Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Учитель – ученику

Правила юного мыслителя

Есть вещи, для учителя очевидные. Что объяснимо: он в институте учился и потому знает, как много может дать книга, если иметь к ней верный подход. Сегодняшним детям, проявляющим все больше интереса к исследованиям, эти знания необходимо иметь и использовать уже в их возрасте. Также будет нелишним сразу приучить школьников к «взрослым» правилам оформления исследовательских работ, ознакомить их с критериями оценки исследований, научить готовиться к выступлениям на конференциях*.

Что нужно знать о библиотеке

Чтобы быстро подобрать литературу по теме исследования, необходимо научиться пользоваться каталогом. Использование каталога экономит время.

1. Если заранее известны имя автора и название произведения, обратитесь к алфавитному каталогу. Все карточки в нем расставлены в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

2. Если вас интересует какая-либо определенная тема, обратитесь к систематическому каталогу. Здесь карточки размещаются в соответствии с содержанием произведений по определенным отраслям знаний.

3. Внимательно прочтите информацию о книге. Выпишите имя автора, название, год издания, название издательства, город, где она издана.

4. Прочтите краткие сведения о содержании книги, которые содержатся в карточке.

5. Обратите внимание на шифр, выпишите его. Это поможет быстро найти книгу в библиотеке или хранилище.

6. Воспользуйтесь библиографическим указателем: он содержит сведения не только о книгах, которые имеются в библиотеке, но и информацию обо всех книгах, изданных за определенное время.

7. Поинтересуйтесь систематической картотекой газетных и журнальных статей. В газетах и журналах наиболее оперативно публикуется информация, содержатся последние разработки и концепции по изучаемой проблеме.

Знакомство со структурой книги

1. Прочтите текст на титульном листе. Особое внимание уделите фамилии автора и названию книги.

2. Ознакомьтесь с oглавлением (содержанием). Узнайте общий план книги, основные рубрики, общее содержание и основные темы, затронутые в ней. Обратите внимание на названия разделов, статей на нужную тему.

3. Прочтите предисловие и послесловие. Убедитесь, что содержание книги соответствует необходимому вам выбору.

4. Просмотрите иллюстративный материал. Он поможет составить представление о книге, зрительно и образно пояснит текст.

5. Познакомьтесь с приложениями к книге. Они, как правило, содержат библиографический указатель, список основных сокращений, краткий терминологический словарь, хронологические таблицы, комментарии и т.д., то есть информацию для поиска новой литературы по теме.

6. Практическое задание. Определите содержание незнакомой книги при беглом ее просмотре. Что вам в этом помогло? Какие элементы книги вы использовали?

Работа с журналом

1. Журнал начинают просматривать с обложки: название, год издания, номер.

2. Знакомство с номером журнала начинайте с просмотра содержания. Это поможет выбрать необходимые и самые интересные материалы.

3. Если встретится непонятное слово или выражение, обратитесь к словарям, энциклопедиям, справочникам.

4. Обратите внимание на фамилию автора статьи, на его ученую степень, должность. Если статья написана по проблеме, которая интересует вас, узнайте, нет ли у автора монографических публикаций.

5. Подумайте, как можно использовать знания, полученные из журнала.

Способы чтения

Способ чтения зависит от цели: чтение для пополнения сведений, для изучения книги, какого-либо вопроса.

Выделяются следующие способы чтения:

1. Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится и анализ, и оценка.

Ученик:

а) читает текст и выясняет непонятные места;

б) рассматривает материал критически, творчески;

в) находит сильные и слабые стороны в объяснениях;

г) дает самостоятельное толкование положениям и выводам.

2. Выборочное. Разновидность быстрого чтения, когда читаются избирательно отдельные разделы, главы. Используется при вторичном чтении книги, после ее предварительного просмотра. Ученик фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы.

3. Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой.

Ученик:

а) просматривает предисловие;

б) по оглавлению находит наиболее важные для него вопросы;

в) просматривает заключение.

4. Сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.

Структура интегрального алгоритма чтения

  • Наименование книги, статьи.

  • Автор.

  • Библиографические сведения.

  • Основное содержание, тема.

  • Фактографические данные: извлечение фактов из текста и их смысловое усвоение.

  • Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными; их критика.

  • Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом, значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.

Дифференциальный алгоритм чтения

  • Ключевые слова несут в себе смысловую нагрузку, обозначают признак предмета, состояние или действие.

