Семья и школа
Часто ли родители прогуливают школу?
В Карелии воспитывают
просвещенных потребителей образовательных
услуг
Современная школа распахивает окна во внешний
мир. Бизнес, родители и местные сообщества
объединяются ради образования детей. Это
становится нормой для развитых европейских
стран. А как обстоит с этим дело у нас?..
В 2004-2006 годах Министерство образования
Республики Карелия, Карельский фонд развития
образования, Национальное управление
образования Финляндии осуществили совместный
проект «Развитие сотрудничества родителей, школ
и местных органов управления образованием в
Республике Карелия». В проекте приняли участие 10
карельских пилотных школ. Для каждой из них
эксперты разработали модели и методы, помогающие
формировать и выполнять родительский
образовательный заказ.
Современные родители
начинают мыслить на перспективу. 8% пап и мам
первоклассников уже раздумывают, как ребенок
будет поступать в вуз.
|
Чего хотят от школы мамы и папы? Как
они формулируют свои ожидания и претензии?
Готовы ли они обсуждать не только покупку новых
штор, но и содержание образовательных программ?
Финские эксперты из Университетского
центра города Каяни и университета города Оулу
были восхищены работой карельских экспертов,
директоров школ и учителей.
В рамках проекта в республике был
проведен масштабный опрос, в котором приняли
участие 1200 родителей (76% горожан и 24% жителей сел).
Родителям задавали вопросы об удовлетворенности
и неудовлетворенности школьным образованием, о
том, что они хотели бы изменить и готовы ли сами к
переменам.
Школа – наше все…
Или нет?
Карельские родители высоко оценили
роль школы в судьбе своих детей. 84% участников
опроса согласны с тем, что качественное школьное
образование может стать одним из главных
факторов жизненного успеха.
Какая модель школьного образования
этому успеху способствует? Мнения разошлись. 27,5%
родителей заявили, что было бы лучше сохранить
советскую модель образования. 53% возражают: надо
как можно быстрее построить систему образования,
соответствующую потребностям нынешнего времени.
72% карельских родителей в целом
довольны школой. Наиболее удовлетворены те, чьи
дети посещают школы с повышенным уровнем
обучения (87%).
Как выбирают школу?
У 60% опрошенных родителей была
альтернатива. В наши дни она существует даже для
родителей сельских школьников: 17% из них
ответили, что тоже выбирали ребенку школу.
Родители первоклассников ответили,
что в школьной жизни для них всего важнее
удобство и эмоциональный комфорт:
– для двух третей родителей (66%)
принципиально близкое расположение школы к дому;
– 30% родителей нравились учителя, к
которым попадал их ребенок;
– почти каждый пятый родитель (18%)
получил хорошие отзывы от знакомых, чьи дети
учились в этой школе; столько же родителей (18%)
пожелали выбрать школу, в которой учатся друзья
их детей;
– в этой школе хорошее питание и
присмотр – такой ответ предпочли 12% родителей;
– наличие в школе дополнительных
занятий по интересам – 11%;
– в этой школе хорошо преподают
предметы, которые понадобятся ребенку в будущем,
– 10%;
– в этой школе поддерживается порядок
– 8%;
– из этой школы легче поступить в вуз
– 8%;
– в школе хороший психологический
климат– 8%;
– в школе работают психологи,
социальные педагоги и др. – 8%;
– в этой школе преподается ряд
предметов, которых нет в других школах или они
начинают преподаваться раньше, чем в других
школах, – 5%.
Следует отметить, что современные
родители начинают мыслить на перспективу. 8% пап и
мам первоклассников уже раздумывают, как ребенок
будет поступать в вуз, 10% – что в школе хорошо
преподаются предметы, которые могут
понадобиться в будущем.
Утраченные иллюзии?
Для 68% родителей городских детей
реальности школьной жизни, как ни странно,
совпали с их ожиданиями. (Возможно, родители
давно не строят никаких иллюзий?) Родители
сельских школьников были довольны чуть менее, но
61% ответили, что в школе все идет в общем так, как и
предполагалось.
Однако треть родителей столкнулась с
разными неожиданностями.
В другую школу своего ребенка
переводили 16,2% родителей. Большинство из них (53%)
– по причине смены места жительства.
23% сменили школу, потому что в
образовании старшеклассника были поставлены
новые задачи. И лишь 17% забрали ребенка из школы,
потому что у него накопились проблемы в обучении.
