Новая система оплаты труда
предполагает новое отношение к надтарифному
фонду. Известно, что Минобрнауки закладывает
надтарифный фонд в размере 30–32% от тарифной
части фонда оплаты труда. В некоторых субъектах
РФ размер надтарифного фонда составляет 5–10%, и
только теперь руководители образования заявили,
что это «скандал».
«Раньше приходилось сталкиваться со
случаями, когда надтарифный фонд составлял 8,
даже 5 процентов от ФОТ, – говорит начальник
отдела планирования, финансирования и
статистики Комитета по образованию
Волгоградской области Ольга Олейникова. – Люди
работали фактически на голых ставках. Сейчас в
регионе четкая установка – надтарифный фонд
должен быть не ниже 20 процентов». Министр
образования и науки Самарской области Валерий
Путько припоминает случай, когда размер
надтарифного фонда составлял 4%. И учителя
работали! Сегодня фонд заработной платы, как
правило, не превышает 50%, а в ряде регионов
устанавливается на более низком уровне. В 2004 году
в столичных учреждениях образования доля оплаты
по тарифным ставкам в ФОТ составляла около 30%.
До сегодняшнего дня надтарифным
фондом ведал директор школы. Предполагается, что
теперь эту роль возьмут на себя общественные
органы школьного самоуправления: управляющие и
попечительские советы.
Читаем
документ
|
Из Постановления
Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной
поддержки субъектов Российской Федерации,
внедряющих комплексные проекты модернизации
образования»:
«В целях поддержки усилий субъектов
Российской Федерации по модернизации
российского образования, включая изменение
системы оплаты труда и повышение доходов
учителей, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Осуществить в 2007 году на конкурсной
основе государственную поддержку субъектов
Российской Федерации, внедряющих комплексные
проекты модернизации образования.
2. Определить следующие основные
критерии конкурсного отбора субъектов
Российской Федерации, внедряющих комплексные
проекты модернизации образования:
а) рост заработной платы
педагогических работников, связанный с
введением новых систем оплаты труда;
б) повышение эффективности
расходования бюджетных средств путем введения
нормативного подушевого финансирования;
в) повышение качества образовательных
услуг путем введения единой независимой системы
оценки качества образования;
г) создание условий для обучения,
соответствующих современным требованиям, путем
развития сети общеобразовательных учреждений;
д) обеспечение
государственнообщественного характера
управления образованием». |
Не идиллия…
Однако к концу 2006 года рабочая группа
Минобрнауки так и не подготовила проект
концепции. Андрей Фурсенко отклонил проект,
предложенный Департаментом экономического
развития. Работу передали в Департамент
государственной политики в сфере образования.
Руководители субъектов РФ, которым
обещали представить концепцию НСОТ еще до конца
2006 года, были неприятно удивлены.
«Идей нет ни у Минобрнауки РФ, ни у
нашего Департамента образования, – заметил
губернатор Новосибирской области
Виктор Толоконский на совещании с
руководителями образования области накануне
нового учебного года. – Председатель областной
федерации профсоюзов говорит мне, что они готовы
поддержать новые системы оплаты труда, которые в
основе своей содержат обязательные гарантии, но
дают свободу для граждан зарабатывать средства.
А что же руководители образования? Убежден, что в
рамках имеющегося зарплатного бюджета зарплата
может быть выше, если бы мы правильно
организовали эту систему».
…В конце концов в головах федеральных
чиновников родилась идея: пусть в регионах все
организуют сами. Получится хорошо – опыт того
или другого региона можно будет растиражировать
на всю страну. Получится плохо – будут сами
виноваты. В Санкт-Петербурге, Тюменской и
Самарской областях рискнули внедрить новую
систему оплаты труда, не дожидаясь благословения
из столицы. Республика Карелия, Краснодарский
край, Самарская и Ленинградская, Астраханская,
Ярославская, Волгоградская, Тамбовская области,
Хабаровский край, Республике Саха (Якутия)
попытались разработать свою модель, но внедрять
ее в массовом порядке пока не готовы. Только в
экспериментальном режиме.
В 2006 году на Всероссийском совещании
руководителей органов управления образованием
субъектов РФ, куда съехались 125 человек из 85
областей и республик, выяснилось, что лишь
единицы готовы к началу 2007 года представить
проект новой системы оплаты труда.
