Самооценка
А ты готов к профильному обучению?
Очевидно, что современная концепция
профильного обучения является не «повторением
пройденного», а развитием накопленного. Нельзя
перенести опыт 60-х или 90-х годов в настоящее
время. Следовательно, необходима
соответствующая подготовка педагога к введению
профильного обучения, понимаемого сегодня как
средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в
структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать
интересы и способности учащихся.
Основные направления сегодняшних
изменений таковы:
Профилизация содержания образования
и создание условий для построения учащимися
индивидуального образовательного маршрута;
Модернизация системы оценивания
образовательных результатов учащихся;
Проектирование образовательной
среды профильной школы, способствующей
социализации учащихся, развитию у них
гражданского самосознания и гражданской
активности.
Чтобы определить направление
подготовки, мы предлагаем использовать методику
самооценки, разработанную с учетом основных
направлений изменений на старшей ступени
образовательного процесса. Эта методика
достаточно проста в использовании и может быть
проведена в педагогическом коллективе любым
педагогом или администратором.
По итогам анализа листов самооценки
проводятся соответствующие подсчеты, которые
позволят выявить наиболее часто встречающиеся в
педагогическом коллективе проблемы.
Данная методика была апробирована в
ряде школ Санкт-Петербурга. Совокупные средние
результаты оказались следующими.
Диаграмма 1
Готовность учителей средней и старшей
школы к созданию для учащихся реальных условий
выбора (в процентах от общего количества
участников опроса)
1 – готовы подбирать
(предоставлять) разнообразные ресурсы (учебные
книги, ссылки и др.), необходимые для
самостоятельного поиска информации;
2 – готовы разрабатывать
(подбирать) программы элективных курсов для
профильной подготовки в соответствии с
образовательными запросами учащихся;
3 – готовы разрабатывать
(подбирать) программы курсов по выбору для
предпрофильной подготовки;
4 – готовы предоставлять
раздаточный материал, находящийся в свободном
доступе учащихся в процессе обучения;
5 – готовы предлагать
разнообразные формы выполнения и презентации
заданий.
Диаграмма 2
Готовность учителей средней и старшей
школы к использованию образовательных
технологий, ориентированных на определенный
возраст учащихся1
(в процентах от общего количества участников
опроса)
1 – готовы организовывать
образовательный процесс в оборудованных учебных
лабораториях;
2 – готовы активно использовать
Internet-технологии в учебном процессе;
3 – готовы использовать новые
технологии организации самостоятельной
образовательной деятельности учащихся
(например, летняя практика, экспедиция, работа в
архиве и др.);
4 – готовы включать в практику
обучения ситуационные задания;
5 – готовы включать в практику
обучения проектную деятельность;
6 – готовы включать в практику
обучения сбор портфолио;
7 – готовы включать в практику
обучения технологию развития критического
мышления для чтения и письма.
Диаграмма 3
Готовность учителей средней и старшей
школы к реализации программ внеучебной
(образовательной и досуговой) деятельности,
направленных на расширение образовательного
пространства учащихся
(в процентах от общего количества участников
опроса)
1 – готовы выступить с предложениями
о создании новых образовательных традиций школы,
развивающих учебную мотивацию;
2 – готовы выступить с
предложениями о создании новых образовательных
традиций школы, сохраняющих здоровье учащихся и
учителей;
3 – готовы выступить с
предложениями о создании новых образовательных
традиций школы, способствующих самореализации
учащихся;
4 – готовы включиться в разработку
механизма профильной ориентации в основной
школе.
Диаграмма 4
Готовность учителей средней и старшей
школы к реализации педагогического
сопровождения и поддержки школьников
(в процентах от общего количества участников
опроса)
1 – готовы диагностировать
образовательные интересы и возможности
учащихся;
2 – готовы сопровождать учащихся
группы риска в качестве тьютора;
3 – готовы помогать учащимся в
выборе профиля обучения;
4 – готовы заказывать литературу в
других библиотеках и использовать ее в учебном
процессе.
Диаграмма 5
Готовность учителей средней и старшей
школы к организации социально значимых дел
школьников, в которых они могли бы проявить себя
активными участниками и организаторами
(в процентах от общего количества участников
опроса)
1 – готовы участвовать в
организации деятельности и работе ученического
научного общества;
2 – готовы организовывать
социальную практику учащихся;
3 – готовы организовывать
внутришкольные праздники;
4 – готовы создавать
образовательные традиции в школе.
Диаграмма 6
Готовность учителей средней и старшей
школы к отслеживанию продвижения школьников по
образовательному маршруту
(в процентах от общего количества участников
опроса)
1 – готовы включить в практику
обучения накопительную систему оценивания;
2 – готовы включить в практику
обучения сбор портфолио;
3 – готовы принять участие в
разработке модели образовательного рейтинга для
выпускников 9-х классов;
4 – готовы принять участие в
разработке и реализации внутришкольной
программы мониторинга качества образования.
Проведенное исследование готовности
учителей к реализации профильного обучения
показало, что в наибольшей степени (50 % и
более) учителя готовы:
подбирать (предоставлять)
разнообразные ресурсы (учебные книги, ссылки и
др.), необходимые для самостоятельного поиска
информации;
предоставлять раздаточный материал,
находящийся в свободном доступе учащихся в
процессе обучения;
предлагать разнообразные формы
выполнения и презентации заданий;
включать в практику обучения
ситуационные задания.