Между тем родители все-таки не прочь
помечтать о том, чтобы перевести ребенка в некую
идеальную школу. Об этом мечтают (ничего не
предпринимая) 28% опрошенных. Чуть чаще (33%) такую
готовность выражают родители учеников средней
школы (которые думают над тем, в каком лицее или
гимназии ему дадут оптимальную подготовку в вуз).
Родители старшеклассников, которые уже решили
эту проблему, чаще (на 12% больше, чем в среднем)
считают, что в смене школы нет необходимости.
Один из первых ключевых вопросов,
который задавался родителям, – к чему школа
должна готовить ребенка? И к чему она в
реальности его готовит?
82% ответили, что школа должна готовить
к продолжению образования, и 76% – что она
выполняет эту важную функцию.
44% считают, что школа должна готовить к
самостоятельной жизни, и лишь 27% – что она к ней
реально готовит.
Треть респондентов убеждена, что
задача школы – готовить к профессиональной
карьере. И лишь 14%, подумав, решили, что она
выполняет эту задачу.
27% пап и мам высказали уверенность, что
задача школы – готовить к жизни по общепринятым
нормам морали и нравственности. Но лишь 16%
признались, что она, по их мнению, справляется с
таким предназначением. 25% считают, что в школе
следует готовить детей к сотрудничеству с
другими людьми. 16% решили, что она это делает.
24% заявили, что школа должна готовить к
труду, и 23% согласились: действительно готовит!
5% предположили, что задача школы –
учить бережно относиться к своему здоровью. 3%
решили, что школа проводит такую подготовку.
3% почему-то посчитали, что школа должна
готовить к семейной жизни. 1% родителей
согласились, что она выполняет эту роль.
И, наконец, 2% высказали мнение, что
школа должна готовить выпускников к
общественно-политической деятельности. Нашелся
один процент родителей, которые посчитали, что
она это делает.
Меньше, чем хотелось бы родителям,
школа готовит выпускника к самостоятельной
жизни (на 17% меньше, чем ожидают), к
профессиональной карьере (на 16% меньше), к жизни
по нормам морали и нравственности (на 11% меньше), к
сотрудничеству с другими людьми (на 9% меньше, чем
ожидают). А вот с продолжением образования в вузе
– все в порядке (см. ответ на первый вопрос).
Что должна сделать школа, чтобы стать
идеальной?
Все папы и мамы активно высказали свое
мнение по поводу необходимых преобразований в
своей школе. Интересно, что только 7% респондентов
решили отмолчаться. Ответы на вопросы
свидетельствуют: родители неплохо понимают, что
к чему.
Приоритеты распределились следующим
образом:
– школа должна повышать качество
преподавания и активнее стимулировать своих
педагогов для переобучения – 34%;
– школа должна оптимизировать свою
программу с точки зрения нагрузки и здоровья
учеников – 30%;
– школа должна проводить больше
воспитательных мероприятий – 23%;
– необходима профилизация программ,
детям с различными склонностями должны
предлагаться программы разной глубины – 21%;
– школа должна увеличить число
кружков и секций, которые будут работать на ее
базе, – 21%;
– школа должна систематически
информировать родителей о своей работе и
изменениях в ней, – 17%;
В пункте 4 статьи 43
Конституции РФ говорится, что родители обязаны
обеспечить детям получение основного общего
образования. Из этой конституционной
обязанности вытекает право родителей
интересоваться всеми сторонами деятельности
школы.
|
– школа должна увеличить число
дополнительных образовательных программ,
которые будут предлагаться на выбор ученикам, –
17%;
– школа должна активнее привлекать
средства спонсоров на развитие своей
материально-технической базы – 15%;
– школа должна улучшать свой
психологический климат – 14%;
– школа должна увеличить число
различных психологических программ для
учеников, направленных на улучшение общения,
самопознания и т.д., – 12%;
– школа должна ввести
информационно-обучающие программы для родителей
по вопросам воспитания детей – 6%;
– школа должна активнее привлекать
родителей к обсуждению значимых вопросов
школьной жизни – 6%.
Однако всего 6% положительных ответов
на последний вопрос показывают, что родители
пока себя в роли партнеров школы не видят.
Критический актив
Большинство респондентов (44%) ответили,
что приходят в школу лишь на родительские
собрания раз в четверть, бегло выполняя
«родительский минимум». Ежемесячно бывает в
школе почти каждый четвертый родитель (23%). Есть и
чемпионы: 11% заглядывают в школу раз в две-три
недели. 4% – еженедельно. 5% – практически
ежедневно.
В итоге более половины родителей (55%)
участвуют в школьной жизни для галочки.