«Разработка такой системы
суперсложна, поскольку не все здесь зависит от
органов управления образованием, – заметила
Любовь Кезина, начальник столичного
Департамента образования. – А генпрокуратура
отслеживает каждый наш шаг и находит нарушения».
…К 2007 году руководители образования
регионов все же выработали две позиции.
ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ:
Отказаться от ЕТС!
Амурский край
С 1 апреля 2007 года в семи пилотных
территориях Приамурья начнет действовать
система нормативно-подушевого финансирования и
будет введена отраслевая система оплаты труда
учителей.
«Внедрение отраслевой системы оплаты труда
позволит реально увеличить доходы учителей, –
объясняет начальник департамента образования
Амурской области Олег Лапицкий. – Федеральные
власти замечают, что денег, выделяемых из центра,
достаточно, их просто неэффективно используют:
зарплату можно поднять за счет внутренних
резервов самих школ».
Эксперты взяли за основу опыт Тюменской,
Пензенской, Самарской областей, Чувашской
Республики и Санкт-Петербурга. Главной
измерительной единицей учительского труда в
Амурской области решили сделать «ученико-час».
Педагог получит деньги за каждого ученика в
классе, плюс оплата за проведенный урок, плюс
надбавки за консультации, факультативы, работу с
отстающими.
Стимулом к работе для учителей станет
также 30-процентная доплата за качество. Оно будет
определяться по нескольким показателям, в том
числе по проверке тетрадей, участию в олимпиадах,
подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и других
экзаменов, работе с родителями. Администрации
пилотных школ откажутся от ставок ЕТС. Нижняя
граница оплаты будет равна средней заработной
плате по области (это около 4 тысяч рублей). Пока в
городской школе Приамурья специалист первой
квалификационной группы со ставкой 18 часов может
рассчитывать всего на 4 тысячи рублей.
Для эксперимента выбраны школы в Свободном, Зее,
Тынде, Архаринском, Октябрьском, Ромненском
районах Амурской области и в поселке Углегорск.
«При этом объемы средств для сельских
школ не будут зависеть от количества детей в
классе», – объясняют руководители областного
образования.
Впрочем, при сельских школах станут создавать
интернаты, чтобы ученики не тратили время на
дорогу до дома. В области уже действуют 13
подобных школ, в которых живут и учатся около 250
ребят. Еще одна на 198 учеников строится в селе
Новогеоргиевка Шимановского района.
Первыми шагами по введению отраслевой оплаты
труда, по словам заместителя губернатора
Амурской области Сергея Степанова, станет
сокращение штатного расписания и переход на
пятидневку. Не удивительно, что педагоги
Приамурья относятся к реформе настороженно.
В результате такого «реформирования»
в соседнем Приморском крае уже были сокращены 30%
психологов, педагогов дополнительного
образования и социальных педагогов. «Кадровые
перестановки в школах, безусловно, будут, но
незначительные, – утешает учителей Степанов. –
Под сокращение попадут ставки, а не люди». В
Приамурье не скрывают, что начинают эксперимент
в надежде получить грант на комплексную
модернизацию. Это, как подсчитали местные СМИ, 300
миллионов рублей…
Ростовская область
По словам министра труда и социального
развития Ростовской области Аллы Васильевой, с
2007 года начинается введение новых отраслевых
систем оплаты труда в бюджетных учреждениях
муниципальных образований области.
В 2006 году в Ростовской области были
проработаны нормативно-правовые документы по
переходу на новые условия оплаты труда.
Результатом стало принятие областного закона №
514-ЗС от 7 июля 2006 года «Об оплате труда работников
областных государственных учреждений» и
постановления администрации области от 25
сентября 2006 года № 394 «Об условиях оплаты труда
работников областных государственных
учреждений». По этому закону, в Ростовской
области отменяются разряды ЕТС и вводятся
должностные оклады, предусматривающие «вилку»
для поощрения хороших работников. Разница между
минимальным и максимальным окладом – 10
процентов. В постановлении администрации
области сказано, что на 1 января 2007 года
заработная плата работника не может быть меньше
минимального оклада.
Кстати…
|
До начала действия
нацпроектов заработная плата в образовании
составляла чуть больше 60% средней в экономике и
была значительно ниже, чем в промышленности.
