Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Увлеченные школой

Они придумали школу. Миновали бюрократические заморочки, финансовые трудности и неверие друзей. Преодолели собственные сомнения и опасения. Нашли (или построили) здание. И – открыли придуманную школу.

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – считал Гёте. Директорам, которые создали свои школы в 90-х годах теперь уже прошлого века и которые существуют по сей день, эта трудная вещь удалась.

Им верят родители, их любят дети, к ним идут работать педагоги. Каждый из этих директоров, создав школу, сделал мир чуточку богаче, а жизнь вокруг себя – лучше, интереснее и ярче. Ибо школа – один из индикаторов определения благополучия того или иного района (села, города).

Подчеркну, что, говоря о директорах, создавших школу, я имею в виду не «крутые» школы, качество которых измеряется в первую очередь количеством призов, «звездных» детей или суммой чеков, оплаченных родителями. Речь идет о школах-ориентирах. Школах, ставших приметой нашего времени. Школах – визитных карточках своих создателей.

Наблюдая в течение многих лет за школами, появившимися в постперестроечной России, все сильнее убеждаешься в том, что система образования в последние 10–13 лет развивалась зачастую именно благодаря опыту и инновационным идеям, которые исходили от этих школ и их создателей. Между тем в сегодняшних дискуссиях о том, какой должна быть школа и куда движется наше образование, голос этих директоров, как правило, не слышен либо слышен крайне слабо. А ведь каждая из таких школ обладает своим стилем, духом, укладом жизни, которые способствуют вдохновению их учителей и успеху учеников.

Мы много раз писали в нашей газете о том, что управление школой – очень личностный «жанр», что школа, созданная директором для детей и во имя детей, непременно несет на себе отпечаток его личности.

Кто-то открывает ресторан, другой – снимает кино, третий – пишет книгу. Все это способы как-то обозначить себя в этом мире, повлиять на него, выразить свое к нему отношение. Для директоров, придумавших и сделавших свою школу, именно она является попыткой изменить мир или, если хотите, высказать свое мнение по поводу происходящего.

«Увлеченные школой» – так, пожалуй, наиболее точно можно выразить смысл бытия этих людей. А их авторские школы, словно маяки, обозначают для нас наиболее удачные причалы. Именно поэтому мы в редакции подумали, что серия бесед с директорами, создавшими свои школы с нуля, будет небезынтересна. Мы будем говорить с ними не столько об их школе, сколько о директорской миссии вообще, и о том, как видится им сегодняшнее положение дел в образовании.

Эти беседы в нашем разделе «Личное дело» станут появляться раз в месяц, начиная с сегодняшнего номера. И мы надеемся, что вам будет так же интересно пробежать эти тексты глазами, как нам было интересно общаться с этими людьми. Ну а если вы сочтете, что можете предложить кого-то в качестве героя для нашей серии, мы будем вам признательны.

Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru