Увлеченные школой
Они придумали школу. Миновали
бюрократические заморочки, финансовые трудности
и неверие друзей. Преодолели собственные
сомнения и опасения. Нашли (или построили) здание.
И – открыли придуманную школу.
«Думать легко, действовать трудно, а
превратить мысль в действие – самая трудная вещь
на свете», – считал Гёте. Директорам, которые
создали свои школы в 90-х годах теперь уже
прошлого века и которые существуют по сей день,
эта трудная вещь удалась.
Им верят родители, их любят дети, к ним
идут работать педагоги. Каждый из этих
директоров, создав школу, сделал мир чуточку
богаче, а жизнь вокруг себя – лучше, интереснее и
ярче. Ибо школа – один из индикаторов
определения благополучия того или иного района
(села, города).
Подчеркну, что, говоря о директорах,
создавших школу, я имею в виду не «крутые» школы,
качество которых измеряется в первую очередь
количеством призов, «звездных» детей или суммой
чеков, оплаченных родителями. Речь идет о
школах-ориентирах. Школах, ставших приметой
нашего времени. Школах – визитных карточках
своих создателей.
Наблюдая в течение многих лет за
школами, появившимися в постперестроечной
России, все сильнее убеждаешься в том, что
система образования в последние 10–13 лет
развивалась зачастую именно благодаря опыту и
инновационным идеям, которые исходили от этих
школ и их создателей. Между тем в сегодняшних
дискуссиях о том, какой должна быть школа и куда
движется наше образование, голос этих
директоров, как правило, не слышен либо слышен
крайне слабо. А ведь каждая из таких школ
обладает своим стилем, духом, укладом жизни,
которые способствуют вдохновению их учителей и
успеху учеников.
Мы много раз писали в нашей газете о том,
что управление школой – очень личностный «жанр»,
что школа, созданная директором для детей и во
имя детей, непременно несет на себе отпечаток его
личности.
Кто-то открывает ресторан, другой –
снимает кино, третий – пишет книгу. Все это
способы как-то обозначить себя в этом мире,
повлиять на него, выразить свое к нему отношение.
Для директоров, придумавших и сделавших свою
школу, именно она является попыткой изменить мир
или, если хотите, высказать свое мнение по поводу
происходящего.
«Увлеченные школой» – так, пожалуй,
наиболее точно можно выразить смысл бытия этих
людей. А их авторские школы, словно маяки,
обозначают для нас наиболее удачные причалы.
Именно поэтому мы в редакции подумали, что серия
бесед с директорами, создавшими свои школы с
нуля, будет небезынтересна. Мы будем говорить с
ними не столько об их школе, сколько о
директорской миссии вообще, и о том, как видится
им сегодняшнее положение дел в образовании.
Эти беседы в нашем разделе «Личное
дело» станут появляться раз в месяц, начиная с
сегодняшнего номера. И мы надеемся, что вам будет
так же интересно пробежать эти тексты глазами,
как нам было интересно общаться с этими людьми.
Ну а если вы сочтете, что можете предложить
кого-то в качестве героя для нашей серии, мы будем
вам признательны.
Яна САРТАН
|