Зарплата женщинучителей составляла 2/3 оплаты
труда женщин в экономике; зарплата
мужчинпреподавателей – в 2 раза меньше оплаты
мужского труда в стране. В 2004 году средняя
заработная плата в здравоохранении, физической
культуре, социальном обеспечении, образовании,
культуре и искусстве (около 18% общего количества
занятых) была примерно на треть ниже, чем средняя
зарплата в экономике. Для сравнения:
американский учитель получает в среднем более 3,5
тыс. долларов в месяц. |
Областной закон устанавливает для
молодых педагогов (независимо от вида учебного
заведения: общеобразовательной, спортивной или
школы искусств) оклады не ниже среднего по
отрасли – при соответствующем стаже работы от
двух до пяти лет, а окончившим учебное заведение
с отличием – по максимальному размеру.
Унифицированы доплаты за наличие
почетного звания, ученой степени (доктору наук
положена 30-процентная надбавка от оклада вне
зависимости от отрасли, в которой он работает), за
награждение отраслевым почетным знаком
(15-процентная надбавка от должностного оклада).
По словам Аллы Васильевой, в бюджете Ростовской
области 2007 года на выплату заработной платы
работникам бюджетной сферы по отраслевой
системе оплаты труда заложены 23,4 миллиарда
рублей (33 процента от общего объема бюджета-2007).
Башкортостан
Министерство образования Республики
Башкортостан заявило, что в 2007 году в республике
будет разработана и введена система должностных
окладов.
«Таким образом, если по ныне
действующей ЕТС среднесхемная ставка заработной
платы учителя составляет 2296,8 рубля, руководителя
образовательного учреждения – 2666,4 рубля, то по
отраслевой системе эти цифры должны составить
соответственно 5680 и 10730 рублей», – обещают
учителям на официальном сайте.
Новосибирская область
В Новосибирской области накануне
нового учебного года было объявлено, что
региональная система оплаты труда будет
включать:
– определение базового оклада как
минимального стандарта. Он должен формироваться
на нормативной основе с применением поправочных
коэффициентов, учитывающих трудоемкость и
наукоемкость реализуемых образовательных
программ, количество обучающихся, обязательный
объем внеурочной занятости и другие факторы;
– увеличение стимулирующей доли в ФОТ,
в том числе надтарифного фонда;
– дифференциацию базового размера
оплаты труда в зависимости от квалификации
учителя.
Мнение
|
Дмитрий МЕДВЕДЕВ,
первый заместитель председателя Правительства
РФ: «Мы хотели бы выйти на принципиально новую
систему формирования бюджета образования, имея в
виду более эффективный характер затрат и новые
условия труда. В конечном счете это должно
привести к более качественному состоянию
образования и соответственно к другим
материальным условиям работы педагогов. Здесь
работа должна вестись по линии
нормативноподушевого финансирования, которое
было апробировано в ряде регионов, и достаточно
удачно. Мы должны выйти на то, что порядка 20
регионов в следующем году и по 10 регионов в 2008 и
2009 годах перейдут на новую систему оплаты труда
работников образования. При этом есть серьезная
уверенность в том, что реформы, которые мы
планируем, пройдут за счет внутренних
источников, которые содержатся в самой системе.
Такая рационализация работы на пользу всем: и
самим работникам, которые в результате смогут
получить лучшие условия труда, и государству. Эти
реформы пройдут за рамками формальных границ
национального проекта и будут направлены на
создание более оптимальной системы бюджетных
расходов в стране и за счет этого на достижение
результата нового качества в образовании. То
есть это не просто новая трата денег, а именно
путь совершенствования бюджетной сети
образования». |
ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ:
Не отказываться от ЕТС!
«Сама система ETC у меня лично как у
экономиста с большим стажем неприязни не
вызывает, – говорит начальник отдела
планирования, финансирования и статистики
Комитета по образованию Волгоградской области
Ольга Олейникова. – В ней есть возможности для
маневра, для дифференцированной оценки труда не
только педагога, но и уборщика, слесаря,
водителя».
