Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Фуллан Майкл. Новое понимание реформ в образовании. – М.: Просвещение, 2006

…По всему миру возрастает количество всевозможных инновационных идей. Задача состоит в том, чтобы по достоинству оценить необходимость и богатство знаний извне, но при этом не стать жертвой этой ситуации.

Идея выпустить книгу Майкла Фуллана в серии «Образование: мировой бестселлер» уже по прочтении нескольких страниц вызывает недоверие. Это – бестселлер? Книга, которую раскупают нарасхват и читают запоем во всем мире? В такое, признаться, верится с трудом. Хотя автор уже в первых строках предупреждает, что намерен воздерживаться от наукообразного жаргона (и слово свое держит!), увлекательным чтением его труд не назовешь. Скорее наоборот – требуется некоторое волевое усилие, чтобы продраться от первой страницы к последней. Какую же пользу извлечет для себя самоотверженный читатель?

Издательская аннотация гласит: «Книга заинтересует всех, кого волнуют проблемы совершенствования системы образования». В самом деле, кого, скажите, сегодня эти проблемы не волнуют? Правда, волнение это бывает разного рода. Одних категорически не устраивает современное состояние образования, и у них просто руки чешутся всю систему взять и перестроить. Но немало и тех, кто беспокоится совсем об ином – даже если признать, что современная школа испытывает некоторое «недомогание», то стоит ли его лечить хирургически?

Автор, представленный в аннотации как известный специалист по образовательным реформам, придерживается первой позиции. Что, разумеется, вполне естественно для специалиста такого рода .

«Срочная потребность в реформе сейчас очевидна», – заявляет он без тени сомнений. Почему именно сейчас и почему так срочно? Разумеется, у эксперта на эти вопросы готовы ответы (которые, впрочем, все мы уже много раз слышали). Но у критически мыслящего читателя может возникнуть сомнение. Североамериканская школа – а именно о ней повествует канадский автор – подвергается спорадическому реформированию вот уже на протяжении полувека. И если ее нынешнее состояние не радует, то не означает ли это, что полвека реформаторских усилий прошли в лучшем случае впустую, а то и во вред школе? Более того, не является ли нынешнее незавидное (допустим, что это так) состояние школы следствием этих усилий? Ведь попытки лечить мигрень трепанацией черепа рискуют сделать «пациента» инвалидом!

Автору сомнения на сей счет совершенно чужды. Логично и аргументированно он разъясняет, какие прежде были допущены просчеты и как следует двигаться в единственно правильном направлении. Правда, российского читателя могут смутить обильные ссылки на труды заморских экспертов и многочисленные примеры канадских и американских школ, более или менее успешно переживших реформаторские новации. Что ж, чужой опыт для того и существует, чтобы его переосмыслить и эффективно использовать. Еще не очень старые люди помнят реформирование нашего сельского хозяйства с опорой на опыт техасских кукурузных ферм. Судя по нынешней моде на книги вроде этой, настала очередь школы. Мы же все сознаем несомненную пользу кукурузы… простите, реформы. Ведь правда?

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru