Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Виртуальный музей

С чего начинается Родина?

С картинки на сайте моем…

В детстве у меня на письменном столе, между подставкой для карандашей и лампой, стоял портрет Ленина. Я никогда не задумывалась, что он там делает, и регулярно протирала с него пыль. Это было привычно… Глядя Ленину в глаза, рассказывала ему, как мечтаю об октябрятской звездочке на школьном фартуке. Потом он стал свидетелем исступленного желания иметь красный галстук, который впоследствии наглаживался каждое утро и перевязывался до тех пор, пока шелковый узел не принимал идеальную форму. Душа трепетала от патриотических песен, и страна казалась самой великой…

Публикация статьи произведена при поддержке интернет сайта www.BigBangTV.ru. Посетив сайт www.BigBangTV.ru Вы найдете все о сериале Теория большого взрыва. Удобная навигация, представленная на сайте, поможет быстро найти все серии всех 5 сезонов сериала Теория большого взрыва, которые можно бесплатно смотреть онлайн или скачать на высокой скорости. Раздел новостей расскажет о предстоящих премьерах, а интересные факты, биографии актеров и героев позволят больше узнать о любимом сериале. А так же к Вашим услугам возможность скачать постеры, саундтреки и обои для рабочего стола, увидеть фан-арт и онлайн-видео, посвященные сериалу Теория Большого Взрыва и его актерам.

Сегодняшним педагогам не позавидуешь: такие эффективные некогда приемы воспитания патриотизма, как пропаганда зла империализма, сбор металлолома на нужды экономики СССР, встречи с передовиками производства, свое отработали. Теперь мелодия гимна – легкомысленный звонок мобильного телефона, а государственный флаг – модный фон на рабочем столе компьютера.

Но одно верное средство прошло испытание временем, иным общественным строем и экономическими переменами. Как и прежде, патриотическое сознание с успехом воспитывается изучением истории в школьном музее. Но если современному подростку, который видит все через призму байтов и пикселей, интереснее знакомиться с ней удобным ему способом, то почему бы педагогу не призвать в союзники компьютерную технику – символ прогрессивности нашего времени? Тем более, как уверяют психологи, дети, вырастающие в тесном общении с компьютером, не только быстрее и разносторонне развивают интеллектуальные способности, но и имеют другие представления об окружающем мире и разумнее организуют время.

Виртуальный школьный музей – собрат музеев традиционных, которых в школах России насчитывается несколько тысяч. Их преобразование в электронную версию становится распространенной практикой: задача по формированию и развитию у ученика социально значимых ценностей решается не менее успешно, а вот число увлеченных погружением в прошлое заметно выше. Объяснением делятся учителя информатики – преподаватели, чей предмет, возможно, в наименьшей степени теоретизирован. По их мнению, учащиеся любят работать в команде с учителем, особенно когда могут продемонстрировать знания и умения сверх школьной программы. Совместное создание электронных материалов – один из таких примеров.

Детям приятно осознавать, что они заняты «взрослым» делом. Компьютер значительно изменил возрастные возможности школьников: ребята без особого труда осваивают приемы работы, которые раньше были доступны исключительно специалистам высокой квалификации. Дети используют те же компьютерные инструменты, пользуются такими же источниками информации, разбираются в технической документации и специальной литературе.

Кроме того, как и деятельность взрослых, работа детей с компьютером завершается получением конкретного результата – экскурсиями по интернет-музею. Но для школьника весьма ощутимый стимул и то, что плоды творчества оказываются доступными и востребованными. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков с использованием электронного варианта экспозиций школьных музеев, созданных единомышленниками из соседней школы или совершенно другого региона. Документальные материалы оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учеников. Осознавая это, дети начинают тщательнее работать с книгами и архивными материалами, просьбами уделить им время чаще осаждают родственников и ветеранов, внимательнее наблюдают, глубже анализируют.

Сайты создаются по всем правилам теории сайтостроения. По историко-краеведческим залам и экспозициям боевой славы помогает путешествовать навигационное меню, в новостной ленте фиксируются события, произошедшие в жизни музея, через электронную почту ведется переписка, устанавливаются связи с другими музеями…

Тематика виртуальных музеев широка: школы, помня пушкинский завет о том, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», погружаются в изучение Великой Отечественной войны, истории своего города и даже учебного заведения, если у такового богатая биография.

Школьные музеи и сами бывают… экспонатами. В Интернете появляются проекты, объединяющие электронные ресурсы школ российских регионов. Детский интерес к жизни страны тут очевиден: захватывающий голливудский боевик меркнет перед подлинным рассказом ветерана о его партизанских боях; изучение костей мамонта, найденных неподалеку местными учеными, с лихвой заменяет параграф в учебнике; воспоминания о детстве нынешнего олимпийского чемпиона, сидевшего когда-то за твоей партой, наполняют гордостью и зовут в спортзал…

Возможно, именно из таких штрихов рождается любовь к отечеству. И патриотизм тогда – не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Документы

Открытие школьного музея оформляется изданием приказа руководителя ОУ по представлению инициативной рабочей группы. Организация деятельности школьных музеев опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания гражданина России. В частности:

  • Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 10 февраля 1995 г.;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» от 11 июля 2005 г.;

  • Положение о статусе школьного музея (утверждено руководителем Департамента образования г. Москвы 28 апреля 1995 г.);

  • Положение о проведении военно-спортивных игр.

 

Кстати…

«Пушкин», «Кремль» и «озон»

В Саратове 226 учащихся школ и гимназий приняли участие в исследовании, целью которого было выявить содержательные, эмоциональные и оценочные характеристики представлений, составляющих образ России у старшеклассников.

В содержании образа страны у школьников преобладают такие понятия, как «край», «держава», «континент», «планета», «простор», «степи», «леса», «Петр I», «многонациональность», «СССР»…

Эмоциональные характеристики отражают в основном положительные переживания: «любовь», «счастье», «гордость», «патриотизм», «радость», «надежда» и т.п. Небольшая часть характеристик связана с негативными эмоциями и чувствами: «грязь», «мусор», «разваленное государство», «дураки», «злые люди» и др.

Оценочное отношение проявляется в понятиях «великая держава», «величайшая страна», «сильный дух», «хорошее образование»… Отрицательные оценки встречаются гораздо реже и выражены понятиями «низкий уровень жизни», «бедное население», «плохие дороги», «тяжелое прошлое», «слабая экономика» и т.д.

Многочисленны индивидуальные характеристики образа России. Среди них: «Великая Отечественная война», «балалайка», «Саратов», «Волга», «Дон», «Кремль», «деревня», «православие», «Пушкин», «поэзия», «США» (!), «надежда», «озон», «лето», «хрущебы».

 

Рейтинг@Mail.ru