«Надо сказать, что сегодняшняя
тарифная сетка (ЕТС) не так уж плоха, как думают
некоторые сторонники отраслевой системы. Но в
ней не хватает одной, но принципиальной вещи:
стимулирования, – считают руководители
образования Пермского края. – Сегодня зарплата
педагога, имеющего повышенный разряд, не так уже
сильно отличается от зарплаты того, кто имеет
средний разряд. С другой стороны, так ли
необходимо, чтобы оплата труда по разрядам
отличалась в несколько раз? Гораздо важнее, чтобы
человек получал не столько за свои «погоны» и
статус, сколько за реальные достижения. Педагог
должен понимать, что у него есть базовая
фиксированная, пусть и небольшая, зарплата, но в
то же время он каждый день своим собственным
трудом и реально достигнутыми успехами может
зарабатывать больше».
«Некоторые из предлагаемых
региональных концепций отраслевой оплаты труда
– это всего лишь модернизация существующей
системы, – возражают многие эксперты. – Все, что
предлагается, нельзя назвать принципиально
новым. Например, действующий ФОТ тоже включает
тарифную и надтарифную части».
Волгоградская область
По мнению разработчиков –
специалистов Волгоградского областного
комитета по образованию, – новое Положение об
оплате труда работников государственных
областных учреждений образования № 797,
утвержденное Постановлением главы
администрации Волгоградской области от 30 июня 2006
года, соответствует статьям 135–143 Трудового
кодекса РФ и областному закону об оплате труда №
1046 от 11 апреля 2005 года и успешно увязывает размер
зарплаты работников учебных заведений с
результативностью их деятельности.
В основу оплаты труда волгоградских
учителей положены ставки ЕТС, утвержденные для
госучреждений в Волгоградской области. Для
начисления зарплаты учитываются:
– показатели квалификации
(образование, стаж педагогической работы,
наличие квалификационной категории, наличие
ученой степени, почетного звания) и
соответствующие межразрядные коэффициенты ЕТС;
– продолжительность рабочего времени
(нормы часов педагогической работы за ставку
заработной платы);
– объемы учебной (педагогической)
работы.
Ставки (оклады) повышаются в
зависимости от места работы учителя, например в
селе (сельские коэффициенты), и типа
образовательного учреждения (для детей-сирот,
коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и
т.п.).
При исчисления заработной платы
педагогических работников учитываются:
– выплаты установленной при
тарификации заработной платы независимо от
количества дней и недель в месяце, а также в
период каникул и в период отмены занятий по
климатическим и санитарно-эпидемиологическим
основаниям;
– особенности исчисления почасовой
оплаты труда педагогических работников;
– дополнительная оплата за условия
труда, отклоняющиеся от нормальных условий;
– дополнительная оплата труда
педагогических и других работников за работу, не
входящую в их должностные обязанности (в т.ч.
классное руководство, проверка письменных работ
и т.п.).
Размеры доплат за выполнение
дополнительной работы определяются школой в
пределах средств, направляемых на оплату труда, и
закрепляются в коллективном договоре, локальном
нормативном акте образовательного учреждения.
Мнение
|
Андрей ФУРСЕНКО,
министр образования и науки РФ: «За последние 6
лет зарплата педагогов увеличилась в 5 раз — с 1240
рублей до 6000. Но это повышение не было связано с
повышением качества преподавания. Я считаю, что
опережающими темпами должна расти
дифференциация в оплате труда учителей в
зависимости от качества их уроков и заработок
лучших учителей должен составлять 20–30 тысяч
рублей. Путь решения этого вопроса — переход на
отраслевую систему оплаты труда. К 2008 году
реальная зарплата в школе повысится на 60–70%,
может быть даже в два раза. Кроме того, в рамках
отраслевой системы у директоров школ будет
гораздо больше свободы в определении размеров
зарплаты». |
Как начисляется зарплата?
Размер ставки зарплаты, установленный с учетом
квалификации и повышений, умножается на
фактическую нагрузку в неделю и делится на норму
часов.
Ставки повышаются:
за работу в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях
(отделениях, классах, группах) для учеников с
отклонениями в развитии (в том числе с задержкой
психического развития) – на 15–20%;
за работу в оздоровительных
образовательных учреждениях санаторного типа
(классах, группах) для детей, нуждающихся в
длительном лечении, – на 15–20%;
за работу в специальных
учебно-воспитательных учреждениях для детей и
подростков с девиантным поведением: медицинским
работникам – на 30%, педагогическим и другим
работникам – на 15–20%.
За работу в общеобразовательных
школах-интернатах – на 15%.
Надбавки и доплаты к тарифным ставкам
(должностным окладам):
– за ученую степень кандидата наук –
900 рублей;
– за ученую степень доктора наук – 1500
рублей.