В ходе проекта руководители
карельских школ, эксперты и учителя оценили
сложившийся на сегодняшний день «родительский
актив» весьма критично: в той или иной форме
смогли бы сотрудничать со школой не более 35% пап и
мам.
Остальные родители предпочитают
уклоняться от выполнения школьного долга и
являются к директору лишь тогда, когда их
вызывают (хотя в этом случае им приходится
передавать повестку с участковым). Большинство
из этих мам и пап уже получили негативный опыт
взаимодействия со школой. Эксперты все же
выделили потенциальную группу родителей,
готовых изменить свою позицию по отношению к
школе (например, если их вовлекут в новые формы
взаимодействия – обсуждение условий обучения,
воспитания, образовательных программ на
тренингах, семинарах, лекциях). Это еще 20–25%
родителей.
Чем они недовольны?
Эксперты сделали вывод: если родители
недовольны школой, этому есть две причины: либо
их ребенок неуспешен и школа не может объяснить,
в чем дело, либо школа не готова (или не умеет)
идти на конструктивный диалог с активными
родителями.
Менее половины респондентов (47%)
считают, что школа достаточно информирует их о
правах и возможностях влияния на организацию
школьной жизни.
Только 56% полагают, что школе не
безразлично, удовлетворены ли они результатами
обучения своего ребенка.
Самое интересное, что из 53% родителей,
обратившихся в школу с какими-то замечаниями и
предложениями, большинство (63,5%) все-таки
добились того, что хотели.
Более трети родителей (36,5%) ответили
категорически: никаких изменений после своих
обращений они не дождались!
Больше всего родители недовольны
чисто материальной стороной обучения в школе.
– Способы улучшения условий обучения
в школе хотели бы немедленно обсудить 44%
родителей;
– за улучшение воспитательной работы
– 38,2% родителей;
– и только треть самых продвинутых
готовы обсудить список дополнительных
образовательных программ – 30,1%.
Так что, вопреки опасениям, родители
вовсе не претендуют на критический анализ
деятельности педагогов. Они убеждены, что
передача знаний – дело учителей. Они хотят, чтобы
с этой целью учителя регулярно проходили
повышение квалификации. И они уверены, что
школа достойно выполняет задачу по подготовке их
детей в вузы (см. выше).
Самые активные – самые негативные
Пятая часть опрошенных родителей (22%) в
ходе исследования заявили о желании обсуждать
различные аспекты школьной жизни.
Эти родители чуть более обеспечены,
чем в среднем по выборке, и несколько моложе (63% из
них младше 40 лет, и это на 6% больше, чем в среднем
по республике). Половина родителей этой группы
(51%) – с высшим и незаконченным высшим
образованием. Среди них больше
квалифицированных специалистов, служащих и
руководителей разного уровня (всего 67%), а также
тех, кто уже работает в сфере образования.
Эти родители увереннее чувствуют себя
в стенах школы.
Потенциальные партнеры
учебного заведения – это активные люди, среди
которых немало имеющих негативный опыт общения
со школой. И разговаривать с ними надо осторожно!
|
56% из них ощущают себя партнерами
школы. Две трети «активистов» (66%) уже обращались
в школу с замечаниями и предложениями, причем 43%
полагают, что после обращения в школу ситуация
менялась в лучшую сторону. Большинство из них уже
готовы стать членами школьного совета.
У активных родителей – активные дети:
– 55% родителей этой группы отмечают,
что их дети занимаются по предметам
дополнительно (это на 13% больше, чем в среднем по
выборке);
– их дети чаще занимаются в кружках и
секциях (73%, что на 10% больше, чем в среднем);
– именно эти родители готовы
обсуждать пути построения новой, современной
системы образования (62%, что на 9% больше, чем в
среднем).
Однако в работе с ними школа встречает
серьезные трудности.
Активные родители более взыскательны
и критичны:
– 26% «потенциальных активистов» не
удовлетворены школой, где учится ребенок (это на
7% больше, чем в среднем по выборке);
– 41% родителей этой группы готовы
перевести ребенка в другую школу (что на 13%
больше, чем в среднем).
Таким образом, потенциальные партнеры
учебного заведения – это активные люди, среди
которых немало имеющих негативный опыт общения
со школой. И разговаривать с ними надо осторожно!
Частые посетители – самые придирчивые
Интересен оказался анализ ответов,
которые давали экспертам родители сельских
школьников – 23,9% опрошенных (287 человек).