В наименьшей степени (10 % и менее)
учителя готовы:
активно использовать Internet-технологии
в образовательном процессе;
создавать новые образовательные
традиции школы, сохраняющие здоровье;
выступить с предложениями о создании
новых образовательных традиций школы,
способствующих самореализации учащихся;
включиться в разработку механизма
профильной ориентации в основной школе;
организовывать социальную практику;
принять участие в разработке и
реализации внутришкольной программы
мониторинга качества образования.
Как видно из приведенных выше
диаграмм, наиболее низкие показатели готовности
у учителей, принявших участие в самооценке, к
реализации программ внеучебной (образовательной
и досуговой) деятельности, направленных на
расширение образовательного пространства
учащихся, а также к отслеживанию продвижения
школьников по образовательному маршруту.
Следовательно, именно в этих направлениях и
целесообразно проводить методическую работу в
данных образовательных учреждениях.
В целом, сопоставляя полученные в
данном микроисследовании результаты, с теми
проблемами введения профильного обучения,
которые выделяются в различных источниках
(официальных докладах, монографических работах,
статьях), можно констатировать, что перед
образованием (в частности, в школах, принявших
участие в микроисследовании) встает серьезная
задача мотивации педагогов к преобразованиям,
развития у них готовности к введению необходимых
изменений, связанных с профилизацией старшей
ступени школьного образования.
Ксения КОНДРАШОВА,
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
__________________
1 Выбор данного
перечня технологий в листе самооценки
готовности учителей к реализации профильного
обучения обусловлен их направленностью на
построение возрастосообразного
образовательного процесса и согласованностью с
задачами модернизации старшей ступени
образования.
Уважаемые педагоги!
Оцените, насколько вы готовы к введению
профильного обучения в школе. В таблице сделайте
соответствующую отметку в одном из трех правых
столбцов. Большая просьба – не пропускайте
строки.
Критерий/критерии
готовности |
Показатель/показатели
готовности |
Не
готов (а) |
Скорее
готов (а) |
Готов
(а) |
Создание
условий выбора в образовательном
процессе |
Я готов(а)
подбирать (предоставлять) разнообразные ресурсы
(учебные книги, ссылки и др.), необходимые для
самостоятельного поиска информации |
|
|
|
Я готов(а)
разрабатывать (подбирать) программы элективных
курсов для профильной подготовки в соответствии
с образовательными запросами учащихся |
|
|
|
Я готов(а)
разрабатывать (подбирать) программы курсов по
выбору для предпрофильной подготовки |
|
|
|
Я готов(а)
предоставлять раздаточный материал, находящийся
в свободном доступе, учащимся в процессе
обучения |
|
|
|
Я готов(а)
предлагать разнообразные формы выполнения и
презентации заданий |
|
|
|
Использование
образовательных технологий, ориентированных на
определенный возраст учащихся |
Я готов(а)
организовывать образовательный процесс в
оборудованных учебных лабораториях |
|
|
|
Я готов(а) активно
использовать Internet-технологии в учебном процессе |
|
|
|
Я готов(а)
использовать новые технологии организации
самостоятельной образовательной деятельности
учащихся (например, летняя практика, экспедиция,
работа в архиве и др.) |
|
|
|
Я готов(а) включать
в практику обучения ситуационные задания |
|
|
|
Я готов(а) включать
в практику обучения проектную деятельность |
|
|
|
Я готов(а)
включать в практику обучения сбор портфолио |
|
|
|
Я готов(а) включать
в практику обучения технологию развития
критического мышления для чтения и письма |
|
|
|
Реализация
программ внеучебной (образовательной и
досуговой) деятельности, направленных на
расширение образовательного пространства
учащихся |
Я готов(а)
выступить с предложениями о создании новых
образовательных традиций школы, развивающих
учебную мотивацию |
|
|
|
Я готов(а)
выступить с предложениями о создании новых
образовательных традиций школы, сохраняющих
здоровье учащихся и учителей |
|
|
|
Я готов(а)
выступить с предложениями о создании новых
образовательных традиций школы, способствующих
самореализации учащихся |
|
|
|
Я готов(а)
включиться в разработку механизма профильной
ориентации в основной школе |
|
|
|
Реализация
педагогического сопровождения и поддержки
школьников |
Я готов(а)
диагностировать образовательные интересы и
возможности учащихся |
|
|
|
Я готов(а)
сопровождать учащихся группы риска в качестве
тьютора |
|
|
|
Я готов(а) помогать
учащимся в выборе профиля обучения |
|
|
|
Я готов(а)
заказывать литературу в других библиотеках и
использовать ее в учебном процессе |
|
|
|
Организация
социально значимых дел школьников, в которых они
могли бы проявить себя активными участниками и
организаторами |
Я готов(а)
участвовать в организации деятельности и работе
ученического научного общества |
|
|
|
Я готов(а)
организовывать социальную практику учащихся |
|
|
|
Я готов(а)
организовывать внутришкольные праздники |
|
|
|
Я готов(а)
создавать образовательные традиции в школе |
|
|
|
Отслеживание
продвижения школьников по образовательному
маршруту (т.е. оценивание успехов и диагностика
неудач) |
Я готов(а) включить
в практику обучения накопительную систему
оценивания |
|
|
|
Я готов(а) включить
в практику обучения сбор портфолио |
|
|
|
Я готов(а) принять
участие в разработке модели образовательного
рейтинга для выпускников 9-х классов |
|
|
|
Я готов(а) принять
участие в разработке и реализации
внутришкольной программы мониторинга качества
образования |
|
|
|
|