  • Смысловые ряды состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца текста.

  • Доминанта – значение, выявление значения. Результат переработки текста, его осмысление в соответствии с индивидуальными особенностями, выявление основного замысла автора.

Умение грамотно анализировать текст и понимать его.

Правила быстрого чтения

1. Читать без регрессий (повторных механических прочтений одной и той же части текста).

2. Читать по интегральному алгоритму чтения.

3. Всегда выделять доминанту – основное смысловое значение текста.

4. Читать без артикуляции (движение губ, языка при чтении про себя).

5. Постоянно развивать свое внимание и память.

6. Выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал и 50–100 страниц любой книги.

Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы

Выписки содержат отдельные мысли прочитанного или ссылки на источники, это наиболее простой вид записи.

1. Выпишите дословно или кратко то, что относится к интересующему вопросу.

2. Обратите внимание на те материалы, которые могут быть использованы или оказаться нужными впоследствии. Это даст возможность более эффективно изучать или разрабатывать новые проблемы.

3. Выпишите мысли, выводы, статистические данные, примеры, отдельные факты по проблеме исследования.

4. Составьте список литературы, сведения о которой есть в книге.

5. Делайте записи по поводу прочитанного, фиксируйте свое отношение к содержанию книги; вопросы или догадки в связи с прочитанным; способы, которыми предполагается найти какие-либо сведения.

Составление плана

План – это совокупность основных мыслей, выраженных в тексте.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите его на части, выделяя в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов, детализирующих заглавие текста, данное автором.

4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Проверьте, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Правила конспектирования

При изучении научных трудов бывает необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте объяснение, пояснение, но и само доказательство, его ход и т. п.

1. Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.

2. Конспект должен быть:

а) содержательным и полным,

б) кратким,

в) правильно оформленным.

3. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить текст.

4. Конспектированию предшествует составление плана.

5. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (редактора), полное название работы, место и год издания.

6. Наименование разделов, глав, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

7. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно. Для того чтобы запись получилась краткой и содержательной, записывайте мысль лишь после того, как она уже хорошо продумана.

8. Излагайте содержание своими словами – так лучше осмысливается материал.

9. Положения, которые предельно кратко изложены самим автором или требуют точной формулировки, записывайте в виде цитаты.

10. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут в работе.

Правила цитирования

1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

2. Для цитирования выбирайте строки, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это еще не доказательство.

4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

6. Каждая цитата заключается в кавычки.

7. После цитаты указывается источник, то есть фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Сравнение двух фактов

1. Подумайте, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных фактов или явлений.

2. В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?

3. Перечислите черты сходства.

4. Перечислите различия.

5. Сделайте выводы.

6. Учитесь сравнивать различные подходы к той проблеме, которую вы изучаете.

Составление тезисов

Тезисы – это основные положения (мысли) текста, которые объясняются, доказываются, поясняются в тексте. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана.

1. Познакомьтесь с содержанием текста.

2. Составьте план.

3. Определите основное содержание каждой части текста.

4. Запишите его своими словами. При необходимости подтвердите записанное цитатой.

5. Если мелкие смысловые части трудно озаглавить, записывайте их в виде тезисов.

6. Следите за авторской логикой. По поводу записанного выражайте свою точку зрения. Начинайте словами: «Я думаю...», «На мой взгляд...».

Правила оформления библиографических ссылок

Способы указания источников цитат:

– в подстрочных примечаниях,

– внутритекстовые ссылки,

– затекстовые ссылки,

– подробная ссылка,

– неполная ссылка,

– номер библиографической записи,

– ссылка на фрагмент, отличный от предыдущего,

– ссылка с указанием страниц цитируемых работ и общими номерами источников,

– ссылка на ряд работ.

Примеры оформления библиографических ссылок

· Шрейдер Ю. Логика знаковых систем. – М.: Знание. 1974. – С. 18.

· Ценным подспорьем для начинающих радиолюбителей является книга В.М. Городилина «Регулировка радиоаппаратуры» (М.: Высш. шк., 1992).

· В изданном в 1972 г. учебном пособии М.Е. Тульчинского «Качественные задачи по физике» рассматриваются вопросы...

· В.Г. Разумовский [43] наиболее важными проблемами в области методики преподавания…

· А.Д. Сахаров (63, с. 201) писал, что...

· Как видно из исследований [6; 7, с. 4–9; 9, с. 25]…

· Исследованиями ряда авторов [24; 56; 93; 134] установлено, что...

Как готовиться школьникам к выступлению на конференции

В качестве примера приводится работа в секции по предметам естественно-научного цикла

Подготовка к выступлению

Прежде всего необходимо сформировать команду из нескольких человек, один или два из которых будут представлять доклад на конференции.

Выступление

1. Время доклада ограничено до 10 минут. За это время требуется наглядно и доступно изложить полученные результаты.

2. Следует приготовить наглядные материалы: презентации, пленки для кодоскопа, слайды, видеозаписи, демонстрационные эксперименты. Однако во время выступления следует демонстрировать лишь то, что оригинально, необычно, красиво.

3. В презентации (на пленках) может быть представлена следующая информация:

– название доклада, фамилия и имя докладчика, краткая формулировка задания;

– список основной использованной литературы;

– основные уравнения, чертежи и т. п., если они необходимы;

– схема экспериментальной установки;

– экспериментальные результаты, их сравнение с теоретическими.

4. Может быть приготовлен какой-либо раздаточный материал для жюри (во время выступления нет необходимости в ссылках на эти материалы).

Один из возможных вариантов плана доклада:

1. Постановка задачи.

2. Обзор литературных данных.

3. Анализ следствий, допускающих проверку.

4. Выбор критерия правильности гипотез.

5. Анализ гипотез, теоретические оценки, перспективы дальнейших исследований.

6. Выводы.

Очень важно умение найти и осуществить пусть маленькое, может быть по частному вопросу, но собственное оригинальное исследование или суждение по заданной теме. В докладе этот факт следует обязательно вычленить и неоднократно подчеркнуть.

7. После завершения доклада выступающему задают вопросы по теме доклада, ряд из которых возможно предусмотреть во время тренировочных выступлений.

Примерные критерии оценивания исследовательских работ учащихся

Критерии

Доклад № 1

Доклад № 2

Доклад №N

Замечания

Соблюдение структуры доклада

       
Наличие анализа имеющейся информации по исследуемому вопросу        
Теоретическое объяснение исследуемых фактов        
Наличие собственного экспериментального материала        
Наличие компьютерного моделирования и использование ТСО        
Новизна и оригинальность предлагаемого решения        
Тщательность подготовки доклада        
Глубина понимания материала (умение правильно и по существу отвечать на вопросы)        
Качество выступления (умение говорить, владение аудиторией)        
Общая сумма баллов        

Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы

Структура исследовательской работы

  • Работа должна быть построена по определенной общепринятой структуре.

  • Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.

  • Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу (см. рис.).

  • После титульного листа помещается oглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

  • Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач; формулируется объект и предмет исследования; указывается избранный метод (или методы) исследования; дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным; сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов; приводятся характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

  • В основной части научной работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

  • Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работы учитывается и уровень грамотности текста.

В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

  • В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т. д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Государственное учреждение образования

«Лицей № (указать номер) г. (указать город

Секция ФИЗИКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОС МУАРА

Выполнил:
Петров Александр,
10 класс
Научный руководитель
(ФИО, степень, звание)

(Указать название города) 2007

Требования к оформлению работы

– Текст работы должен быть аккуратно напечатан. Работы, написанные от руки, не принимаются.

– Кегль шрифта основного текста работы должен быть 12 пунктов, ненаклонный. Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура шрифта – семейства Times или Arial.

– Для участия в отборочном туре конференции должны быть представлены сокращенные (до 15 страниц) тексты докладов.

– Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

– Листы работы должны быть сшиты степлером либо другим способом и размещены в файле, папке и скоросшивателе.

Статья подготовлена при поддержке типографии "А2". Если вам требуется высококачественная печать в кратчайшие сроки, то оптимальным решением станет обратиться в типографию "А2". На сайте, расположенном по адресу «www.A2format.Ru», вы сможете, не отходя от экрана монитора, перейдя по ссылке, заказать печать журналов, книг и календарей. В типографии "А2" работают только высококвалифицированные специалисты, которые оперативно и быстро обработают ваш заказ.

_______________

* Предлагаемый материал – результат обобщенного и систематизированного опыта совместной работы педколлектива СШ № 1 поселка Дружный Пуховичского р-на (Республика Беларусь), сотрудников МГОиПК и преподавателей БНТУ.

Рейтинг@Mail.ru