– 81,9% сельских пап и мам не могли
выбрать школу ребенку при поступлении малыша в
первый класс (в среднем – 39,7%);
– они менее удовлетворены школой (60,7%
при среднем 72%);
– они больше надеются на
воспитательные мероприятия в школе (28,9% при
среднем 22,8%) и на улучшение психологического
климата (18,5% при среднем 13,5%);
– они гораздо чаще, чем городские
родители, заглядывают в школу, чаще обращаются с
предложениями. Причем ситуация после их
обращений чаще менялась в лучшую сторону (40% при
среднем 33,8%): сельская школа гораздо более
открыта в социум и умеет прислушиваться к
замечаниям;
– в дополнительных занятиях по
предметам родители больше ориентированы на
«подтягивание» ребенка там, где у него хуже
оценки (61% при среднем 53,3%), а также на ЕГЭ (56% при
среднем 51%).
Именно сельские родители чаще хотели
бы стать членами школьного совета (19% при 13,5% в
среднем). Мамы и папы понимают: в селе шансы
перевести ребенка в другую школу невелики.
Поэтому они хотят сами влиять на
образовательно-воспитательный процесс.
Материалы подготовила Светлана
КИРИЛЛОВА
ВНИМАНИЕ! В следующем номере мы
продолжим рассказ о поэтапной системе
привлечения родителей в школьный социум,
разработанной в ходе карело-финского проекта, и
представим методики по изучению запросов
родителей.
Кстати…
|
Финляндия является
страной-лидером в международном исследовании PISA.
Система образования финских учителей давно
стала предметом зависти для министерств
образования всех скандинавских стран. Все больше
внимания в финских школах уделяют работе с
родителями. Здесь считают, что это одна из
составляющих жизненного успеха финских
школьников и их высоких результатов в
международных исследованиях. В финских школах
родителей, например, привлекают для разработки
индивидуальных учебных планов для их детей.
В Финляндии национальный учебный план базового
обучения (утвержденный Национальным управлением
образования Финляндии в январе 2004 г.)
подчеркивает: «Родителям должна быть
предоставлена информация об учебном плане,
организации образования, других услугах для
учащихся. Им должнf быть обеспечена возможность
сотрудничать со школой. Это требует активной
инициативы учителей в сотрудничестве, диалоге и
информировании о правах и обязанностях
родителей, учителей и учеников. Основой
сотрудничества являются уважение и равенство
всех сторон». |
Из первых рук
|
«Нам нужно понять
точки сопрокосновения школы с ценностями семьи»
О проекте рассказывает Александр
МИХАЙЛОВ, руководитель отдела анализа
стратегического планирования и информатизации
Министерства образования Республики Карелия:
– Мы вышли из советского общества, где
был всеобщий дефицит, в том числе и
образовательных услуг. Поэтому сегодня ни
родители, ни дети не представляют своих прав в
образовании – разве что в виде скандала с
учителем или директором школы. Иногда
встречается гипертрофированная родительская
активность, когда те приходят в школу и говорят:
нужен евроремонт, кидаем по две штуки баксов, все
покупаем – и никаких проблем! А проблемы
остаются.
Конечно, наблюдать негативные
школьные ситуации со стороны – это нарушение
прав собственного ребенка
Но нам нужен просвещенный потребитель.
Не тот, который готов хватать любой дефицит
товара или услуги, а тот, кто знает свои права,
знает основы современной образовательной
политики, основы психологии и воспитания.
Поэтому возникла идея подготовить
просвещенных родителей. готовых и к участию в
управлении школой, и к соучастию в развитии
собственного ребенка.
12 пилотных школ из шести районов
Республики Карелия в течение нескольких лет
участвовали в модели построения Родительского
Университета. Ни одна модель не повторяет другую.
Целый блок направлений касался изучения
особенностей и потребностей семьи. Второй блок –
изучения семьей школы. Родители должны знать о
школе все. Поэтому на сайтах школ вывешиваются
различные шпаргалки для родителей,
разрабатываются модели открытых докладов школ.
Еще одно направление – обучение тех,
кто хочет участвовать в образовании своего
ребенка. А родители – в большинстве своем – не
знают даже, как помочь ему с домашним заданием.
Бесспорно, старые формы – такие, как
родительские комитеты и собрания, – должны
существовать. Но сейчас нам нужно понять, заново
осознать и формализовать точки соприкосновения
школы с ценностями семьи. Это идея общественного
заказа школе, который – чего прежде никогда не
было – оформляется не в виде претензии или
жалобы. |
|