Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Самооценка

А ты готов к профильному обучению?

Очевидно, что современная концепция профильного обучения является не «повторением пройденного», а развитием накопленного. Нельзя перенести опыт 60-х или 90-х годов в настоящее время. Следовательно, необходима соответствующая подготовка педагога к введению профильного обучения, понимаемого сегодня как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.

Основные направления сегодняшних изменений таковы:

  • Профилизация содержания образования и создание условий для построения учащимися индивидуального образовательного маршрута;

  • Модернизация системы оценивания образовательных результатов учащихся;

  • Проектирование образовательной среды профильной школы, способствующей социализации учащихся, развитию у них гражданского самосознания и гражданской активности.

Чтобы определить направление подготовки, мы предлагаем использовать методику самооценки, разработанную с учетом основных направлений изменений на старшей ступени образовательного процесса. Эта методика достаточно проста в использовании и может быть проведена в педагогическом коллективе любым педагогом или администратором.

По итогам анализа листов самооценки проводятся соответствующие подсчеты, которые позволят выявить наиболее часто встречающиеся в педагогическом коллективе проблемы.

Данная методика была апробирована в ряде школ Санкт-Петербурга. Совокупные средние результаты оказались следующими.

Диаграмма 1

Готовность учителей средней и старшей школы к созданию для учащихся реальных условий выбора (в процентах от общего количества участников опроса)

 

1 – готовы подбирать (предоставлять) разнообразные ресурсы (учебные книги, ссылки и др.), необходимые для самостоятельного поиска информации;

2 – готовы разрабатывать (подбирать) программы элективных курсов для профильной подготовки в соответствии с образовательными запросами учащихся;

3 – готовы разрабатывать (подбирать) программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки;

4 – готовы предоставлять раздаточный материал, находящийся в свободном доступе учащихся в процессе обучения;

5 – готовы предлагать разнообразные формы выполнения и презентации заданий.

Диаграмма 2

Готовность учителей средней и старшей школы к использованию образовательных технологий, ориентированных на определенный возраст учащихся1
(в процентах от общего количества участников опроса)

1 – готовы организовывать образовательный процесс в оборудованных учебных лабораториях;

2 – готовы активно использовать Internet-технологии в учебном процессе;

3 – готовы использовать новые технологии организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся (например, летняя практика, экспедиция, работа в архиве и др.);

4 – готовы включать в практику обучения ситуационные задания;

5 – готовы включать в практику обучения проектную деятельность;

6 – готовы включать в практику обучения сбор портфолио;

7 – готовы включать в практику обучения технологию развития критического мышления для чтения и письма.

Диаграмма 3

Готовность учителей средней и старшей школы к реализации программ внеучебной (образовательной и досуговой) деятельности, направленных на расширение образовательного пространства учащихся
(в процентах от общего количества участников опроса)

1 – готовы выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, развивающих учебную мотивацию;

2 – готовы выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, сохраняющих здоровье учащихся и учителей;

3 – готовы выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, способствующих самореализации учащихся;

4 – готовы включиться в разработку механизма профильной ориентации в основной школе.

Диаграмма 4

Готовность учителей средней и старшей школы к реализации педагогического сопровождения и поддержки школьников
(в процентах от общего количества участников опроса)

1 – готовы диагностировать образовательные интересы и возможности учащихся;

2 – готовы сопровождать учащихся группы риска в качестве тьютора;

3 – готовы помогать учащимся в выборе профиля обучения;

4 – готовы заказывать литературу в других библиотеках и использовать ее в учебном процессе.

Диаграмма 5

Готовность учителей средней и старшей школы к организации социально значимых дел школьников, в которых они могли бы проявить себя активными участниками и организаторами
(в процентах от общего количества участников опроса)

1 – готовы участвовать в организации деятельности и работе ученического научного общества;

2 – готовы организовывать социальную практику учащихся;

3 – готовы организовывать внутришкольные праздники;

4 – готовы создавать образовательные традиции в школе.

Диаграмма 6

Готовность учителей средней и старшей школы к отслеживанию продвижения школьников по образовательному маршруту
(в процентах от общего количества участников опроса)

1 – готовы включить в практику обучения накопительную систему оценивания;

2 – готовы включить в практику обучения сбор портфолио;

3 – готовы принять участие в разработке модели образовательного рейтинга для выпускников 9-х классов;

4 – готовы принять участие в разработке и реализации внутришкольной программы мониторинга качества образования.

Проведенное исследование готовности учителей к реализации профильного обучения показало, что в наибольшей степени (50 % и более) учителя готовы:

  • подбирать (предоставлять) разнообразные ресурсы (учебные книги, ссылки и др.), необходимые для самостоятельного поиска информации;

  • предоставлять раздаточный материал, находящийся в свободном доступе учащихся в процессе обучения;

  • предлагать разнообразные формы выполнения и презентации заданий;

  • включать в практику обучения ситуационные задания.