– за должность доцента – 40%;
– за должность профессора – 60%.
Директорам спортивных школ, имеющих
собственную материальную базу (оборудованные
спортивные сооружения, здравпункт,
автохозяйство, общежитие, пищеблок), – 20%.
Директору, заместителю директора,
главному бухгалтеру детско-юношеской спортивной
школы, имеющей объем учебно-преподавательской
работы не менее 40 тренерских ставок, – 15%.
Говорит начальник отдела
планирования, финансирования и статистики
Комитета по образованию Волгоградской области
Ольга Олейникова: «Все школы разделены на четыре
группы – две городские и две сельские с разной
наполняемостью классов. Это дает шанс получить
необходимые денежные средства на одного ученика
даже школе в глубинке.
Учебные расходы на одного ребенка в среднем
составляют около 400 рублей. Сельские школы,
имеющие наполняемость 3–5 учеников, могут
получать до 700 рублей на одного учащегося.
Проводится предварительное комплектование с
учетом прогноза на новый учебный год,
отслеживаются результаты аттестации
педработников. Например, в январе 2006 года мы
планировали около 3 миллиардов рублей субвенций.
Затем уточнили, сколько педработников получили
очередные квалификационные категории. После
этого субвенцию понадобилось увеличить еще на 143
миллиона рублей.
Молодые специалисты, поступившие в областные
государственные или муниципальные учреждения,
получают надбавку из областного бюджета в
размере 30 процентов от оклада. Тот, кто окончил
вуз с отличием и имеет «красный» диплом, получает
надбавку 50 процентов от оклада. Плюс подъемные.
Единовременное пособие молодому специалисту
устанавливается в размере 5-кратной тарифной
ставки.
Как расходовать средства из надтарифного фонда,
решает руководитель конкретной школы. Еще 2
процента к ФОТ при формировании субвенций
закладываются на аттестацию. Это тоже резерв для
директора школы. Не секрет, что учителям,
желающим сдать на очередную категорию, могли
отказать из-за недостаточного объема средств».
«Стадия эксперимента сохраняется…»
Регионы, вводящие или собирающиеся
вводить у себя НСОТ, успокаивают учителей: это
пока только эксперимент.
«Отраслевая система оплаты труда –
это очень сложный механизм, покусившись на
изменение которого мы можем дисбалансировать
отрасль и повести ее по неправильному пути», –
считают руководители образования Пермского
края.
Министр образования Самарской области
Валерий Путько, который заявлял, что с 1 сентября
2006 года область – по настоятельному требованию
учителей – переходит на новую систему оплаты
труда, теперь делает примечательную оговорку:
«Стадия эксперимента сохранится, потому что
постоянно поступают новые идеи, новые
предложения, и мы хотели бы не останавливать
творческий процесс, а идти дальше. Эксперимент
позволит вносить коррективы, совершенствовать
методику».
В Астраханской области, где принципы
новой системы оплаты труда были разработаны,
вывешены в Интернете и обсуждены еще до начала 2007
года, заявили, что правильнее будет перевести на
новую систему оплаты труда только несколько
пилотных школ.
В конце 2006 года по инициативе фракции
«Единая Россия» в Думе Астраханской области
состоялись депутатские слушания на тему «Оплата
труда работников образования. Нормативное
финансирование общеобразовательных школ».
Депутаты Думы Астраханкой области, руководители
образования, директора школ, представители
профсоюзов, общественных организаций пришли к
выводу: «Сначала внедрить новую систему не во
всех школах, а в нескольких. Убедиться в ее
эффективности на практике, при необходимости
доработать. Разъяснять содержание и смысл
реформы, используя средства массовой информации.
Проверить предлагаемую систему на
коррупционность. Исключить возможность принятия
волевых, субъективных решений при установлении
зарплаты. Сохранить малокомплектные школы в
населенных пунктах, с которыми нет надежного
транспортного сообщения, предусмотрев
дополнительные средства на их содержание».
Одним словом, тише едешь – дальше
будешь.
Светлана КИРИЛЛОВА
Использованы материалы www.rost.ru, www.mon.gov.ru, официальных сайтов
Новосибирской, Самарской, Астраханской областей,
информагентств «Кавказский узел», «Регнум»,
газет «Известия», «Амурская правда», «Пермский
край: образование», «Учительская газета». |