В наименьшей степени (10 % и менее) учителя готовы:

  • активно использовать Internet-технологии в образовательном процессе;

  • создавать новые образовательные традиции школы, сохраняющие здоровье;

  • выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, способствующих самореализации учащихся;

  • включиться в разработку механизма профильной ориентации в основной школе;

  • организовывать социальную практику;

  • принять участие в разработке и реализации внутришкольной программы мониторинга качества образования.

Как видно из приведенных выше диаграмм, наиболее низкие показатели готовности у учителей, принявших участие в самооценке, к реализации программ внеучебной (образовательной и досуговой) деятельности, направленных на расширение образовательного пространства учащихся, а также к отслеживанию продвижения школьников по образовательному маршруту. Следовательно, именно в этих направлениях и целесообразно проводить методическую работу в данных образовательных учреждениях.

В целом, сопоставляя полученные в данном микроисследовании результаты, с теми проблемами введения профильного обучения, которые выделяются в различных источниках (официальных докладах, монографических работах, статьях), можно констатировать, что перед образованием (в частности, в школах, принявших участие в микроисследовании) встает серьезная задача мотивации педагогов к преобразованиям, развития у них готовности к введению необходимых изменений, связанных с профилизацией старшей ступени школьного образования.

Ксения КОНДРАШОВА,
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

__________________

1 Выбор данного перечня технологий в листе самооценки готовности учителей к реализации профильного обучения обусловлен их направленностью на построение возрастосообразного образовательного процесса и согласованностью с задачами модернизации старшей ступени образования.

Уважаемые педагоги!

Оцените, насколько вы готовы к введению профильного обучения в школе. В таблице сделайте соответствующую отметку в одном из трех правых столбцов. Большая просьба – не пропускайте строки.

Критерий/критерии готовности

Показатель/показатели
готовности

Не готов (а)

Скорее готов (а)

Готов (а)

Создание

условий выбора в образовательном процессе

Я готов(а) подбирать (предоставлять) разнообразные ресурсы (учебные книги, ссылки и др.), необходимые для самостоятельного поиска информации

Я готов(а) разрабатывать (подбирать) программы элективных курсов для профильной подготовки в соответствии с образовательными запросами учащихся

Я готов(а) разрабатывать (подбирать) программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки

Я готов(а) предоставлять раздаточный материал, находящийся в свободном доступе, учащимся в процессе обучения

Я готов(а) предлагать разнообразные формы выполнения и презентации заданий

Использование образовательных технологий, ориентированных на определенный возраст учащихся

Я готов(а) организовывать образовательный процесс в оборудованных учебных лабораториях

Я готов(а) активно использовать Internet-технологии в учебном процессе

Я готов(а) использовать новые технологии организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся (например, летняя практика, экспедиция, работа в архиве и др.)

Я готов(а) включать в практику обучения ситуационные задания

Я готов(а) включать в практику обучения проектную деятельность

Я готов(а) включать в практику обучения сбор портфолио

Я готов(а) включать в практику обучения технологию развития критического мышления для чтения и письма

Реализация программ внеучебной (образовательной и досуговой) деятельности, направленных на расширение образовательного пространства учащихся

Я готов(а) выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, развивающих учебную мотивацию

Я готов(а) выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, сохраняющих здоровье учащихся и учителей

Я готов(а) выступить с предложениями о создании новых образовательных традиций школы, способствующих самореализации учащихся

Я готов(а) включиться в разработку механизма профильной ориентации в основной школе

Реализация педагогического сопровождения и поддержки школьников

Я готов(а) диагностировать образовательные интересы и возможности учащихся

Я готов(а) сопровождать учащихся группы риска в качестве тьютора

Я готов(а) помогать учащимся в выборе профиля обучения

Я готов(а) заказывать литературу в других библиотеках и использовать ее в учебном процессе

Организация социально значимых дел школьников, в которых они могли бы проявить себя активными участниками и организаторами

Я готов(а) участвовать в организации деятельности и работе ученического научного общества

Я готов(а) организовывать социальную практику учащихся

Я готов(а) организовывать внутришкольные праздники

Я готов(а) создавать образовательные традиции в школе

Отслеживание продвижения школьников по образовательному маршруту (т.е. оценивание успехов и диагностика неудач)

Я готов(а) включить в практику обучения накопительную систему оценивания

Я готов(а) включить в практику обучения сбор портфолио

Я готов(а) принять участие в разработке модели образовательного рейтинга для выпускников 9-х классов

Я готов(а) принять участие в разработке и реализации внутришкольной программы мониторинга качества образования

 

Рейтинг@Mail.ru